Декабрь 2020
Когда мы с Джессикой говорим о стартапах, мы пользуемся определенными словами и терминами. Самый высокий комплимент, который мы можем сделать основателям – назвать их серьёзными (earnest). Само по себе это качество не является гарантией успеха. Вы можете быть серьёзными, но неспособными к свершениям. Но когда основатели «внушительны»/formidable (еще один наш термин) и серьёзны/earnest, их невозможно остановить.
Кажется, что серьёзность намерений – это скучная добродетель викторианской эпохи. То, что на неё обращают внимание люди в Кремниевой долине, кажется анахронизмом. Почему же она так важна?
Когда вы называете кого-либо настроенным серьёзно, вы даете оценку мотивам этого человека. Серьёзность в намерениях значит, что человек делает что-то из благих побуждений и старается изо всех сил. Если представить, что мотивы – это векторы, то направление усилий и их величина будут верны. Впрочем, эти понятия связаны: когда люди делают что-то из благих побуждений, они стараются изо всех сил. [1]
Причина важности мотивов в Кремниевой долине заключается в том, что у многих они неправильные. Успешный стартап может сделать вас богатым и знаменитым, и многие стремятся запускать их именно по этим причинам. Вместо чего? Вместо интереса к решению проблемы. Именно в чистом интересе к решению проблемы заключается суть серьёзности намерений. [2]
Также серьёзность является отличительной чертой ботаников. В самом деле, когда человека называют «ботаником от мира X», люди имеют в виду, что он интересуется X из убеждений, а не потому что X крут или из него можно извлечь выгоду. Такие люди готовы ради X пожертвовать чем-то, что кажется крутым.
Подлинный интерес к чему-либо – очень мощный мотиватор, а для кого-то – самый мощный мотиватор из всех. [3] Именно это качество мы с Джессикой ищем в основателях. Впрочем, это качество может быть и уязвимостью. Вовлеченность может сдерживать вас. Серьёзность намерений не позволяет людям легко отделываться от насмешек и вести невозмутимо. Такие люди слишком вовлечены в то, чем они занимаются. Они обречены быть прямолинейными. В подростковом возрасте эти качества могут стать реальной слабостью, из-за которых человек может научиться отбиваться от насмешек и делать вид, что ему все равно. Но с годами это качество станет преимуществом.
Сейчас никого не удивляет, что дети, которые были ботаниками в старшей школе, впоследствии становятся боссами крутых ребят. Впрочем, люди неправильно понимают почему все происходит именно так. Дело не только в том, что ботаники умнее, они также более серьезно настроены. Когда задачи становятся сложнее тех искусственных, на которых вас учат в старшей школе, вовлеченность начинает играть роль.
Всегда ли вовлеченность имеет значение? Всегда ли побеждает самый серьезно настроенный? Нет, не всегда. Вероятно, серьёзность намерений и убеждения ничего не дадут в политике, криминале или некоторых видах бизнеса, похожих на криминал – азартных играх, страховом мошенничестве, патентном троллинге и прочих подобных. Также серьёзность не сыграет роли в академических областях, близких к лженауке. И, хоть я и не могу сказать наверняка, вероятно серьезность и искренность бесполезны в определенных жанрах комедии: наверное, можно быть абсолютно циничным, но при этом очень смешным.
Интересно, что подобно тому, как слово «ботаник» подразумевает искренность, слово «политика» подразумевает обратное. Кажется, что убежденность в своих намерениях мешает не только в реальной политике, но и в офисной или академической.
Глядя на список упомянутых сфер деятельности, можно увидеть очевидную закономерность, Я бы избегал всех этих работ как чумы (кроме, возможно, юмора). Эти рассуждения могут послужить эвристикой для выбора сферы деятельности и ответа на вопрос: насколько в этой сфере важен серьезный настрой? Сделать вывод можно исходя из того, сколько в этой сфере работает “ботаников”.
Наряду с «ботаником», с искренностью намерений ассоциируется и другое слово – «наивность». Искренность зачастую кажется наивной. Дело не только в том, что одни люди не разделяют мотивы других. Дело в том, что порой люди не до конца осознают факт существования некоторых мотивов. Или люди могут знать о них умом, но не разделять на уровне чувств, и вследствие этого забывать. [4]
Небольшая доля наивности будет влиять не только на ваши мотивы, но и на отношение к проблемам, над которыми вы работаете. Наивный оптимизм может компенсировать тот негатив, который вызывает быстрые изменения устоявшихся убеждений. Вы погружаетесь в какую-то проблему, спрашиваете себе: «а насколько сложным может быть ее решение?». Затем, когда вы ее решите, вы узнаете, что до недавнего времени эта проблема считалась неразрешимой.
Наивность – препятствие для людей, которые хотят казаться искушенными. Именно поэтому мнимые интеллектуалы не понимают того, о чем говорят и думают в Кремниевой долине. Таким людям опасно произносить слово «серьезность» вне пугающих цитат с тех пор, как Оскар Уайлд написал «Как важно быть серьезным» в 1895. И если начать вглядываться в разум Джессики Ливингстон, то именно это качество она ищет в основателях – серьезность намерений! Кто бы мог подумать? Журналисты в самом деле не могут поверить словам основателей стартапов, зарабатывающих кучу денег, когда они говорят, что основали свои компании с целью сделать мир лучше. Кажется, что эта ситуация просто создана для насмешек. Как эти люди могут быть настолько наивными, что они даже не осознают насколько неправдоподобно звучат их слова?
Впрочем, те, кто задают эти вопросы, не понимают, что они – риторические.
Конечно, многие основатели всего лишь притворяются. Особенно мелкие и те, которые скоро станут незначительными для рынка. Но притворяются далеко не все. Многих действительно интересует проблема, над которой они работают – зачастую для них вся суть работы заключается в процессе поиска решения.
Почему бы таким словам не быть правдивыми? Нам легко поверить в то, что люди могут искренне интересоваться историей, математикой или старыми автобусными билетами. Почему люди не могут так же интересоваться социальными сетями и беспилотными автомобилями? Если взглянуть на вопрос с этой стороны, то ответ кажется очевидным – интерес может быть искренним. Разве такой интерес не может быть мощным источником энергии, который придает людям сил и уверенности? Так бывает во всех областях.
Существует важный вопрос – почему в бизнесе существует это слепое пятно? Ответ на него очевиден, если вы знакомы с историей. На протяжении почти всей истории цивилизации, зарабатывать деньги было не очень интересно с интеллектуальной точки зрения. В доиндустриальные времена этот процесс был близок к грабежу (впрочем, этот подход до сих пор жив в некоторых отраслях, только вместо солдат теперь работают адвокаты).
С другой стороны, существуют и другие сферы бизнеса, работать в которых действительно интересно. Большую часть своего рабочего времени Генри Форд занимался решением технических задач, и в течение нескольких последних десятилетий эта тенденция наращивает обороты. Сейчас намного проще зарабатывать деньги, занимаясь тем, что вам интересно, чем 50 лет назад. И дело не в скорости роста стартапов, а в переменах, которые они представляют. Впрочем, интересность работы объясняет почему она выполняется столь быстро. [5]
Можете ли вы представить себе перемены, более важные чем перемены в отношениях между интеллектуальным интересом и деньгами? Эти две силы – одни из самых могущественных в мире. Думаю, что на моем веку они стали более согласованными. Разве можно не восхищаться, наблюдая за чем-то подобным в реальном времени?
Этот текст должен был быть посвящен серьезности, а я опять рассуждаю о стартапах. Думаю, что по крайней мере этот пост станет источником примеров ботаников в различных сферах вокруг нас.
Примечания
[1] Интересно, что существует множество способов не проявлять серьезность: остроумный цинизм, кажущаяся незапятнанность репутации, показательная добродетельность, равнодушие, закоренелость взглядов, снобизм, запугивание, потворство, корысть. Этот паттерн предполагает, что серьезность – это не абсолютная величина, а цель, которой в определенных разрезах можно не достичь.
Также я заметил, что этот список похож на перечень моделей поведения людей в Твиттере. Какими бы ни были социальные сети – они представляют собой каталоги способов не быть серьезными.
[2] Как и в любых других местах, люди в Кремниевой долине преследуют разные мотивы. Даже основатели, преимущественно мотивированные деньгами, обычно интересуются проблемами, которые они решают, а основателям, заинтересованных в проблемах, нравится идея обогащения. Впрочем, пропорции мотивации могут сильно отличаться.
Когда я говорю о «неправильных» мотивах, я не имею в виду, что они неверны с моральной точки зрения. Нет ничего неправильного в том, чтобы основать стартап с целью заработать денег. Я просто хочу сказать, что такие не стартапы не столь хороши.
[3] Вероятно, самым мощным мотиватором для большинства людей является семья. Но для некоторых интеллектуальное любопытство стоит на первом месте. В своей замечательной автобиографии Пол Халмос пишет, что для математиков их научная сфера превыше всего – включая семью. По крайней мере он подразумевает, что это справедливо в его случае.
[4] Проявлять наивность в Европе – куда большая социальная ошибка, чем в Америке. Возможно, это одна из тонких причин того, что там стартапы менее распространены. Культура основателей полностью противоречит изощренному цинизму.
Самая серьезная часть Европы – это Скандинавия. Неудивительно, что это регион с наибольшим количеством успешных стартапов на душу населения.
[5] Во многом бизнес заключается в тяжелых и нудных процессах. Даже работа профессора связана с этим. Было бы интересно собрать статистику о необходимости вовлекаться в сложные и затратные по времени процедуры на различных должностях, но я думаю, что таких меньше 30%
Спасибо Тревору Блэквеллу, Патрику Коллисону, Сухаилу Доши, Джессике Ливингстон, Маттиасу Юнгману, Харджу Таггару и Кайлу Фогту за чтение черновиков этого текста.
Следите за новостями YC Startup Library на русском в телеграм-канале или в фейсбуке.
Если вы хотите помочь с переводами полезных материалов библиотеки YC — пишите в личку, телегу @jethacker или почту alexey.stacenko@gmail.com