Осенью прошлого года, пока весь мир следил за второй волной коронавируса и перипетиями избирательной кампании в США, оказывается, вышел сериал «The Right Stuff», по мотивам одноименной книги Тома Вулфа, по которой также в далеком 1983 году сняли прекрасный (один из моих любимых) фильм с тем же названием. Естественно, узнав об этом, я не мог не посмотреть сериал. Несмотря на то, что он достаточно точно рассказывает историю первой семерки американских астронавтов, я не могу сказать, что пришел в восторг так же, как от фильма и книги.
Постер фильма
Сложно сказать, можно ли назвать пересказ происходящего на экране спойлерами, но, на всякий случай, вас предупредили.
Сериал предупреждает о том, что базируется на исторических событиях, но некоторые персонажи и сцены были созданы или изменены с целями драматизации, и в целом действительно ведет сюжетные линии близко к имевшему место в реальности. Несмотря на то, что книга «The Right Stuff» является беллетризованной историей, заря американской космонавтики отлично документирована, а также и астронавты, и сотрудники ЦУПа оставили во множестве свои мемуары. В этом посте я также буду часто цитировать отличную подборку найденных изменений и несоответствий с сайта CollectSpace.
Сериал начинается тизером из финала сезона — первый астронавт готовится к своему полету в мае 1961. Затем действие переносится назад, в 1959 год. Здесь же оказывается самое большое несоответствие с книгой — Том Вулф много и долго рассказывает о летчиках-испытателях, в особенности о Чаке Йегере, первом человеке, преодолевшем скорость звука. Из-за того, что этого вообще нет в сериале, зритель может остаться в недоумении, что это за заглавный «right stuff» — «правильное тесто», из которого сделаны летчики-испытатели, в чем особенности их профессии. Разве что достаточно коротко и невнятно показана гибель вымышленного коллеги и друга будущего астронавта Гордона Купера, в чем также можно усмотреть аллюзию на фильм 1983 года.
Слева Роберт Гилрут первый директор Пилотируемого космического центра (ныне им. Джонсона), справа Крис Крафт, первый руководитель полетов
В сериале Гилрут, Крафт и Глинн Ланни составляют первоначальный список кандидатов в астронавты. В реальности волевым решением президента Эйзенхауэра в астронавты стали отбирать летчиков-испытателей, отобрали 110, из них две трети пригласили на предварительный скрининг, а Гилрут участвовал только в отборе финальной семерки. Печально, что в фильме 1983 года эта история рассказана более подробно, несмотря на меньший ресурс экранного времени.
Отдельный небольшой гэг заключается в том, что играющий здесь Крафта актер Эрик Лоден в другом сериале, «For All Mankind», играет Джина Кранца, который был непосредственным подчиненным Крафта.
Попробуйте угадать, кто кого играет
Первый сезон также решает задачу знакомства зрителя с героями. Лично на мой взгляд выбор актеров неудачен. Первые несколько эпизодов получается различить только Гленна, и, несмотря на то, что возраст актера примерно соответствует реальному возрасту астронавта, кажется, что актер сильно моложе. Остальные персонажи сливаются в одно лицо. Еще одно стилистическое несоответствие возникает, когда нам показывают голый торс одного из астронавтов, выточенный фитнесом до состояния, не представимого в середине прошлого века. Астронавты, конечно, имели атлетические фигуры, но не настолько идеальные.
Обилие экранного времени позволяет, теоретически, показать какие-то сцены более подробно, но эти надежды редко оправдываются. Например, сцены медицинских проверок показаны и довольно коротко, и без юмора фильма 1983 года.
Три главных героя-астронавта, слева направо Джон Гленн, Алан Шепард, Гордо Купер
Второй эпизод посвящен внезапному вниманию прессы, к которому не все были готовы, бонусам от жизни астронавта и необходимым пиар-поездкам. Действительно, Гленн уже имел опыт общения с прессой, благодаря своему беспосадочному перелету от побережья до побережья США. Любопытное совпадение — американский аналог «Угадай мелодию», в котором принял участие Гленн, шел по ТВ 4 октября 1957.
Наслаждение жизнью астронавта vs физкультура
Здесь же начинает наклевываться главный и, похоже, единственный конфликт всего сезона между Шепардом, наслаждающимся жизнью, и Гленном, трезвенником, дьяконом (в пресвитерианской церкви эту должность может занимать мирянин) и правильным до зевоты. Любой человек глубок, и очень печально, что в сериале астронавтов сжали до каких-то одномерных персонажей. Того же Шепарда журналист Барбри называл самым умным из семерки, а Вулф упоминал про два его «режима» — «Ледяной коммандер»/«Улыбающийся Эл». Купер показан поразительно не уверенным в себе, а у остальных астронавтов характеры толком не показаны.
В целом происходящее на экране корректно. ДеОрси действительно организовал эксклюзивный контракт с журналом «Лайф», по которому астронавты получали в разы больше своей довольно средней зарплаты. Астронавты действительно проводили время в мотеле «Старлайт». И Шепард, Купер, Гриссом и Слейтон воспользовались предложением лизинга спортивных «Корветов» за один доллар. В сериале не показано, но Вулф писал, что Гленн был единственным астронавтом, который ездил не на спорткаре, а на семейном рыдване.
Третий эпизод начинается с показа тренировки команды ЦУПа и переходит на тренировки астронавтов. MASTIF — совершенно реальный симулятор, очень близко показан в сериале, но вот история с Шепардом передраматизирована без всякой меры. Прежде всего, Алан Шепард действительно начнет испытывать головокружения вплоть до потери сознания, но случится это позже, в 1963. Ему диагностируют болезнь Меньера, отстранят от полетов, а затем он, после экспериментальной операции, вернется в отряд и даже слетает на Луну на «Аполлоне-14». В сериале же нам показывают не совместимое с полетами состояние, которое герой скрывает. В реальности Шепард испытывал тошноту от MASTIF, но ее нельзя однозначно отнести к будущей болезни — большинство людей почувствовали бы себя плохо в этом симуляторе. Реальный Шепард без ночных тренировок стал первым астронавтом, в совершенстве освоившим симулятор.
Интересным фактом, лично мне неизвестным, было то, что Гленн действительно играл на трубе. Это, кстати, может объяснять его успех в тесте на выдох из фильма 1983 года, где лучший результат показал только Карпентер, занимавшийся дайвингом.
Эпизод с показом корабля и «где тут окно?» выглядит как четкое заимствование из фильма 1983 года. И, к сожалению, здесь сериал не использует свои возможности и ресурсы. В реальности астронавты распределились по программе и участвовали как в организации приборов в кабине, так и, например, в формировании процедур поиска и эвакуации после приводнения. Сериал показывает нам, что «Меркурий» проектировали в расчете на минимальное управление астронавтами, что уже не соответствует действительности. Например, Шепард в первом полете, несмотря на его очень небольшую длительность, полноценно испытал ручное управление.
История с аварией «Mercury-Atlas 1» передраматизирована. В реальном пуске ракета скрылась в облаках спустя 30 секунд и разрушилась на пятьдесят восьмой. Но взрывающихся ракет, чтобы пугать жен и детей астронавтов, у NASA хватало. А на экране в ЦУПе можно разглядеть действительно очень эффектно падающий двигатель из аварии «Атлас-Центавра» 8 марта 1962 года, который можно также увидеть, например, в финале «Койяанискаци».
Четвертый эпизод сжимает несколько событий в район Рождества 1960. Реальная «Луна-3» сделала фотографии обратной стороны Луны 7 октября 1959, а фотографию опубликовали в «Правде» 27 октября 1959 года. Неудача «Mercury-Redstone 1» случилась 21 ноября 1960.
История с пальбой в ракету базируется на реальности, но передраматизирована сверх всякой меры. Я люблю рассказывать эту историю (более подробно можно почитать тут), и она реально забавная, но в реальности идею «давайте выстрелим в ракету, чтобы стравить давление» предложили, обсудили и отвергли, без гонок на джипе за человеком с винтовкой.
На экране появляется Вернер фон Браун, изображенный, на мой взгляд, как какой-то клоун. Крафт, действительно, его недолюбливал, но, скорее по причине инженерной ревности, нежели по причине того, что фон Браун был нацистом.
Примерно в районе этого эпизода я стал себя спрашивать — что не так? Почему тебе рассказывают знакомую и любимую историю, но ты смотришь через силу? Могу только предположить, что это ощущение возникло из-за затянутости повествования и присутствия совершенно необязательных сюжетных линий.
А вот диалог Крафта и Слейтона относится к наиболее приятным эпизодам сериала. Действительно, Крафт обжег руки в детстве, а Слейтон потерял часть пальца, единственную, которую можно было потерять, и не лишиться возможности стать пилотом. Об этом мало кому известно, но это факт — в первую семерку астронавтов США входил человек с неполным количеством пальцев на руках.
Пятый эпизод знакомит зрителя с группой женщин, желающих стать астронавтами (в итоге у них ничего не получилось, увы) и уходит в интриги астронавтов.
Сеанс групповой психотерапии астронавтов
Реально классный рассказ, показывающий, для разнообразия, Гленна скромным героем (а не неприятным интриганом) действительно произошел, пусть и с незначительными отклонениями. Гленн вернулся в другом самолете на место аварийного приземления сбитого товарища Джона Гирадо (John C. Giraudo), но его уже успели захватить в плен северокорейцы. А вот история с Купером и Гриссомом сильно изменена — самолет упал на взлете, они чуть не погибли, но вины Купера в этом не было.
Попавшийся с девицей Шепард был в реальности, но тут историю перевернули вверх ногами — не Гленн звонил пиарщику NASA Шорти Пауэрсу, а наоборот. Имя «попавшегося» долго скрывали, и то, что это был Шепард, стало известно уже после его смерти, в 2004 году. Дальше уже начинаются исключительно сюжетные разборки, Гленн выглядит как полный гад, и закономерно получает невысокое место в голосовании. В реальности голосование было, бланки были уничтожены, и насколько оно повлияло на решение, неизвестно. Уже потом некоторые рассказали свой выбор: Гленн и Карпентер проголосовали друг за друга, Ширра выбрал Шепарда, а Купер — Гриссома.
Еще один сюжетно неприятный момент — разговор жены Купера с мужем о женском отряде происходит после примирения, что показывает ее как расчетливую и бездушную женщину.
Развязка вроде бы близко, но теперь мешают бюрократы, возникают новые задержки, а интриги только увеличиваются.
Сцена испытаний покидания корабля в бассейне мотеля мне напомнила «Страну Багровых Туч», где спецкостюм (скафандр) испытывали прямо в кабинете директора. В реальности, конечно, эти тесты проводились в центре Лэнгли, в специальном гидродинамическом бассейне с имитацией волн и прочих сложностей. А надувные мешки, отсутствующие на «Меркуриях», были на «Аполлонах», и, возможно, эта сцена вдохновлялась тренировками времен «Аполлонов» в бассейне базы Эллингтон.
Любопытна разница мотиваций реального и сериального Визнера из комиссии. Исторический Визнер в своем отчете писал «срочная программа отправить человека на орбиту как можно быстрее не может быть оправдана с технических или научных оснований». Хотя, конечно, все понимали, что катастрофа пилотируемого полета стала бы огромным ударом для престижа страны.
Реальный Гленн писал резкое письмо с протестом по поводу выбора первым Шепарда, но в одном экземпляре и только Гилруту. Отклонения от истории делают Гленна особенно неприятным. Вообще, примерно тут я задумался, что в сериале практически нет симпатичных персонажей — астронавты интригуют, ругаются, шатаются по любовницам. Толком не показано, сколько труда и сил они отдают своей работе. Только разве что жена Гленна вызывает симпатию. И зачем все это, тоже становится непонятно. Только чтобы стать первым? В книге и фильме 1983 хорошо говорится о людях, которые выводят машины за границы допустимых режимов и потом возвращаются обратно. Здесь этого пафоса вообще не заметно.
Полет Mercury-Redstone 2 показан реалистично, там действительно были серьезные проблемы, но обезьяна осталась жива и невредима. В реальности полет Шепарда задержала не столько обезьяна, сколько испытательный полет для проверки доработок после не совсем нормального полета обезьяны. Беспилотный пуск Mercury-Redstone BD (Booster Development, доработка носителя) состоялся 24 марта 1961 года.
Слейтона лишили надежды полететь из-за аритмии позже показанного в сериале, в 1962 году.
А вот фраза «Мы тут все спим» в ответ на ночной звонок прессы с сообщением о полете Гагарина совершенно исторична.
Шепард Гленну: «Признайся, ты бы хотел, чтобы я спрыгнул, разбился, а ты стал первым в очереди на полет»
Первый полет все приближается, и напряжение продолжает нарастать. Наконец-то пресса узнает, кто был назначен первым. Правда, в реальности это узнали не просочившиеся на территорию журналисты — NASA официально объявило фамилии основного и дублирующего астронавтов после отмены попытки пуска 2 мая 1961. Реальный Шепард также не уходил гулять по крыше ангара, а пробежался по пляжу недалеко от стартовой площадки, еще раз перечитал полетные процедуры и вздремнул. Фантазии с разборками на крыше оставим на совести создателей фильма, по мемуарам астронавты уже примирились с очередностью полетов и помогали Шепарду.
Карпентера действительно понизили с CAPCOM (ведет связь с астронавтом из ЦУПа) до пилота сопровождающего начало полета самолета. Но решил это не Шепард, а Крафт.
Сезон наконец-то заканчивается полетом Шепарда, после которого он ходит мрачный — на вершине пирамиды пилотов нет ничего особо интересного.
В кои-то веки нам показывают дружеские отношения Гленна и Шепарда. Шутка с картинкой была в реальности, и даже надпись почти правильная. В сериале убрали только «in this area» («здесь»). Обмоченный скафандр тоже был в реальности, разве что выкинули шутку «Ну, теперь я точно мокрая спина» (аллюзия на нелегальных мигрантов, переплывавших Рио-Гранде). Выключали только электропитание медицинских датчиков, а не всего корабля. И за время ожидания, от вентиляции внутри скафандра, Шепард успел просохнуть. История с фразой «Какой прекрасный вид» с закрытым серым фильтром иллюминатором тоже была в реальности, но Шепард не стал его открывать из-за того, что в процессе выступ на перчатке оказался рядом с кнопкой аварийного прекращения полета, и Алан не захотел рисковать ее случайно нажать. И, по мемуарам Гленна, Шепард не произносил ламентации, а рассказал о полете и пожалел, что он не продлился дольше.
Труди Купер мечтала попасть в гонку Powder Puff Derby, про женский отряд ничего не известно. Мечту она исполнила, выступив в дерби в 1970. А вот нежные отношения супругов Гленн показаны достоверно — они были женаты 73 года, до смерти Джона. Энни Гленн умерла в мае 2020 от осложнений коронавируса.
В общем, несмотря на весьма точное следование историческим реалиям и некоторые симпатичные сцены, лично мне сериал показался затянутым, скучным и наполненным неприятными персонажами. Лично я бы очень сильно рекомендовал фильм 1983 года и книгу.
Как это ни парадоксально, до сих пор лучшим фильмом/сериалом о космосе из всего, что я видел за много месяцев, остается трешовый «Space Force». В феврале выходит второй сезон «For All Mankind», от которого я тоже ничего хорошего не жду.
Постер фильма
Сложно сказать, можно ли назвать пересказ происходящего на экране спойлерами, но, на всякий случай, вас предупредили.
Введение
Сериал предупреждает о том, что базируется на исторических событиях, но некоторые персонажи и сцены были созданы или изменены с целями драматизации, и в целом действительно ведет сюжетные линии близко к имевшему место в реальности. Несмотря на то, что книга «The Right Stuff» является беллетризованной историей, заря американской космонавтики отлично документирована, а также и астронавты, и сотрудники ЦУПа оставили во множестве свои мемуары. В этом посте я также буду часто цитировать отличную подборку найденных изменений и несоответствий с сайта CollectSpace.
Эпизод 1
Сериал начинается тизером из финала сезона — первый астронавт готовится к своему полету в мае 1961. Затем действие переносится назад, в 1959 год. Здесь же оказывается самое большое несоответствие с книгой — Том Вулф много и долго рассказывает о летчиках-испытателях, в особенности о Чаке Йегере, первом человеке, преодолевшем скорость звука. Из-за того, что этого вообще нет в сериале, зритель может остаться в недоумении, что это за заглавный «right stuff» — «правильное тесто», из которого сделаны летчики-испытатели, в чем особенности их профессии. Разве что достаточно коротко и невнятно показана гибель вымышленного коллеги и друга будущего астронавта Гордона Купера, в чем также можно усмотреть аллюзию на фильм 1983 года.
Слева Роберт Гилрут первый директор Пилотируемого космического центра (ныне им. Джонсона), справа Крис Крафт, первый руководитель полетов
В сериале Гилрут, Крафт и Глинн Ланни составляют первоначальный список кандидатов в астронавты. В реальности волевым решением президента Эйзенхауэра в астронавты стали отбирать летчиков-испытателей, отобрали 110, из них две трети пригласили на предварительный скрининг, а Гилрут участвовал только в отборе финальной семерки. Печально, что в фильме 1983 года эта история рассказана более подробно, несмотря на меньший ресурс экранного времени.
Отдельный небольшой гэг заключается в том, что играющий здесь Крафта актер Эрик Лоден в другом сериале, «For All Mankind», играет Джина Кранца, который был непосредственным подчиненным Крафта.
Попробуйте угадать, кто кого играет
Первый сезон также решает задачу знакомства зрителя с героями. Лично на мой взгляд выбор актеров неудачен. Первые несколько эпизодов получается различить только Гленна, и, несмотря на то, что возраст актера примерно соответствует реальному возрасту астронавта, кажется, что актер сильно моложе. Остальные персонажи сливаются в одно лицо. Еще одно стилистическое несоответствие возникает, когда нам показывают голый торс одного из астронавтов, выточенный фитнесом до состояния, не представимого в середине прошлого века. Астронавты, конечно, имели атлетические фигуры, но не настолько идеальные.
Обилие экранного времени позволяет, теоретически, показать какие-то сцены более подробно, но эти надежды редко оправдываются. Например, сцены медицинских проверок показаны и довольно коротко, и без юмора фильма 1983 года.
Три главных героя-астронавта, слева направо Джон Гленн, Алан Шепард, Гордо Купер
Эпизод 2
Второй эпизод посвящен внезапному вниманию прессы, к которому не все были готовы, бонусам от жизни астронавта и необходимым пиар-поездкам. Действительно, Гленн уже имел опыт общения с прессой, благодаря своему беспосадочному перелету от побережья до побережья США. Любопытное совпадение — американский аналог «Угадай мелодию», в котором принял участие Гленн, шел по ТВ 4 октября 1957.
Наслаждение жизнью астронавта vs физкультура
Здесь же начинает наклевываться главный и, похоже, единственный конфликт всего сезона между Шепардом, наслаждающимся жизнью, и Гленном, трезвенником, дьяконом (в пресвитерианской церкви эту должность может занимать мирянин) и правильным до зевоты. Любой человек глубок, и очень печально, что в сериале астронавтов сжали до каких-то одномерных персонажей. Того же Шепарда журналист Барбри называл самым умным из семерки, а Вулф упоминал про два его «режима» — «Ледяной коммандер»/«Улыбающийся Эл». Купер показан поразительно не уверенным в себе, а у остальных астронавтов характеры толком не показаны.
В целом происходящее на экране корректно. ДеОрси действительно организовал эксклюзивный контракт с журналом «Лайф», по которому астронавты получали в разы больше своей довольно средней зарплаты. Астронавты действительно проводили время в мотеле «Старлайт». И Шепард, Купер, Гриссом и Слейтон воспользовались предложением лизинга спортивных «Корветов» за один доллар. В сериале не показано, но Вулф писал, что Гленн был единственным астронавтом, который ездил не на спорткаре, а на семейном рыдване.
Эпизод 3
Третий эпизод начинается с показа тренировки команды ЦУПа и переходит на тренировки астронавтов. MASTIF — совершенно реальный симулятор, очень близко показан в сериале, но вот история с Шепардом передраматизирована без всякой меры. Прежде всего, Алан Шепард действительно начнет испытывать головокружения вплоть до потери сознания, но случится это позже, в 1963. Ему диагностируют болезнь Меньера, отстранят от полетов, а затем он, после экспериментальной операции, вернется в отряд и даже слетает на Луну на «Аполлоне-14». В сериале же нам показывают не совместимое с полетами состояние, которое герой скрывает. В реальности Шепард испытывал тошноту от MASTIF, но ее нельзя однозначно отнести к будущей болезни — большинство людей почувствовали бы себя плохо в этом симуляторе. Реальный Шепард без ночных тренировок стал первым астронавтом, в совершенстве освоившим симулятор.
Интересным фактом, лично мне неизвестным, было то, что Гленн действительно играл на трубе. Это, кстати, может объяснять его успех в тесте на выдох из фильма 1983 года, где лучший результат показал только Карпентер, занимавшийся дайвингом.
Эпизод с показом корабля и «где тут окно?» выглядит как четкое заимствование из фильма 1983 года. И, к сожалению, здесь сериал не использует свои возможности и ресурсы. В реальности астронавты распределились по программе и участвовали как в организации приборов в кабине, так и, например, в формировании процедур поиска и эвакуации после приводнения. Сериал показывает нам, что «Меркурий» проектировали в расчете на минимальное управление астронавтами, что уже не соответствует действительности. Например, Шепард в первом полете, несмотря на его очень небольшую длительность, полноценно испытал ручное управление.
История с аварией «Mercury-Atlas 1» передраматизирована. В реальном пуске ракета скрылась в облаках спустя 30 секунд и разрушилась на пятьдесят восьмой. Но взрывающихся ракет, чтобы пугать жен и детей астронавтов, у NASA хватало. А на экране в ЦУПе можно разглядеть действительно очень эффектно падающий двигатель из аварии «Атлас-Центавра» 8 марта 1962 года, который можно также увидеть, например, в финале «Койяанискаци».
Эпизод 4
Четвертый эпизод сжимает несколько событий в район Рождества 1960. Реальная «Луна-3» сделала фотографии обратной стороны Луны 7 октября 1959, а фотографию опубликовали в «Правде» 27 октября 1959 года. Неудача «Mercury-Redstone 1» случилась 21 ноября 1960.
История с пальбой в ракету базируется на реальности, но передраматизирована сверх всякой меры. Я люблю рассказывать эту историю (более подробно можно почитать тут), и она реально забавная, но в реальности идею «давайте выстрелим в ракету, чтобы стравить давление» предложили, обсудили и отвергли, без гонок на джипе за человеком с винтовкой.
На экране появляется Вернер фон Браун, изображенный, на мой взгляд, как какой-то клоун. Крафт, действительно, его недолюбливал, но, скорее по причине инженерной ревности, нежели по причине того, что фон Браун был нацистом.
Примерно в районе этого эпизода я стал себя спрашивать — что не так? Почему тебе рассказывают знакомую и любимую историю, но ты смотришь через силу? Могу только предположить, что это ощущение возникло из-за затянутости повествования и присутствия совершенно необязательных сюжетных линий.
А вот диалог Крафта и Слейтона относится к наиболее приятным эпизодам сериала. Действительно, Крафт обжег руки в детстве, а Слейтон потерял часть пальца, единственную, которую можно было потерять, и не лишиться возможности стать пилотом. Об этом мало кому известно, но это факт — в первую семерку астронавтов США входил человек с неполным количеством пальцев на руках.
Эпизод 5
Пятый эпизод знакомит зрителя с группой женщин, желающих стать астронавтами (в итоге у них ничего не получилось, увы) и уходит в интриги астронавтов.
Сеанс групповой психотерапии астронавтов
Реально классный рассказ, показывающий, для разнообразия, Гленна скромным героем (а не неприятным интриганом) действительно произошел, пусть и с незначительными отклонениями. Гленн вернулся в другом самолете на место аварийного приземления сбитого товарища Джона Гирадо (John C. Giraudo), но его уже успели захватить в плен северокорейцы. А вот история с Купером и Гриссомом сильно изменена — самолет упал на взлете, они чуть не погибли, но вины Купера в этом не было.
Попавшийся с девицей Шепард был в реальности, но тут историю перевернули вверх ногами — не Гленн звонил пиарщику NASA Шорти Пауэрсу, а наоборот. Имя «попавшегося» долго скрывали, и то, что это был Шепард, стало известно уже после его смерти, в 2004 году. Дальше уже начинаются исключительно сюжетные разборки, Гленн выглядит как полный гад, и закономерно получает невысокое место в голосовании. В реальности голосование было, бланки были уничтожены, и насколько оно повлияло на решение, неизвестно. Уже потом некоторые рассказали свой выбор: Гленн и Карпентер проголосовали друг за друга, Ширра выбрал Шепарда, а Купер — Гриссома.
Еще один сюжетно неприятный момент — разговор жены Купера с мужем о женском отряде происходит после примирения, что показывает ее как расчетливую и бездушную женщину.
Эпизод 6
Развязка вроде бы близко, но теперь мешают бюрократы, возникают новые задержки, а интриги только увеличиваются.
Сцена испытаний покидания корабля в бассейне мотеля мне напомнила «Страну Багровых Туч», где спецкостюм (скафандр) испытывали прямо в кабинете директора. В реальности, конечно, эти тесты проводились в центре Лэнгли, в специальном гидродинамическом бассейне с имитацией волн и прочих сложностей. А надувные мешки, отсутствующие на «Меркуриях», были на «Аполлонах», и, возможно, эта сцена вдохновлялась тренировками времен «Аполлонов» в бассейне базы Эллингтон.
Любопытна разница мотиваций реального и сериального Визнера из комиссии. Исторический Визнер в своем отчете писал «срочная программа отправить человека на орбиту как можно быстрее не может быть оправдана с технических или научных оснований». Хотя, конечно, все понимали, что катастрофа пилотируемого полета стала бы огромным ударом для престижа страны.
Реальный Гленн писал резкое письмо с протестом по поводу выбора первым Шепарда, но в одном экземпляре и только Гилруту. Отклонения от истории делают Гленна особенно неприятным. Вообще, примерно тут я задумался, что в сериале практически нет симпатичных персонажей — астронавты интригуют, ругаются, шатаются по любовницам. Толком не показано, сколько труда и сил они отдают своей работе. Только разве что жена Гленна вызывает симпатию. И зачем все это, тоже становится непонятно. Только чтобы стать первым? В книге и фильме 1983 хорошо говорится о людях, которые выводят машины за границы допустимых режимов и потом возвращаются обратно. Здесь этого пафоса вообще не заметно.
Полет Mercury-Redstone 2 показан реалистично, там действительно были серьезные проблемы, но обезьяна осталась жива и невредима. В реальности полет Шепарда задержала не столько обезьяна, сколько испытательный полет для проверки доработок после не совсем нормального полета обезьяны. Беспилотный пуск Mercury-Redstone BD (Booster Development, доработка носителя) состоялся 24 марта 1961 года.
Слейтона лишили надежды полететь из-за аритмии позже показанного в сериале, в 1962 году.
А вот фраза «Мы тут все спим» в ответ на ночной звонок прессы с сообщением о полете Гагарина совершенно исторична.
Эпизод 7
Шепард Гленну: «Признайся, ты бы хотел, чтобы я спрыгнул, разбился, а ты стал первым в очереди на полет»
Первый полет все приближается, и напряжение продолжает нарастать. Наконец-то пресса узнает, кто был назначен первым. Правда, в реальности это узнали не просочившиеся на территорию журналисты — NASA официально объявило фамилии основного и дублирующего астронавтов после отмены попытки пуска 2 мая 1961. Реальный Шепард также не уходил гулять по крыше ангара, а пробежался по пляжу недалеко от стартовой площадки, еще раз перечитал полетные процедуры и вздремнул. Фантазии с разборками на крыше оставим на совести создателей фильма, по мемуарам астронавты уже примирились с очередностью полетов и помогали Шепарду.
Карпентера действительно понизили с CAPCOM (ведет связь с астронавтом из ЦУПа) до пилота сопровождающего начало полета самолета. Но решил это не Шепард, а Крафт.
Эпизод 8
Сезон наконец-то заканчивается полетом Шепарда, после которого он ходит мрачный — на вершине пирамиды пилотов нет ничего особо интересного.
В кои-то веки нам показывают дружеские отношения Гленна и Шепарда. Шутка с картинкой была в реальности, и даже надпись почти правильная. В сериале убрали только «in this area» («здесь»). Обмоченный скафандр тоже был в реальности, разве что выкинули шутку «Ну, теперь я точно мокрая спина» (аллюзия на нелегальных мигрантов, переплывавших Рио-Гранде). Выключали только электропитание медицинских датчиков, а не всего корабля. И за время ожидания, от вентиляции внутри скафандра, Шепард успел просохнуть. История с фразой «Какой прекрасный вид» с закрытым серым фильтром иллюминатором тоже была в реальности, но Шепард не стал его открывать из-за того, что в процессе выступ на перчатке оказался рядом с кнопкой аварийного прекращения полета, и Алан не захотел рисковать ее случайно нажать. И, по мемуарам Гленна, Шепард не произносил ламентации, а рассказал о полете и пожалел, что он не продлился дольше.
Труди Купер мечтала попасть в гонку Powder Puff Derby, про женский отряд ничего не известно. Мечту она исполнила, выступив в дерби в 1970. А вот нежные отношения супругов Гленн показаны достоверно — они были женаты 73 года, до смерти Джона. Энни Гленн умерла в мае 2020 от осложнений коронавируса.
Заключение
В общем, несмотря на весьма точное следование историческим реалиям и некоторые симпатичные сцены, лично мне сериал показался затянутым, скучным и наполненным неприятными персонажами. Лично я бы очень сильно рекомендовал фильм 1983 года и книгу.
Как это ни парадоксально, до сих пор лучшим фильмом/сериалом о космосе из всего, что я видел за много месяцев, остается трешовый «Space Force». В феврале выходит второй сезон «For All Mankind», от которого я тоже ничего хорошего не жду.
Polaris99
А чем «For All Mankind» не угодил?
lozga Автор
Я делал обзор. Первый эпизод шикарный, дальше все больше треша.