Как-то раз мне прислали на согласование макет . Макет предназначался для размещения на сайте интернет-магазина, а также в торговых залах. На макете изображена девушка, слоган заказчика и его рекламные предложения. Спрашиваю дизайнера - пришлите договор с девушкой, которая позировала для этого фото. Нужно проверить ее согласие на то, что мы ее лицо по всей стране разместим на билбордах. В ответ дизайнер сообщает, что с девушкой на фото никакого договора не было, она ее вообще не знает т. к. фото девушки она скачала в интернете. На каких условиях и с какого сайта, объяснить не может - просто нашла в гугле картинку, скачала, обработала и все. Молодец.
По закону использовать изображение человека можно только по его письменному согласию и определенным в согласии образом (это написано в статье 152.1 Гражданского кодекса). Фотостудии, например, именно для этого берут у заказчиков согласие в договорах на использование фотографий в портфолио, потому, что без согласия - такое использование будет незаконным.
Но это по общему правилу, есть и исключения. Например, без согласия можно использовать фото или видео изображения человека, которому заплатили за позирование. Не требуется согласия если гражданин является публичной фигурой, государственным деятелем, известным политиком, или если изображение человека сделано в "массовке" в общественных местах и местах открытых для свободного посещения.
Через некоторое время присылает дизайнер новый макет с изображением уже другой девушки и сообщает, что фото скачано с сайта "стоковых" изображений, но они купили лицензию у сайта и теперь все законно. Очень хорошо, значит учатся. Прошу прислать договор с сайтом. Присылают - читаю, договор на одном листе, в котором никакой конкретики, только сумма за некую "стандартную" лицензию и ссылка на условия использования на отдельном сайте. Они их не читали. Не поленился прочитать условия на сайте, что входит в эту "стандартную" лицензию, читаю, так и есть - лицензия без ограничения для некоммерческого использования или, а для вот коммерческого только в наружной рекламе на аудиторию не более 500 000 человек. Перезваниваю дизайнеру, спрашиваю, где планируете это использовать и узнаю, что реклама будет размещаться на билбордах в Москве и Санкт-Петербурге, а также выйдет рекламой на телевидении. Уточнил у дизайнера читала ли она условия использования лицензии - не читала (а что надо было?). Макет рекламы не согласовал т. к. для такого объема нужно покупать расширенную лицензию и есть риски получить иск о запрете использования изображений и демонтаже уже размещенных рекламных конструкций.
Если человек обнародовал свою фотографию или видео в сети Интернет, то это также не дает право использовать это фото без его согласия.
С фото понятно, а если я хочу видео снять и разместить на сайте или в блоге?
Если Вы решили снять видео (фильм, рекламный ролик,) с музыкальным сопровождением и сюжетом помимо договора с актером(ами), нужно оформить с ними договор о предоставлении Вам прав на результаты творческого труда, которых Вы намерены использовать в фильме - с автором музыки, которая используется в ролике, с автором сценария и режиссером - при создании видео, или как его называет закон - аудиовизуального произведения и т. д. Интересующиеся могут почитать статью 1263 Гражданского кодекса.
Правда у этого правила тоже есть исключение - есть такие произведения, которые считаются "народным достоянием" и их можно использовать без получения согласия автора или его наследников. Но для того, чтобы произведение стало общественным достоянием нужно, чтобы прошло более 70 лет со дня смерти автора.
Однажды коллега попросил прислать форму договора с актером, который будет участвовать в съемках рекламного видеоролика. Договор я прислал и уточнил - нужны ли договоры с другими участниками этого процесса? С композитором? Исполнителем песен? Автором сценария? Где будет использоваться музыка?
В таких договорах должен быть зафиксирован способ использования результатов интеллектуальной деятельности или их фрагментов любыми способами с правом сообщения в эфир, по кабелю, на распространение путем продажи, на доведение до всеобщего сведения, на публичное исполнение, на использование образа в печатных материалах для распространения в местах продаж товаров, наружной рекламе неограниченным тиражом, в профессиональных публикациях, стендах, на выставках и т.д. на территории России на конкретный срок. Кроме того, не лишним будет заранее договориться и предусмотреть использование изображений в составе видео являющихся его фрагментами для создания трейлеров, тизеров, рекламных роликов и т. п.
Наш конкурент нагло копирует разработанные нами образы детских игрушек. Создает похожие и продает. Как его наказать и пресечь незаконное использование?
Направьте конкуренту по юридическому адресу требование ценным письмом в свободной форме о прекращении незаконного использование результатов интеллектуальной собственности, товарных знаков и иных образов, автором которых являетесь Вы. Приложите доказательства Вашего авторства. Если после получения требования получите отказ или требование будет проигнорировано - обращайтесь в полицию с заявлением с просьбой привлечь нарушителя к административной ответственности и в суд с иском о запрете незаконного использования образом и взыскания убытков.
За нарушение этих требований можно получить административный штраф до 40 тыс. руб. с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм (см. 7.12 КоАП РФ) или лишение свободы сроком до 2 лет (статья 146 Уголовного кодекса РФ).
Практика показывает, что правообладатели весьма успешно защищают свои права и запрещают незаконное использование. ООО Смешарики, например, имеет более 500 судов с коммерсантами о взыскании компенсации за нарушение исключительных авторских прав на произведения изобразительного искусства — рисунки: «Лосяш», «Нюша», «Крош», «Копатыч» с ожидаемым исходом. В этом можно убедиться, если зайти на сайт арбитражного суда https://kad.arbitr.ru/ и вбить в поиск ООО Смешарики. Тем кому лень открывать и что-то искать можно почитать решения судов о том, как правообладатель наказывает рублем кондитеров: раз, два, три.
Кроме государева "ока" за соблюдением авторских прав бдят и видеосервисы и по заявлению правообладателей достаточно оперативно удаляют видео.
А как понять, что тот, с кем я заключаю договор - законный собственник прав на музыку или текст, а не шарлатан?
Если Вы хотите узнать, кто собственник помещения, здания или земельного участка - Вы обращаетесь к единому Государственному реестру недвижимости Росреестра. Если хотите узнать собственника товарного знака - Вы обращаетесь к сайту Роспатента. Какого-то единого реестра прав на музыку или текст песен нет. Поэтому проверку легальности продажи вам прав на произведение придется проводить самому с определенным допуском достоверности.
Для уже опубликованных произведений можно проверить дату когда была первая публикация музыки или текста (если она публиковалась) с указанием автора или текста опубликовать с указанием депонирование. Если произведение не публиковалось рекомендуется пользоваться услугой по "депонированию произведения", то есть фиксацию того, что вы "зафиксировали" в конкретную дату существование и обладание таким объектом. В случае спора это поможет доказать, что Вы первый правообладатель. Депонированием занимаются нотариусы, отдельные некоммерческие организации. Но риск купить контрафакт у мошенника в любом случае имеет место.
Ок, а кто с кем должен заключать договоры?
При создании фильма порядок оформления отличается от оформления прав на фото. Договор с правообладателями музыки, сценария заключает лицо, которое организовывает создание фильма - продюсер. Это лицо занимается организацией создания фильма - приобретением прав на использование музыки в видео, права на использование сценария, на экранизацию(если необходимо), ищет актеров и заключает с ними договоры, заключает договор с режиссером, решает организационные вопросы. Кроме того, продюсер получает права на фильм в целом - это единственный "собственник" фильма, только он, как правило, впоследствии может распоряжаться видео, продавать его или сдавать в прокат. У остальных авторов фильма/видео - композитора, автора сценария, актеров, режиссеров и иных соавторов есть право быть указанными в качестве авторов и право на вознаграждение, но распоряжаться таким видео т. е. продавать права на него другим людям они не могут.
В этом смысле нет существенной разницы между полнометражным художественным фильмом, рекламным роликом и коротким видео в Youtube, Instagram или на ином сервисе. Регулирование рекламного ролика и художественного фильма одинаковое.
Наш класс школьному фотографу предпочел фотосъемку в фотостудии. В предыдущие годы, по разговорам, др. классы поступали аналогично, но сталкивались с тем, что директор отказывалась сниматься у сторонних фотографов. Собственно, вопрос. Наш родительский комитет предложит все же директору посетить выбранную ими фотостудию и сфотографироваться на альбом. Если фотограф из фотостудии возьмет фото директора с официального сайта школы и разместит в школьных альбомах, это будет законно? Приравнивается ли в этом случае директор к публичным людям вроде политиков и т.д.?
Директор школы не государственный служащий. А вот принадлежность его к политической деятельности понятие субъективное и определяется деятельностью самого директора, а не его должностью. Верховный суд по этому поводу сказал следующее: Без согласия гражданина обнародование и использование его изображения допустимо в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 152.1 ГК РФ, то есть когда имеет место публичный интерес, в частности если такой гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым.Вместе с тем согласие необходимо, если единственной целью обнародования и использования изображения лица является удовлетворение обывательского интереса к его частной жизни либо извлечение прибыли.Не требуется согласия на обнародование и использование изображения гражданина, если оно необходимо в целях защиты правопорядка и государственной безопасности (например, в связи с розыском граждан, в том числе пропавших без вести либо являющихся участниками или очевидцами правонарушения).
Если я заключу договор с конкретным человеком или ЮЛ на создание звуковой композиции или изображения, например, для компьютерной игры, которую я делаю, а потом окажется, что они это украли, то нести ответственность мне?
Это так. Но у вас будет право переложить на них убытки в виде тех сумм, которые вы заплатили правообладателям. Какие именно расходы включаются в такие убытки желательно прописать в соглашении.
Я - человек, который не любит фотографироваться. Я часто замечаю, как граждане снимают видео/фото в общественном месте. Если у меня есть все основания полагать, что я был запечатлен чужой камерой, имею ли я хоть какие-то права? Что реально может сделать человек, которого фотографируют без его на то согласия?
Если вы попали в кадр на улице случайно и вас не снимали специально и видео не о вас - то ничего противозаконного нет. Но если конкретно вас специально снимали на фото или видео - то вы можете требовать удаления этих фото или видео в суде. Если они появятся в соцсетях - требовать удаления таких материалов от самих соцсетей и т.п.
Я могу потребовать если я попал в кадр новостей чтобы меня не показывали?
В законе о СМИ прописаны требования для журналисткой деятельности и они такие же - журналист обязан получить ваше согласие кроме случаев если вас снимали вследствие обсуждения какого-либо вопроса - то есть если вас остановили на улице задали вопрос и вы ответили на него, то вы приняли участие в общественной дискуссии и тем самым согласились на съёмку. В целом у судов неоднозначный подход к этому вопросу. Вот что пишет Конституционный суд, например, "Кроме того, фотографии, на которых А.О. Безрукова позировала фотографу, были сделаны во время проведения публичного мероприятия с участием прессы, что могло свидетельствовать о наличии ее волеизъявления не только на фотосъемку, но и на дальнейшее обнародование и использование этих изображений в средствах массовой информации."
Размещенные изображения и текст на сайте целесообразно "защитить" знаком охраны авторства. (копирайт). Знак охраны авторского права состоит из латинской буквы "С" в окружности, наименования объекта защиты права, имени правообладателя и цифрового обозначения года первого опубликования произведения (без слова "год" или сокращения "г."). От копирования он, сам по себе не спасает, но может быть полезен при доказывании своего авторства. Если кому интересно, то правилам написания копирайта посвящен целый ГОСТ Р 7.0.1-2003.
Спасибо, что дочитали до конца. Если у Вас остались вопросы - Вы можете задавать их в комментариях и прислать по почте по адресу p_slizky@mail.ru .
DrBulkin
Привет Очень своевременная статья. Подскажите, а как будет рассматриваться такой случай.
Сервис А публикует на странице видеопоток с камеры видеонаблюдения на улице. Например www.geocam.ru/online/volgogradskiy-prospekt
Сервис Б пишет тулзу которая захватывает и обрабатывает кадры с сервиса А без спросу и обрабатывает их. Например, считает число белых машин в час.
Вариант 1: Сервис Б публикует результаты обработки кадров с сервиса А без ссылок на него. Просто цифру.
Вариант 2: Все то же, что и в А, но еще и захваченные кадры с сервиса А
Какими могут быть претензии к Б? Можно ли их снят путем публикации ссылки на А?
sparus Автор
Мне кажется, что ситуация, которую Вы описали не имеет отношения к авторскому праву и к статье в частности. Видео и «стрим» с камер видеонаблюдения результатами творческого труда автора назвать, скорее всего, нельзя. Я бы рассматривал эту ситуацию с точки зрения исключительных прав на программное обеспечение. Одно лицо разработало программное обеспечение и разместило на неком сайте, определив и доведя до посетителя сайта условия использования этой программы (сайт это программа ЭВМ по своему содержанию). Если другое лицо использует программное обеспечение не в соответствии с условиями, которые определены собственником этого ПО — такое использование ПО будет незаконным.
С другой стороны, если собственник сайта А не довел до посетителей условия использования этого ПО, то его использование для личного пользования или иного пользования, не связанного с предпринимательской деятельности будет легальным. Если ПО используется на сервисе Б в коммерческих целях — то сервис А вправе потребовать плату за его использования от владельца сервиса Б. Но у коллег может быть иное мнение. Предлагаю обсудить.