Каждый раз, когда мы думаем, что уже все рассказали, находится что-то новое. Сегодня обсудим пусть и известные, но от этого не менее занимательные примеры музыкального творчества по теме surveillance-контроля и информационной безопасности в их самом широком смысле.
Чувства автора или музыка «большого брата»
Поп-музыка обладает не только развлекательными, но и образовательно-просветительскими качествами. Они оказывают наиболее мощное воздействие на аудиторию в виде метафор и отсылок к важнейшим вопросам, стоящим перед обществом, а по охвату, эмоциональному заряду и сроку жизни — зачастую превосходят возможности крупнейших СМИ и даже кинематографа.
Удивительно, как восприятие «музыкальных предостережений» эволюционирует с ходом времени: слушатели, представляющие различные поколения, зачастую вкладывают свой смысл в любимые произведения и считают их уместными для сопровождения событий, которые могут быть совершенно противоположными по наполнению.
Сегодня «Every Breath You Take» группы The Police все чаще звучит на премьерах книг и документалок по инфобезу, хотя совсем недавно творчество Стинга и его коллег слушали на свадебных церемониях. Автор трека, опередившего конкурентов по выручке в 1983-м и продержавшегося тогда целых два месяца в топе американского Билборда, спустя десятки лет был вынужден уточнить, что все-таки хотел сказать этим произведением. Стинг был вынужден «пожелать удачи» молодоженам, которым полюбилась его композиция, и в интервью на BBC Radio 2 пояснил, что эта песня все-таки больше о «зависти, болезненной привязанности и даже слежке», а не об успешных отношениях и теплоте чувств.
Известно, что Стинг писал эту композицию не на подъеме, а практически в полностью разбитом состоянии сразу после развода. Помимо этого в неимоверно популярной по тем временам группе разгорался внутренний конфликт: «The Police — не нравится мне это название, но не могу что-либо сделать», — воспоминал лидер коллектива в своей книге, выпущенной через двадцать с лишним лет после выхода нашумевшего сингла.
При этом певец отмечал, что увлекался творчеством Артура Кёстлера, рассматривавшего различные аспекты тоталитарных режимов, вопросы парапсихологии и ставшего номинантом на Нобелевскую премию по литературе в 1967 году. В честь его произведений Стинг даже подобрал названия для двух заключительных альбомов группы.
Пусть в треке и нет прямых отсылок к средствам мониторинга и контроля, возможность для такой интерпретации еще в конце 80-х подчеркивали социологи из MIT, да и сегодня слушатель может с легкостью дополнить музыкальный образ еще более подходящими аналогиями из мира IT.
Другое дело, что в «Every Breath You Take» просматривается очевидное влияние Джина Питни, чья популярность пришлась на 1960-е и 1970-е годы, и его композиции «Every Breath I Take» с весьма похожими фрагментами лирики. В свою очередь, трек Стинга можно сопоставить и с «D’yer Maker» группы Led Zeppelin, где тоже есть потенциальные пересечения в паре строк.
Сложно сказать, можем ли мы — с учетом всего этого — с уверенностью говорить о том, что в песне The Police были изначально предусмотрены отсылки к surveillance-тематике или она все-таки задумывалась в качестве своеобразного гимна для разбитых сердец. Плюс — нам с вами остается только гадать, чего добивался своими комментариями Стинг: хотел уточнить, что в действительности тогда ощущал, либо вернуть интерес к синглу, который приносил ему по $2 тыс. долларов в день даже через двадцать лет после релиза [по данным CBS News на 2003 год].
Интересно, что за год до его появления The Alan Parsons Project — в 1982 году — представили похожий музыкальный образ лирического героя-любовника, слова которого тоже можно воспринимать по-разному. Строки «I am the eye in the sky / Looking at you / I can read your mind / I am the maker of rules / Dealing with fools» действительно тянут на пару-тройку теорий от телевизионных конспирологов. Но и сами авторы трека не отрицают, что вдохновлялись романом-антиутопией Джорджа Оруэлла «1984».
Вокалист группы Эрик Вулфсон в то время часто бывал в Лас-Вегас и был впечатлен неимоверным количеством скрытых камер, которые присматривали за посетителями казино и других заведений города. Он был убежден, что от тотального контроля — со спутников, воздушных судов и с помощью других средств наблюдения — обществу уже не отделаться, и поделился своими ощущениями, став соавтором этой композиции.
Паранойя или попытка «разбудить» слушателя
Творчеству музыкальных коллективов Вулфсона и Стинга предшествовала гораздо более ранняя песня Тома Пакстона «Mr. Blue», где в качестве условного «контролера» выступает некая организация или сообщество, а может быть и молчаливое большинство, повествующее о своих возможностях и стремлению к превосходству над судьбой отдельно взятой личности: «Good morning Mister Blue, we’ve got our eyes on you… What will it take, to whip you into line?».
Этот мотив [противостояние человека и организации] можно проследить и в относительно современных произведениях рэп-исполнителей, о которых мы чуть подробнее рассказывали ранее. Но примеров намного больше, чем можно себе представить: «Fingerprint File» Роллингов, «Somebody's Watching Me» Рокэулла, «Big Brother» Стиви Уандера, «Electric Eye» Джудас Прист — список можно продолжать и далее. Взять хотя бы саундтреки к фильмами вроде «Citizenfour».
Меняют ли такие произведения отношение общества к технологиям мониторинга его жизнедеятельности или, наоборот, уже долгие годы усиливают ощущение массовой паранойи — каждый ответит на этот вопрос, исходя из собственного понимания ситуации. Музыкальные образы способны лишь приблизить слушателя к пониманию масштаба потенциальных проблем и помочь ему ощутить реальность происходящего.
В жизни подобный подход оказался достаточно действенным, что неплохо иллюстрирует пример Surveillance Camera Man и его весьма провокационных экспериментов. Помните?
Что еще почитать в выходные в нашем Мире Hi-Fi:
«Софт в прямом эфире»: как энтузиасты скачивали компьютерные программы по радио
«Умопомрачительный ритм»: как наш мозг меняет состояния сознания
«Хамминг-эффект»: если что-то напевать, пока занимаешься делом
dmitrykabanov
С детства понимал, что с Every Breath You Take что-то не совсем так, но только в этому году дошло, просто и трек давно не попадался где-либо. Вообще многое может новыми красками заиграть по аналогии, сейчас почему-то этой темы в музыкальной индустрии побаиваются, поэтому все шансы у хорошо забытого старого есть.
owwyye
Однажды вы вслушаетесь в текст песни Billie Jean и больше не сможете ее слушать как поп-песню.
dmitrykabanov
Откровенно говоря, я особо и не слушал MJ’я. Продакшн крутой, что тут сказать, но образ совсем далекий. Данный трек встречал раз пять из разных утюгов, но сопереживать лирическому герою всегда было сложно. Сюжет на любителя, как говорится. Какие-то интерпретации в свете скандальных расследований обсуждать тут не хочется. Так себе тема.