Всем привет. Меня зовут Кирилл Капранов, я — руководитель направления системного анализа в компании Sportmaster Lab. 10 марта 2021 года мы с коллегами сделали первый митап по системному анализу, и я хочу поделиться с вами тем, как это было.

Что первым приходит в голову, когда слышишь фразу: "работаю в Спортмастере"? Уверен, у 90% людей промелькнет в голове: "Хм, наверное, продаёт кроссовки". Почему именно эти стереотипы?

Всё просто: в прошлом компания "Спортмастер" делала упор на развитие розничной сети, создание собственного производства, налаживание сети поставок, и, хотя ИТ в этом играло большую роль, знали об этом только внутри компании.

С каждым годом развивающая роль ИТ увеличивалась, но существующая структура компании не позволяла покрывать потребности бизнеса, и в компании началась цифровая трансформация. Внутри цифровой трансформации мы проделали и продолжаем делать большую работу, подробнее можно почитать тут и тут. Мне бы хотелось выделить 2 значимые вехи трансформации:

  • Создание продуктовых команд;

  • Создание центров компетенций.

Когда мы трансформировались, было сформировано отдельное ИТ-подразделение, которое получило название Sportmaster Lab. В это подразделение вошли центры компетенции разработки, системного анализа, QA и методологии.

На этом я подведу черту и перейду к теме статьи. Подробнее о трансформации и роли ЦК аналитики можете послушать в выступлении Сергея Павлова, руководителя направления системного анализа в Спортмастере.

Как мы делали SM Lab Analyst Day

Как появилась идея провести митап?

Центр компетенции (далее - ЦК) аналитики появился меньше года назад. За это время ЦК объединил больше сотни сотрудников из 30 разных команд. Мы выработали стандарты, процессы, подходы и до сих пор прорабатываем решения, которые помогают развивать сотрудников и поддерживать развитие компании.

Однажды мы задали себе вопрос : "А кто об этом знает?". Ответ был неприятный, но честный : "Никто, кроме нас".

Ну что ж, приняли. Пора действовать.

Как спланировали

Любая идея начинается с плана. Наш случай — не исключение. Мы оформили план в виде следующего списка:

Цель митапа: Формат проведения: Продвижение: Целевое количество людей: Количество докладов: Тайминг: Этапы подготовки: Договоренности:

План готов, а что с ним делать дальше?

Подготовка к митапу

Для себя мы выделили такие этапы подготовки:

  • Анонс о проведении митапа на сотрудников ЦК, призыв к действию

    На данном этапе важно донести до сотрудников ценность проведения митапа, а также прояснить все оставшиеся вводные:

    • Формат проведения

    • Количество докладов

    • Дата проведения

    • TO-DO list

Эту активность провели в корпоративных чатах и на встречах с сотрудниками. А потом начался этап сбора заявок на выступление.

  • Сбор заявок на выступление

Часто бывает, что на старте подготовки к митапу докладов нет, а есть только идея и желание. Но как же понять суть доклада, его мессадж? Инструменты для выполнения этой задачи можно объединить в такие структурные блоки*:*

  • Идея доклада. Это опыт, трудности или факап, который вдохновил сделать эти выводы.

  • Описание. Краткое изложение материала.

  • Почему это интересно слушать.

Эта информация помогает получить представление о выступлении без подготовки доклада и презентации целиком.

В нашем случае удалось немного прочитерить.

В SM Lab у нас регулярно проходят внутренние клубы, предназначенные для того, чтобы делиться опытом или показывать полезные инструменты, упрощающие жизнь. Поэтому на старте мы имели порядка 8 тем с готовыми докладами.

Ну всё: считай, дело сделано, расходимся! Но нет...

  • Отбор докладов

Когда хочешь пойти в кино, то вряд ли пойдёшь на фильм, которые тебе неинтересен, ведь так же?

То же самое происходит и при проведении ИТ мероприятий. Нужно заинтересовать своего слушателя.

О чем интересно слушать:

  • Улучшение процессов (с цифрами)

  • Как я могу переиспользовать полученную информацию

  • Практический опыт, разбор примера

  • Факапы и какие выводы из этого были сделаны

  • Как увеличить личную или командную эффективность

О чем слушать не хочется:

  • Мы придумали штуку, но мы её не попробовали

  • Я прочитал статью или книгу, теперь я вам её перескажу

  • Мы тут сделали у себя локальную штуку, послушайте

  • Я расскажу всем известную информацию

Мы взяли бритву Оккама и применили эти списки к своим 8 докладам. Таким образом, у нас осталось 6 докладов и 4 спикера. Так как у каждого из двух спикеров было по два доклада, то мы отдали право выбора им. Так получился тот список докладов, который решили рассказывать на нашем митапе. Теперь пора подумать о продвижении.

  • Начало продвижения

    Для продвижения любого мероприятия нужны деньги ... на самом деле, не cовсем :). Деньги нужны, но не так много, как вы могли бы подумать, особенно в 2021 году, в эру онлайна.

    Для продвижения мероприятия важно подсветить следующие пункты:

    • Где будет проходить запись на мероприятие

    • Целевая аудитория

    • Инструмент проведения мероприятия

    Для своего мероприятия мы выбрали площадкой Timepad. Сначала мы рассматривали его только как инструмент записи на мероприятие, но, изучив его, поняли, что Timepad идеально подходит для нашего мероприятия, так как позволяет делать трансляции на 500 человек.

    В качестве целевой аудитории выбрали профиль обычного системного аналитика — специалиста с компетенцией в системном анализе, работающего в команде, не тимлида, не руководителя и не бизнес аналитика.

    И вот теперь, кажется, всё готово! Но нет...

    Заходя в анонс мероприятия, человек должен понимать, какую ценность он получит на выходе. Для этого необходимы тезисы — краткие и емкие, отражающие суть доклада.

    Мы их сформулировали, теперь пора переходить к следующему этапу.

  • Тестовые прогоны

    Кажется, что тут всё просто: собирай встречи на спикеров и всех заинтересованных людей и проводи прогоны. Исправляй неточности, предлагай улучшения по презентации и докладу, задавай вопросы. Но много репетиций и правок — совсем не гарант того, что финальный результат понравится публике. Мы посовещались и выбрали два прогона необходимым максимумом для митапа. И не прогадали.

Проведение митапа

Митап SM Lab analyst day состоялся 10 марта 2021 года. Пик слушателей составлял 200 человек. Среди участников митапа были cотрудники «Сбербанка», Tinkoff, «Райффайзенбанка», «Альфа-Банка», МТС, EPAM, банка «Открытие» и РТЛабс и многих других компаний.

О чём мы рассказывали:

Пантелеева Елизавета - Работа в Спортмастере на примере проекта "Новый интернет магазин"

Лиза работает системным аналитиком в команде "Новый интернет магазин", которая состоит из 20 сотрудников (системные аналитики, бэкенд и фронтенд-разработчики, тестировщики).

В докладе Лиза затронула следующие моменты:

  • Как устроена работа продуктовой команды в компании Спортмастер

  • Как мы пришли к продуктовому подходу и какую проблему хотели решить

  • Кто и как проводит декомпозицию задач

  • Как задача переходит в работу и какие стадии она проходит

  • Какова роль системного аналитика

Полуян Артем - Практический кейс замещения аналитиками роли «Тестировщик».

Когда ключевой сотрудник уходит из компании, это становится головной болью команды. Думаю, что многие из вас сталкивались с этой неприятной ситуацией. Появляются вопросы, требующие незамедлительного решения — что же с этим делать, кто возьмёт на себя роль этого человека.

В докладе Артёма есть ответы на эти вопросы:

  • Как команда может остаться без одной из компетенций

  • Кто и каким образом может забрать на себя работу в момент поиска специалистов

  • Какие подходы в команде опробовали при замещении компетенции

  • Как происходил онбординг и обучение новых сотрудников

  • Какие выводы сделала команда и сам Артем

  • Практические советы по онбордингу нового сотрудника

Заев Артем - Ходим с разработчиками налево! Или Как уменьшить потери на пробелах в бизнес-постановках

Как мы знаем, cистемный аналитик выступает связующим звеном между бизнесом и командой, но зачастую аналитик смотрит на задачу верхнеуровнево и не может задать вопросы бизнесу, которые возникают из-за специфики слоев разработки. Системный аналитик становится "лишним звеном" в цепочке: бизнес-аналитик-разработчик. Как же построить прямой диалог?

Артем поделился кейсом о том, как смогли сначала наладить диалог между командой разработки и заказчика, а потом и уменьшить количество прямого общения c помощью интерактивных досок Miro. Он рассказал о функционале Miro применимо ко Спортмастеру, о том, как общаются с помощью инструмента участники команды, и о профитах от внедрения.

Хахарев Иван - Как мы пришли к Figma или зачем учиться готовить вкусно

Однажды к Ивану в команду пришли новые разработчики и сказали, что макеты — это уже прошлый век, и будущее за прототипированием. Так как Ваня человек, который любит изучать новое, он загорелся идеей исследования инструментов прототипирования. В своем докладе он рассмотрел 3 популярных инструмента — Axure, Adobe XD и Figma, сравнил их между собой, а также объяснил, почему он выбрал один из них. Бонусом Ваня устроил мини-воркшоп по созданию прототипа.

Заключение

Это был наш первый митап по системному анализу: не всё прошло гладко, как это бывает в первый раз, но мы получили классный опыт проведения подобных мероприятий и рассказали миру инсайдерской информации о системной аналитике в крупном спортивном ритейлере :)

На этом мы не заканчиваем. 20-21 мая мы участвуем в конференции Analyst Days, где выступим с докладами и пообщаемся с единомышленниками на стенде компании.

Нам нравится открыто рассказывать о своей работе. Увидимся на наших новых мероприятиях!