Источник: интервью на портале www.it-world.ru
3D-печать стала одним из тех направлений экономики, которое вместо стагнации на фоне пандемии, наоборот, показывает весьма заметную положительную динамику. Причин тому достаточно много.
Во-первых, относительная свежесть технологии: по сути 3D-печать только набирает обороты, становясь по-настоящему массовой. Во-вторых, ее востребованность в период пандемии благодаря возможности с ее помощью значительно увеличить объемы выпуска медицинских изделий и средств защиты. В-третьих, рост популярности 3D-печати среди непрофессиональных пользователей, технических энтузиастов, у части которых на фоне перехода на удалёнку появилось чуть больше свободного времени для хобби.
В этом обзоре мы постарались выяснить, насколько велик потенциал технологий 3D-печати, что интересного произошло на этом рынке за последние полтора года и какие тренды будут определять его развитие в ближайшее время.
Последствия пандемии
Пожалуй, самая важная тема, без которой сегодня не обходится ни один серьезный материал, это попытка ответить на вопрос, как именно коронавирусный кризис повлиял на рынок. В нашем случае – рынок 3D-технологий.
Основатель и генеральный директор компании «Цветной Мир» Александр КОРНВЕЙЦ подчеркивает, что, когда нарушились цепочки поставок, технология 3D-печати пришла на помощь больницам, испытывающим трудности с масками, клапанами для аппаратов ИВЛ, назальными палочками для взятия ПЦР-тестов и многими другими средствами. Оказалось, что все это можно в кротчайшие сроки печатать на любых 3D-принтерах – от самых простых домашних моделей до промышленных комплексов. Это спасло жизни многих людей и привлекло огромное внимание к 3D-печати. «В связи с этим рынок настольных 3D-принтеров в 2020 году как в России, так и в мире показал внушительную динамику. В частности, в нашей компании объем продаж в штучном выражении вырос на 35%», – заключает г-н Корнвейц.
Тренды и события
Развитие любого высокотехнологичного рынка (а именно к таковым относится сегмент 3D-печати) напрямую связано с новыми технологиями, устройствами и материалами. Немаловажную роль здесь играют бизнес-события, подчас сильно меняющие расклад сил на рынке: слияния и поглощения, переход на иные технологические процессы.
Александр Корнвейц: «Прорыв в области фотополимерной 3D-печати можно сравнить с 2013 годом, когда компания MakerBot выпустила на рынок первый доступный 3D-принтер для домашнего и офисного использования – MakerBot Replicator 2. Тогда в результате многолетних усилий сообщества энтузиастов на свет явились модели, доступные рядовому пользователю. До этого они стоили сотни тысяч долларов и были доступны крупным компаниям. Техногики 21 века бросили вызов инженерам старой школы, и это полностью изменило правила игры. Сегодня примерно тоже самое можно сказать про фотополимерную 3D-печать по технологии LCD, т.е. создание моделей с помощью засветки смолы LED-лампой через LCD-матрицу. Эта технология не была новой, но она смогла выйти на совершенно новый уровень в связи с внедрением современных моно дисплеев с разрешением 4K. Это одновременно дало возможность увеличить скорость печати, улучшить качество и точность готовых изделий, увеличить максимальный размер изготовляемых моделей, а также снизить цены на принтеры в несколько раз, учитывая, что эти моно дисплеи имеют значительно больший срок службы».
3D-дистрибуция в Сети
Согласно аналитическому отчету «AliExpress Россия», в четвертом квартале 2020 года спрос на бытовые 3D-принтеры на этой площадке вырос на 74% по сравнению с третьим кварталом. По мнению экспертов компании, это объясняется поиском людьми нового хобби в холодное время года в связи с санитарно-эпидемиологическими рекомендациями чаще оставаться дома.
Безусловно, популяризации 3D-печати также способствует продолжающееся снижение стоимости как расходных материалов, так и самих 3D-принтеров. Однако для большинства россиян 3D-печать все еще остается скорее развлечением, к тому же не самым дешевым: мало кто готов потратить на 3D-принтер больше 45 тыс. рублей, хотя действительно качественные модели стоят дороже.
Александр Корнвейц: «Как я уже отметил ранее, мы наблюдаем взрывной рост спроса на фотополимерные 3D-принтеры, и большая доля этих принтеров отправилась именно покупателям домой. Многие люди живут своими хобби, и для них возможность получить такой универсальный инструмент, как недорогой, но при этом очень функциональный 3D-принтер для воплощения в жизнь идей, стала настоящим подарком. Особенно во времена пандемии, когда надо было оставаться дома и чем-то себя занять. Два события сошлись в одной точке, и это привело к тому, что в сегменте настольных 3D-принтеров доля фотополимерных моделей составила порядка 30% против не более 10% годом ранее, и тенденция роста этого сегмента продолжается. Мы не сотрудничаем с AliExpress, но работаем с российскими маркетплейсами – OZON, WildBerries, GOODS, пока что доля продаж через этот канал не превышает для нас 1%, но мы надеемся на рост этого бизнеса в 2021 году».
Домашние или просто дешевые?
Чтобы сформировалось четкое понимание, какое 3D-оборудование требуется тому или иному человеку или бизнесу, необходимо разобраться, по каким критериям 3D-принтер можно отнести к категории домашних или бытовых устройств. Неужели эта категория действительно определяется лишь стоимостью устройства?
Александр Корнвейц: «Главным критерием является цена, я бы сделал отсечку на уровне 50000 рублей. Что же касается технических характеристик, то тут я бы разделил задачу на две части. Многие домашние пользователи покупают принтер не для печати, а для того, чтобы разобраться, что это за технология, покопаться в железках, поставить апгрейды, перепрошить электронику и т.д. Для таких покупателей главным является не результат в виде печати, а процесс по доработке и наладке принтера, и поэтому они выбирают наборы для сборки. Вторая часть домашних покупателей хочет именно печатать, а не заморачиваться со сборкой, наладкой, настройкой и т.д. И вот уже они выбирают максимально эргономичные устройства, с большим количеством дополнительных функций, таких как автокалибровка, цветной тачскрин дисплей, Wi-Fi, датчиками окончания нити, веб-камерой для удаленного контроля печати и прочими и полезными фичами».
Бизнес, только бизнес
У многих работа идет сразу по нескольким направлениям: производство, дистрибуция, сервисные услуги, в том числе печать под заказ. Кроме того, некоторые компании инвестируют значительные средства в другие приобретающие популярность технологии. Что из них приносит им наибольшую выгоду?
Александр Корнвейц: «Самую большую выручку приносит нам продажа 3D-принтеров, а если посмотреть по сегментам, то примерно 70% - это принтеры, работающие по технологии FDM, а 30% - это модели, печатающие фотополимерной смолой. Также мы занимаемся поставкой 3D-сканеров и материалов для 3D-печати. Важной новинкой в нашем ассортименте в прошлом году стало решение для создания ортопедических стелек, состоящее из сканера стопы, программного обеспечения для создания модели стельки и 3D-принтера, способного печатать мягкими видами пластика».