Самое сложное при таком раскладе — утихомирить свою собственную психику. Вам придется одновременно управляться со своей тревогой, чтобы не допустить излишнего пессимизма, и при этом стараться не быть необоснованным оптимистичным. Тонкая грань, однако.
Перво-наперво нужно четко понять, сколько у вас осталось средств и сколько времени.
Прежде, чем читать дальше, следует обязательно ознакомиться с содержаниями эссе «Последняя капля» и «По умолчанию мертв» или «по умолчанию жив» .
Если ваш стартап «по умолчанию мертв», то вашей приоритетной задачей будет как можно скорее перевести стартап в состояние «по умолчанию» жив". Механизмы здесь очень просты: либо увеличиваем прибыль, либо сокращаем расходы. Или делаем и то, и другое одновременно.
Контрпродуктивные идеи
Основатели могут попасть в круговорот идей, который порождает бездействие и неспособность исправить ситуацию, в которой они оказались.
Контрпродуктивными могут быть следующие мысли:
- «Последняя капля» — это не про меня
- Если закончатся деньги, инвесторы продолжат нас финансировать
- Если не получится привлечь дополнительные средства, я просто продам стартап
- Общение с потенциальными покупателями так или иначе происходит, и все не так уж плохо
- Если я урежу расходы, нас не купят
- Если урежу расходы, это деморализует моих сотрудников/будут раздавлены/падут духом/это подорвёт дух сотрудников
- Мы не привлечем новых инвесторов, если я урежу расходы
Не позволяйте этим идеям быть оправданием тому, что вы продолжаете оставаться «по умолчанию мертвыми».
Осознайте ваши возможности в переговорах
Что мы можем вынести из этого графика?
- Откладывать решительные действия по уменьшению расходов — плохая стратегия. Выведите себя в «по умолчанию живые» сейчас.
- С точки зрения теории игр, инвестор или покупатель стартапа будет оттягивать время до тех пор, пока у вас не останется никаких средств. Ушлый инвестор не скажет вам «нет» сразу, он будет держать вопрос открытым до тех пор, пока вы не впадете в отчаяние.
- Если перспектива выглядит мрачной, и вы не предпринимаете никаких мер, чтобы ее исправить, готовьтесь к тому, что с большой долей вероятности все станет еще хуже.
Пара советов о том, как уменьшить скорость «сгорания средств» (cash burn)
Если вы хотите уменьшить скорость «сгорания средств», то самый безболезненный способ это сделать — немедленно увеличить прибыль. Надеюсь, вы и так над этим работаете.
Но что, если немедленное значительное повышение дохода, который переведет вас в «по умолчанию живые» невозможно? Тогда сокращайте расходы.
Расходы на зарплату сотрудников — наиболее вероятная причина высокой скорости сгорания средств. Как говорится в «Последней капле», в основе этого лежит избыточный найм.
Если вы решитесь на сокращение персонала, то в обязательном порядке следует позаботиться об увольняемых сотрудниках и быть при этом абсолютно честным с теми, кто остаётся. Помните: нужно обращаться со своими сотрудниками так, как вы хотите, чтобы обращались с вами.
Проще всего сокращать расходы на маркетинг и пиар, а также на случайные эпизодические расходы типа «плюшек» и вечеринок. Не стоит спускать на это деньги.
Точка невозврата
Итак, что, если у вас осталось средств на три месяца жизни? Важно честно принять этот факт и подготовиться к исполнению своих обязательств, а также рассмотреть возможность закрытия стартапа.
Как правило, если средств остается меньше, чем на два месяца, это уже точка невозврата. Если это происходит с вами сейчас, необходимо немедленно рассчитаться с сотрудниками, выплатить им выходное пособие, расплатиться по обязательствам, а оставшиеся средства использовать на закрытие стартапа. Если вы так не сделаете, и все закончится отсутствием средств на счету при невыполненных обязательствах, (зарплата, налоги и прочие) — вот это будет действительно Ужасно.
О чем следует помнить на данной стадии:
- Если вы достигли точки невозврата, закрывайте стартап.
- Не допускайте финансовой несостоятельности. Закройте долги. Вы обязаны выплатить зарплату и уплатить налоги.
- При самом плохом сценарии придётся иметь дело с личной ответственностью. Проконсультируйтесь со своими юристами, как закрыть стартап в законном порядке и без последствий.
- Не затягивайте процесс, чтобы не оказаться в беспросветной ситуации — для вас, ваших сотрудников, инвесторов и клиентов.
Если уж все пошло совсем не так, ведите себя достойно, чтобы потом не пришлось ни о чем жалеть. Быть основателем в момент, когда стартап идет ко дну, — тяжело. Обращайтесь за поддержкой и советом всюду, где только можете. Менторы и эдвайзеры помогут вам пройти через эти непростые времена. Часто самым сложным для основателя является факт признания поражения. Если вы беспокоитесь за свою репутацию, помните: настолько же важно хорошо справляться с ситуациями, когда всё идёт наперекосяк, как и с ситуациями, когда всё идёт прекрасно.
В завершение, если вы забудете, о чем эта статья, вот ее самые главные мысли: 1) не врите себе; 2) действуйте быстро и решительно.
Если вы хотите помочь с переводами полезных материалов библиотеки YC — пишите в личку, телегу @jethacker или почту alexey.stacenko@gmail.com
Следите за новостями YC Startup Library на русском в телеграм-канале или в фейсбуке.
sergyx
1. Взглянуть на ситуацию под другим углом — у вас не «осталось денег максимум на 12 месяцев», а есть денег на целый год безбедного существования! Йу-у-ху!
2. Если вам этого всё равно мало, попытаться использовать этот кризис, чтобы выйти из него победителем и новым единорогом. Ну, знаете, вот это вот всё: «кризис — это прекрасные возможности» и т.п.
3. Вы уже победитель — вы уже привлекли ангела, вы уже получили денег на целый год. Разве это не является самоцелью для стартапов? Вы уже получили опыт привлечения денег, начинайте думать и делать новый стартап, ведь у вас целый год безбедного существования!
4. А вот самое бредовое (и мы все это прекрасно понимаем), что может прийти в голову стартаперу, у которого осталось денег на год — это тратить время и силы на размышления о том, как сделать продукт покупаемым. И уж не приведи бог пытаться делать это.