Введение
Прямая демократия отнюдь не нова, но какой-то конкретики её реализации без фактических предложений разрушения государственного строя автору найти не удалось, материала достаточно много. Что-то вроде прямой демократии уже существует в виде плебисцита, но такой инструмент мало доступен для эффективного и не затратного проведения инициатив от населения ввиду высокого барьера в виде изначального сбора подписей (в Латвии — платные нотариально заверенные) и проблем с непосредственной дискуссией при выработке норм. В России всё тоже не просто.
Основная идея состоит в создании альтернативной ветви законотворчества на базе информационных систем, доступных через интернет, чья деятельность ни коем образом не заменяет профессиональную законотворческую деятельность парламента, но позволяет продвигать инициативы, минуя сопротивление или потребность спонсирования парламентского лобби. Совершенно очевидно, что постоянная занятость населения в законотворчестве контрпродуктивна, поэтому требуется возможность доверять свой голос людям «в теме», возможно даже тем же народным избранникам.
Основную суть можно понять вот из этой несложной диаграммы:
Основные требования к информационной системе обеспечения прямой демократии
Надо сразу понимать, что эти общие требования для проекта предназначены как для ПО, так и для изменения в законодательстве. Первый раз пишу User/Job Story на русском. Как-то крайне непривычно.
В тексте умышленно используются синонимы «оценка» и «критика» для разделения положительного и отрицательного конструктивного отзыва, что не совсем корректно.
FUN-1: как голосующий (включая доверенное лицо), я хочу чтобы я мог назначить своё доверенное лицо прямо с Системе, чтобы при отсутствии моего голоса он автоматически добавлялся к весу голоса доверенного лица.
Прим.: допустимо каскадно, необходим динамический пропуск контуров в орграфе по доверенности.
FUN-2: как голосующий, я хочу чтобы я мог задать упорядоченный список до 10 запасных доверенных лиц прямо в Системе, если моё доверенное лицо теряет право голоса (смерть, недееспособность, выход из гражданства и т. п.).
FUN-3: как голосующий, я хочу сам выбирать голосовать открыто или скрытно, чтобы я всегда мог обезопасить себя от последствий, но и мог открыто заявлять свою позицию для уменьшения риска массовых фальсификаций.
Прим.: в частном случае, анонимность может теряться, когда все остальные голосуют открыто.
FUN-4: когда происходят обычные выборы, я хочу использовать Систему для голосования, чтобы избежать потребности посещать избирательный пункт.
FUN-5: когда я хочу инициировать новый законопроект, я хочу иметь возможность зарегистрировать его в едином реестре через Систему.
FUN-6: когда я хочу привлекать сторонников для преодоления барьера, я хочу ссылаться на законопроект через относительно короткий и простой URL и простой ассоциативный идентификатор в Системе, чтобы я мог привлекать сторонников через электронные и печатные средства общения.
FUN-7: как автор законопроекта, я хочу отдельно видеть оценку/критику из ответственных гос. структур в Системе, чтобы не упустить её из виду.
FUN-8: как голосующий, я хочу иметь возможность оставлять свою оценку/критику как всему документу, так и только отдельным его частям прямо в Системе, чтобы была обратная связь с автором.
FUN-9: как голосующий, я хочу иметь возможность ознакомиться с оценкой/критикой других лиц в Системе.
FUN-10: как голосующий, я хочу иметь возможность поддержать или выступить против оценки/критики другого лица с возможностью оставить свой комментарий, чтобы была ясна моя мотивация.
FUN-11: как государственный чиновник, я хочу иметь возможность вынести спорный законопроект на всенародное обсуждение в Системе, минуя стадию инициативы, что является экономически оправданным способом в отличии от референдума.
FUN-12: как пользователь, я хочу получать уведомления о всех важных событиях (необходимость голосовать, изменения в доверенных лицах, сделанный выбор доверенного лица и т. п.) по электронной почте, SMS и RSS.
FUN-13: как пользователь, я хочу иметь возможность настраивать менее важные уведомления в Системе, чтобы получать их по электронной почте и RSS.
FUN-14: как пользователь, я хочу иметь возможность просмотреть все зарегистрированные законопроекты с возможностью поиска и сортировки по различным критериям, включая слова и фразы, даты, авторство, количество поддержавших и т. п.
FUN-15: как пользователь, я хочу иметь возможность просмотра результатов всех прошедших голосований с полным списком имён, выбором голосующих и цепочкой доверенности (и уникальных идентификаторов, при наличии), голосовавших открыто, чтобы иметь возможность контролировать возможные фальсификации.
FUN-16: как автор, я хочу чтобы срок сбора голосов поддержки изначальной инициативы не был ограничен по времени.
FUN-17: как автор, я хочу иметь возможность вносить корректировки на основе критики ответственных гос. структур и значительной доли голосующих, чтобы отправить на повторную оценку.
FUN-18: как доверитель, я хочу иметь возможность просматривать рейтинг доверенных лиц по различным критериям поиска и историю их голосования, чтобы выбрать подходящее доверенное лицо по конкретным фактам деятельности.
FUN-19: как доверитель, я хочу чтобы доверенные лица могли голосовать только в первой половине отведённого срока на голосование, чтобы я мог ознакомиться с назначенным выбором и изменить его на свой при необходимости.
FUN-20: как голосующий, я хочу чтобы срок всеобщего голосования был 7 календарных дней, чтобы у меня было время ознакомиться со всеми деталями и сделать взвешенный выбор.
FUN-21: при положительном результате голосования, я хочу чтобы конституционный/уставной суд в зависимости от целевого законодательства обязан был дать оценку в течение 10 рабочих дней, иначе следует автоматическое признание, чтобы избежать возможной волокиты.
FUN-22: при преодолении барьера поддержки инициативы, я хочу чтобы были привлечены все заинтересованные гос. структуры для завершения оценки законопроекта в течение 10 рабочих дней для избежания волокиты.
FUN-23: как голосующий, я хочу специально отмечать себя как «доступный доверитель», чтобы на меня не возлагались обязанности и ограничения, если я на них не согласился.
FUN-24: когда конституционный суд отвергает законопроект, я хочу введения уголовной ответственности за бюрократию для руководителей и рядовых сотрудников гос. структур, если не была вовремя дана соответствующая оценка.
FUN-25: при принятии проекта, я хочу обязать парламент и другие ответственные структуры исправлять все конфликтующие законодательные акты.
FUN-26: как чиновник, я хочу чтобы были установлены количественные нормативные пределы для поступления новых [поддержанных] законопроектов на оценку в один день, для избежания перенасыщенности.
Прим.: сверх нормы должны попадать в очередь.
FUN-27: как автор, я хочу отдельно утверждать конечный вариант проекта и отправку на общее голосование.
FUN-28: как автор, я хочу иметь возможность привлекать со-авторов, чтобы совместно править документ.
FUN-29: как голосующий, я хочу иметь доступ к системе в разумной досягаемости от места моего проживания в государственных и муниципальных учреждениях на территории страны, чтобы я всегда мог реализовать своё право голоса.
SYS-1: как пользователь, я хочу чтобы ядро системы имело стандартизированный программный интерфейс, доступный через защищённое HTTP соединение, чтобы была возможность создавать разнообразные интерфейсы для работы и интеграции с другими приложениями.
SYS-2: когда я хочу реализовать своё право на прямую демократию, я хочу чтобы был доступен как минимум один стандартный HTML5 веб-интерфейс, чтобы я мог работать с ядром системы.
SYS-3: когда я хочу проголосовать, я хочу чтобы была возможность авторизоваться различными способами достоверной аутентификации, включая электронному подпись, вход через интернет-банк и другие легко добавляемые типы.
SYS-4: как пользователь, я хочу чтобы весь документооборот шёл в чётко стандартизированном структурированном и версионированном электронном формате, пригодном для чтения человеком в сыром виде, чтобы я мог ссылаться на конкретные части и версии документа.
SYS-5: как администратор Системы, я хочу чтобы один пользователь не могу вносить более 1 законопроекта в день, для избежания злоупотреблений.
SYS-6: как администратор Системы, я хочу иметь возможность лишать лицо права инициативы и комментирования на срок до одного года с денежный штрафом или без, чтобы избежать использования Системы не по её прямому назначению.
Прим.: может быть оспорено в суде с уголовной ответственностью для администратора при факте злоупотребления.
SYS-7: при проведение голосования, каждый с правом голоса обязан голосовать или иметь доверенное лицо.
SYS-8: при голосовании, доверенные лица могут голосовать только открыто, чтобы их доверители могли вовремя сделать личное решение при несогласии и была возможность показывать историю голосования в рейтинге доверенных лиц.
SYS-9: когда доверенное лицо не проголосовало вовремя, его голос имеет единичный вес, а голоса доверителей распределяются по спискам запасных доверенных лиц.
SYS-10: при наличии технических сбоев в системе или значительных проблем с доступом к Системе (региональные аварии/катастрофы), я хочу чтобы сроки голосования автоматически продлевались, чтобы все желающие могли проголосовать
SYS-11: во время активного голосования, я хочу чтобы его результаты не были никому доступны, чтобы не влиять на ход голосования.
SYS-12: как голосующий, я хочу чтобы система была полностью прозрачна и открыта в плане исходного кода и конечной сборки, чтобы был постоянный общественный контроль, не допускающий недокументированных возможностей системы.
SYS-13: когда пользователь работает через нестандартный интерфейс, я хочу исключить третьи лица из процесса аутентификации и авторизации в Системе, чтобы избежать возможность MITM атак для захвата голоса.
SYS-14: для репрезентативности голосования в Системе, я хочу обязать каждого гражданина выбрать хотя бы три доверенных лица либо из списков кандидатов, либо предложить свои на каждых последующих выборах, чтобы общее голосование в Системе имело легитимный статус
Заключение
Такая вот экспериментальная попытка изложения получилась. Многое конечно не сказано, но тогда и писать, и читать в одну статью не уложить.
Оцените, критикуйте и/или добавьте свои требования к системе.
Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.
Комментарии ()
andvgal
07.09.2015 15:46+1Политика — это борьба за власть вполне конкрентых лиц, каким бы образом это не пытались скрыть за разнообразными формулировками.
Правоведение и государствоведение совершенно иные академические дисциплины, хотя политология с ними тесно связана.
Прошу расценивать статью больше с практической точки зрения реализации. Поэтому в ней функциональные требования, а не филосовские рассуждения о неоспариваемом праве на референдум.
VBKesha
Geektimes — не для политики.