Миссия InSight собрала данные о марсотрясениях за год с помощью сейсмометра SEIS и зонда InSight. Работа была чрезвычайно кропотливая, так как марсотрясения, как правило, намного слабее землетрясений; их максимальная амплитуда — 3,6 балла по шкале Рихтера. Команда представила свои выводы на собрании Американского сейсмологического общества, которое прошло в апреле.
Ученым удалось выявить закономерности из полученных данных о 500 марсотрясениях. Они сообщают, что марсотрясения бывают двух видов — высокочастотные и низкочастотные. Высокочастотные марсотрясения зарождаются в коре планеты; низкочастотные — в мантии. Высокочастотные длятся намного дольше низкочастотных. Если длительность низкочастотных сравнима с землетрясениями, то высокочастотных — с лунотрясениями.
Еще одна закономерность, которую обнаружили ученые, касается местонахождения источника марсотрясений. Большая их часть началась в одной и той же области планеты — Бороздах Цербера, которые расположены примерно в 1800 км от зонда InSight. Борозды Цербера — относительно молодая особенность красной планеты, которая все еще геологически активна.
Ученые отметили, что одна из главных проблем использования данных, собранных SEIS и InSight, — шум.
«В некотором смысле с сейсмологическим шумом на Марсе бороться легче, чем с земным. Однако даже то небольшое атмосферное возмущение, которое есть на Марсе, все равно может нарушить показания», — указывают исследователи.
Команде доктора Савана Джейлана из Швейцарской высшей технической школы Цюриха удалось разработать метод фильтрации, который позволил им правильно распознавать даже очень небольшие марсотрясения, которые улавливает InSight. Этот фильтр дает лучший механизм для будущих исследований сейсмологической активности Марса.
«Когда-нибудь на планете появятся люди, которые разместят сейсмометры в еще более интересных местах. Тогда мы действительно сможем понять разницу между землетрясением и марсотрясением», — рассчитывают ученые.