Десять лет назад в штаб-квартире компании Research In Motion (RIM), расположенной в городе Уотерлу (Канада, провинция Онтарио, округ Уотерлу), кипела жизнь. Офисы были наполнены сотрудниками, а свет в окнах не потухал до полуночи, демонстрируя проезжающим мимо водителям силуэты занятых работой людей. Сегодня здесь офис-призрак. И пусть на входе по-прежнему горит свет, никто уже не проходит через турникеты, не толпится в курилках и не ходит по этажам, а на пустой парковке можно проводить дворовые турниры по футболу. Напоминает заброшенный завод General Motors в Детройте. Что же случилось с некогда известной компанией, выпускавшей телефоны BlackBerry, которые покорили весь мир в начале XXI века и которые до сих пор ценят настоящие эстеты и поклонники безопасной связи?
BlackBerry: «ты помнишь, как все начиналось…?»
История BlackBerry началась гораздо раньше, чем наступили 2000-е. А первые устройства, которые компания Research In Motion выпускала в 1984 году, напоминали скорее пейджеры, нежели смартфоны. Непосредственно сам бренд BlackBerry появился только в 1997 году, а первый телефон с QWERTY-клавиатурой под этим названием вышел аккурат в 2000-м. Назывался он BlackBerry 957 Proton. С этого момента на рынке мобильных технологий и началась экспансия «ежевичных» коммуникаторов, телефонов и смартфонов компании.
Впрочем, не будем сразу забегать далеко вперед. Начнем с того, что индустриальный городок Уотерлу никогда не был и не претендовал на звание технического центра. Его население к началу 80-х годов XX века составляло около 120 000 человек. Но все изменилось в 1984 году, когда Майк Лазаридис и Дуглас Фреган, два студента-инженера из Университета Уотерлу, основали здесь компанию Research In Motion по разработке устройств беспроводной передачи данных. Никто и не думал, что в следующие несколько десятилетий RIM станет одним из столпов, изменивших способ общения людей во всем мире. А с ростом компании начнет расти и население города.
Благодаря BlackBerry, Уотерлу стал местом, где можно было запросто встретить знаменитых персон: например, Research In Motion посещала английская королева, знаменитый физик Стивен Хокинг, велогонщик Лэнс Армстронг и другие. Более того, некоторые из сотрудников BlackBerry также стали знамениты благодаря популярности смартфонов и коммуникаторов. Майк Киркуп, глава отдела по связям с разработчиками, даже получил личную охрану во время поездки в Индонезию, чтобы защитить себя от толп поклонников нашумевшей марки телефонов.
BlackBerry: любимый телефон Барака Обамы
Канадская Research In Motion стала пионером на рынке смартфонов со своими кнопочными телефонами BlackBerry. К 2005 году штат компании насчитывал свыше 20 000 сотрудников. При этом рыночная стоимость самой RIM оценивалась в 80 миллиардов долларов. Выпускаемые телефоны были настоящим феноменом, покупатели сходили по ним с ума, а финансовые учреждения с Уолл-Стрит и даже правительство США приобретали их для своих сотрудников, потому что выпускаемые устройства не просто позволяли удобно и быстро печатать, но и обеспечивали безопасное подключение к Сети, а также предоставляли круглосуточный зашифрованный доступ к электронной почте.
В числе больших фанатов смартфонов BlackBerry был и сам президент США - Барак Обама. Когда в ходе предвыборной гонки на рубеже 2007-2008 года журналисты спросили его: «Что вы будете делать, если вам не позволят пронести свой BlackBerry в Белый Дом?». Ведь, согласно американским законам, президенту США нельзя иметь личные средства связи. «Им придется вырывать его из моих рук», - ответил тогда Обама. В итоге ему все-таки удалось найти лазейку в Конституции и оставить любимый коммуникатор при себе. Популярная певица Мадонна признавалась, что спала со своим BlackBerry под подушкой, а рэпер Jay-Z в 2014 году упомянул о линейке телефонов BlackBerry Bold в своей песне Venus vs. Mars строкой «If Hov’s a Blackberry Bold, Shawty is a Sidekick…».
«BlackBerry была самой крутой компанией, потому что каждый носил ее часть в своем кармане, - вспоминает инженер Майкл Литт, - И мы чувствовали, что никто и ничто не может остановить это». Жители Уотерлу также были целиком преданы RIM: по словам сотрудников Research In Motion, никто в городе не носил телефоны Nokia или Motorola. Равно как никто не водил «Хонду» в Детройте. Даже когда эпоха смартфонов BlackBerry, вопреки священной вере в бесконечный успех, пошла на спад, а в адрес компании посыпалась критика, всегда находились выходцы из Онтарио, которые напоминали зарвавшимся блогерам о том, что каждая компания встречает препятствия на пути и у BlackBerry в конечном счете все наладится.
BlackBerry: успех, который остановили Apple и Google
Падение BlackBerry началось в 2007 году, когда iPhone продемонстрировал миру, что смартфоны должны быть не только практичными, но и красивыми. «Я понял, что у нас проблемы, когда парикмахер, который стриг меня, вытащил из кармана iPhone», - вспоминает Дэвид Яч, технический директор по программному обеспечению в RIM с 1998 по 2012 год. В 2008 году Apple продала 10 миллионов устройств по всему миру и начала проникать на корпоративный рынок, оплот BlackBerry.
Банкирам и юристам, возможно, и не нравилось то, что печатать на iPhone не получается так же легко, как на BlackBerry, но им нравился новый интерфейс с сенсорным экраном и большой набор функциональных приложений. С приходом на рынок смартфонов Samsung, финансовые потери Research In Motion начали расти. В то время руководство RIM отказывалось принимать реальность и не спешило переходить от аналоговой клавиатуры к сенсорному вводу. Тем не менее, в 2011 году наступление конкурентов заставило компанию выпустить на рынок непродуманную серию планшетов BlackBerry PlayBook. А после этого менять курс было уже слишком поздно.
В январе 2012 года Research In Motion была передана в руки нового генерального директора из Германии - Торстена Хейнса. Начались тотальные увольнения: сто человек здесь, двести - там. Венцом сокращений и многочасовых переработок оставшихся инженеров стал выход в 2013 году смартфона BlackBerry Z10, который обладал полностью сенсорным экраном и не имел аппаратных кнопок. При этом сенсорная клавиатура была разработана на основе принципов взаимодействия пользователей с аналоговой клавиатурой и предлагала автоматическую подборку слов в духе режима «T9» для ускорения печати.
BlackBerry: ветер перемен и последствия увольнений
Поскольку BlackBerry урезал рабочую силу, владельцы местного бизнеса в Уотерлу беспокоились, что они почувствуют на себе основной удар. Так и произошло. Переехавшие в канадскую провинцию талантливые инженеры начали разъезжаться, количество посетителей в ресторанах и барах снизилось, а многочисленным местным безработным было уже не до вечерних посиделок в забегаловках.
Но тут произошла интересная вещь. Часть компаний, которая не захотела перебираться в Силиконовую долину, перебралась в городок Китченер, расположенный в провинции Онтарио (Канада), неподалеку от Уотерлу. Там обосновался один из офисов Google, Electronic Arts, Intel и даже китайский Huawei планировал открывать в регионе новый технологический центр. Местная экономика быстро начала приходить в норму, несмотря на падение BlackBerry, а Уотерлу не «посчастливилось» повторить судьбу Детройта. Но вместе с тем дни королевских визитов в Уотерлу и хип-хоп-песен с упоминанием «ежевички», прошли, как и времена, когда весь регион был наполнен гордостью за смартфоны BlackBerry.
На 2015 год в Research In Motion работало около 7000 человек, а капитализация компании составляла 5,25 миллиардов долларов, упав более чем на 90%. При этом доля «ежевичных» смартфонов на мировом рынке составляла менее 1%. Даже несмотря на выпуск успешного слайдера BlackBerry Priv годом ранее, в последнем квартале 2016 года из более чем 432 миллионов смартфонов, проданных по всему миру, только 207 900 были устройствами BlackBerry. Тогда-то компания и объявила, что больше не будет заниматься выпуском смартфонов, полностью передав создание и производство новых устройств китайской компании TCL. Сама же Research In Motion полностью сосредоточилась на разработке программного обеспечения для корпоративной безопасности.
BlackBerry: возрождение легенды
Сделка с TCL подразумевала под собой следующее: китайской IT-компании предлагалось разрабатывать и производить оборудование для новых телефонов, в то время как компания BlackBerry обещала предоставлять программное обеспечение. Сотрудники TCL не скрывают, что были очень взволнованы, когда Research In Motion заключила с ними соглашении о лицензировании и технической поддержке бренда BlackBerry. Тем не менее, китайцы не спасовали и решили во что бы то ни стало продолжить выпуск «ежевичных» смартфонов. Вышедший в 2017 году BlackBerry KeyOne был высоко оценен фанатами бренда. Затем появились BlackBerry Motion, BlackBerry Key2 и «облегченный» BlackBerry Key2 LE.
Сегодняшние телефоны BlackBerry по-прежнему имеют культовую клавиатуру, но работают на Android, предоставляя пользователям популярный магазин приложений и гораздо больше возможностей для настройки, нежели BlackBerry OS. Более того, эти мобильные аппараты по-прежнему продаются конкретному типу пользователей: людям, которым нужны лучшие функции для сохранения конфиденциальности и безопасности в мобильных сетях. Однако 2019 год прошел без анонсов и появлений новых моделей BlackBerry, что насторожило поклонников «ежевички». И настороженность эта оказалась небезосновательна.
Смартфоны BlackBerry окончательно ушли с рынка?
В начале февраля 2020 года китайский производитель TCL заявил, что планирует прекратить продажи «ежевичных» смартфонов после истечения срока действия лицензии в конце августа 2020 года. При этом обслуживание и поддержка клиентов, которые по-прежнему остаются владельцами «ежевичных» телефонов, будет проводиться до 31 августа 2022 года.
Стоит принять во внимание и тот факт, что телефоны BlackBerry с Android в качестве операционной системы в последнее время практически не играли значимой роли на рынке смартфонов. Таким образом, появления нового лицензиата не предвиделось. А значит, смартфоны BlackBerry окончательно должны были исчезнуть с рынка мобильных устройств.
Однако в конце августа 2020 года, как раз к сроку истечения лицензии, стало известно, что новый смартфон BlackBerry все-таки выйдет... в 2021 году. Его разработкой занимается стартап-компания OnwardMobility, выкупившая права на бренд и заключившая соглашение с FIH Mobile Limited (это дочерняя компания Foxconn, которая поможет в реализации амбиций OnwardMobility). По слухам в телефоне появится поддержка беспроводных сетей поколения 5G и сохранится фирменная QWERTY-клавиатура. Но вот найдутся ли покупатели?
Впрочем, даже независимо от того, увидим ли мы новые аппараты BlackBerry или нет, телефоны этого бренда навсегда останутся кирпичиком в фундаменте истории смартфонов.
inkvizitor68sl
> Венцом… BlackBerry Z10
Ага-ага, и Blackberry Q20 (classic) такой «пошел я нахер».
> телефоны BlackBerry с Android в качестве операционной системы в последнее время практически не играли значимой роли на рынке смартфонов
K1 продавался очень неплохо. K2 по традиции выпустили через год — но люди, блин, НЕ ПОКУПАЮТ СМАРТФОНЫ КАЖДЫЙ ГОД. По крайней мере — не клиенты таких компаний, как blackberry. Да даже яблоки уже в среднем раз в 2 года обновляют. Поэтому K2 и провалился. Его нужно было выпускать на год позже — когда владельцы K1 пошли обновлять свои аппараты через два года после покупки, их уже ожидала грустная история, всё так. Вот только вся забавность ситуации в том, что когда я пошел покупать К2 (через два года после релиза К1) — их сметали с полок через 2 минуты после появления в продаже (я не шучу).
Тем более там ещё и K1 с 4gb памяти выходил — многие его покупали, в итоге у людей на руках полугодовалые телефоны на момент выхода K2.
Но пьяные мракетологи не смогли понять самые простые принципы работы рынка и считают, что аппарат «провалился», а не они полную фигню сделали в погоне за… да черт знает за чем — надо быть идиотом, что бы выпускать нишевый продукт по х1.5 ценнику раз в полгода, не запускать его на самых лояльных рынках, и ожидать, что он будет отлично продаваться. Аудитория BB консервативна, можно в корпусе K2 выпускать ещё лет 5 телефоны, немного обновляя железо — и его будут покупать — таким должен был быть путь выживания компании.
> Но вот найдутся ли покупатели?
Найдутся, если они выдержат свой уровень.
Что К1, что К2 настолько отличаются от остальных телефонов по качеству исполнения и тактильным ощущениям, насколько мерседес отличается от жигулей. И если к К1 претензии были (экран в первой партии (буквально, у меня К1 из первой тысячи) отклеивался, задняя крышка люфтила в одном месте со временем), то К2 — уже идеальный физически телефон. И брать после него в руки самсунги, например — руки помыть хочется потом.