Пост о том, как я познал дзен и по-новому стал относиться к бюджетным проекторам.



Говоря о настоящем Домашнем Кинотеатре (именно так, с большой буквы), мы обычно представляем себе комплексное решение, включающее дизайн интерьера, акустическую подготовку помещения, установку системы многоканального звучания. Ну а «вишенкой на торте» служит крутой проектор, такой как Epson EH-TW9400, ибо именно проекторы девятитысячной серии год за годом превосходно показывают себя при сравнении даже с заметно более дорогими моделями топового уровня, и сыскали себе славу «доступного High End».


Но что будет, если сравнить этих «небожителей» бок о бок с самым бюджетным домашним проектором в линейке Epson?


За весьма любопытными результатами моего личного сравнения двух таких аппаратов – прошу под кат.


Зачем и какие проекторы сравнивались


Сама идея такого сравнения как бы немного «против правил», ведь у проекторов совершенно разные «весовые категории». Да и вообще у какого бренда в блоге вы прочтете, о том, что вместо «жирного» флагмана имеет смысл смотреть в сторону куда более бюджетного, такого как, например, Epson EH-TW650 (пост в блоге)?


Однако я не вижу ничего «противоестественного» в проверке предположения, что за меньшие деньги можно получить в свое распоряжение вполне толковый аппарат. И недооценивать, а то и заведомо принижать возможности проекторов начального уровня не стоит.


В сравнении тут и там будут упоминаться и такие модели, как Epson EH-TW5650 (пост в блоге) и Epson EH-TW7100 (пост в блоге). Однако я не стал заострять на них внимание, потому что все уже рассказано в соответствующих постах про них в блоге, и куда интереснее сравнить «две крайности».


Сравнение проводилось в демо-зоне Пульт.ру, в которой имеется классный затемненный кинозал с экраном шириной 260 см. Диагональ экрана – 117 дюймов, поверхность матовая, с перфорацией для акустической прозрачности. Такая диагональ позволяет добиться превосходного эффекта погружения, но заметно более требовательна к яркости проектора, чем такие популярные варианты как 80 и 100 дюймов.


Итого в тестировании приняли участие:


  • Флагман Epson EH-TW9400 стоимостью в районе 2700 USD;
  • «Бюджетник» Epson EH-TW650 ценой ~600 долларов США.

Качество изображения и цветопередачи


«Бюджетник» Epson EH-TW650 и изображение диагональю 117 дюймов


Сразу скажу, что все рассматриваемые проекторы с легкостью справились с такой диагональю даже в режиме максимальной точности цветопередачи, т.к. обладают световым потоком от 2500 до 3000 лм.


Однако есть нюанс: модели с поддержкой HDR (Epson EH-TW7100 и EH-TW9400) обладают немного более мощной лампой – 250 ватт против 200-210 ватт у проекторов начального уровня, что логично, т.к. HDR-проекторам требуется иметь запас мощности для выдачи «турбированной» яркости на сценах с широким динамическим диапазоном. А в режиме точной цветопередачи от всех проекторов (вне зависимости от бренда) следует ожидать некоторого снижения светового потока.


При этом с любым проектором из выбранных для тестирования мы в любом случае получаем большое, яркое и красочное изображение (это ведь не «дедовский» диапроектор какой-нибудь). Кроме того, мне кажется, без установки проекторов бок о бок большинство зрителей не смогли бы, войдя в помещение, сразу определить, изображение какого из них демонстрируется в данный момент, поскольку для этого изображение должно содержать заметные, бросающиеся в глаза неточности или даже «дефекты». А тут их нет.


Epson EH-TW650:




Epson EH-TW9400:




Должен констатировать, что снимки экрана не позволили передать видимую глазом разницу прежде всего – по контрастности и глубине черного (изображения не подвергались цветокоррекции, и я не хочу их «подделывать»).


Отмечу также, что мне понравилось смотреть все проекторы в режиме высокой мощности лампы, где я, однако, сразу же отметил более слышимую работу системы охлаждения у проектора начального уровня в таком режиме.


Точность цветопередачи и цветовой охват


Предвидя, как вы качаете головой, глядя на два мало о чем говорящих снимка выше, скажу пару слов и о результатах «объективной» оценки цветопередачи рассмотренных моделей по приборам. Постарался излагать кратко, но если вы не хотите вникать в тонкости, просто пропустите этот абзац.


В качестве стандарта выступает «HD-стандарт» Rec.709, а отклонение от стандарта измеряется в специальных единицах (Delta E, CIE94). Каждый домашний проектор обязан иметь режим цвета, «заточенный» под стандарт. У Epson EH-TW650 он называется «Игра», а у остальных участников включая Epson EH-TW9400 – «Нейтральный».


Цвет считается точным, если Delta E имеет значение менее 3.


Диаграммы цветности позволяют визуализировать точность отдельных цветов


В результате замера 100 цветов получил любопытные результаты: средняя ошибка у обеих моделей находилась в диапазоне от 2 до 3. Безусловно, Epson EH-TW9400 был изначально наиболее точен (ср. Delta E = 2,26), и он лучше остальных приспособлен для профессиональной калибровки, позволяя сократить ошибку до пренебрежительно малых уровней. Однако, результат Epson EH-TW650 оказался также очень хорош: средняя Delta E = всего 2,49! Да, у него обнаруживаются свои «врожденные» слабости, связанные с голубым и 100% зеленым цветом, но с цифрами не поспоришь – в среднем точность цветовых оттенков исключительно высока, и в большинстве случаев Epson EH-TW650 не должен сильно отличаться от Epson EH-TW9400 с точки зрения точности отображаемых оттенков.


С замерами разобрались, но все равно никуда не деться от сравнения на основе субъективных ощущений, то есть при просмотре реального контента своими (в данном случае – моими) глазами.


Разрешение: 1080p или 4K/HDR?


В этом сравнении я оцениваю бюджетный проектор как «обычный» человек, которому нужна «рабочая лошадка» для просмотра самого разного контента. Т.е. разрешения Full HD вполне хватит. Да, конечно, флагманские модели типа EH-TW9400 обладают технологией 4K Enhancement для вывода 4K-контента на 1080p-матрице и нивелирования пиксельной сетки. Но если говорить начистоту: на экране 117 дюймов с расстояния более полутора метров сетку пикселей у картинки 1920x1080 не видать. И зачем тогда переплачивать?


Мне также было любопытно посмотреть на то, как топовый проектор справится с «обычным контентом», в качестве которого использовались различные демо-ролики и фрагменты фильмов, с различным битрейтом, в т.ч. на YouTube, ведь обладатель даже самого дорогого аппарата не будет смотреть на нем исключительно 4K HDR BluRay-релизы, верно? Если брать аналогию с автомобилями, то я смотрю на поведение «элитной иномарки» на «отечественных дорогах».


Как я уже сказал, ощущение «натуральности» изображения у Epson EH-TW9400 складывается из множества факторов. Эта «натуральность» сказывается на восприятии самых обычных сцен, которые становятся интересными именно благодаря тому, что воспринимаются «как надо». Как вам такие аргументы?


Здесь на ум за неимением ничего лучше приходит слово, которое часто используется западными обзорщиками проекторов – «чистота» изображения (clarity).


Как и в большинстве остальных случаев, фотографии не передают наиболее существенных различий изображения двух проекторов.


Epson EH-TW650:




Epson EH-TW9400:




К примеру, сильной стороной Epson EH-TW650 является качество прорисовки плавных цветовых переходов и полутонов, что отлично дополняет хорошую точность цветовых оттенков и богатство красок. Тем не менее, пролет над снежными горами оказался для данной модели сложным испытанием, ведь приходится смотреть на «обычные», оттенки белого.


При этом в режиме «Кино» Epson EH-TW9400 делает даже эту сцену динамичнее и эффектнее. И это при том, что ролик сохранен в SDR, а не HDR! При отрисовке качающихся на ветру листьев и цветов, Epson EH-TW9400 дает ощущение присутствия и «гиперреализма» (привет, Майкл Бэй!), тогда как на Epson EH-TW650 эти сцены выглядели как-то слишком «формально»… Как на экране монитора. Тем не менее, были и многочисленные сцены, которые этот проектор вполне успешно наполнял жизнью, хотя, конечно, без особых шансов догнать Epson EH-TW9400, который «умеет» в цветовое пространство DCI и вообще поддерживает HDR.


Контрастность




Теперь, наконец, поговорим о контрастности (все-таки она у Epson EH-TW9400 в 10 и более раз выше «по паспорту»).


Небольшая подсказка для тех, кто не в курсе – в линейке Epson:


  • первый «качественный скачок» нативной контрастности происходит на модели Epson EH-TW5650 (она существенно выше, чем у EH-TW5600, см. пост в блоге по теме);
  • второй – у проектора Epson EH-TW7100 (в том числе и по сравнению с EH-TW7000). Однако, у EH-TW9400 отрыв по контрастности от всех предшествующих моделей будет наиболее впечатляющим.

В общем, по факту, я тут сравниваю проектор с наименьшей и наибольшей контрастностью! Но все же как именно высокая контрастность сказывается при просмотре реального контента?


Просмотр показал, что, как ни странно, сама по себе глубина черного цвета не является главным отличием. При общей точности картинки (без странных оттенков в переходах, «провалов» в тенях и т.п.), даже относительно приподнятый уровень черного не раздражает. Хотя, безусловно, темные сцены являются важным мерилом «класса» проектора. Но не это главное. Прежде всего, высокая контрастность придает светлым, ярким сценам большую «натуральность», большее ощущение реализма, глубины и объема. В сочетании с высокой яркостью, все это делает Epson EH-TW9400 завидным HDR-проектором. Точность в сочетании с глубиной черного позволяет добиться эффектного и «живого» изображения даже в рамках ограничений старого-доброго HD/SDR-контента со средним битрейтом.


На темных сценах «дьявол» также кроется в деталях. Лично мне бросилась в глаза одна сцена в «Темном Рыцаре»: спецназовец бежит вниз по лестнице в полной темноте, а по его лицу скользит свет фонарика. На Epson EH-TW650 можно качественно передать многие сцены, где одновременно присутствует тень и яркий свет, но не эту! Здесь Epson EH-TW9400 действительно позволяет выделить черты лица в этой маленькой подсвеченной области, не пересвечивая их и не теряя детали. Причем это не что-то сенсационное – просто обычный фонарик в темноте.


Epson EH-TW650:




Epson EH-TW9400:




Другая сцена.


Epson EH-TW650:




Epson EH-TW9400:




Хорошо заметен приподнятый уровень черного у одного из проекторов, будто пресловутый «glow» у IPS-матриц (изображения не подвергались цветокоррекции). При этом таких потерь деталей в темных оттенках, как на фото, у Epson EH-TW9400 на самом деле нет. Просто перепад яркости при переходе из ярких участков в темные нестолько сильный, что картинка с этого аппарата «не уместилась» в динамический диапазон фотокамеры. Точнее, уместилась, но только внутри 14-битного RAW-файла. Я бы мог восстановить эти детали, заново «проявив» файл в редакторе, но тогда сравнение было бы уже нечестным. Поэтому и сравниваем везде sRGB’шные JPG vs JPG, где в каждом – в районе ~7 «стопов» динамического диапазона.


Cделаю важную ремарку: при переходе с Epson EH-TW9400 на Epson EH-TW650 происходит постепенное привыкание, и уже через полчаса исчезает недовольство понижением общего уровня изображения. Как ни странно, черный цвет перестает быть «проблемой»: к уровню черного быстро привыкаешь, но все же ощущается некая общая утрата реализма после картинки с 9400.


Прочие особенности и отличия


Помимо качества изображения есть смысл обратить внимание и на другие параметры проекторов. К примеру, в помещении, где проходило тестирование, Epson EH-TW9400 стоял на полке позади зрителей, тогда как Epson EH-TW650 отличается более короткофокусным объективом, и его было удобно ставить на столик перед зрительскими местами. Epson EH-TW650 удобен своей простотой установки, небольшим весом и компактностью, но по ощущениям Epson EH-TW9400 был еще удобнее в настройке благодаря заметно большему диапазону сдвига объектива и зума.




Как я упомянул выше, если на то будет желание зрителя, Epson EH-TW9400 в состоянии аккуратно «приукрасить» изображение, расширив цветовой охват с REC.709/sRGBдо DCI – в некоторых случаях это позволит еще больше улучшить общее качество изображения. А еще у Epson EH-TW9400 есть дополнительная диафрагма для точной настройки максимальной яркости, тогда как у Epson EH-TW650 нет поддержки 3D (она присутствует начиная с серии Epson EH-TW5600).




Субъективные итоги сравнения Epson EH-TW650 и Epson EH-TW9400


Не нужно быть эстетом или обладать особым зрением, чтобы ощутить преимущества топовых проекторов, сравнивая бок о бок с моделями начального уровня.


Еще правильнее сказать, что любая общая оценка изображения будет субъективна и зависеть, прежде всего, от требований, предъявляемых каждым зрителем к качеству изображения (по аналогии с тем, насколько разные требования предъявляются к качеству музыки). В любом случае, компания Epson предлагает в сегменте проекторов начального уровня такие удачные аппараты, как Epson EH-TW650 и Epson EH-TW5650, которые позволили многим зрителям уже сегодня насладиться собственным домашним кинотеатром с картинкой на голову выше уровнем, чем было достижимо лет пять назад за эти же деньги.


Если кратко просуммировать итоги тестирования, могу констатировать следующее:


  • система охлаждения недорогого проектора работает громче (ввиду компактных размеров и более высокой яркости против флагманского);
  • недорогой проектор умеет выводить только 8-битный SDR-сигнал без каких либо «выкрутасов». Для флагмана, который изначально задуман для воспроизведения 10-битного HDR такая задача – раз плюнуть. Более того, «фишки» из арсенала такого аппарата можно применять для улучшения SDR-материала на этапе вывода: сделать светлые области контрастнее и ярче, расширить цветовой диапазон до DCI. Если проектор нужен для «эталонного» затемненного ДК, то «бюджетник» в таком случае не даст по-максимуму задействовать такое помещение, выдав пусть правильную, но в какой-то степени «стерильную» картинку.
  • Недорогой проектор компактнее и его проще (да и не так страшно!) переносить с места на место или возить с собой, например, на дачу.
  • Более высокий запас яркости и более короткофокусная оптика дополнительно увеличивают удобство бюджетника как более универсального. И пусть у дорогого проектора имеется сдвиг объектива, это, имхо, не дает ему особой форы нигде, кроме как в качестве гибкости при планировании стационарной установки в домашнем кинотеатре.
  • В даже слабо освещенном помещении преимущество дорогого проектора по контрастности полностью сходит на нет. В блоге есть пост отдельно по этой теме. Поэтому если вы не можете обеспечить полную темноту, а также минимизировать переотражения света в помещении, разница в контрастности двух проекторов на белом/сером проекционном экране будет значительно ниже.
  • Ну и, конечно, – бюджетный проектор дешевле! Причем намного дешевле аппаратов из флагманской линейки. Это как сравнить NVIDIA GTX 1060 и RTX 2080. 1060-й вполне хватает для львиной доли игр, пусть не на максимуме, но с достаточно сносной картинкой на выходе в full HD. А тем, кто хочет играть на «максималках» и в 4K/HDR/120fps, есть соответствующая карта. И цена у нее соответствующая. При этом и нельзя ведь сказать, что 1060-я – «плохая» карта, ведь свои задачи, как «бюджетная» она честно выполняет. Все зависит от требований пользователя и его финансовых возможностей.

В общем, чуда не произошло, но зато получили очередное подтверждение того, что у бюджетного, и дорогого проектора, вопреки ожиданиям, главное различие получаемых изображений будет проходить не в плоскости «плохое и хорошее изображение», а «совсем как в жизни» против «не совсем как в жизни». И доказательством тому – довольно быстрое привыкание к картинке с бюджетной модели после просмотра топовой, без ощущения, что стало «плохо».


От себя лично напоследок добавлю, что прогресс по контрастности в бюджетном сегменте отчетливо виден: то, что я наблюдал на TW650 – это небо и земля против моего старичка TW450, который я покупал в ~2011-м году. Из наиболее заметных улучшений, если сравнивать их «по памяти»: цветопередача (TW450 уводил картинку в пурпурные оттенки), контрастность (просто не сравнить), гибкость настройки (у TW450 не было даже нормальной RBGCMY-регулировки параметров по каналам) и качество встроенного звука (в TW450 оно было ну совсем «для галочки»).


Вот такие мысли. А что вы думаете по данному поводу?