Если вам интересно, какую практическую пользу приносят компании доклады сотрудников на конференциях — или уже хочется развивать культуру выступлений, но нанимать DevRel'а в планах нет — я думаю, наш опыт будет полезен.
Зачем компании нужны публичные выступления
Четыре года назад в Lamoda уже был крупный IT-департамент. Большой стек технологий, налаженные процессы, интересные задачи для разработчиков разных уровней — от джунов до сеньоров. Вот только никто за пределами компании об этом не знал.
Интересные нам кандидаты с трудом соглашались на собеседования, несмотря на хорошие условия в вакансиях. А те, кто приходили, сильно удивлялись: «Воу, я думал, вы просто шмотки продаете!»
Людям просто неоткуда было узнать про наше внутреннее устройство — не было статей, не было докладов. По сути, у нас отсутствовал технический бренд.
Чтобы начать его развивать, нужно было не только получить добро от руководства. Не хватало основы — бренд-амбассадоров. Технических специалистов, которые бы могли и хотели выступать от имени компании. Причем не только рассказывать о своих проектах, но и быть в курсе самого интересного из того, что происходит у коллег.
К тому моменту в компании накопилось множество крутых кейсов, но инженеры не умели писать статьи и выступать с докладами — а главное, не понимали, зачем им это делать.
Итак, первой моей задачей было объяснить все это тимлидам. Вот основные тезисы, которые я использовала.
1. Известная компания нанимает эффективнее
Узнаваемость на рынке расширяет нашу воронку соискателей. Это означает, что к нам на собеседования приходит больше мотивированных кандидатов. Они уже знают, что Lamoda — это серьезный e-commerce, в котором трудится 300 инженеров, 7 отделов, есть автоматизация логистики и т.д. Соискатели уже заинтересованы в работе у нас, а если нет — они скорее всего не согласятся на собеседование.
2. Наши сотрудники хотят гордиться тем, что делают
Когда ты приходишь на крупную конференцию и слушаешь доклады не только ребят из других компаний, но и своих коллег, или тем более сам рассказываешь заинтересованной аудитории об интересном кейсе, который вы с командой решили — ты начинаешь с гордостью думать о своей работе. Признание — важная составляющая мотивации инженера. Это естественная потребность любого работника, и работодатель должен обеспечить ему возможность эту потребность закрыть.
Нет, ну а если их все-таки схантят?!
Итак, мы занялись контентным маркетингом: решили публично говорить и писать о своей экспертизе. Я умею готовить людей к публичным выступлениям, поэтому с них мы и решили начать. Но в то время большинство руководителей боялись, что после конференций конкуренты схантят наших докладчиков. 10 лет подряд я слышала одну и ту же фразу: «А если мы их обучим, а они уйдут?». «Хорошо, а если мы их не обучим, а они останутся?»- отвечала я.
В среднем люди в IT-индустрии меняют работу примерно раз в полтора или два года. Это нормально.
В общем случае процесс выглядит так:
- Первые полгода новичок осваивается и вникает в процесс, в продукт и что мы в целом делаем.
- Потом еще полгода делает что-то классное, интересное, о чем при желании уже можно рассказать на конференции.
- И у компании остается буквально полгода-год, чтобы подготовить его, отправить с докладом и вместе с ним увидеть новых людей, которых он приведет.
Хорошее выступление «живет» и привлекает кандидатов несколько лет. Сперва его услышат на технической конференции, затем организаторы выкладывают его на YouTube и публикуют расшифровку на Хабре, что охватывает еще больше разработчиков. Хорошее выступление будет полезно для компании, даже если докладчик уволится сразу после него.
Зачем мне про это рассказывать, все уже все знают!
Мне удалось убедить тимлидов, но вот сами инженеры не горели желанием выступать на публике. Для начала я постаралась объяснить, какую личную выгоду они могут получить от регулярных публичных выступлений (на эту тему есть прекрасный доклад Григория Петрова "Личный бренд инженера"). Представив возможные перспективы, несколько человек загорелись идеей выступить. Но возникла другая проблема — не было понимания, о чем мы могли бы рассказать на конференциях. Я часто слышала их сомнения: «Зачем вообще выступать, если можно всегда зайти в документацию или на Хабр и почитать все там?»
С каждым потенциальным докладчиком мы обсуждали тему и ее уникальность. Я обычно рассуждала так: техническая конференция — это не защита диссертации или выступление, где ты должен научить людей жизни. Нет, конференция — это повод рассказать о своем опыте. Да, он не будет всеохватным, ведь каждая компания держит свой уникальный зоопарк технологий. У них другие системы, окружения и способы реализации. Мы расскажем о своем опыте и сделаем это хорошо. Ведь мы готовы поделиться деталями без прикрас, и граблями, и находками, и результатом. А это самое ценное в любом докладе.
Я разговариваю с каждым потенциальным докладчиком, но стараюсь знать меру. Если человек отказывается от темы наотрез, я склонна ему верить – он эксперт в своей области, он лучше знает.
Я вообще выступать не умею, не мое это!
Многим инженерам сложно решиться выступать, они часто боятся и не умеют этого делать. Я же мечтала увидеть коллег с выступлениями на одной из самых крупных конференций — HighLoad в 2016 году. Поэтому я заручилась поддержкой нашего СТО и предложила тимлидам разных команд для начала выступать внутри компании, чтобы научиться делать это хорошо.
Так у нас родилось пятничное мероприятие IT Fest. Там представитель каждой команды рассказывал про то, чем они сейчас занимаются, какие технологии используют, как выстраивают свои процессы и т.д.
Для запуска первого сезона фестов я трижды собирала всех докладчиков на тренинг и учила публично выступать. Ребятам так понравилось, что они предложили сделать эти встречи регулярными — и мы придумали для этого Speakers Club. Он позволял регулярно тренировать публичные выступления в безопасном пространстве.
Мы сразу договорились, что у клуба есть конкретные цели — нам нужно безопасное пространство, где начинающие спикеры могут учиться публичным выступлениям и получать качественную обратную связь. Подробнее про внутреннее устройство Lamoda Speakers Club можно прочитать в статье на Хабре и посмотреть на Youtube.
Первый блин не комом
Со временем мы разогнались, и у нас становилось все больше докладов. Я не успевала готовить всех ребят. Для этого мне пришлось бы клонироваться, но эту технологию еще не изобрели :( Разработчики, которых я научила давать фидбэк, стали моими ко-тренерами. Теперь мы готовим других докладчиков вместе.
Такими темпами мы дошли до октября, когда уже можно было подавать хотя бы митапы на HighLoad. К этому времени у нас появились ребята, для которых выступления стали привычным делом. Мы подали доклады и заявили 5 митапов в программу конференции, вполне достойно выступили.
Мои инженеры, присмотревшись и послушав другие доклады сказали: “Ну так-то мы тоже можем выступать!”. Успех, погнали!
Кроме докладов на Highload++, мы стояли там со своим стендом. Для меня было важно, чтобы на конференции коллеги пообщались с другими разработчиками из других компаний. Так мои ребята смогли лучше узнать, что нравится внешней аудитории, что они знают про нас или, например, что они думают о той или иной технологии.
За два дня мои докладчики успели пообщаться с аудиторией и на митапах, и на стенде. Из этих разговоров они смогли нащупать темы для новых докладов. А еще у них прошел страх неизвестности. Формат стал более понятным. Слушатели оказались доброжелательными и любопытными людьми, с которыми приятно пообщаться. Участие со стендом очень помогло в развитии докладчиков. С тех пор каждый год от Lamoda на конференциях звучат 20-30 докладов.
Сложности взращивания докладчиков: level up
1. Я токсичный, он токсичный
Как только ребята научились нормально выступать, начались новые сложности. Чуть более опытные докладчики начали жестко критиковать других спикеров.
К сожалению, в российской культуре в целом, и в инженерной в частности, принято критиковать за любую мелочь и оставлять без внимания действительно значимые достижения. Такое поведение приводит к обесцениванию и чужого опыта, и своего собственного. Следить за культурой общения и взаимодействия нужно постоянно, иначе люди по привычке будут скатываться в критику.
Прежде всего, критика сильно мешает самому критикующему. До того, как стать опытным оратором, каждый начинающий спикер пел мне арию самозванца. Заявлял, что он не умеет и не может связать двух слов и вообще плох на публике. В ответ я успокаивала его тем, что одна из целей Speakers Club — выступать безопасно. Высмеивая других докладчиков, человек уничтожает эту атмосферу безопасности. Ведь каждый новичок будет бояться, что следующая саркастичная шутка достанется ему. Для профилактики высмеивания докладов, я ввела правило и на каждом фидбэке просила найти в выступлении хотя бы 3 плюса. Очень помогло.
2. Нужна новая кровь
Спустя полгода после основания состав Speakers Club начал потихоньку расходиться: у кого-то появился новый проект, новая должность, семья. Чтобы привлечь новых ребят, мы устроили New Year Speakers’ Club Party. Все ученики выступили как на выпускном и похвастались своими успехами. Мы приглашали на мероприятие афишами и рассылкой всех желающих. И они пришли, да еще и друзей привели :) На следующий Speakers Club пришли новенькие с нашей новогодней вечеринки. Мы быстро поняли, что на прокачку новичка уходит примерно 3-6 месяцев. Важно, чтобы у него за это время появился настоящий доклад, с которым можно выступить хотя бы на внутреннем митапе IT Fest. В противном случае, мотивация теряется, и человек уходит.
3. Доклады — это же не работа!
«Отстань от нас, Женя. Мы тут дело делаем, программируем. Какие еще доклады?» — часто слышала я от ребят. Чтобы больше этого не слышать, я договорилась с CTO и руководителями отделов о том, чтобы подготовка к докладам стала официальным рабочим временем. Мы сделали отдельный проект в Jira, куда логируется время. Теперь подготовка к выступлениям официально стала рабочим временем, которое учитывается в спринте.
Руководители заметили практический результат выступлений через полгода-год: на собеседования стали приходить люди, которые видели наши доклады. После этого мы договорились, что и в перфоманс-ревью выступления на конференциях обязательно учитываются как рабочие достижения.
Спикеры также осознали, что выступать — это интересно. Они много времени корпели над своим проектом и при подготовке доклада имели возможность остановиться и внимательно посмотреть на достигнутые результаты своей работы. Оказалось, что им есть, чем гордиться, и это позитивно влияет на мотивацию.
Культура выступать
Для меня было очень важно, чтобы в компании укоренилась культура выступать. Чтобы это стало привычным и даже обыденным делом для многих инженеров.
- Довольно странно рассказывать о компании на конференциях, когда ты не очень хорошо знаешь, что в ней происходит. Первым шагом к обмену информацией между командами стал IT Fest. Люди начали рассказывать, что они делают. Так их коллеги поняли, что вокруг работают классные профессионалы, которые занимаются интересными проектами.
- Потом ребята поняли, что можно рассказывать не только о проектах, но и о технологиях, об испробованных тулзах, о внедренном процессе. Сейчас некоторые такие Tech Talks происходят даже без моего ведома. Любой может назначить встречу, позвать свою команду, смежные команды и там рассказать то, что может быть полезно другим.
- В Lamoda есть корпоративный онбординг. В дополнение к нему мы сделали еще и технический онбординг, где рассказываем новичкам о наших технологиях и отделах (E-commerce, Business Process Automation, D&A, Infrastructure). Благодаря этому члены клуба спикеров умеют рассказывать не только о заслугах своей команды, но и о том, что вообще происходит в компании.
- Tech Gathering – руководители отделов раз в 3 месяца рассказывают на общем сборе всех Tech команд, что мы сделали классного за это время, какие у нас планы и ключевые проекты. Это дает повод руководителям выступать, научиться этому и заодно понять, насколько это сложно.
- Также у нас есть общий телеграмм-канал, в котором я рассказываю о докладах наших сотрудников и оценках этих докладов, о статьях на Хабре, последних подкастах и т.д. Люди, которые не хотят выступать, хотя бы читают и понимают, что это важно и ценится.
Однажды на Tech Gathering я без особой веры в успех упомянула о том, что нам пора начать писать статьи на Хабре. К моему удивлению сразу же после встречи в личку пришли люди со своими предложениями. Разговаривать с людьми — работает.
Кроме этого, у нас есть отдельный чат Tech Brand Band для бренд-амбассадоров, с которыми мы регулярно обсуждаем разные вещи: от статьи на сайт, до дизайна корпоративной футболки. Мне кажется, любой бренд должен идти изнутри наружу. Если наша придумка кажется классной нам самим, то она привлечет единомышленников и отсечет неподходящих.
Почему люди остаются?
Вспомним проверочный вопрос, с которого мы начали: «Что, если мы отправим наших специалистов выступать, и их там схантят?»
Во-первых, хороший доклад работает на привлечение новых сотрудников несколько лет — так что в итоге выступления всегда полезны для компании.
Во-вторых, за инженера, который регулярно выступает от Lamoda на конференциях, я волнуюсь даже меньше. На самом деле шансы того, что он уйдет, уменьшаются — потому что его решение работать у нас становится более осознанным для него самого.
Когда я с одним бренд-амбассадором пыталась сформулировать, чем мы хороши, то задала ему вопрос: “Слушай, а почему ты здесь остаешься?”. Если человек не сможет найти на него ответ, есть большой шанс, что он уйдет. Так вот, мои ребята на протяжении всех этих лет отвечают на этот вопрос. Если у человека есть ответ для самого себя, дальше можно не переживать.
У нас есть истории, когда после доклада нашим сотрудникам предлагали новую должность или более высокую зарплату. Кто-то отказался, кто-то согласился. Да, иногда люди уходят, и это нормально.
Бывает так, что люди возвращаются к нам, и не раз :) И тогда я спрашиваю, почему ты вернулся. Ответ на этот вопрос помогает нам лучше понять, чем мы уникальны, почему людям у нас хорошо.
Если человек может сформулировать, почему ему в компании хорошо (и это действительно так), то он будет своими докладами привлекать новых людей и оставаться с нами надолго.
AZverg
Неужели фраза
успокаивает линейных руководителей?Собиралась ли какая то статистика по движению участников клуба? Сколько сотрудников после появления клуба и публичных выступлений у вас все таки ушло из-за повышения soft skills, сколько пришло новых сотрудников которые указали клуб как один из каналов привлечения? Отличается ли уровень (навыков/мотивации) сотрудников привлеченных по новым каналам или значимо увеличился общий поток?
Есть ли у вас градация публичности докрадов, например, какие то остаются на уровне ITFest, а какие то вы рекомендуете продвигать на HighLoad? Есть ли у вас сводный ресурс/список по всем докладам клуба, например, канал «Lamoda Speakers Club» на youtube?
cheaffa Автор
Главный тезис статьи заключается в том, что человек рано или поздно всё равно уйдет, и хорошо, если перед этим он расскажет наружу что-то интересное, что привлечет наших будущих коллег. Возможно, на уровне тимлида эта мысль не является «успокаивающей», зато на уровне руководителей отделов и направлений она очень понятная. Cейчас я работаю с хэдами, и уже они доносят эту мысль тимлидам.
Клуб спикеров не является каналом привлечения новых людей. Это инструмент выращивания докладчиков. Тем не менее, такие soft skills как навыки публичных выступлений и дача корректной обратной связи дали многим выпускникам клуба серьезное карьерное продвижение внутри компании.
В статье идёт речь не столько о клубе (он лишь один из инструментов), речь идет о техническом бренде — зачем он нужен, с чего начать, какие сложности ожидают в пути. Да, наличие сильного технического бренда значимо влияет на метрики найма скорее количественно, но иногда и качественно: сильные кандидаты, которые и не думали о смене работы, готовы начать с нами диалог только потому, что слышали достаточно много интересного про IT в Lamoda.
Процесс выстроен так, что все доклады, выпускающиеся наружу, сначала готовятся для пятничных митапов IT Fest. Публичные доклады мы собираем на своем канале www.youtube.com/c/TechLamoda/playlists.
Нет, доклады, рассказанные внутри клуба, остаются внутри клуба, не публикуются и даже не записываются. Одна из целей клуба — безопасность для начинающих спикеров, а не повышение тревожности для них.