В начале ноября 2020 года изданию «Ведомости» стало известно, что основные игроки на рынке услуг каршеринга выступают против дополнительного регулирования их деятельности.
Отдельный законопроект для этого готовит комитет по транспорту в Госдуме. Законодатели предлагают ввести запрет на доступ к услугам каршеринга водителей, которые ранее грубо нарушали ПДД. Также нельзя будет передавать руль постороннему человеку. Управлять машиной должен только тот, кто оформил ее аренду в приложении.
В качестве одного из основных пунктом в новом законе может быть прописана ответственность компаний за неисправности арендных машин, которые пользователь не может идентифицировать до начала поездки, например, проблему с тормозами или рулевым управлением или состояние протекторов шин. Сейчас пользователь не может это узнать, он доверяет сервису, подтверждая состояние нормальное машины визуально. В то же время эти машины проходят обычное ТО через более долгое время, а не как такси, например, техосмотр каждые 6 месяцев.
Согласно информации Института развития правового общества (ИРПО), в России каршеринг в настоящее время является одним из динамично развивающихся видов транспортных услуг. Например, в Москве одновременно доступны более 31 тыс. транспортных средств для краткосрочной аренды, которые используют почти 1 млн пользователей. Ежегодно автопарк каршеринга пополняется на десятки тысяч машин. И если эту отрасль не регулировать, то могут начаться проблемы как у пользователей из-за участившихся мошеннических действий третьих лиц, так и у компаний-владельцев сервисов из-за проблем с ГИБДД. По статистике инспекции количество аварий, где участниками становятся машины сервисов краткосрочной аренды, становится все больше. Например, в 2019 году количество ДТП в Москве с участием каршеринга и такси увеличилось в 2,5 раза по сравнению с 2018 годом.
Представители сервисов «Яндекс.Драйв», Youdrive и Belka.car заявили, что возникновение нового закона нивелирует преимущества каршеринга по сравнению с остальными участниками рынка аренды – компаниями по прокату автомобилей, такси и даже автопроизводителями. Несколько лет услуги каршеринга регулируются статьями 642, 643 и 644 Гражданского кодекса РФ. Помимо этого каршеринговые машины застрахованы по ОСАГО и КАСКО.
Операторы каршеринга опасаются, что дополнительные требования к пользователям сервиса будут отсеивать часть клиентов, увеличивать время на их проверку и допуск к системе, также есть вероятность увеличения стоимости услуг. Это может привести к уменьшению доступности каршеринга, а также к отказу части пользователей продолжать с ними сотрудничать на новых условиях.
Ранее в 2019 году ГИБДД предлагала создать единую базу водителей, кто хотя бы один раз был лишен прав или регулярно нарушает ПДД, чтобы делиться ей с каршеринговыми компаниями. Планировалось, что эти водители попадут в «черный» список всех сервисов кратковременной аренды. Однако, эта инициатива так и осталась не реализована.
См. также:
staticmain
Так, а плохо это потому что…
ivan386
А в чём проблема просто лишить этих водителей водительских прав?
wolfer
система наказаний строится на том, что после наказания ты восстанавливаешься в правах. После того как ты отсидел за кражу, ты становишься равноправным членом общества. Так и с ПДД, проехал на красный — посидел полтора года без прав дальше права возвращают
tmin10
Не понятно, почему за «грубое нарушение» надо лишать каршеринга, а не прав. Если прав не лишили, значит, с точки зрения закона, такого человека не нужно изолировать от управления ТС.
CherryPah
Возможно имелось в виду что человек ранее был лишен прав за грубое нарушение. Но права то не навсегда отбирают — через полгода/год он получает права обратно. И ГИБДД предлагает поделиться информацией о таких грубых нарушителях с шерингом, чтобы те рассматривали их как неблагонадежных клиентов склонных к нарушениям
kudryavy
Есть такая точка зрения:
Никто не мешает человеку управлять своим ТС.
Всё-таки каршеринг — это общее пользование машин. Сегодня на одной машине грубо нарушил ПДД и тем самым лишил возможности использовать эту машину десятки пользователей. Завтра другую, и еще десятки пользователей без машины.
Зачем это оператору каршеринга? Подставлять своё имущество, отдавая его в руки безответственных водителей и тем самым делая хуже своим добропорядочным пользователям.
Пусть такой «непорядочный» портит своё имущество вместо общественного. Если есть. А если нет, то пусть поднимает «карму» для того, чтобы можно было пользоваться общественным.
Glays
«Своё имущество» это любое взятое в аренду в обычной, не каршеринговой арендной компании?
Ну и как карму поднять если как раз подразумевается
kudryavy
Свое имущество — это купленный в собственность автомобиль, например. Или распоряжение имуществом друга, когда тот не против.
А в обычной арендной компании такие условия, что на полчаса машинку побаловаться не возьмешь. Надо забрать из офиса, и вернуть в офис.
Вообще-то карма у автомобилистов имеет свойство очищения. Штрафы старше года сгорают. Таким образом если отъездил год без грубых нарушений — почистил карму и получил доступ к каршерингу.
zzzzzzzzzzzz
Это такой Советский Союз получается, где государство решает, что для граждан лучше, а не сами граждане.
По идее, это каршеринговые конторы должны решать, хотят они дать конкретному пользователю машину в аренду или нет. А когда за них некие «законодатели» решают — это странно. Собственно, о том и статья, что каршеринговым конторам такое на фиг не надо.
ardraeiss
Не надо так. Всё ПДД всех стран это "государство решает, что для граждан лучше". А равно и выдача прав.
Потому что граждане вполне могут считать что "пройти до перехода на углу плохо, мнежчерездорогу в магазн оченьнадо"(цитата, реально люди так считают). Или "очень спешу, поэтому мне можно проехать мимо открытого на высадку пассажиров трамвая".
Arris
Почему-то на гугл ярлык "это же такой советский союз получается" никто не клеит, хотя он (тоже) решает, что пользователю нужно без участия пользователя :)
poisons
Потому что за не все нарушения прав лишают, но некоторых людей действительно лучше изолировать. Все руки не доходят разобрался как наказать индивида, который каждый третий день бросает тачку перекрывая выход из подъезда или бросает ее залезая на тротуар и все вынуждены ее обходить. Каждый раз сервис разный, уж не знаю зачем он так чередует.
С точки зрения каршеринга, ну по ГПС он парканулся нормально.
Newbie2
Двоякое у меня впечатление. С одной стороны это плохо, потому что если человек не лишен прав управления ТС, то отказ в предоставлении услуги каршеринга должен быть на усмотрение оператора, а не закона. С другой стороны — камикадзе уже поднадоели.
sumanai
Когда придумают замену ютубу?