Говорят, что не за горами те времена, когда живое общение станет привилегией. Мы надеемся, что до этого не дойдет, и через некоторое время мы все же сможем снова без ограничений встречаться с друзьями и коллегами, ездить по городам и странам, в общем – наслаждаться полноценной жизнью.

Бизнес переживает последствия нападения COVID-пришельцев на планету успешнее, чем можно было предполагать. Zoom, Skype, ВКС, прочно вошли в нашу жизнь. Но полностью заменить «живые» контакты видеоконференции неспособны. Если в разговоре один на один их ущербность не так заметна, то уже представительные совещания получаются не столь эффективными. А о масштабных конференциях и говорить нечего. Ток-шоу с отдельными «говорящими головами» быстро становятся скучным.

В последние годы мы провели несколько масштабных мероприятий и были весьма довольны их результатами. Выставка «М.Видео Electronics Show» стала большим событием для всего российского ритейла. Специализированная конференция DIGITAL SHOW была не столь представительной, но сумела объединить множество наших партнеров, помогла продавцам, которые работают в сотнях магазинов «М.Видео» и «Эльдорадо» познакомиться с новыми продуктами. Отказаться от этих масштабных мероприятий из-за эпидемии нам было трудно. А превращать ежегодное шоу в обычную видеоконференцию – обидно.

И мы решили, что технологический ритейлер просто обязан пользоваться плодами прогресса. Как? Читайте под катом.

Что мы планировали организовать


Еще до начала «второй волны» пандемии мы понимали, что организовать в 2020 году масштабное оффлайн-мероприятие вряд ли получится. Выход напрашивался сам собой: перевести нашу ежегодную конференцию в онлайн. Но и такой формат нас не вполне устраивал.

Мы прекрасно понимали, что ни одна, даже самая умная «говорящая голова» на экране не заменит живого докладчика, ни одна, пусть даже самая красивая презентация не даст такого же эффекта, как живая демонстрация новых продуктов, ни один чат не способен полностью заменить живого общения, ради которого, собственно, многие и посещают оффлайн-конференции и выставки. Так появилась идея: провести нашу ежегодную конференцию не онлайн, а в виртуальном пространстве, которое могло бы максимально приблизить происходящее к реальности.

Дальше идея стала обрастать деталями. Во-первых, нам предстояло собрать на одной виртуальной площадке два десятка тысяч человек (по факту даже больше), которые были бы распределены по всей стране, от Калининграда до Владивостока, в 11 часовых поясах.

Во-вторых, основой мероприятия должны были стать не доклады, а работа в рамках виртуального выставочного комплекса, где партнеры компании могли бы представить свои новинки.

В-третьих, на территории экспозиции нам требовалось дать возможность гостям пообщаться с экспертами тет-а-тет. А еще во время конференции нам нужно было обучить 1200 лучших продавцов и обеспечить им возможность поговорить с представителями вендоров. И наконец, шоу должно было транслироваться во всех магазинах «М.Видео» и «Эльдорадо».


Не Online, а Mixed Reality


Мы слишком замахнулись? Своими силами провести такое мероприятие в виртуальном пространстве было бы слишком амбициозно. Выход нашелся очень быстро. Гейминг – одно из направлений нашей работы, и мы решили воспользоваться теми возможностями, которые предоставляют современные игровые платформы. Тем более, что такая идея в ковид-реальности уже не оригинальна.

Весной 2020 года Трэвис Скотт дал концерт для 12 миллионов игроков прямо в многопользовательской игре Fortnite. Многие компании на удаленке стали отказываться от Zoom-совещаний (скууучно!) и встречаться прямо в играх. Например — в Red Dead Redemption 2.

Конечно, копировать чужой опыт мы не планировали, он далеко не во всем соответствовал нашим задачам. В первую очередь нас интересовало то, как будут решены бизнес задачи: конференция, которая была бы интересна каждому участнику (ну хорошо-хорошо, не всем, а большинству) и вызывала бы нужные эмоции, формируя должную вовлеченность. Также нам было необходимо организовать увлекательные и интересные учебные сессии для продавцов розничной сети.

И решение нашлось. Нашим технологическим партнером стала российская компания Connect. Одна из ее разработок, браузерный онлайн мультиплеер, в котором уже были реализованы многие возможности, которые мы искали. Работу платформы обеспечивает графический движок Unreal Engine, лучшая рекомендация для которого – множество игровых хитов, которые на нем реализованы. Теперь ему предстояло поработать не только для геймеров.



Как работает платформа


По сути, в последние годы специалисты Connect занимались переписыванием Unreal Engine (это, как известно, среда с открытым исходным кодом), чтобы обеспечить взаимодействие с движком в веб-среде. Эта работа была сложной, потребовала дописывания большого объема кода, но в результате появилась платформа, которая не имеет аналогов мире. Честно говоря, даже подсмотреть и украсть идею было особо не у кого.



До сих для просмотра таких виртуальных мероприятий пользователям приходилось загружать дополнительные приложения, покидая веб-пространство (именно так было, например, у зрителей концерта Тревиса Скотта). У нас же все взаимодействия остались в браузере, где был развернут полноценный мультиплеер, а пользователи получили прямо на сайте не только трансляцию, но и интерактивную зону, в которую не надо было заходить с кучей дополнительных действий – достаточно просто зарегистрироваться для участия в конференции.


Пожалуй, единственное, что могло негативно сказаться на качестве трансляции — скорость интернет-соединения, но система предполагала сглаживание изображения в зависимости от качества канала. В любом случае, если устройство пользователя позволяет ему смотреть онлайн-видео 720р (а это, де-факто, современный стандарт качества видео в Сети), то качество картинки, которую он получает, будет самым высоким.

Каким получился виртуальный Экспоцентр


На платформе, которую вместе с нашими специалистами сделали партнеры из Connect, мы развернули огромный виртуальный Экспоцентр. Главным его «помещением» стало публичное пространство (мы назвали его «Площадь»), обучающий центр («Академия»), выставка с 25 стендами вендоров и особая зона, где могли общаться между собой топ-менеджеры компании, партнеры и журналисты.



Наш виртуальный Экспоцентр работал три дня. За это время в нем побывали 26 тысяч продавцов наших магазинов, которые проходили обучение по новым продуктам. Раньше для этого мы использовали «классические» лекции и учебные материалы. Теперь «студенты» перемещаются между виртуальными студиями, где для них выступали сотрудники вендоров, эксперты, руководство компании. Иными словами, для наших специалистов мы сделали настоящий виртуальный университет, в котором проводится обучение нового типа.



К слову, для 1200 лучших продавцов было приготовлено не только обучение, но и специальная программа. Для них (а еще для менеджеров, партнеров и представителей СМИ) прошла виртуальная выставка, на которой можно было перемещаться между стендами, участвовать в разных активностях, конкурсах и квизах.

Платформа, кстати, собирает данные об активности каждого участника, для самых вовлеченных были предусмотрены различные поощрительные призы.
Пространство внутри виртуальных выставочных стендов используется так же, как и во время обычной оффлайн-выставки: доклады, презентации, неформальные встречи, рассказ о продуктах. Для разговора с глаза на глаз можно было даже отойти в сторонку (в этом случае система реалистично приглушит голоса) или вообще зайти в переговорку, откуда будет видна вся панорама выставки.



Самое интересное – контент


Все это – внешняя обстановка. Но мы то знаем, что главное на любом мероприятии – контент. И мы хотели поразить участников DIGITAL SHOW 2020 не только виртуальным Экспоцентром. Для этого мы снова воспользовались геймерским опытом. Во время разработки контента мы применили практики управления вниманием, которые обычно используются во многих играх. А для этого в виртуальном выставочном пространстве было организовано шоу (тоже, естественно, виртуальное), с помощью которого мы хотели добиться внимания публики.



Но главное, к чему мы стремились – избавиться от ощущения «говорящих голов», которое характерно для обычных вебинаров и онлайн-конференций. Поэтому всех наших докладчиков сняли на «зеленке», а потом поместили в виртуальное пространство, в котором они не только выступали с презентациями, но и дискутировали друг с другом, взаимодействовали с аудиторией в режиме реального времени. Кстати, и обычные посетители могли пообщаться друг с другом, при помощи видеочатов. Платформа позволяет организовать до полторы тысяч таких сеансов связи одновременно.



Все только начинается


Собственно говоря, мы начали работать с виртуальной платформой еще на этапе подготовки DIGITAL SHOW 2020. В ней мы сразу же стали обсуждать все рабочие вопросы. Например, после совещаний мы часто «бродили» по стендам и ловили всевозможные баги (да, иногда на площадках забываешь персонажей). Сегодня понятно, что работать в виртуальном пространстве куда интереснее и продуктивнее, чем в окошках Zoom.



Таким был наш опыт. А можете поделиться в комментариях необычными форматами участия во всевозможных мероприятиях эпохи COVID-19? Впереди Новый год, вдруг всем нам суждено встретиться у виртуальной елки с не менее виртуальным Дедом Морозом и Снегурочкой!