image

Генеральный прокурор штата Техас Кен Пакстон объявил о подаче судебного иска против Google, в котором компанию обвиняют в использовании господствующего положения на рынке онлайн-рекламы. Об этом сообщается на сайте прокурора.

О подаче иска сообщили и авторы аккаунта генерального прокурора Техаса в Twitter, сопроводив пост хэштегом #BREAKING и двухминутным видеороликом в жанре реалити-шоу с коротким интервью Пакстона.

Вместе с Техасом истцами выступают штаты Арканзас, Айдахо, Индиана, Кентукки, Миссисипи, Миссури, Юта и Северная и Южная Дакоты. Их могло быть больше, однако, как пишет The Verge, некоторые ранее сотрудничавшие штаты прекратили своё участие иске после того, как в октябре семеро подчинённых Кена Пакстона обвинили его в получении взяток. Из-за этого генеральной прокуратуре Техаса пришлось нанять несколько частных юридических фирм, которые помогут в судебном процессе против Google — обвинения в коррупции вызвали увольнение ключевых сотрудников офиса Пакстона.

Генеральные прокуроры штатов считают, что Google использовала своё влияние на рынке, чтобы контролировать цены на онлайн-рекламу — речь идёт о приобретённой Google в 2008 году платформе DoubleClick. Этот сервис позволяет рекламодателям планировать и создавать маркетинговые кампании, причём им доступна реклама на нескольких площадках. Google обвиняют в том, что компания «подкрутила» настройки сервиса, чтобы он выдавал клиентам рекламные места на страницах своих проектов, даже если конкуренты предлагали меньшую цену за размещение. В иске утверждается, что сотрудники Google даже назвали эту практику в честь одного из персонажей франшизы «Звёздные войны» — однако неизвестно, какого, поскольку в публичной версии текста иска его имя замазано.

Кроме того, генеральный прокурор Техаса обвиняет Google в сговоре с Facebook — их обвиняют в незаконном соглашении о фальсификации рекламных аукционов. В 2017 году Facebook объявила о планах конкурировать с Google в сфере рекламных технологий — согласно жалобе, после этого компании заключили негласную сделку, по которой Google предоставит Facebook определённые преимущества на аукционах по размещению рекламы в мобильных приложениях, а соцсеть за это прекратит попытки забрать себе часть рынка.

В Google отвергли обвинения в монополизации рекламного рынка. Представитель компании заявил, что заявления Пакстона необоснованны — цены на рекламу за последнее десятилетие в целом по отрасли снизились, в то время как цены за пользование рекламными технологиями Google даже ниже, чем в среднем по рынку, говорят в компании.

В последние годы против Google развернули множество антимонопольных разбирательств. Так, в сентябре 2019-го такое расследование запустили сразу 48 штатов США — в нём не принимали участие только Калифорния и Алабама, которые, впрочем, начали собственные расследования. А в октябре 2020 года на Google подало в суд Министерство юстиции США — оно обвинило компанию в использовании положения на рынке, чтобы сдерживать конкурентов.