Меня зовут Евгений Тупиков, я ведущий PHP-разработчик в Badoo и Bumble. У нас в команде более 200 бэкенд-разработчиков, которые работают над сотнями модулей и отдельных сервисов в наших приложениях. Но поначалу всё было не так масштабно. В 2006 году это был один проект, над которым работала небольшая команда. Каждый разработчик хорошо понимал, как всё устроено: легко ориентировался в коде, знал, какие есть сервисы и как они взаимодействуют между собой. Однако по мере роста проекта всё больше времени занимал поиск «хранителей знаний» — тех, кто отвечает за ту или иную функциональность и к кому можно обратиться с вопросом или предложением.
В этой статье я расскажу, как мы решили проблему разделения зон ответственности и сделали процесс актуализации информации быстрым и удобным с помощью компонентного подхода.
Предыстория
Представим ситуацию: разработчик одной из команд занимается исправлением бага и в процессе дебага дошёл до кода, за который отвечает другая команда. Как понять, кто именно ответственен за данную функциональность и к кому идти с вопросами?
Другими словами, нужен способ легко найти ответственного за ту или иную часть системы. И для этого мы стали использовать два специальных тега в докблоке (DocBlock) файла:
@team — команда, ответственная за данную часть системы;
@maintainer — человек, разрабатывающий данную функциональность (таких сотрудников может быть несколько).
/**
* @team Team name <team@example.com>
* @maintainer John Smith <john.smith@example.com>
* @maintainer ....
*/
Такой подход очень просто внедрить и использовать. Например, можно настроить шаблон в PhpStorm — и нужные теги будут автоматически проставляться при создании нового файла. Мы ещё сделали отдельный Git hook, следящий за тем, чтобы у всех файлов были проставлены нужные теги в требуемом формате.
Но вскоре такой подход стал терять свою гибкость. В компанию приходили новые люди, кто-то переходил из одной команды в другую — и каждый раз нужно было актуализировать информацию об ответственных. Кроме того, эта информация дублировалась при настройке мониторинга в Zabbix. И если поправить код — это довольно тривиальная задача, то обновить список получателей уведомлений о результатах определённой проверки быстро не получится. Нужно поставить задачу отделу мониторинга и ждать, когда он выполнит её в рамках заданного процесса.
Нам же хотелось иметь возможность обновлять список ответственных в одном месте. И желательно, чтобы все остальные системы автоматически подхватывали изменения.
Так мы пришли к компонентному подходу.
Что такое компонент
Начнём с определения: компонент — это абстракция, представляющая определённую часть системы. Важно отметить, что в нашем случае компоненты не столько инструмент структурирования кода, сколько административный (организационный) инструмент для разделения зон ответственности.
Компонент — это не обязательно функциональность, непосредственно связанная с кодом. Компонентом может быть и организационный процесс, например выпуск новой версии приложения.
При переходе на компонентный подход мы сформировали ряд правил и ограничений:
структура компонентов должна быть линейной;
каждая команда должна иметь свой набор компонентов (один и тот же компонент не может относиться к нескольким командам);
для каждого компонента должен быть задан список ответственных, при этом оптимальное количество ответственных за один компонент — два—четыре человека;
только менеджер или тимлид команды может добавлять и удалять компоненты;
у каждого компонента должен быть уникальный идентификатор (alias).
Для управления компонентами у нас есть специальный интерфейс в интранете. Страница компонента выглядит следующим образом:
Мы видим, что у компонента есть:
уникальный идентификатор;
email;
название команды, которая отвечает за данный компонент;
название проекта, к которому относится компонент, в Jira;
краткое описание, которое помогает понять, для чего нужен компонент и какая у него зона ответственности;
список ответственных: у каждого компонента есть владелец, который может его редактировать (это может быть как менеджер или тимлид команды, так и другой человек, который был явно указан как владелец при добавлении компонента);
Как мы используем компоненты в коде
Докблок файла
/**
* @component component_alias
*/
Мы доработали Git hook, проверяющий докблок. Он следит за тем, чтобы файлы, в которые были внесены изменения, содержали тег @component и чтобы указанный компонент существовал.
remote: ERROR in SomeClass.php:
remote: * Unknown @component: UnknownComponent. You have to create component before using it in the code
Также у нас есть хук, который рассылает ответственным за компонент уведомления обо всех изменениях в их файлах, сделанных другими разработчиками. Это полезно в тех случаях, когда разработчики из других команд вносят правки в ваш код и не отправляют задачу вам на ревью.
Сервис для работы с компонентами в коде
Для работы с компонентами в коде у нас есть отдельный класс, который позволяет получить список всех компонентов и найти конкретный либо по полному названию, либо по идентификатору. В коде доступна та же информация, что в интерфейсе в интранете.
$componentManager = new \Components\ComponentManager();
$component = $componentManager->getComponent('component_alias');
$recipients = [];
foreach ($component->getMaintainers() as maintainer) {
$recipients[] = $maintainer->getEmail();
}
или найти дежурного по компоненту:
$componentManager = new \Components\ComponentManager();
$component = $componentManager->getComponent('component_alias');
foreach ($component->getMaintainers() as $maintainer) {
if ($maintainer->isDuty()) {
return $maintainer;
}
}
Интеграция с PhpStorm
В нашем блоге есть статья про плагин для PhpStorm, который значительно упрощает жизнь разработчикам. За то время, что прошло с момента её написания, мы реализовали много новых удобных фич и добавили поддержку компонентов.
Теперь IDE автоматически выводит на экран владельца компонента и дежурного. Также при наведении на идентификатор компонента отображается дополнительный блок со списком всех ответственных за него с возможностью отправки личных сообщений в мессенджер (Slack).
Дежурный по компоненту
Думаю, многие из вас сталкивались с проблемой переключения контекста. На мой взгляд, надо стараться этого избегать. У каждого своя скорость — и требуется разное количество времени, чтобы снова погрузиться в задачу (контекст). Кому-то достаточно нескольких минут, а кому-то нужно гораздо больше.
Чтобы минимизировать последствия переключения контекста, мы решили ввести практику дежурств. Теперь у каждого компонента есть дежурный, который является входной точкой для всех вопросов связанных с ним. Когда человек заступает на дежурство, отметка об этом появляется у всех нужных компонентов и отображается в публичной группе в мессенджере.
Это не значит, что команда бросает дежурного на произвол судьбы. В случае если он не сталкивался с какой-либо проблемой ранее, он всегда может подключить коллег. Но если дежурный самостоятельно отвечает даже на 80% вопросов, это означает, что остальные члены команды 80% времени спокойно работают над своими задачами, не опасаясь, что их вырвут из контекста.
Кроме того, дежурства позволяют делиться знаниями внутри команды, тем самым повышая bus factor.
Интеграция с внутренними системами
Помимо использования компонентов непосредственно в коде, их поддержка была добавлена в большинство наших внутренних систем. Ниже я приведу несколько примеров.
Система сбора и анализа PHP-ошибок
Исторически для сбора и анализа PHP-ошибок мы используем самописную систему, которая по функциональности похожа на популярные Sentry и Splunk, но адаптирована к нашим внутренним процессам. В неё первую мы добавили поддержку компонентов.
Один из этапов сбора ошибок — насыщение события дополнительной информацией. Мы добавили в пайплайн новый шаг, на котором система собирает список затронутых компонентов на основе списка файлов из стек-трейса ошибки.
Эту информацию можно использовать:
для поиска ошибок по определённому компоненту;
для построения отчётов и графиков в разбивке по компонентам.
Помимо этого, наличие информации о компонентах упрощает поиск ответственного за ту часть системы, в которой произошла ошибка. Для этого достаточно зайти на страницу с детальной информацией об ошибке и посмотреть на стек-трейс:
Реестр баз данных
Бэкенд наших приложений Badoo и Bumble состоит из сотен различных модулей, систем и сервисов. Большинство из них для хранения данных использует MySQL.
Теперь представим ситуацию: разработчик начинает разбираться с новой для него функциональностью, и в процессе ему понадобилось посмотреть схему какой-то таблицы. Для этого нужно:
Найти в коде, на каком хосте живёт база.
Подключиться к хосту через любой удобный инструмент (консольная утилита, phpMyAdmin, Sequel Pro, IDE и т. д.).
Найти нужную базу и таблицу.
Изучить информацию о таблице.
А если нужно узнать размер таблицы на продакшене?
Для начала нужно запросить доступ к базе данных, дождаться его предоставления — и только после этого можно будет получить необходимую информацию. На самом деле схема простая и рабочая — процесс получения доступа у нас автоматизирован. Но требуется довольно много времени для того, чтобы получить ответ на простой вопрос.
Другой пример: нужно найти список таблиц, которые долгое время не используются и просто занимают место на сервере. Тут уже нужно писать скрипт, который обойдёт все нужные серверы и соберёт статистику.
Чтобы упростить жизнь разработчикам, мы создали систему под названием DBRegistry. Она хранит в себе информацию для всех баз данных, доступную через INFORMATION_SCHEMA.
При внедрении компонентов мы добавили возможность указания, к какому компоненту относится та или иная база данных или таблица.
Информация о компоненте будет полезна в случае, если с каким-то сервером начались проблемы (например, выросла нагрузка на CPU) и администратор баз данных нашёл проблемный запрос и хочет сообщить о проблеме разработчику. Он просто находит нужную таблицу в DBRegistry, смотрит, к какому компоненту она привязана, и пишет о проблеме дежурному.
Заключение
С момента нашего перехода на компонентный подход прошло больше трёх лет, и за это время поддержка компонентов была реализована во всех внутренних системах. Нам удалось сделать процессы более быстрыми и понятными. Теперь ни у кого не возникает вопроса «А кто отвечает за этот код?». Достаточно открыть интранет и найти нужный компонент — он содержит всю необходимую информацию.
Актуализация списка ответственных теперь сводится к нескольким кликам в интерфейсе, хотя до внедрения компонентов на обновление этой информации во всех системах могли уйти дни, а то и недели.
На этом всё. Спасибо за внимание!
welovelain
> Компонент — это не обязательно функциональность, непосредственно связанная с кодом. Компонентом может быть и организационный процесс, например выпуск новой версии приложения.
Хотелось бы ещё примеров, можно выдуманных, чтобы чётче понять идею.
Unclead Автор
А примеров каких компонентов? Не связанных с кодом? На самом деле их не так много у нас и все они связаны с каким либо внутренним процессом. Компонент в данном случае используется как способ обозначить ответственных и внедрить практику дежурств.
Если из выдуманных, то может быть компонент «Маркетинг» или компонент «Дизайн внутренних интерфейсов». Но понятно, что основной профит от компонентов виден в привязке к коду/фичам/сервисам.