Кризис влияет на заработок тех, чье творчество сопровождает нашу жизнь, дарит приятные эмоции и силы даже не в самое простое время. Помогают ли музыкантам справиться со сложностями крупные стриминговые площадки? Что говорят они сами о выплатах за стримы?
Откровения Джордана
Нет, не Майкла, конечно. Речь о Бене The Flashbulb, независимом музыканте из США с более чем двадцатилетней карьерой под шестнадцатью различными никнеймами. На своем YouTube-канале Бен поделился личным опытом заработка на любимом деле — рассказал, с чего начинал и как сейчас складываются его взаимоотношения с аудиторией, новыми технологиями и деньгами.
Он родился в 78-м в Джорджии — штате, расположенном севернее Флориды. Потом переехал к родственникам в Чикаго, где долгое время жил в бедном районе, но старался не унывать и сам научился играть на гитаре. По мере прокачки музыкальных навыков — выпустил свои первые инструментальные треки вместе с небольшой местной звукозаписывающей компанией, а потом сотрудничал и с европейскими лейблами.
Как говорит Бен, на старте ему пришлось несладко — заработки были минимальными. Приходилось часто оставаться у знакомых и долго копить на инструменты и простейшее оборудование. Даже когда его творчество привлекло серьезную аудиторию, доходы от продаж на дисках, пластинках и других носителях были фактически ничтожными.
Доля музыкальных магазинов, лейблов, дистрибуторов и других «подрядчиков» Бена превышала 95% от стоимости альбома, а ему лишь смахивали жалкие крохи со стола. Заработок не изменился, когда появились первые крупные онлайн-магазины вроде iTunes. Из этого сервиса ему вообще пришлось снимать треки по решению суда. Бен тогда подрабатывал на заказах от телевизионщиков, а когда накопил достаточную сумму, выкупил права на все свои треки и решил самостоятельно регулировать процесс их распространения и реализации. Но связаться с представителями компании ему так и не удалось — магазин просто продолжал продавать треки, поэтому он и обратился за помощью к юристам, и только тогда ситуация разрешилась.
Удивительно, что пока шло разбирательство, Бен сам залил музыку на торренты-трекеры и заработал на донатах больше, чем получал от сотрудничества с витриной. Однако новый игрок на поле стриминговых сервисов все изменил — в первые годы работы Spotify выплаты за прослушивание составляли $0,008. Бен собрал приличную аудиторию и смог наконец-то позволить себе жизнь на уровне среднего класса. Но сейчас, когда двадцать его альбомов за год набирают около семи миллионов прослушиваний, выплаты составляют чуть больше $24 тыс.
Дело в том, что тариф снизили до $0,003. Как говорит Джордан, когда он «начинал сотрудничать с сервисом, бизнес-модель была совсем другая, а сейчас им интереснее строить медиаимперию и тратить по сто миллионов на подкасты… кажется, это похоже на развитие за чужой счет».
Мерч на карантине
Сложная эпидемиологическая обстановка отрезала музыкантам почти все альтернативные способы заработка. Туры, сайд-проекты, сувенирка фактически разом ушли в прошлое. Задержки на стороне почтовых служб и объяснимый спад интереса аудитории к таким покупкам сделали свое дело — практически единственным стабильным источником дохода стал стриминг. Но как показывает пример успешного по общим меркам инди-композитора, чью историю мы рассмотрели выше, суммы выплат не бьются с затратами на самостоятельную запись альбомов.
Большая часть музыкантов скорее всего не вытянет и до половины от той суммы, которую получает Бен. Они будут вынуждены снова искать варианты для подработки, а потом вкладывать часть дохода в продвижение. Сам Джордан не торопится отказываться от заказов компаний.
Он понимает, что нельзя все списывать на стриминговые сервисы. Все-таки это — всего лишь бизнес, который имеет право на выбор определенной финансовой модели. Какой она будет завтра, никто не знает, но для многих стриминг — хороший вариант, чтобы привлечь слушателей и диверсифицировать аудиторию. С другой стороны, можно ли говорить об эффективности discovery-процесса с точки зрения работы рекомендательных алгоритмов — большой вопрос.
Что делать
Нет смысла искать виновных и посыпать голову пеплом. Музыкальная индустрия меняется — это факт. Ее трансформация имеет положительные и негативные стороны, что нравится далеко не всем, а иногда — приводит к весьма плачевным результатам с точки зрения качества треков.
Повлиять на положение дел музыкантов способны как они сами, так и их поклонники. Если эта тема покажется интересной, мы подготовим отдельный материал о рекомендациях на этот счет.
Заметки и чтение в нашем «Мире Hi-Fi»:
Черная пятница с честными скидками (до 70%) в нашем магазине аудиотехники
Борьба за права или атмосфера паранойи — в мире музыки еще не решили, что выбрать
«Непрошеные рекомендации»: зачем искать музыку без помощи стриминговых сервисов
«От критиков к алгоритмам»: затухающий голос элит в мире музыки
olegkolupaev
Так тут на поверхности все лежит. Как ща принято в России и мире. Парочку хороших зажигательных треков с клипом на ютуб. Потом контакты в инстаграмм и прием заказов на организацию концертов. Все прозрачно. У топовых артистов заработок есть. А с низу в любос лучае придется позти по головам со слезами и соплями. Упорным трудом.
basilbasilbasil
Нет концертов
psman
Днем есть
Maximuzz
saboteur_kiev
Ну а на самом деле. Сколько треков должно выпускаться в год или в день, чтобы удовлетворить спрос публики, если взять во внимание, что музыканты настроены именно на хиты, чтобы заработать?
10 в день — мало. 100 в день? ну может быть. 1000 в день? Уже многовато. Миллион в день? Явно перебор. А сколько музыкантов в мире?
Понятно, что быть музыкантом хотят многие, но нужны ли услуги миллиона музыкантов на стриминговых сервисах?
Ritan
Миллионы может и не нужны( хотя не уверен), но ведь жанров музыки сильно больше одного, а вкусы у всех разные
sav6622
угу, но процентов 80 у нас, это Радио Дорожное и Радио Шансон...
OleksiyT
Эти радио и платный стриминг — разные аудитории.
Если бы 80% платили за музыку, этой статьи бы не было.
unclejocker
Возможно, выход в введении разной стоимости по жанрам. Если в нише 100500 музыкантов, то 0,0001, а если двое, то может и несколько долларов за трек. Но на это никто не пойдет, слишком сложно высчитывать и еще сложнее объяснить это конечному пользователю.
kbaa
Тогда споры на тему кто к какому жанру относится выйдут на новый уровень
K0styan
Так стриминговые сервисы как раз могут не закладываться на традиционные жанры (половина коих придумана журналистами). Они имеют достаточно данных, чтобы сгруппировать исполнителей по кластерам именно естественным образом, на основании прослушиваний.
Более того, пусть даже у разных сервисов эти кластеры будут чуть отличаться — не так страшно.
inkelyad
Кажется, они не умеют. В том числе потому, что их собственные рекомендации эти кластеры портят и образуют эквивалент поисковых пузырей.
K0styan
А пользователю знать и необязательно. Вот плачу я свои 2$ в месяц — из них половина идёт одному экзотическому исполнителю, а вторая размазывается по паре сотен популярных. Ну, ок. Мне любопытно было бы на это посмотреть, конечно, но оспаривать деление я вот вообще не собираюсь.
Вот музыканты от такой схемы будут в бешенстве.
inkelyad
Так именно что. В результате на каждый вкус и автора приходится не сильно много прослушиваний и, соответственно, денег.
saboteur_kiev
Ну много жанров, ну так сколько конкретно миллионов музыкантов надо, чтобы покрыть потребности человечества? Явно гораздо меньше, чем сейчас есть музыкантов. И совершенно понятно, что если идет аггрегация музыкальных исполнителей в облачных сервисах доступных всем, то количество мест в топе — ограничено.
Живая музыка востребована все меньше, а это один из основных моментов, который позволяет сосуществовать большому количеству музыкантов в разных локациях.
Watnest
Но и популярность жанров очень сильно разная
VolCh
Почему миллион в день перебор?
Hardcoin
Нет такого спроса. Миллион каждый день — это 7 тыс прослушиваний каждого трека, сам условии, что каждый будет слушать один новый трек в день. Совершенно ни о чём, это никак не сможет окупить его производство. На практике большинство людей не добавляет себе по одному треку в день, так что ситуация ещё плачевнее. Может быть спрос на 10к треков а день есть, но тоже далеко не факт.
VolCh
7 тысяч — это откуда? 140 тысяч человек.
Ну и говорили же о спросе, а не о предложении
saboteur_kiev
Over 50 million tracks available on Spotify
Спотифай — это примерно треть рынка стриминговых сервисов (при этом я почти уверен что количество треков пересекается с другими стриминговыми сервисами почти на 90%, и с вообще всем аудиомиром не менее чем на 30%).
И он существует уже 10 лет.
Если совсем грубо, то по 13698 треков (и подкастов) в день.
Но сомневаюсь, что Spotify прирастает такими темпами все время.
HOMPAIN
>Но сейчас, когда двадцать его альбомов за год набирают около семи миллионов прослушиваний, выплаты составляют чуть больше $24 тыс.
По моему это более чем хорошо для 7ми миллионов прослушиваний. Так обычно один трэк средней популярности набирает.
Angeld
Слишком большая конкуренция
Предложение сильно превышает спрос, естественно доходы падают. Сервисы конечно берут большой процент, но без них охват аудитории будет на порядки меньше.
RealEgo
За современную музыку вообще грех платить, а нормальные музыканты заработают как и положено музыкантам — на ЖИВЫХ концертах. #пандемиянетконцертов? Ну так никто и не обещал лёгкой жизни, все дома сидят, не только лабухи. Мир меняется и ты либо плачешь от несправедливости, либо подстраиваешься и преобретаешь актуальную и востребованную профессию. Никто не мешает днём работать на нормальной работе, а вечером стримить «для души» музончик.
Xfrid
То есть музыка делится на современную-плохую и несовременную-хорошую?
Не забывайте, что с точки зрения дяди Васи и бабы Зины — сидеть за весь день за компухтером — это тоже не «нормальная работа». И если вы творческие профессии считаете «не настоящими» — попробуйте на месяцок отказаться от привычных развлечений вроде фильмов, сериалов, ютуба, музыки и игр, а потом делайте вывод нужно это или не нужно. Заодно можете отключить всю графику на сайтах, вместе со стилями — ведь это тоже дизайнили тупо для красоты.
Я нисколько не сомневаюсь, что если вдруг работодатели начнут платить программистам по $0.003 за строчку кода вы не будете плакать и быстро перестроитесь под новый мир и начнете работать на заводе как нормальные мужики, а вечером — программировать «для души». Но все же — поменьше снобизма, уважаемый.
RealEgo
Я вообще ничего не делил, я только сказал что если за то что ты делаешь не хотят платить, то может пора заняться чем-то другим. Я не считаю творческие профессии ненастоящими, я считаю что творческим людям пора спуститься на меркантильную землю.
LibrarianOok
Страдания
«Как выжить на двадцать четыре косых зелени
В мире охваченном лютой пандемией»
Слова и музыка «народные»
LSDtrip
Представьте, что вам скажут, «Приобретите востребованную профессию, своё программирование оставьте на вечер для души», а вы этому делу потратили 20 лет своей жизни, только в нём вы реально крутой профессионал, и любая другая профессия даже за 5 лет не может быть настолько же хорошо освоена, да и времени у вас хватит только на одну сферу работы, если хочется реально достичь в ней верхов мастерства.
RealEgo
Телефонистка тоже когда-то была востребованной профессией, но глупо думать что текущее положение дел на вечно.
Bronx
Крутым профессионалам и платят выше среднего (если не платят, то это либо не крутой, либо не профессионал). А значит они могут обеспечить себе "подушку безопасности" на случай кризисов, и их способности позволят им быстрее переобучиться. Да, при переучивании будет неизбежный провал, ну так что же?
K0styan
Есть такие ребята — сессионные музыканты. Это не звёзды, с известным всему миру лицом и только за это получающие миллионы. У них-то проблем нет.
А вот сессионный музыкант может быть крепким профи, в обычный год иметь гонораров на уровне синьора от IT. И более того, живя с гонораров, он уже имеет больше навыков выживания при неравномерном кэш флоу. Но тут возможности для подушки уже совсем не те.
А про переучивание — смешно. Мы все прекрасно понимаем, что работодателю нужны не "способности", ему нужно доказанное опытом умение решать задачи.
Hardcoin
Ох уж эти музыканты, писатели или, там, программисты. Понажимают своих кнопок, а денег как за нормальную работу хотят.
vikarti
Мне вот другое интересно.
Концерты. Не раз встречались упоминания про такие вещи но в ВР — ну например www.youtube.com/watch?v=vRLKwL-OeP0 (SecondLife, 2008-й год), или там www.roadtovr.com/jean-michel-jarre-vrchat-concert
А как сейчас с виртуальными концертами? В плане заработка. Вообще хоть какая то статистика есть?
да, качество звука у слушателя видимо будет ниже потому что звук идет через его аудиоаппаратуру и да — записать сигнал и выложить тоже можно, ну так на обычном концерте тоже можно, не за этим ж ходят.
ivan386
Каждый раз когда говорят стриминг я себе представляю онлайн трансляции на Твиче или другом сервисе где они есть. Зарабатывают там по моим наблюдениям на подписках и донатах.
Донаты мне кажутся очень интересным инструментом так как каждый может закинуть столько сколько пожелает. Тут нет обязаловки в виде фиксированной цены за вход и можно просто не донатить. В тоже время донатер получает больше внимания не только от стримера но и от его аудитории. Донатеры помогают стримеру повысить качество стримов давая возможность ему купить более качественное оборудование. Ну или просто помогают скидываясь на аренду квартиры и оплачивая еду.
Для меня например важно что стример общается со своей аудиторией а не только вещает в одну сторону. То есть каждый может получить долю внимания от стримера и как то повлиять на ход трансляции.
Interreto
Надо смотреть в долгосрочной перспективе, это же пассивный доход, один раз написал и даже поддерживать не надо. Число пользователей сервисов растёт значить аудитория которая может послушать твои треки увеличивается, и эти 7 млн. прослушиваний могут уже выглядеть на фоне всей аудитории сервиса как провал.
Desavian
В принципе логично, в кризис первыми всегда отмирают паразитические профессии, продукты которых не являются жизненно важными, поэтому за этот год сразу отвалились и побанкротились множество турфирм, проблемы у музыкантов, певцов и киноиндустрии, хоть последняя и держится пока за счет длительных сроков производства фильмов и ухода в онлайн показы. Про всякую мелочь типа собачьих парикмахеров я даже не говорю. Еще полгода подобной движухи и начнут массово закрываться авиакомпании и прочие международные пассажироперевозки… как сейчас круизные компании выживают — слабо представляю.
Daddy_Cool
ИМХО мы просто избалованы бесплатной или полубесплатной музыкой.
Прослушивание трека вызывает эмоции. Употребление, например, чашки кофе — тоже, но вот я что-то не видел предложений типа «Подпишись на ежедневную чашку кофе с любым пирожным за 140 рублей в месяц». По идее каждое прослушивание трека (сопровождающееся выделением дофамина) должно чего-то стоить.
До массовой музыки в интернете, приходил в магазин — покупал пластинку, приезжал на рынок — покупал диски, даже в киосках покупал кассеты. Цены казались вполне адекватными.
Что музыка это пассивный доход — всё же интерес к новому альбому/треку максимален в первое время после выхода, а дальше падет — иначе откуда взять время на прослушивание новой музыки? Охват аудитории нынче близкий к максимально возможному — интернет у всех есть.
Ritan
Вот только создание 10000 чашек кофе с пироженым потребует усилий в 10000 больших( ну может меньше, за счёт объёма ), а вот создание 9999 цифровых копий звукозаписи после первой — не требует никаких усилий
Daddy_Cool
Копий — да. Но 10 тыс чашек кофе найдут своего потребителя — в силу низкой фрагментированности вкусов в данном сегменте (горячих безалкогольных напитков) — из конкурентов по сути только чай и безалкогольный глинтвейн, а разница условный латте или каппучино — небольшая.
А с музыкой гораздо сложнее, стилей очень много. По этой причине сейчас не выживают клубы среднего размера. Просто не хватает желающих. Есть музыкальные монстры-гранды которые выступают в больших клубах, но их разумеется мало.
lotse8
Маркетингом серьезно надо заниматься, а не класть все треки в один стрим. Если не сам, то нанять человека. Обычно так и работают в паре — продюссер и исполнитель.
NtsDK
> Туры, сайд-проекты, сувенирка фактически разом ушли в прошлое.
А какие-нибудь онлайн концерты за деньги еще не придумали?
А про поддержку музыкантов — даже на ютубе полно музыкантов без патреона. Хотя казалось бы.