Так сложилось в индустрии, что большинство офисов устроено в формате open space. И это часто причиняет боль и страдание всем, кто в таком пространстве работает: людей слишком много и они слишком близко, постоянно шумно, огромное помещение выглядит неуютным. Нельзя открыть окно или выключить кондиционер, кому-то обязательно будет дуть, а другому немедленно станет душно. Однако, планируя новый офис, мы сразу понимали, что это будет open space. Осознавая все минусы, мы заранее начали думать о том, как сделать будущий open space максимально комфортным для работы наших коллег. Разумеется, настроены были скептически, а кто-то считал, что это просто невозможно. 

Long story short, спустя почти год после переезда я могу смело заявить, что новый офис в разы лучше прошлого. Мои коллеги говорят, что у них возникает ощущение дома, когда они приходят на работу. Под катом мы расскажем подробнее о том, как придумывали для себя Lamoda Home, что нам удалось сделать хорошо, а над чем еще придется поработать. Надеюсь, наш опыт пригодится тем, кому в ближайшее время предстоит подобный подвиг.




Что было не так со старым офисом?


Идея переезда появилась не на пустом месте. Нам нравился старый офис, когда мы только въезжали в него. Но компания выросла, и мы поняли, что планировка помещения — не самая удобная для такого количества человек, а перестраивать что-то под себя было запрещено. Сотрудников становилось больше, и в какой-то момент нам просто перестало хватать места. Tech блок вырос до 300 специалистов: Information Technology и Data Analytics, которым приходилось размещаться на трех, а иногда и четырех этажах. Переговорки постоянно были заняты, а других мест для разговоров не было вовсе, так что многие общались прямо в open space. IT-инфраструктура тоже требовала расширения: ярче всего это было заметно по тому, сколько лишних проводов было раскидано в помещениях.

С ростом компании мы начали проводить все больше мероприятий. А единственный доступный конференц-зал был рассчитан на 300 человек, и под любые митапы приходилось арендовать его — даже если на встречу заявлялось всего 30 участников.

Не нравилась нам в старом офисе и столовая. Скажем прямо — она была ужасна. В общих зонах были вендинговые автоматы, но их явно не хватало, да и еда там была так себе.

Часть перечисленных проблем как-то решали, договариваясь с арендодателем. Но все равно было понятно, что это лишь временная мера. Нам нужно было больше пространства, адаптированного под наши потребности. Это задача, которая не имеет идеального решения: очевидно, что невозможно найти площадку на 1000 сотрудников, которую можно было бы построить с нуля под свои желания, в пределах Садового кольца и за разумные деньги.

Выбор места


image
Валентин Щитов, СТО

Мы искали помещения с большими площадями этажей, чтобы как можно меньше переходить с одного этажа на другой. Рассматривали разные площадки Москвы, которые могли предоставить помещение нужного размера, и оценивали их по уровню комфорта, расположению и целому комплексу других факторов. Очень важной для нас была возможность сделать собственный ремонт, чтобы полностью подстроить пространство под себя. В итоге из нескольких финалистов выбрали БЦ 1Zhukov. Именно там можно было создать офис, который нам хотелось. 

Конечно, мы не сразу восприняли на ура идею переехать с Павелецкой на Полежаевскую, заметно дальше от центра города. Однако, многим оказалось удобно добираться по МЦК до станции Хорошево, кто-то снял квартиру в пешей доступности от офиса дешевле прежней. У нас стало больше мест на охраняемой парковке, да и для каршеринговой машины я всегда нахожу место на бесплатной парковке вокруг здания. 


Внешний Атриум бизнес-центра

Предварительный этап: собираем идеи 


Подготовка к переезду началась за полгода до перевозки вещей. Наш подрядчик, компания IND Architects, представила первоначальное видение. После этого мы попросили всех коллег высказать пожелания к новому офису. Все идеи были записаны, ранжированы и обсуждались всем офисом непосредственно с дизайнерами на открытых встречах. Проектировщики и строители подключились только после обсуждения каждой идеи и появления окончательной концепции.

Список самых частых пожеланий, собранных от наших коллег
  • нужны высокие шуморазделители и передвижные перегородки;
  • нужны места для индивидуальной работы;
  • нужны диванчики и кресла-груши;
  • нужно много переговорок на этаже;
  • нужна переговорка на 50 человек;
  • нужно пространство для сбора на 200 человек;
  • нужны звукоизолированные телефонные будки;
  • зона с принтерами печати должна закрываться, чтобы не шуметь;
  • кухня должна быть большой, закрываться дверями для звукоизоляции и мощно кондиционироваться от запахов;
  • нужно больше холодильников;
  • нужно больше микроволновок;
  • нужны кофепойнты на этаже, не только на кухне;
  • кикер и настольный теннис должны быть в отдельной комнате со звукоизоляцией и вентиляцией;
  • нужен спортзал;
  • нужны душевые комнаты;
  • нужны полностью закрытые кабинки в туалете, с максимальной изоляцией;
  • нужно продумать размещение оборудования для мониторинга в каждой команде;
  • нужны рабочие места для командированных сотрудников из других локаций.


Хотелки и мечты понятные, но не самые простые, тем не менее нам удалось претворить в жизнь практически все.


Офис Lamoda разместился на трех этажах, на втором живут tech департаменты

Офис, способный трансформироваться


image
Тимур Нурутдинов, руководитель разработки E-commerce platform

В нашем новом помещении три этажа, и один из них полностью занимают IT-специалисты. Сейчас разработчики, тестировщики, аналитики, проджекты и продакты находятся в одном большом пространстве, но они не сидят за бесконечными параллельными рядами столов по всей площади офиса. Благодаря колоннам, нестандартным углам и продуманному расположению рабочих мест у нас получились отдельные зоны для каждой команды. По сути, кабинеты, только без сплошных стен. Так коллеги могут быстро задавать друг другу вопросы, решать сложные задачи. При этом за счет размеров всего помещения такие рабочие зоны отделов достаточно удалены друг от друга — коллеги видят постоянное присутствие друг друга, и коммуникация между командами становится проще. Но ощущение «муравейника» не возникает.

Традиционные рабочие кабинеты для каждой группы, огороженные стенами, обошлись бы значительно дороже. Да и с гибкостью возникли бы проблемы — мы активно развиваемся, команды изменяются, так что разделение по кабинетам быстро потеряло бы актуальность. Сейчас у каждой команды достаточно места, чтобы сидеть за длинными столами с широкими проходами между ними. Мобильная разработка даже жаловалась, что они сидят слишком просторно и далеко друг от друга, так что пришлось нанять им еще людей в команды :) (на самом деле мы сейчас хотим удвоить эти команды, чтобы решать продуктовые задачи).

Общую схему этажа мы рисовали всем tech менеджментом, но при этом активно спрашивали мнение коллег: кто-то скидывал образы, кто-то предлагал готовые идеи по существу, кто-то высказывал предложения дизайн-студии на общей встрече. Окончательный вариант родился не с первого раза — мы неоднократно меняли расположение столов, предназначение переговорных комнат и размещение отделов. Сейчас, благодаря зональному распределению опенспейса, все знают, где какой отдел сидит. При этом пространство спланировано так, что с расширением компании путаницы не возникнет.


Карта 2 этажа, где сидят tech департаменты

Благодаря активному участию коллег и их идеям, возникшим в обсуждениях с дизайнерами, у нас получилось очень живое помещение. Несмотря на большое пространство, длинных скучных стен почти нет, каждая зона выглядит обустроенной, видно, что люди активно пользуются ей. При этом у всего помещения единый и эффектный дизайн. Стеклянные стены, отделяющие опенспейсы от переговорок, покрыты зеркальной и дихроичной пленкой, меняющей цвет в зависимости от ракурса — дизайнеры хотели воссоздать атмосферу модного магазина с кучей примерочных и зеркал. Многим, кстати, сначала казалось, что они ходят в лабиринте, но потом мы привыкли, и стало интересно.


Дихроичная пленка выглядит вот так (на двери телефонной будки)

The Ultimate Question: как свести уровень шума в OpenSpace к минимуму?


Еще на этапе планировки стен мы стали резать пространство на небольшие куски, раскидывая между рабочими блоками переговорки, так как они сплошные от пола до потолка и полностью преграждают путь звуку. Даже двери в соседние переговорки спроектировали с разных сторон, чтобы максимально развести потоки людей в одно время. Рабочие места унесли от проходных зон: никто не сидит около туалета или кухни. 


Непрямые проходы, зонирование пространства

Уютные и разнообразные переговорные комнаты — это самое интересное и важное, что мы сделали для повышения комфорта работы. На три этажа целых 43 переговорки, это в 2,5 раза больше, чем в прошлом офисе. Вот уж где дизайнеры оторвались! Можно внезапно обнаружить себя в кожаном седле в переговорке Cowboy или растечься по мягкому стулу из валяной шерсти в Oversize — на каждый стиль одежды у нас есть своя стилизованная комната.















Специальные будки для разговоров по телефону существенно улучшили ситуацию, мы разместили на tech этаже 5 таких кабин из 25. Всем известно, что хуже громкого голоса в OpenSpace может быть только громкий голос, искаженный и усиленный динамиком. Будки по периметру обиты звукоизолирующим материалом — в них можно спокойно проводить созвоны по zoom или skype без угрозы ментальному здоровью коллег. А еще там стоят мягкие пуфы. В некоторые будки без труда помещаются два человека, поэтому иногда их используют и для быстрых конфиденциальных разговоров.


Будка для телефонных звонков на 2 этаже


Будка для телефонных разговоров в Атриуме

Все шумные помещения — кухни, комнаты с принтерами, зоны для кикера — отделены от рабочего пространства дверьми, так что развлечения одних не мешают продуктивной работе других. Даже для работы специалистов технической поддержки с железом предусмотрена отдельная комната, чтобы не греметь в общем пространстве. Специалисты отдела поддержки называют ее «заливочная».


Зона игры в кикер также отделена всегда закрытыми дверями

Мы добились результата, которого хотели: шум в офисе сведен к минимуму. Гости удивляются тому, что у нас отсутствует типичный для Open Space гул, и вдвойне удивляются, когда узнают, что на этаже работают 300 человек.

Но иногда работа требует особой сосредоточенности, и ее хочется выполнять в полной тишине и уединении. Для таких случаев у нас есть целых два решения.

Отдельные звукоизолированные комнаты с сетевыми розетками, вайфаем, столами и стульями — там можно закрыться и спокойно поразмышлять над решением задачи несколько часов. Это не бронируемые переговорки, а именно комнаты для индивидуальной работы в тех случаях, когда отвлекает даже дыхание соседа. Таких на tech этаже есть 3 штуки.

One Day Home Office — идею предложили ребята из отдела автоматизации бизнес-процессов, и менеджмент запустил пилот, а после раскатал программу на все инженерные позиции в разработке. Раз в неделю по согласованному с тимлидом графику любой инженер (и даже иногда тимлид) может работать из дома.


Комната для индивидуальной работы

Не зря наш офис называется Lamoda Home — мы хотели, чтобы здесь было уютно и комфортно как дома. А дома человек с ноутбуком обычно не сидит целыми днями на месте, а перемещается между диваном, креслом и кухонным столом. Чтобы создать себе возможность так же отдыхать от основного рабочего места внутри офиса, мы спроектировали специальные ниши со звукоизолирующей обивкой в стенах, где установили разного цвета диваны с плюшевым покрытием, на них очень приятно полежать. 


Уютные диванчики рядом с рабочими зонами


Мягкая зона для коворкинга


Пуфики в тихом релаксе, там же стоят массажные кресла и капсула для сна

В больших диванных зонах некоторые команды даже проводят стендапы. Также очень хорошо себя зарекомендовали диваны с очень высокой спинкой: поставленные друг напротив друга, они создают изолированное пространство для разговора внутри, а снаружи создают дополнительную преграду звукам, если их поставить между командами как разделитель.




Диваны с высокой спинкой


Здесь команда разработки десктопных сайтов проводит стендапы

Запланируй с запасом и умножь на два. Лучше на три


image
Влад Алмазов, руководитель отдела сопровождения информационных технологий

Lamoda постоянно растет, и мы постарались тщательно продумать размещение команд, предусмотреть резерв во всем и везде. 

В ходе переезда мы наконец-то окончательно вывезли серверы из офиса в дата-центр, избавившись от серверных комнат и их обслуживания. Это позволило уделить больше внимания остальному техническому оснащению. Для проводной сети мы заложили двойной запас сетевой емкости, разместив розетки даже там, где пока нет рабочих мест. Также сделали много выводов для дополнительных устройств — мониторов, телевизоров и т. п.

Кстати, совет из личного опыта: тем компаниям, которые только думают о переезде, я бы рекомендовал перед любым планированием всегда смотреть на помещение лично. А еще лучше — пригласить команды, которые будут работать в этом помещении или хотя бы их руководителей. Вполне может оказаться, что в местах размещения рабочих столов, например, слишком ярко светит солнце. Столы придется развернуть, и тогда розетки окажутся в неудобных местах. Также следует посмотреть, как будут выведены коммуникации к рабочим местам — например, смогут ли сотрудники сами подключить себе дополнительное оборудование. Внимание к этим мелочам на раннем этапе сэкономит массу времени впоследствии.

Мы тщательно планировали Wi-Fi сеть, благодаря ей сотрудники свободно перемещаются по офису с ноутбуками и телефонами, оставаясь в корпоративной сети со всеми доступами. Сейчас беспроводная сеть рассчитана на подключение 2000 устройств, и мы оставили задел для ее расширения. При прокладывании беспроводной сети мы столкнулись с неожиданной проблемой: красивая пленка, которой оклеили все переговорки, была металлизированная и совершенно не пропускала сигнал Wi-Fi 5GHz. Пришлось ставить в переговорные комнаты отдельные точки доступа. 



Дисплеев много не бывает


По всему нашему офису развешаны дисплеи с полезной информацией: ключевые OKR компании, новости из регионов, анонс ближайших мероприятий. 

Была идея транслировать в режиме реального времени то, что происходит на нашем складе в Быково, в транзитных складах в городах доставки, на пунктах самовывоза. Пилот технически прошел успешно, но мы не стали запускать проект из-за юридических сложностей. По закону такая трансляция требует получения разрешений на съемку каждого сотрудника. А для пунктов самовывоза, куда приходят другие люди, это реализовать вообще нельзя. Так что от этой классной идеи пришлось отказаться, хотя мы видели подобное в офисах мировых компаний — выглядит это здорово и помогает объединить распределенные структуры.

На втором этаже, где сидят tech-департаменты, почти у каждой команды висят настроенные мониторинги с ключевыми показателями сервисов, которые разрабатывает и поддерживает команда. Проходя мимо, коллеги могут поинтересоваться ситуацией или обратить внимание команды на показатели, если что-то пошло не так. Когда у тебя более 100 внутренних сервисов, приходится за ними тщательно следить.

Одновременно с переездом мы обновили оборудование на рабочих местах. Все разработчики у нас теперь трудятся на обновленных ноутбуках, при желании каждый может взять себе один или два 27-дюймовых монитора.









Еще некоторое количество настенных планшетов отвечают у нас за бронирование переговорок. Я уже упоминала, что отдельные пространства для бесед — главная фишка нашего нового офиса. И система бронирования — важная ее часть. Хотя подрядчик предлагал разные варианты, в итоге мы взяли связку Zoom Rooms, Google Calendar и Google building & resources. Все платное, но не вендорлок, есть возможность использовать девайсы общего назначения, в том числе ipad'ы. Такой набор оказался быстрее, удобнее и функциональнее специализированных устройств. Система показывает расписание прямо на дверях переговорок, позволяет бронировать их на будущее или выбрать «прямо сейчас» свободную комнату для разговора с глазу на глаз.


Zoom конференц-система интегрирована в бронирование переговорок

Реализовали полный доступ в здание и перемещение по офису через систему распознавания лиц Face ID, так что, если сотрудник забыл пропуск дома, нет нужды выписывать временный. Каждый человек специальным образом сфотографировался, и первое время все работало стабильно. Как вы думаете, что произошло потом? Буквально через пару месяцев люди начали менять имидж: отрастил или, наоборот, отстриг челку, надел линзы вместо очков — и двери перестали открываться, так как, с их точки зрения, человек на себя не похож. Так что, если Fashion is your profession, придется снова использовать пропуск или сделать новую фотографию в системе.


Face ID позволяет ходить без пропуска

Внутри офиса у нас есть большой крытый атриум, где мы можем круглый год устраивать любые мероприятия, так как полностью контролируем внутреннее пространство, расписание и технику. Здесь мы проводим ежеквартальные встречи tech департаментов IT Gathering, а для пятничных IT Fests и Tech Talks берем одну из переговорок-трансформеров.

Митап Mosdroid в атриуме


Lamoda Housewarming Party


Transformer Room — две переговорные, которые объединяются в одну для встреч на 40-50 человек

Питание — вопрос серьезный


После совершенно ужасной столовой на старом месте мы поняли, как нам всем важно вкусное и разнообразное питание — и подошли к его организации максимально серьезно. Теперь каждый имеет возможность потратить несколько минут в раздумьях о том, куда на этот раз пойти поесть. В бизнес-центре есть хорошая столовая, где можно сытно пообедать за 250-350 рублей, и пара ресторанчиков с бизнес-ланчами. 

На каждом этаже для сотрудников оборудованы большие кухни с холодильниками, микроволновками и посудомоечной машиной. Это не тесное место с парой столиков, где люди едят и расходятся, а дополнительная комфортная зона для общения. Коллеги иногда проводят там много времени — есть диванчики, пара огороженных зон, где можно сесть компанией, и даже уголки, в которых можно поработать с ноутбуком. Тут же мы поставили книжный шкаф для технической литературы и наш радар технологий

Чтобы не приходилось бегать за чаем через довольно длинный этаж на кухню, мы спланировали дополнительные зоны для кофе-пойнтов. Даже в самые пиковые часы — утром и после обеда — нет очереди за кипятком или к кофемашине.


Кухня второго этажа


Кухня первого этажа

Mealty, Delivery Daily, ВкусВилл, GinzaGo и несколько других поставщиков привозят нам готовую еду: открываешь холодильник, прикладываешь свой завтрак, обед или ужин к устройству для считывания штрихкода и оплачиваешь бесконтактно или картой. Первое время было непривычно, что все лежит в открытом доступе. Такая система, построенная на доверии, работает уже больше года, и, судя по всему, вполне себя оправдывает.


Холодильник с готовой едой

Многие фанаты кофе любили небольшую кофейню у старого офиса, поэтому мы подружились с владельцами и пригласили ребят открыть точку прямо внутри нашего атриума. Позвали в новый офис и дружественную компанию, которая делает вкусные супчики и салаты. По предложению коллеги открыли мини-бар свежевыжатых соков. Атриум стал центром притяжения для всего офиса: можно взять что-нибудь вкусненькое и провести встречу за удобными столиками или на мягких диванчиках. Команды мобильной разработки традиционно проводят стендап прямо там, со стаканчиками вкусного кофе в руках.


Кофейня


Супчики


Смузечная

Что по поводу остальных пожеланий коллег?


Фактически мы реализовали все элементы комфорта, о которых говорили на старте. 

  • Поставили спортзал, где есть не только тренажерный зал, но и комната для настольного тенниса. Регулярно проводятся занятия йогой и тренировки EMS.
  • Сделали душевые кабины, которыми можно воспользоваться после занятий в зале или велопрогулки до работы (или во время отключения горячей воды дома).
  • Оборудовали комнату отдыха массажными креслами, барными столами и стульями.


Тренажерный зал, железо в кадр не вошло

Что мы получили в итоге?


Итак, главное, что мы сделали для того, чтобы наш новый OpenSpace был максимально удобным:

  1. Предварительно собирали идеи и обсуждали их всем офисом совместно с приглашенными дизайнерами.
  2. Нашли площадку, подходящую под заранее сформированный список требований, учитывая и расположение, и размер, и инфраструктуру, и возможность полностью обустроить помещение под себя. 
  3. Продумали размещение рабочих мест в новом офисе, чтобы можно было легко находить коллег, но при этом не было тесноты и недостатка личного пространства.
  4. С самого начала подготовились к росту, чтобы с расширением компании офис оставался таким же удобным для всех.
  5. Минимизировали шум благодаря специальной планировке, созданию большого количества удобных переговорок и комнат для телефонных разговоров.
  6. Постарались создать все условия для удобной работы: обновили технику, создали места для уединенной работы и диванчики, на которые можно переместиться в течение дня. А чтобы не уставать от офиса — внедрили практику одного дня работы из дома.
  7. Со всей серьезностью отнеслись к деталям, которые должны создавать комфорт: вкусному и разнообразному питанию, спортивному залу, комнатам отдыха.
  8. Организовали собственное пространство, где проводим и небольшие, и масштабные мероприятия и вечеринки. 

Возможно, некоторым и без разницы, где работать в одиночку, но что касается коммуникации между командами и отделами, то после переезда она заметно улучшилась. И в целом атмосфера стала приятнее. Мы теперь все сидим рядом, без необходимости бегать между этажами, видим друг друга, и, благодаря грамотной организации пространства, ощущаем себя гораздо комфортнее, чем в старом офисе.

image
Валентин Щитов, СТО

Я знаю, что многие активно растущие ИТ-компании задумываются о собственных штаб-квартирах. Но чтобы ожидания не разошлись с реальностью, я бы посоветовал не заказывать у подрядчика проекты полностью «под ключ». Стоит активно участвовать в построении нового пространства, привлекая к этому как можно больше сотрудников уже на ранних этапах. Именно тогда получится проект, который будет соответствовать духу компании. В своем новом офисе мы смогли повлиять на какие-то вещи, сделать их именно так, как хотелось нам.

Внимательнее посмотреть на наш Lamoda Home и послушать более подробный рассказ о деталях планирования и строительства можно в видеоинтервью-экскурсии:


А какие ещё хорошие решения вы делали сами или видели у других, чтобы улучшить качество жизни в open space и не сойти от него с ума?

Комментарии (135)


  1. dimsog
    20.11.2019 12:32
    +2

    Проблема всех таких публикаций в том, что на них сотрудники отдыхают. Сидят на диванах, пьют кофе, качаются в качалке, но не работают. Буквально недавно была статья про Google, где показывали офис, но не показали, как работают сотрудники. Лишь как они отдыхают. По моему опыту люди работают и им нет времени на все это баловство, которое нужно лишь HR'aм и ее команде, чтобы показать в соц.сетях, какие мы крутые. От силы пол часа рабочего времени тратится на все эти развлечения. А у некоторых компаний есть еще и кранчи, тогда им точно не до распития кофе где-то на диване.


    1. cheaffa Автор
      20.11.2019 12:37

      Почему же, на половине фотографий люди работают за ноутбуками. Иногда и на диване.


      1. balexa
        20.11.2019 13:24
        +2

        Это на фотографиях. И не работают они там большую часть времени. Они там читают почту, уходят отдохнуть. А работают большую часть времени они за столом, за большим монитором и нормальной клавиатурой, как правило. И вот те фотографии, где видны столы и мониторы — они как-то не создают впечатление удобного рабочего места.


        1. asm0dey
          20.11.2019 13:50
          +1

          Я весь день сидел на диване и работал, так что не надо вот :)


          1. werklop
            20.11.2019 13:54
            -1

            Если называть работой читать и отвечать на почту, что-то слегка посисадминить, помониторить и т.д., то ок. Но сомневаюсь, что вам будет удобно несколько часов подряд кодить, дебажить с одним маленьким монитором и маломощным компактным ноутбуком


            1. artalar
              20.11.2019 14:54

              могу неделями прогать на macbook air 17 сидя на диване: кодинг, дебаг, верстка!
              Вопрос привычки + мне за столом тяжело сидеть.


            1. shrimpsizemoose
              20.11.2019 16:40

              Он прямо сейчас рядом сидит на пуфике закинув ноги на подставку и с ноутбука матерится на баннерорезку в браузере, зуб даю :)


            1. asm0dey
              20.11.2019 17:10
              +1

              Я программирую преимущественно полулёжа, хоть на диване, хоть на кресле с сильно откидывающейся спинкой. Не люблю столы.


            1. Fedcomp
              20.11.2019 18:24

              Прямо сейчас лежу на кровати и дебажу. Я правда удаленщик.


            1. Duss
              20.11.2019 20:19
              +2

              Все такие молодци, кодят, дебажат, админят.
              Правда при этом еще пишут комментики на хабре, небось еще в фейсбучке немного переписываются и новости почитывают.
              А так да, усиленно работают на диване.
              Я тоже так умею)


            1. podde
              21.11.2019 10:00
              +1

              А для вас работа только «кодить и дебажить»?
              Офисный люд, который тащит оч. крутые и масштабные проекты нередко сидит в любом удобном месте офиса, хоть на подоконнике.
              Что за сельские комплексы и предвзятость к свободному рабочему месту?


              1. Duss
                21.11.2019 10:36

                Да, для меня работать это кодить и дебажить, еще админить, тестировать, но набор компетенций тут не столь важен.

                И да, я бывает сижу перед плойкой, играю в кикер, разваливаюь на мягком пуфике с ноутбуком и что то там делаю.

                Но я не называю это работать. Это называется отдохнуть. Да, можно отдохнуть с ноутбуком и совместить отдых с неважной работой.
                Но как Вы выразились, «тащить крутые проекты» сидя не деване- нет, это не правда.
                Это из той же сказки про флилансера, работающего с ноутбуком на берегу моря.


                1. podde
                  21.11.2019 11:01

                  Во-первых, мой коммент был не вам.
                  Во-вторых, если вы не видели Плутон, это не значит, что такой планеты не существует.
                  И за примером далеко ходить не надо. У меня жена так работает – решает реально важные вопросы для компании в неск. тысяч работников где угодно: хоть на диване, хоть на подоконнике, хоть в такси по дороге в аэропорт, хоть в самолёте в командировке.


                  1. shutkarmannbii
                    21.11.2019 12:50
                    +2

                    Плутон не планета!
                    *простите вырвалось*


                1. asm0dey
                  21.11.2019 12:12

                  Вот сейчас обидно было. Я пять лет работал на удалёнке, за это время ни разу не работал за столом. Не люблю их. Сконцентрироваться я могу только если мне комфортно и спина не устаёт от сидения.


              1. Femistoklov
                21.11.2019 16:44

                Если они и вправду тащат оч. крутые и масштабные проекты сидя на подоконнике, значит до этого много лет кодили и дебажили эти самые (или похожие) проекты сидя за столом.


                1. asm0dey
                  21.11.2019 20:46

                  Пруф или не было!


            1. river-fall
              21.11.2019 13:37

              С одним маленьким монитором и правда работать с большими объемами кода или в больших консолях довольно сложно, что касается мощности ноутбука, то для большинства задач хватает современных ультрабуков, которые в большинстве своём используются как хост-машины на столе, к ним подключаются мониторы, клавиатуры и мышки.


              1. VIkrom
                21.11.2019 15:27

                У вас видимо задачи такие, для которых хватает ULV проца 15-25 ватт. Нормальный десктопный проц в 2-3-4 раза ускорит, например, сборку Java-проекта.


                1. justboris
                  21.11.2019 23:02
                  +2

                  Так-то проект можно собирать и на удаленном сервере, а ноутбук использовать как тонкий клиент


                  1. river-fall
                    22.11.2019 11:38

                    вот да, CI/CD зачем придумали?


                    1. VIkrom
                      22.11.2019 12:07

                      Точно не для того, чтобы разрабатывать на целеронах)


                  1. vvbob
                    22.11.2019 18:02

                    Сколько работал на всяких проектах — современный ноут хоть и медленнее работает чем стационарный компьютер, но в принципе работать можно. Главный минус ноутбука в том что экран у него маленький, и на нем очень неудобно кодить. На двух мониторах нормального размера это намного комфортнее.


                    1. justboris
                      22.11.2019 19:46

                      Со свайповым жестом на макбуке проблема маленького экрана особо остро не стоит. Для типичной ситуации код-консоль-браузер вполне хватает


    1. Femistoklov
      21.11.2019 16:46

      А у некоторых компаний есть еще и кранчи
      У некоторых?


  1. Sora
    20.11.2019 12:44
    +2

    Вроде на фото минимум ковролина, это плюс, от него одни проблемы, я как мучаюсь с аллергией на пыль, не могу работать в помещении с ним.


  1. CrazyElf
    20.11.2019 13:27
    +1

    Классно! Прямо хочется там работать. На диванчике )


  1. trawl
    20.11.2019 13:44
    +1

    У вас воистину крутой офис! Но есть один маленький недочёт. На зеркалах над раковиной нанесены иконки (бумажные полотенца, мыльная пенка). Каждый раз, когда я мыл руки, подставлял ладошку прямо под иконку, а пенка падала левее…


    1. shrimpsizemoose
      20.11.2019 16:42

      Так и есть. Хотя довольно быстро привыкаешь и корректируешь положение руки, иногда случаются казусы


    1. cheaffa Автор
      20.11.2019 16:45

      Есть такая тема) Спустя несколько месяцев мышечная память уже ловила пенку под нужным углом… Но вообще, надо бы переделать.


  1. spamas
    20.11.2019 14:16

    Хороший опен спейс это недостижимая утопия в современных условиях работы когда в тренде mob-pair-programming, программисты кооперируются над одной задачей. Конечно, если ваша работа пиар менеджер, чтец почты или двигатель жира тикетов по виртуальной доске, то да, опен спейс вам никак не мешает. Сидите себе на диванчике и попиваете кофеек. Но если вы инженер, который работает чаще всего в паре, а то и в группе, и который вынужден соседствовать с другими такими же группами-парами… В этом гвалте нереально работать в полную силу.


    1. Areso
      20.11.2019 16:42

      У нас, когда идет несколько звонков у разных групп, получается ужас.
      Во-первых, их речь забивает речь собеседников в наушниках, во-вторых, чтобы их не слышали собеседники, постоянно приходится отключать себе микрофон (и забывать включить его обратно).


  1. zilog81
    20.11.2019 14:24
    +2

    Плачу от зависти, можно поспать полчаса и продолжить работать!


    1. CrazyElf
      20.11.2019 15:23
      +3

      Или не продолжить. Или не полчаса ))
      Но вообще круто, конечно, когда можно среди рабочего дня сходить в спортзал и душ. Ну и поспать.


      1. maxzh83
        21.11.2019 13:38

        когда можно среди рабочего дня сходить в спортзал и душ. Ну и поспать.

        Главное чтобы не было как у Золушки. На созвоне посиди, баги поправь к показу — очень надо. А потом, конечно, иди на бал куда хочешь. Ой, уже вечер? Ну, ничего-ничего.


    1. asm0dey
      20.11.2019 17:30

      Ну вообще-то говоря это можно и так, я так и делал пока не было капсулы :) У меня тут в офисе пуфик, я прям на нём и спал.


    1. Femistoklov
      21.11.2019 09:35

      Как можно поспать полчаса и продолжить работать?


      1. trawl
        21.11.2019 10:01

        Так же как поспать 8 часов, вернуться на работу и продолжить работать, только ты просыпаешься уже на работе и спишь меньше :)


  1. Koyanisqatsi
    20.11.2019 14:29
    +2

    У ребят есть деньги и они их потратили — круто =)


  1. odissey_nemo
    20.11.2019 15:41
    +1

    Сложные впечатления. Контора — заурядная перепродажа товара по Интернет, насколько понимаю. А шума как на строительстве полного комплекса по запуску на Марс. Вольно или невольно напрашивается вопрос, а не обычная ли реклама есть главная задача для всего этого?
    И что, все эти внешне броские усилия только для того, чтобы успешнее и быстрее впарить импортную обувь неизвестного происхождения РФ-нуворишам или даже гражданам? А как же всё нарастающее отставание экономики и курса рубля от мировых трендов и брендов? Всё э то как то связано с «ламодами» и их офисами или нет?

    Для программистов и прочих сидячих компьютерных страдальцев неплохой опенспейс сделан в IBS. В нём не ощущается шум, нет ощущения, что ты в опенспейсе вообще. Правда, раздражают непрерывные пересадки по проектам. Но это проблема любой конторы, работающей по западным технологиям и нацеленной на быстрое исполнение контракта и убегания подальше, пока не взорвалось.
    Впрочем, как контора IBS недружелюбна к своим сотрудникам. И отказывается от разработчиков в Москве в пользу РФ-периферии. Впрочем, возможно, просто не повезло с департаментом. Но уволился оттуда с облегчением. Такого прессинга нигде не было. Паши, паши, паши и всё мало.
    В таких условиях никакие опен-клоуз-спейсы не помогают.


    1. CrazyElf
      20.11.2019 17:15
      +1

      Вообще, основу современной экономики как-раз сфера услуг и составляет. В СССР запускали ракеты в космос, но при этом надо было почти за любым нужным товаром охотиться, ехать куда-то, искать, стоять в очереди и т.д. Да и то был весьма узкий ассортимент всего. А сейчас выбрал по интернету товар в магазине из многих тыщ позиций, заказал — и всё привезут. Какая при этом там за фасадом хитрая логистика, маркетинг и прочие необходимые вещи, без которых всего этого не будет — вам, конечно, знать не интересно, но это всё тоже основа современной экономики, плодами которой вы ежедневно пользуетесь, считая при этом тех, кто вам доставляет товар, обычными «спекулянтами».


    1. shrimpsizemoose
      20.11.2019 17:31

      Код красный, это не учебная тревога. Повторяю. Код красный.

      Вы нас раскрыли, в блоге нашей компании мы пишем про нашу компанию исходя из рекламных целей: именно так мы рассказываем посетителям хабра про нашу компанию. Снимаю шляпу, покорён вашей проницательностью.

      Но если говорить серьёзно, то конечно на Ламода нет обуви или одежды неизвестного происхождения. Мы внимательно проверяем поставщиков и в нашем интернет-магазине только вещи от оригинальных производителей.


  1. piton_nsk
    20.11.2019 15:52
    +1

    По сути, кабинеты, только без сплошных стен

    Вспомнился анекдот про «и у меня то же самое, только без перегородок»


    1. Xobotun
      20.11.2019 16:41

      Для тех, кому лениво идти гуглить анекдот: тыц.


  1. oji
    20.11.2019 16:09
    +1

    > А какие ещё хорошие решения вы делали сами или видели у других, чтобы улучшить качество жизни в open space и не сойти от него с ума?
    Например, изначально не делать офисов с открытым пространством? Наверное, не дождусь, когда данная мода пойдёт на спад и постепенно вернутся обратно уютные кабинеты. Кстати, классики, Листер и Де Марко, хорошо прошлись по данной теме в книге «Человеческий фактор».


    1. Sergey-S-Kovalev
      20.11.2019 16:21

      Все верно, и не дождетесь, потому что это уже давно не вопрос моды. Это вопрос денег. Дешевые ресурсы хранятся в дешевых упаковках, и как они там изнашиваются мало кого волнует. Пуфики и дизайн позволят немного подольше их использовать.


      1. A114n
        20.11.2019 17:25

        Все эти перегородки и дополнительные стёкла не выглядят дешевле обычных кондовых кабинетов.


        1. river-fall
          20.11.2019 18:07

          Пуфики, дизайн и диваны — всё это капитальные затраты. Один раз потратил и всегда работает.

          Кабинеты же требуют куда большего метража в расчёте на человека, стоимость аренды вырастает пропорционально, а это расходы операционные, они никуда не денутся пока компания существует в этом конкретном офисе. И содержать такие офисы гораздо дороже, нежели поставить в существующий кикер и теннис, а на аренде экономить, селя всех в опенспейс


        1. AlxDr
          20.11.2019 18:22

          Это пока не потребовалась перепланировка.


          1. SergioPredatore
            21.11.2019 17:07

            Пф. Решение простое, встречал на практике. В опенспейсе строятся кабинеты из пластиковых стен. Звукоизоляция так себе, но в разы лучше опенспейса. Перепланировка — вопрос двух дней выходных. В первый день собственно переставляются стены и столы. На следующий день, по новым местам расставляется техника.


            1. AlxDr
              21.11.2019 17:16

              Это не альтернатива того или другого, а компромисс, скорее.

              Сидел я в таком кабинете, как-то так сложилось, что в нашем «кабинете» дела шли вяло, а в отделе через стенку за спиной шёл многодневный аврал. Так ко мне оттуда пришли и сказали, чтобы я перестал семечки лузгать, а то их это нервирует и они делают ошибки.

              В общем, «это у вас мыши? — нет, это соседи едят салат».

              Так-то градаций много, есть такие же относительно лёгкие и быстро возводимые стены из металлических панелей со стёклами, например. Но всё равно кабинеты — это комфорт и продуктивность, а опенспейс — дешевизна и гибкость.


              1. SergioPredatore
                22.11.2019 09:59

                Компромис, не спорю. Но это всё равно кабинеты, а качество звукоизоляции… ну, в моём случае, слышно было если за стеной громко с жаром что-то обсуждают. Обычные же разговоры, не говоря уже о семечках или стучании по клавиатуре, всё это оставалось в пределах комнаты. А ещё мы сами решали как поставим свои столы в своей комнате. А это дорогого стоит.


    1. iago
      20.11.2019 18:02

      я пару лет назад работал на конторе, тоже было подобие опен-спейса, но комнаты разделены стеклянными перегородками. И вроде всех видишь, но слава богу не слышишь. Все преимущества опен спейса + шумка как в кабинетах. Один был недостаток — как только стеклянные двери мыли, в них обязательно кто-нибудь врезался.


      1. Kwisatz
        20.11.2019 20:11

        Матовую полосу начиная от пояса до уровня глаз сидячего человека и все, проблема решена, бонусом впечатлительные люди перестанут себя ощущать в аквариуме.


      1. Areso
        20.11.2019 22:05

        Мы наклеили стикеры с конференций на уровне глаз человека, чтобы в стекло пореже врубались.


  1. alexey_c
    20.11.2019 16:14
    +1

    Всё это хорошо и круто, но когда тебе выделяют помещение, в которое люди рассаживаются, занимая в среднем 1.8 кв. метра на человека, то хочется рыдать


  1. Sergey-S-Kovalev
    20.11.2019 16:16

    Участие сотрудников на стадии проектирования офиса вызывает зависть, а у нас размер болта, положенного на мнение сотрудников, оказался столь велик, что он не в каждый карьерный шагающий экскаватор влезет.


  1. ardraeiss
    20.11.2019 16:33

    И никаких перегородок(там, где видны рабочие ряды скамей столов) для снижения шума визуального. Ни с боков, ни за мониторами — за ними сразу видны тыльные стороны мониторов сидящего напротив. То есть, если человек работает, постоянное шевеление рук "в кадре".


    1. pesh1983
      21.11.2019 09:31

      Вы суть не уловили) В статье же фотографий работающих людей в зонах отдыха больше, чем на рабочих местах. Компания сделала качественный прорыв в создании комфортного места для работы — хотите комфортно работать, идите в зону отдыха, тут мы вложились хорошо, а рабочие места — это прошлый век) поэтому на них мы не потратились, пережиток прошлого ведь)


  1. OlegMax
    20.11.2019 16:34

    «Внешний атриум» и «принтеры печати» доставляют.


    1. cheaffa Автор
      20.11.2019 17:39

      Атриумов два: наш внутренний и внешний, который принадлежит бизнес центру.


  1. livinbelievin
    20.11.2019 16:34
    +2

    Фотки отпадные, спасибо за статью.


  1. VIkrom
    20.11.2019 16:42

    В части собственно рабочих мест спейс ничем не выигрывает у прочих. Мониторы развернуты в мир, даже боковых перегородок нет.


    1. cheaffa Автор
      20.11.2019 16:53
      +2

      Команды сами решали, ставить им вокруг перегородки, или нет. Кто-то решил оставить чистый лист, а кто-то выбрал огородиться. Вот, например, команда ERP взяла разделители для сидящих напротив, но соседи сбоку в доступе. Можно огородиться и с боков тоже, выбор за людьми.


      1. ardraeiss
        20.11.2019 17:21

        "Перегородка" — это то, что на фото справа.


        1. GamePad64
          20.11.2019 17:55

          Верно, а то, что спереди стола называется "настольный экран" и он не спасет от вида коллеги спереди.


          1. Miller777
            21.11.2019 03:06

            У нас в старом офисе у одной из коллег за монитором стоял лист ватмана, примерно 1 х 1 метр, отгораживающий ее от взоров коллег. Каждый раз, проходя мимо, не знал, ржать или плакать. Но, наверное, это работало.


            1. Evgenym
              21.11.2019 10:57

              Я ее прекрасно понимаю. Меня жутко бесило наличие за моим монитором лица сидящего коллеги напротив.


  1. zverolyub
    20.11.2019 16:47

    Очень понравились бункеры и будки для телефонных звонков. Сейчас, когда у меня звонит телефон по личным делам, я вскакиваю и начинаю носиться как раненая гиена по этажу, потом немного кружу, как назойливая муха, около переговорок, затем вылетаю на лестницу, где опять же толком не уединишься.


    1. CrazyElf
      20.11.2019 17:03

      Обычно где-нибудь на лестнице между этажами все звонят. И не важно опен спейс это или кабинеты, по-нормальному надо куда-то выходить и не мешать коллегам, конечно.


      1. AlxDr
        20.11.2019 18:26

        В нормальном (просторном и тихом) кабинете на несколько человек часто можно спокойно поговорить, если разговор не слишком конфиденциальный, эмоциональный или долгий.

        В опенспейсе же сложнее, так как и так шумно, приходится повышать голос, разговор слышат не двое-трое близких коллег, а весь отдел (и два соседних).


  1. dakuan
    20.11.2019 17:19
    +1

    Но даже если удавалось найти коллегу, с ним негде было сесть и поговорить. Переговорок не хватало, они постоянно были заняты, а вне переговорок мест не было вовсе. Так что многие общались прямо в open space, что было неудобно и им, и работающим вокруг.


    Так в чем тогда плюс open space, помимо того, что он круто выглядит на фотках? Часто приходится слышать аргументы про деловую атмосферу и обмен идеями, а на деле даже поговорить с коллегами нормально не получается.


    1. ardraeiss
      20.11.2019 17:23
      +3

      Так в чем тогда плюс open space

      Дешевле строить и/или арендовать — больше гребцов помещается в меньше места. Всё остальное — попытки замаскировать экономию на условиях труда.


    1. CrazyElf
      20.11.2019 17:49

      Ну, можно на вентиляции, например, сэкономить. Всё-таки ставить, питать всё лето и обслуживать кондиционеры в каждой комнате думаю сильно дороже, чем центральная вентиляция опен спейса. Ну и да — экономия места. Опять же, ремонт, думаю, сильно дешевле — не надо ставить и обслуживать стены, двери…


      1. Kwisatz
        20.11.2019 20:15
        +1

        Если поделить здоровое помещение на более маленькие, морды кондеров никуда не денутся. Их количество расчитывается исходя из объема. Кстати вентиляция и кондиционирование это все таки обычно разные системы.


  1. DmitriyTitov
    20.11.2019 17:42

    Вопрос к авторам немного в сторону: а откуда на всё это у магазина деньги? В смысле это всё инвестиции, или магазин реально сам всё это заработал?
    Я как-то искал работу и был на собеседовании в двух ваших конкурентах: и там ИТ-директор одного из них удивлялся зачем другому так много айтишников. Мол, это невозможно окупить. Что у вас с этим вопросом?


    1. cheaffa Автор
      20.11.2019 17:59
      +2

      О, это мой любимый вопрос) Lamoda стоит на операциях: склад, логистика, контакт-центры, фотостудия — все эти большие куски компании максимально автоматизируются, причём бизнес хочет иметь ручки для тонкой настройки и доработки своих процессов.

      Поэтому подавляющее количество систем, на которых крутится Lamoda, — это внутренняя разработка. Мы автоматизируем e-commerce. Мировые фешн бренды в России продают товар со своего сайта-витрины, а под капотом полностью наши операции на наших системах. В общем, от интернет-магазина у нас осталось совсем немного.

      Вот здесь мы подробно рассказывали, зачем нам 300 инженеров, и что они делают habr.com/ru/company/lamoda/blog/426501


      1. ReDev1L
        20.11.2019 21:11
        +3

        2017 год — два с половиной миллиарда убытков. 2018 — от магазина стали склоняться в сторону b2b, но снижение выручки на 5%, прибыль не озвучивалась. И тут вдруг новый офис =) Вас прикрывают крутые инвесторы… Интересны цифры за 2019.


  1. nick_gabpe
    20.11.2019 19:52
    +2

    Как не сойти с ума в Open Space
    Не делать Open Space?


  1. Kwisatz
    20.11.2019 20:05
    +3

    Это все замечательно, красиво и привлекательно… но:
    — Фото openspace то где?
    — Общий вид рабочего места?
    — Можно ли поставить перегородки?
    — Как с вентиляцией/кондиционированием?
    — Есть ли шторки на окнах?
    — Можно ли открыть окно?
    — Можно ли вытянуть ноги?

    Во всех ваших переговорных пуфиках итд можно провести 15*8 + ~30 минут, остальное время за рабочим местом, а как раз о рабочих местах почти ничего(это помимо того, что заголовок не соответствует содержанию).

    ЗЫ хотя наличие душа вызывает во мне лютую зависть


    1. ardraeiss
      20.11.2019 23:13
      +1

      Во всех ваших переговорных пуфиках итд можно провести 15*8 + ~30 минут, остальное время

      "… а остальное время вы сидите в наушниках и херачите код" (с)


      Местами рабочие места на фото в кадр попали, впечатление — не очень.


  1. ksr123
    20.11.2019 21:48
    +1

    Если open space неудобен работникам — зачем его делать? Вопрос без подколки, интересно же.


    1. erlyvideo
      21.11.2019 00:31

      дешевле, причем сильно. Причин несколько:

      1) Можно сделать толстое квадратное здание, центр которого будет использоваться и там будет ощущение, что бывает солнце. На самом деле нет, потому что там, где опенспейсы, как правило окна задраены шторами 7/24: или солнце слепит, или его там не бывает, или не хочется сидеть в аквариуме вечером. Да и вечером никто шторы не открывает, поэтому (особенно с ростовыми окнами) окна задраены. Но ощущение, что центр большого здания освещен, сохраняется.

      2) гибче нарезка. В любом кабинете большая площадь уходит на неиспользуемую зону: двери, проходы, неиспользованные куски. В опенспейсе пространство расходуется существенно эффективнее засчёт непрямоугольной или гибкой нарезки, которую всегда можно переставить.

      3) ощущение общности команды. Типа ты всех видишь, вы толпа, вам всё по плечу и можно куда угодно подойти и пообщаться. Шастать в течении рабочего дня в чужой кабинет просто так поболтать — сомнительно выглядит. Этот момент дискуссионный, потому что есть большое сомнение в том, что это на самом деле полезно разработке.


      1. ksr123
        22.11.2019 01:51

        А кто-то реально просчитывал экономию? Интересно почитать.


    1. vvbob
      21.11.2019 00:51
      +1

      На то есть три причины:
      1. Дешевле.
      2. Дешевле.
      3. Дешевле.

      Тупо экономия и ничего более, нам-то, работникам, естественно расскажут про чувство команды, легкость общения, ощущение простора, и прочую чушь. А на самом деле все просто, опенспейс позволяет с наименьшими издержками запихнуть на единицу площади максимальное количество рабочих юнитов.

      Сколько всех этих ОС перепробовал, от откровенного хлева, до очень хипстерских и модно оформленных — везде все одинаково.
      Даже если по началу просторно — со временем обязательно подселят людей, и у тебя появляется «чувство локтя с командой», в буквальном смысле слова — соседи по бокам просто в тебя локтями начинают упираться.

      Психологический дискомфорт — у тебя в поле зрения постоянно что-то движется, за спиной все время кто-то ходит, ты сам все время находишься в чьем-то поле зрения. Тебя в любой момент могут отвлечь по любому, самому ерундовому вопросу, слишком просто это сделать, даже ходить обычно никуда не надо.

      Акустический дискомфорт — даже если сильно повезло с коллегами и они с уважением относятся к окружающим, все равно в помещении стоит постоянный гул от разговоров, от работающей техники, вентиляции, принтеров, хлопки дверей, шаги,… Если не повезло и у вас по соседству несколько развеселых артистов разговорного жанра, то остается только глушить себя музыкой из наушников, что тоже акустический дискомфорт, но ты хотя-бы выбираешь что слушать.

      Физический дискомфорт — низкое качество воздуха, особенно к вечеру, в помещении душно из-за большого количества людей, и практически никогда тебя не устраивает температурный режим, или холодно или жарко, потому что принципиально невозможно настроить его для каждого из десятков сидящих в помещении людей.

      Короче, мое мнение остается неизменным — для работы требующей сосредоточенности и умственного напряжения так ничего лучше отдельного тихого кабинета и не было придумано.


      1. erlyvideo
        21.11.2019 09:31

        совсем отдельный кабинет на каждого человека — это всё таки дороговато и не всегда нужно, но хотя бы по командам разделиться.


        1. vvbob
          21.11.2019 09:52

          Так я про идеальный вариант.
          Если говорить о том что можно сделать в реальности, то либо как вы предлагаете — небольшие помещения для команды из 5-6 человек максимум, с нормальными рабочими местами, просторными и расположенными не на проходе, либо вовсе, как мне кажется лучшая форма организации работы — со свободным посещением и одним обязательным днем в офисе для синхронизации. Дома мне по любому комфортнее чем в самом навороченном опенспейсе, а для согласований, собраний и прочего общения одного дня в офисе более чем достаточно.


  1. erlyvideo
    21.11.2019 00:35

    Душ — зачет.

    Оббить звонилки акустическим поролоном — зачет. Мы тоже сделали себе комнатки для звонков и быстро пришлось покрывать их поролоном. Но надо не забывать, что раз в год максимум его надо выбрасывать и переклеивать: он не чистится, впитывает пыль и астматикам очень плохо от него.

    Не раскрыли тему вентиляции. У вас своя? Сами делали? Не поверю, что в бизнес-центре вам дали что-то приличное, там всегда говорят: вам хватит одного обмена в сутки. Нужно на самом деле хотя бы один в час, а лучше ещё побольше. В помещениях, где может оказаться толпа людей (митапная и т.п.) обмен должен быть с большим запасом.

    Милти — незачет. Почему-то в нашем большом хорошем городе никто кроме Муму не научился доставлять горячую еду, а всякие милти-шмилти возят охлажденную фигню. И я с большой ностальгией вспоминаю столовую в ГЗ МГУ: недостижимый эталон обеденного общепита. Лучше него было только когда в лукэтми нанимали повара, чтобы он готовил завтраки и обеды.

    Давиться милти — это буэээ


    1. cheaffa Автор
      21.11.2019 15:58

      Телефонные будки для разговоров были, пожалуй, самыми первыми в рейтинге самых нужных хотелок. Это реально очень спасает и делает жизнь в офисе лучше.

      Про вентиляцию знаю, что она своя, в каждом «условном блоке» есть по несколько ручек управления кондиционерами, они зонированы. В одной только кухне 4 зоны, которыми можно играть для нужного эффекта. В переговорках с воздухом проблемы начинаются только тогда, когда туда набивается больше народа, чем запланировано, что логично.

      Милти пользуется большой популярностью, но это лишь один из множества вариантов, я в статье упоминала не меньше 5 поставщиков, плюс столовая БЦ, супчики, смузечная, контейнеры с собой и доставка еды в офис. Я сама питалась Милти, но продержалась всего полгода. Сейчас пользуюсь сервисом доставки готовой еды на целый день, потому что привереда.


  1. ICELedyanoj
    21.11.2019 01:25
    +1

    Судя по двум с половиной фоткам рабочих мест — я бы в этом спейсе довольно быстро сошёл бы с ума, так как ваши люди, сидящие друг напротив друга вынуждены постоянно щупать друг друга ногами под столом, либо упираться ногами в перегородки. Я на таком месте какое-то время работал — это ад.
    Видно, что многое сделано для завлечения свежей рабочей силы (у нас всё красиво и модно), но рабочих мест кандидатам наверняка не показывают до подписания контракта.


    1. Forum3
      21.11.2019 07:46

      Плюсую. У разработчиков как раз места крайне неудобные, если посмотреть на картинки с рабочими местами (видимо поэтому их так мало).
      Поначалу кажется — вау, все так круто. Но потом замечаешь: столы впритык и маленькие, развернуться негде.


  1. carpaccio
    21.11.2019 02:02
    +2

    Спасибо за фотки, поднялось настроение. Какое все-таки счастье работать не в подобном человейнике.


  1. johnfound
    21.11.2019 02:27
    -1

    Хм, красиво, конечно. Плюсанул. Но возник вопрос – А покурить у вас есть где?


    1. pesh1983
      21.11.2019 09:42
      -2

      Думаю, можно прям на рабочем месте) Кажется, что картину это не сильно изменит в плане комфорта рабочего места)


      1. erlyvideo
        21.11.2019 13:39

        боюсь, что у вас фантомные воспомнинания из 1983 года =) Тогда ещё можно было курить на рабочих местах


        1. pesh1983
          21.11.2019 13:42
          +2

          Простите, забыл включить тэг сарказм


    1. shrimpsizemoose
      21.11.2019 10:25

      Вне офиса на улице рядом с БЦ есть специальный мини-парк с лавочками и урнами :) Обычно курильщики кучкуются там


      1. johnfound
        21.11.2019 12:02

        Летом конечно прекрасно.


    1. johnfound
      21.11.2019 12:01
      -1

      М-да-а-а. Заминусовали некурящие. Дискриминация чистой воды. Это курильщики самые толерантные люди. Никто и никогда не видел курильщика задирающего некурящего за то что тот не курит.


      1. Whuthering
        21.11.2019 12:15
        +1

        Никто и никогда не видел курильщика задирающего некурящего за то что тот не курит.
        Может потому, что некурящий своим отказом от курения не создает проблем и неудобств окружающим?


      1. asm0dey
        21.11.2019 12:23
        +1

        Пффф, меня полкласса дразнило за то, что я отказывался с ними курить.


      1. shutkarmannbii
        22.11.2019 04:36

        Действительно самые толерантные, попробуйте сделать, курящему на остановке общественного транспорта, замечание, что он мешает или тут курить запрещено — уверен что в 8 из 10 случаев вы узнаете о себе много нового.


  1. chaffinch
    21.11.2019 09:26

    Самое комфортное рабочее место было в старом трехэтажном здании в кабинете на 4 человека. Большие окна, куча места. И да, никаких новомодных наворотов.
    Из наворотов было по кухне на этаж, с холодильниками, столами и микроволновкой.
    Зимой в кухне за окно вешали кормушки для синиц.
    Честно говоря, бесит не опенспейс, бесит — лицемерие. Ну скажите вы, что единственная причина для опенспейса — это экономия! И сделайте побольше отгороженных мест в рамках бюджета. И нунафик эти пуфики, я на работе не спать прихожу.


    1. vvbob
      21.11.2019 10:05

      Та-же ерунда. Сидели вчетвером, даже не в особо просторном кабинете, но зато у всех рабочие места располагались так, что ни у кого за спиной люди не ходили туда-сюда, все были не шумными людьми и получалось спокойно и размеренно работать. Все было очень «по совковски», никаких там дизайнерских изысков, пуфиков и прочего, но работалось там намного комфортнее, даже по сравнению с самыми лучшими опенспейсами в которых доводилось работать позже.


      1. chaffinch
        21.11.2019 11:31

        Дааа, это такой кайф — сидеть спиной к стене, отводя взгляд от монитора смотреть в окошко! До сих пор оказываясь в таких местах, люто завидую работникам.
        А в статье рабочие места — совсем трешак. Сидеть морда в морду, локоть к локтю. И говорят люди сами так захотели… Ну не знаю. Где они таких людей находят.


        1. iago
          21.11.2019 11:36

          Скажи что тебе не нравится — скажут не разделяешь дух и цели компании, не горишь страстью к нашим великолепным продуктам и подрываешь коллектив


        1. PowerMetall
          21.11.2019 13:27
          +3

          Дааа, это такой кайф — сидеть спиной к стене, отводя взгляд от монитора смотреть в окошко!

          Я, наверное, дикарь из глухой провинции, и отстал от жизни, но серьезно, неужели людей рассаживают специально так, чтобы спиной (и монитором) ко всем вокруг?

          Это норма вообще?

          И без того сидишь, получается, словно в проходном дворе, так еще и каждый проходящий пялится в твои мониторы?

          Вы серьёзно?

          Если да, то я начинаю понимать, почему на всех фото подобных мест бОльшая часть народу изображена не за мощным стационарным ПК с несколькими огромными мониторами, а предпочитает горбиться, вглядываясь в мелкий экранчик ноутбука.

          P. S. Когда-то работал в банке, так там в одном из множества «положениий о» был прописан прямой запрет на подобное размещение (спиной ко всем). С пояснением, что на мониторе может находиться конфиденциальная или персональная информация, которую не должен видеть посторонний.


          1. chaffinch
            21.11.2019 14:34
            +2

            Не понял, это стеб или вы реально не в курсе? рассаживают мордой друг к другу (или к стене) потому что это позволяет сэкономить дофига места. Во всех опенспейсах так + во многих неопен спейсах — тоже. Худший вариант — спиной к двери или к проходу.
            Если вы про это не знаете — вы счастливый человек, я вам по-хорошему завидую.


            1. ardraeiss
              21.11.2019 14:37

              Только на фото они всё равно спиной в проходы/переговорки. И за сидящим напротив — следующий ряд.
              Например, отлично видно ряды на этом фото из поста:
              image


              1. ser0t0nin
                21.11.2019 17:08
                +2

                Я не могу представить, что я работаю где-то кроме опенспейса. Вообще не разделяю ни одной претензии в тредах к посту, у нас не шумно, двери не хлопают (их нет), у нас большие столы, поэтому ногами никто никого не задевает, редкие переговоры коллег (от души пообщаться все ходят в переговорки) помогают быть в курсе релевантных мелких локальных дел. Единственное — да, бывает душновато, но здесь это скорее вопрос не к опенспейсу а вообще к вентиляции в БЦ. Но видимо все люди делятся на два типа — кто любит и кто не любит опенспейсы


          1. podde
            21.11.2019 20:03

            У банков – своя вселенная со своими заскоками к безопасности.
            К обычной жизни отношения не имеет.
            P.S. Кто "посторонний" будет "пялиться" в вашу "конфиденциальную" информацию в обычном офисе разработки??


  1. aik-fiend
    21.11.2019 10:33

    оу е, я узнал своего приятеля на фото =)


  1. eStellar
    21.11.2019 11:36

    Опенспейс в ряде случаев бывает полезен.

    Например если отдел нанимает человеку, не умеющему/не желающему передавать знания помощника/ов. По общению коллег становится понятнее что за процессы происходят, кто чем занимается и к кому обратиться за помощью когда не понятно.

    В опенспейсе «горячие» сотрудники меньше орут, меньше матерятся, меньше кидаются предметами. Эдакое усмирение для быдла, а оно бывает прорастает и до топ-руководства (я не про компанию в статье, но по статистике такой персонал похоже везде).

    В опенспейсе из любого(из большего количества) места видно окно на улицу, мне как человеку, 7.5 лет из 11 работающему в кабинетах без окон это ой как актуально.

    В опенспейсе в рабочее время меньше играют в игры, меньше пьют, не занимаются сексом на рабочих столах. Дисциплина в принципе выше.


    1. Whuthering
      21.11.2019 12:16

      В опенспейсе из любого(из большего количества) места видно окно на улицу
      Которое обязательно постоянно задернуто жалюзи, потому что кому-то «слепит».
      меньше играют в игры
      для игр обычно отдельную комнату делают :)
      занимаются сексом на рабочих столах.
      вы так говорите, как будто это что-то плохое


      1. erlyvideo
        21.11.2019 13:42

        Баду даже рекламировали, что у них бывают дорожки. Правда потом зачем-то отнекивались и начали говорить, что больше нет и вообще это только у сейлзов.


      1. eStellar
        21.11.2019 13:43

        Которое обязательно постоянно задернуто жалюзи, потому что кому-то «слепит».

        Не без этого. Но как минимум одно-два открыто, чуток ультрафиолета поступает и понятно когда солнце взошло, когда село. Чем в полностью закрытой коморке 4 месяца в году видеть солнце по выходным.

        вы так говорите, как будто это что-то плохое

        т.е. игры и алкоголь на рабочем месте ассоциации такой не вызвало… Но поверьте, ни один пункт из этого предложения не был наделён негативом. Просто отмечено, что это в разрез с дисциплиной идёт. А как отметил комментатор ниже: выше дисциплина — ниже производительность (в творческих коллективах).


        1. ardraeiss
          21.11.2019 14:36
          +1

          Стекло не пропускает ультрафиолет, а чутка приоткрытый стеклопакет много в щель не пропусит. И зимой — закрыто.


    1. sumanai
      21.11.2019 13:12
      +1

      Дисциплина в принципе выше.

      А производительность ниже.


      1. eStellar
        21.11.2019 13:46

        Ставит ли управленец предприятия высокую производительность во главу угла — это вопрос более чем. Ведь в таких компаниях от высокой производительности растут и планы, порой не неся за собой поощрительные меры. Я работал в магазине и там если выполнил меньше плана — попал на деньги (премия меньше) а если выполнил больше — то выручка шла на развитие других точек, а план возрастал. Стоит ли упоминать что таким образом, извините, жопу никто не рвал и даже не пытался…


  1. podde
    21.11.2019 12:30

    К сожалению, довольно бесполезный рекламный пост.
    Подавляющее большинство компаний не могут позволить себе такие пространства (вопрос цены аренды).
    А таких игроков на рынке, которые мыслят переговорками, пуфиками и массажными креслами в зелёных зонах… Ну, сколько их? Несколько десятков топ-компаний на всю Россию.


    1. erlyvideo
      21.11.2019 13:43

      так это не для того, чтобы впечатлить маленькие компании, а для того, чтобы переманить у них сотрудников =)


      1. podde
        21.11.2019 14:16

        «Шарик, ты балбес!»© (в данном случае это я про себя)
        А ведь в самую точку, пожалуй. ))


  1. dikiykot
    21.11.2019 13:24

    на фотке над подписью «Мягкая зона для коворкинга» разовый перформанс для фото или люди каждый день в тапках ходят?


    1. asm0dey
      21.11.2019 15:18

      Я босиком ходил. На меня смотрели странно, но мои ли это проблемы?


    1. cheaffa Автор
      21.11.2019 15:36

      В тапках ходят многие, в кегуруми — изредка, например, если какая-то вечеринка планируется.



  1. drWhy
    21.11.2019 15:58
    -3

    del


  1. lotse8
    21.11.2019 16:34

    Мне такие офисы только из-за одних будок для звонков не нравятся. Я звоню или мне звонят не для того, чтобы просто поболтать, во время разговора надо сидеть за рабочим столом и смотреть на монитор, чтобы видеть что надо, и разговаривать предметно.


  1. belizaveta
    21.11.2019 17:30

    Самая крутая по мне вещь — это телефонные будки. Вот серьезно ни у кого не видела. Я каждый день созваниваюсь с мужем в обеденное время. Приходится либо на шумную улицу выходить (в Сити всегда шумно и ветрено), либо в холодное время года гулять по не менее шумному ТЦ. А эти будки крутое решение!


  1. Etrimus
    21.11.2019 17:30
    +1

    Красивые фото, выглядит эстетично и круто, местами как арт-объект… Приманка для джуниоров и витрина для пресс-релизов?
    Считаю, что любые рассуждения об удобстве опен-спейсов — это лицемерие. Это когда у тебя нет денег на еду, а ты заявляешь — ну и хорошо, меньше жрать полезно для фигуры.
    Чистый, «не кондиционерный» воздух, окна, тишина, физическое пространство для рук/ног и отсутствие вечно спешащих у тебя за спиной сослуживцев — дороже любых кофе-поинтов, вся эта фигня вообще имеет нулевую ценность, если есть возможность получить обыкновенный светло-коричневый стол «под дерево», стоящий в уголке около окна, которое ты можешь открыть или закрыть.


  1. modsamara
    21.11.2019 17:49

    В субботу был рядом с этим офисом. В 6 вечера. Половина дороги до метро совсем без освещения, парковка со стороны азс без асфальта. Если не выходить оттуда, наверное не напряжно, к тому же для этого созданы все условия.


    1. cheaffa Автор
      21.11.2019 18:37

      Да, вокруг пока не очень уютно. В этом году занимались внутренним обустройством, в следующем продолжим улучшать территорию вокруг и создавать свою микросреду: сделали граффити, а к весне планируем Lamoda backyard c лавочками и доп озеленением.


  1. Maccimo
    21.11.2019 23:45
    +1

    А ведь ещё сэра Генри Баскервиля в далёком XIX веке предостерегали:


    Если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от офисов в формате опенспейс


  1. drWhy
    22.11.2019 11:48
    +1

    The Ultimate Question: как свести уровень шума в OpenSpace к минимуму?
    Существуют системы активного шумоподавления, основанные на массивах звукоизлучателей и способные зонированно подавлять шум.
    Также возможно локальное звуковещание, позволяющее прослушивать музыку, не мешая соседям.


  1. npetrenko
    23.11.2019 14:38
    +1

    Интересная публикация. Я, когда работаю на ноутбуке, не ощущаю абсолютно, что я делаю работу. А вот когда за монитором и клавиатурой на столе, то да, я как на работе