image

Далтон Колдуэлл, глава приемной комиссии YCombinator, основатель imeem и App.net

Невероятно распространенные вопросы от тех, кто хочет начать стартап: как найти сооснователя или своих первых сотрудников. Мой совет таков: сперва убедите себя в вашем проекте. Как вы можете убедить кого-то работать с вами, если вы в полной мере не отдаете себя делу, или если у вас есть серьезные сомнения о том, хорош ли ваш замысел, и стоит ли пытаться. Люди просто могут сказать, что вы не верите в то, что делаете. Если в вас горит мысль о том, что вы делаете что-то стоящее, и если вы уверены в том, чем занимаетесь, то убедить в этом других людей гораздо проще. Вы можете показать им, насколько вы преданы делу. Все это аналогично работает и с первыми клиентами, и с первыми партнерами, и с первыми сотрудниками. Для всех все сводится к одной этой сути: вы верите в историю, которую рассказываете, она является правдой для вас, а ваша уверенность передается всем остальным.

Итак, как же убедить себя и что это значит?

Знаете то чувство, когда идея приходит в вашу голову и вы не можете заснуть, не можете думать ни о чем другом, и она проникает в ваши мысли — это хороший знак. Это знак того, что у вас появилась идея стартапа или стремление работать над чем-то, что обладает неким магнетизмом и способно удержать ваше внимание на какое-то время, вы просто не можете выкинуть это из головы. Если же вы циничны или настроены негативно, не испытываете восторга, то вы не верите в свою идею. Это зачастую встречается в компаниях, работающих по принципу бизнес-инкубатора.

Я всегда призываю людей работать над тем, чем они одержимы и что вызывает у них восторг. Даже ценой идеи, на которую, казалось бы, проще найти средства, которая, возможно, была бы более коммерчески жизнеспособна, или которая могла бы впечатлить больше людей.

Причина, по которой я это поощряю, кроется в том, что я раз за разом встречаю команды, которые втайне не верят в то, что делают, которые не уверены. Когда у них наступает черная полоса, с чем сталкиваются многие, они сдаются.

И я видел команды, которые глубоко уверены в том, над чем работают. Они, по крайней мере, уверены в том, что хотят вместе работать, хотят, чтобы работал их стартап. Я также встречал те команды, которые преодолели всевозможные трудности. У вас могут закончиться деньги, но каким-то образом вы это переживете, вы справитесь. Возможно, вы измените направление или вашу идею, но если вы верите в свое дело, вы восстановитесь. Или, например, от вас могут уйти члены команды. Если в голове основателя стартапа глубоко укоренилось понимание того, что и зачем он делает, он способен и дальше двигаться в правильном направлении. Но если вы: “Ой, да я просто решил попробовать”, — ничего не сработает.

Причина, по которой вам следует заниматься тем, что вас по-настоящему волнует, следующая: преуспеть в стартапе, который вам интересен, также сложно, как и в том, до которого нет дела. И почти также сложно преуспеть в стартапе с амбициозной дерзкой идеей, как и в том, где нужно все выстраивать постепенно, что уже не так волнующе. Если мы хоть на секунду допустим, что обе идеи в равной степени сложны для воплощения, вы увидите, почему определенно следует работать над более дерзкой идеей или которая вызывает у вас гораздо больше восторга. Иначе в чем смысл? Это почти как если вам придется проехать тысячу миль, чтобы добраться к месту, которое вы хотите увидеть, или проехать такое же расстояние к месту, к которому у вас двойственное отношение.

Всегда направляйтесь туда, где вы почувствуете трепет. В действительности, ваш восторг и энтузиазм будут способствовать достижению цели. Иногда люди спрашивают, можно ли со временем пробудить восторг. У них на самом деле нет чего-то, что их бы сильно интересовало, но у них есть парочка идей. Безусловно, вы можете больше вдохновиться идеей, влюбиться в нее или в предпринимательство, занимаясь этим дополнительно. Это вроде разумно, что вы испытываете все больше и больше восторга, отдавая делу то или иное количество времени.

Хороший знак, если вам весело и вы не чувствуете, будто это работа над стартапом или каким-либо еще проектом, и это что-то, что вы хотите делать, потому что это увлекательно и приятно.

Мне попадались люди, которые занимались чем-то попутно, что не обязательно должно было стать бизнесом, но им это нравилось. Положительная обратная связь от выпуска чего-то в свет, когда люди это узнают и ценят, вызывает у основателей все больше восторга от проведенного над проектом времени. Вы точно сможете получить отклик от внешнего мира, который подтолкнет вас воспринимать сторонний проект или вашу идею более серьезно.

Еще раз повторю, чтобы убедить других людей присоединиться к вашему стартапу, прежде всего вы должны убедить себя.



Следите за новостями YC Startup Library на русском в телеграм-канале или в фейсбуке.

Полезные материалы