В связи со скорым стартом онлайн-курса "Team Lead" приглашаем всех желающих записаться на открытый демо-урок «Первые шаги тимлида на новом месте». На вебинаре участники вместе с экспертом обсудят:
— С чего начать работу новоиспеченному лиду?
— На какие процессы стоит обращать внимание?
— В каких местах кроются quick wins для быстрого роста?

А сейчас предлагаем к прочтению традиционный перевод интересного материала.

Стремление к простоте предназначено исключительно для выработки нашего одобрения, а не нашего понимания

Нет ничего, что люди ненавидят больше, чем незнание своего места в этом мире. Мы постоянно смотрим на мир вокруг нас, отчаянно нуждаясь в определении нашей значимости для него. Но определить эту значимость непросто. Подобно урагану, в сложной системе нет единой первопричины. Чем усерднее вы ищете не там, где нужно, тем труднее будет ее найти.

Одна из причин этого — наше стремление найти всему простое объяснение. Как общество, мы превозносим простоту. Мы требуем ее от нашего правительства, коллег, друзей и даже семьи.

Простота дает нам когнитивный якорь. Мнимая ясность, которую он обеспечивает, дает нам уверенность в том, что мы можем выжить в этом сложном мире. Во многих отношениях это не так уж плохо. Я уверен, что системы электрики и водопровода обеспечат мне чай утром. Я уверен, что чистка зубов предотвратит кариес, не вникая в то, что его основная причина — разрушение эмали. В этих случаях вам не нужно понимать всю сложность; вам просто нужны инструменты, чтобы справиться с ней. Здесь допустимо простое объяснение, потому что побуждение является «причинно-следственной связью».

С другой стороны, простое объяснение, такое как утверждение, что коронавирус был изготовлен в лаборатории, также обеспечивает когнитивный якорь. Если что-то так легко понять, как это может быть неправдой? Особенно, когда альтернатива требует оценки сложных взаимодействий между биологическим, психологическим, социальным и неизвестным.

Сопротивление таким простым объяснениям сложной проблемы требует от нас гораздо большего. Это заставляет нас остановиться, взглянуть шире на ситуацию, прикинуть уровень сложности и осознать пределы нашего понимания — это пугает. Принятие чего-то сложного — это акт смирения в признании неизвестного.

«Всё должно быть сделано просто насколько возможно, но ничуть не проще». Это высказывание Эйнштейна неправильно цитируют, упуская из вида последнюю часть, «но ничуть не проще», или как он сказал на самом деле: «адекватное представление базовой единицы опыта (the adequate representation of a single datum of experience)». Я думаю, что Эйнштейн пытается сказать, что цель — не простота, а понимание.

Работа по упрощению — это упражнение по обеспечению доступности информации. Тем, кто получает эту информацию, следует помочь в принятии осознанных решений. Чрезмерное упрощение, вероятно, служит интересам только того, кто им занимается. Так люди превращают простоту в оружие.

Предположим, вы хотите сообщить о повестке дня и ограничить дискуссии, например, на тему политики или стратегии компании. Вероятно, в ваших интересах обойти все субъекты, которые не соответствуют вашим целям. Это двойной удар по нашей свободе мыслей. Сведение идеи к пустым словам обманчиво соблазнительно в своей простоте понимания и целенаправленно ограничивает параметры дискуссии.

Хомский (Chomsky) и Герман (Herman), вероятно, наиболее известны тем, что описали, как подобные методы работают в пропаганде. Они утверждают, что, ограничивая «параметры дискуссии», мы фактически вырабатываем одобрение общественности. Что, на мой взгляд, работает как для общества, так и для организаций.

Например, можно упростить сложный набор идей в крылатую фразу, с которой трудно не согласиться, например «Сделаем Америку снова великой (Make America great again)», «Надежда (Hope)», «Перемены (Change)», «Мир (Peace)» и т. д. Это заставляет нас ощущать глубину дискуссии где-то на уровне детского бассейна; когда на самом деле ее глубина подобна океану. «Поддерживаете ли вы наши войска?» — это не тот же вопрос что «Поддерживаете ли вы политику, связанную с войной, в которой они сражаются?». Хомский говорит, что вы должны НАЧАТЬ, сказав: «Ну, я НЕ не поддерживаю войска», но к тому времени вы уже проиграли.

Это замкнутый круг. Поскольку барьер для предполагаемого понимания снижается за счет удаления противоречивой информации, это укрепляет уверенность в наших новообретенных знаниях. Удовольствие от понимания концепции убеждает нас в обоснованности упрощенного объяснения. Мы отняли у людей работу по выработке информированного мнения; что только еще больше поляризует рационализацию в обществе.

Простота — идеальное средство радикализации монистической мысли.

Так что плохого в такой жизни? Если человек счастлив, чувствует себя сильным и понимает свою значимость в обществе, чего еще можно желать? Проблема заключается в несоответствии между очевидным пониманием и тем, что собственно нужно понять. Когда мы решаем, что что-то нужно изменить, и пытаемся применить «причинно-следственное» мышление к сложной проблеме — у нас ничего не получится. Наша халатность открывается нам только тогда, когда что-то идет не по плану.

Теперь вам не нужно полностью понимать сложную систему, чтобы изменить ее. Вы начинаете с осознания того, что ее отдельные компоненты производят более ощутимый эффект, чем сумма ее частей. Это требует того смирения, о котором я говорил ранее. Это сдвиг мышления в осознании границ наших собственных знаний. Например, когда вы изучаете точки зрения тех, с кем вы не согласны. Это требует от нас работы над формированием своего мнения, включая признание того, что мы чего-то не знаем. Уделите хотя бы 5 минут в день на прочтение одной новости, и я гарантирую, что результаты вас удивят.

Это не означает, что теперь мы должны стремиться все усложнять, чтобы доказать действительность. Подобно простоте, сложность можно превратить в оружие, но на этот раз для того, чтобы отпугнуть людей от взаимодействия. Возникает ироническая ситуация. В отчаянии, чтобы восстановить контроль над проблемой, нам приходится еще больше заниматься этими потенциально вводящими в заблуждение упрощенными объяснениями.

Не знаете, как работает финансово-промышленно-государственный комплекс? Что ж, на самом деле это просто, это иллюминаты работают над промыванием мозгов и контролем над волей масс. Надеюсь, вы уловили здесь иронию. В качестве свежего примера взгляните на надвигающийся крах движения QAnon в Соединенных Штатах.

Наша цель заключается в том, чтобы позволить людям использовать сложность для облегчения понимания. Быть в положении, когда люди доверяют вашей трактовке, — это привилегия. Начните с рассмотрения потребностей человека, а также риска и обратимости решений, которые могут быть приняты на основе понимания этих потребностей. Чем менее это обратимо, тем больше времени вы должны потратить на их изучение.

Наши принципы должны основываться на обеспечении автономии народов. Я призываю вас создать платформу, на которой люди могут отдаться смирению и найти пространство для разработки различных онтологий. Анти-простота ради простоты.

Признайте наши требования с должным смирением, и, поскольку мы вовлечены в общую тьму, и немногие из нас низвергаются в нее имея более великую цель (по крайней мере, с точки зрения всей истории человечества), мы должны практиковать понимание и милосердие. — Исайя Берлин

Если вам интересно узнать больше о сложности, о том, как ее разбить на части и как с ней работать, я думаю, вам будут интересны следующие ресурсы:

Cynefin framework — отправная точка для работы со сложностью

A Leader's Framework для принятия решений

Можете ли вы упростить сложность?

На Media ч. 1 - Согласие на производство (подкаст)


Узнать подробнее о курсе "Team Lead".

Смотреть вебинар «Первые шаги тимлида на новом месте».