Приветствую, уважаемые хабровчане. Это мой первый пост на этой площадке, хотя в качестве читателя с вами уже, наверное, 10 лет. Я не являюсь специалистом в IT, хотя имел отношение к запуску небольшого количества стартапов. Можете называть меня практикующим теоретиком – запускаю продукты, занимаюсь управлением проектами, помогаю компаниям улучшать процессы, внедрять всякие гибкие управленческие штуки, немного преподаю в ВШЭ. Но всё это делаю не столько, чтобы заработать денег, а чтобы удовлетворить собственное любопытство в том, как устроены системы и держать голову в тонусе.
Этот пост был написан пару лет назад на vc.ru, в правилах сообщества не запрещено публиковать контент с других площадок. С вашего позволения, здесь опубликую его снова, но с небольшими корректировками. Надеюсь, найдёте материал и инструмент, о котором пойдёт речь, полезными.
Где-то 10 или 11 лет назад ко мне в руки попала книга «Выдающиеся бренды». Именно тогда я задумался о том, что создание брендов — это комплексный подход, а цель «создать бренд» без работы на внутренних уровнях организаций не достижима в принципе.
Это подстегнуло меня сначала уйти из коммерческого дизайна в брендинг, потом из брендинга в маркетинговые коммуникации, потом в стратегический маркетинг и в бренд-консалтинг. Потом уйти из профессии, заняться предпринимательской деятельностью, участвовать в запусках онлайн- и офлайн-проектов, затем начать работать со стартапам и малым бизнесом.
Всё для того, чтобы на собственной шкуре столкнуться со всеми вызовами, с которыми сталкивается предприниматель (предприятия) и попытаться разгадать код успеха.
Именно так навязчивая идея сыграла со мной добрую или злую шутку и увела туда, чем я сейчас занимаюсь. Больше десяти лет я не только делал что-то руками, но и постоянно изучал теорию, чужую и собственную практику. Огромное количество теории и практики.
Выкладываю плоды моих десятилетних поисков в виде графической карты, которая описывает стратегические уровни, все бизнес-процессы и принципы работы любой организации.
Аннотация
Вне зависимости от того, делаем мы что-то или нет, — вокруг постоянно происходят постоянные изменения. Создание любого бизнеса — это проект, в котором предприниматель замыкает потоки существующих рыночных процессов на себя. Он может:
начать что-то добывать;
начать что-то производить;
начать что-то перепродавать;
вклиниться в процесс, выступив посредником;
захватить один из транзакционных каналов рыночного процесса.
Несколько тезисов
Проектом в данном случае является выстраивание собственной системы процессов из набора различных операций, которые со временем структурируются и систематизируются.
Замыкание процессов на себя невозможно без наличия ресурсов: денег, людей, знаний, технологий, связей, клиентов, времени и энергии.
На основе ресурсной базы участников процесса формируется культура поведения.
Нечто, с помощью чего предприниматель вклинивается в существующие рыночные потоки, называется продуктом.
Прибыль извлекается с помощью бизнес-модели.
Возникающие денежные потоки дают предпринимателю (предприятию) возможность для развития.
Если не будет соблюдаться должный уровень безопасности, денежные потоки не смогут аккумулироваться, у предприятия есть риск банкротства.
Эти тезисы описывают семь стратегических уровней, которые есть в коммерческих организациях любого размера.
На каждом из уровней есть специфические группы бизнес-процессов, которые прирастают со временем. Они описаны в карте и присущи большинству компаний, особенно в зрелом возрасте. Группы бизнес-процессов можно разложить до процессов и конкретных операций.
Качество операций влияет на процессы, являясь узкими местами. Качество процессов влияет на качество уровней. А качество уровней в совокупности влияет на совокупные результаты и характеризует состояние компании на рынке.
Проблема большинства предпринимателей и менеджеров в том, что у них не хватает собственных ресурсов для настройки и контролирования процессов. Приходится прыгать от одной задачи к другой, пока не истощится энергия и денежные потоки.
Эта карта существенно сократит ваш цикл обучения на личном опыте. Она наглядно показывает все ключевые бизнес-процессы вне зависимости от рода коммерческой деятельности.
Карта призвана помочь всем менеджерам и предпринимателям держать под контролем все бизнес-процессы. Чем качественнее вы будете ими управлять, тем выше ваша вероятность на успех и выше позиция на рынке.
Ссылка на карту в Miro: https://miro.com/app/board/o9J_kxviOm0=/
P.s. Этот материал изначально писался два года назад. На текущий момент фреймворк используют приличное количество менеджеров в приличном количестве довольно известных компаний в разных странах СНГ. Если он пригодится в вашей работе – буду счастлив.
andreyverbin
Ох, как же это знакомо. Спасибо за статью и материал.
Kirill_Kazakov Автор
Вам взаимное спасибо, что прочитали и нашли материал полезным.