К 2020 году беспилотники смогут летать в российском небе вместе с пилотируемыми воздушными судами. В новый Воздушный кодекс войдут такие понятия, как «беспилотное воздушное судно», «беспилотная авиационная система» и «командир беспилотного воздушного судна».

Экспертная группа AeroNet, созданная в рамках президентского проекта «Национальная технологическая инициатива», исследовала рынок беспилотных летательных аппаратов и определила наиболее перспективные для российских компаний сегменты. Изменения в Воздушный кодекс будут внесены для того, чтобы обеспечить российскому бизнесу устойчивое развитие на рынке беспилотников.

image

Экспертная группа AeroNet отнесла к наиболее перспектиным сегментам рынка беспилотных летательных аппаратов мониторинг и дистанционное зондирование земли, сельское хозяйств, доставку грузов, проведение спасательных операций. Объём рынка услуг с использованием беспилотников к 2035 году может достичь объёма в сто восемьдесят миллиардов долларов, а 40% рынка способны занять российские компании.

Законопроект о внесении изменений в «Воздушный кодекс» внесли в марте 2015 года. При разработке нового Воздушного кодекса законодатели будут учитывать мнение экспертов. Работа по модификации законодательства завершится в 2017-2018 годах. «Определение системы ответственности за последствия эксплуатации беспилотного средства» планируют доработать в 2019 году.

В рабочую группу AeroNet входят 55 специалистов, включая представителей бизнеса и крупных госкомпаний – в том числе «Ростех» и «Вертолёты России», научных организаций и министерств.

Представитель Министерства транспорта России прокомментировал новость «Известиям». По его мнению, возможны две крайности: чрезмерное регулирование процесса приведёт к тому, что в городе нельзя будет запускать даже детские квадрокоптеры, а либерализация рынка приведёт к техногенным рискам, включая угрозу терактов.

Андрей Ионин, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского, отмечает важность скорости модификации законодательства. Преимущество на рынке беспилотных летательных аппаратов получит та страна, где максимально быстро будут созданы условия для развития бизнеса. По мнению Ионина, потенциал России огромен из-за географии и непростой логистики в удалённых районах.

Законодатели США совместно с экспертами и представителями бизнеса разрабатывают правила использования беспилотных аппаратов. В феврале 2015 года Федеральное авиационное управление США предложило правила полётов, в которых оговорены возраст оператора и его квалификация, технические характеристики и время полётов. Amazon предлагает выделить для скоростных дронов отдельное воздушное пространство. Более семисот компаний уже получили лицензии на использование беспилотников в коммерческих целях.

Некоторые компании уже пробовали доставлять товары с помощью дронов – Google, Amazon и DHL работают в этом направлении. Российская пиццерия «Додо Пицца» могла заплатить штраф за использование беспилотников для доставки, но судья отклонила это решение. Китайская торговая площадка Taobao в феврале доставила имбирный чай четырёмстам клиентам на квадрокоптерах.

Первой компанией, получившей право доставлять товары дронами в США, стал стартап Flirtey в июле 2015 года. Он занялся доставкой лекарственных препаратов в труднодоступные области Вирджинии. Апрека принимает рецепт и упаковывает посылку в самолёт НАСА, который доставляет её в аэропорт Лоунсем Пайн. Далее в дело идут беспилотники – они развозят лекарства по адресатам, двадцать четыре упаковки за шесть полётов.

В июне 2015 года в России компания «Инвитро» начала тестировать октокоптер DJI Spreading Wings S1000+ для доставки анализов в Кабардино-Балкарии. Компания согласовала полёт с Росавиацией, получила все необходимые разрешения и отправила биоматериал на 12 километров. Дрон преодолел это расстояние за пятнадцать минут, а автомобиль проехал бы его за сорок минут.

Комментарии (2)


  1. Gothician
    17.09.2015 15:18

    Так это скорее закроют: развита ли у нас малая частная авиация? Чтобы пилотировать свой самолет нужно не только кучу денег на его покупку, но еще потратить половину нервных клеток для регистрации, получения разрешения и прочего.
    Если, конечно, не олигарх или чиновник достаточного уровня.


  1. turbopower
    22.09.2015 00:07

    я сейчас живу в Троицке.
    каждый день над моим домом летают вертолеты — спать утром шансов нет.
    при этом разрешив малой авиации полеты на эшелоне 300м, никто не контролирует, почему вместо облета жилых построек по закону, эти «малолетчики» срезают над жилмассивами.
    утро, как будто попал под обстрел со звенящими окнами — мой новый опыт в свете «новаций» для авиаторов.
    теперь, вероятно, меня ждет круглосуточное жужжание дронов, чей потолок будет 50-100м…
    я уже листал каталог пневматических ружей, оказывается не зря…