За последнее десятилетие мы почти все привыкли часто обновлять устройства, которыми владеем. Старые устройства либо кладем на полку, либо продаем, либо вообще выбрасываем в помойку. И многие даже не думают о том, что по факту устройства нормально работают и могут продолжать выполнять свои функции.
Производители же стараются делать так, чтобы пользоваться старыми устройствами было максимально неудобно: для них перестают выпускать обновления, утилиты удаляются с сайтов, а официальный сервис на запрос о поддержке старого устройства в подавляющем большинстве случаев отвечает отказом.
Вот как раз подобное устройство завалялось у моего друга в чулане, и он отдал мне его для экспериментов. Этим устройством стал GPS-навигатор для туризма Garmin GPSmap 76S, в свое время бывший одним из лучших устройств в своем классе. И у меня родилась идея начать его использовать, например, для записи треков со своих велопоездок. О том, какие препятствия встали у меня на пути и как я с ними справился, читайте под катом.
Находясь в городе с доступным интернетом на смартфоне и возможностью легко его зарядить от розетки или пауэрбанка, таскать относительно громоздкое устройство для навигации нет никакой необходимости. Но, как только вы оказываетесь в местности, где сигнала сотового сигнала нет, а до ближайшей розетки несколько десятков километров пересеченной местности, автономный GPS-навигатор, работающий от стандартных батарей или аккумуляторов типоразмера AA, будет более чем полезным устройством.
В процессе знакомства с навигатором мне стало ясно, что есть 3 ключевые проблемы с использованием его в 2021 году:
- Софт для заливки карт работает нормально с WinXP / Win7;
- Дата-кабель имеет интерфейс RS-232;
- Надо где-то брать актуальные карты.
Я стал решать проблемы по мере их поступления и для начала сбросил навигатор на заводские настройки. На форуме garmin.expert есть следующая инструкция, которая сработала идеально:
«Нажать и держать QUIT+DOWN+MENU. Продолжая держать, нажать и отпустить POWER, отпустить DOWN, удерживать MENU и QUIT еще 5 секунд. Когда навигатор включится, все отпустить.»
Инициализация
Теперь, когда у нас есть навигатор с чистой памятью и заводскими настройками, необходимо его инициализировать и откалибровать компас. Вначале проводим инициализацию: оставляем навигатор под открытым небом, позволяя принять сигнал со спутников. В процессе инициализации производится так называемый «холодный старт».
Что такое «холодный старт»
Изначально GPS-навигатор ничего не знает об орбитах навигационных спутников GPS, он знает только частоту, на которой сможет принять сигнал. Как только сигнал с одного из спутников принят, навигатор сохраняет в своей памяти так называемый «альманах», то есть сведения о параметрах орбит всех спутников группировки. Эти параметры транслируются каждым из спутников. В дальнейшем этот «альманах» используется для «теплого старта».
Что такое «теплый старт»
У нас есть «альманах» с примерными параметрами орбит спутников на несколько месяцев, так что GPS-навигатор начнет инициализироваться, основываясь уже на этих данных. В ходе процесса будут приняты так называемые «эфимериды» — коррекционные данные, позволяющие вычислить точное местоположение каждого спутника в каждый момент времени. «Эфемериды» имеют свой срок годности, примерно 30 минут, так что если навигатор был выключен на большее количество времени, то он каждый раз будет пытаться их принять и только потом сможет использовать эти данные.
Что такое «горячий старт»
«Горячим стартом» называется инициализация GPS-навигатора, когда и «альманах», и «эфемериды» актуальны и по ним устройство сразу может определить свое местоположение. Если навигатор умеет использовать интернет-соединение для обновления этих данных, то в большинстве случаев используется именно «горячий старт». Это позволяет крайне быстро начать работу. Автономные же навигаторы используют «горячий старт», только если с момента приема актуальных «эфемерид» прошло менее 30 минут.
Если вы с автономным GPS-навигатором уехали далеко от той точки, где навигатор использовался в последний раз, например, на пару тысяч километров, то будет только «холодный старт». Теперь переходим к инициализации компаса. Нажимаем кнопку PAGE, выбираем «Calibrate compass» и дважды медленно поворачиваемся вправо, вокруг своей оси.
Когда компас откалиброван, мы готовы к тому, чтобы решить проблему с заливкой актуальных растровых карт в девайс. Приступим.
Подготовка софта
Я уже не раз в своих статьях упоминал, что использую OpenSUSE Tumbleweed в качестве основной ОС. Разбираться с тем, как именно заработает или не заработает древний софт на Wine, мне не хотелось, так что решил создать отдельную виртуальную машину на Oracle VirtualBox с нужной ОС, в моем случае это была Windows 7. Поскольку COM-порта на моем ноутбуке нет, я воспользовался переходником USB2COM на базе Prolific 2303. Пробрасываем USB-переходник внутрь виртуальной машины:
Устанавливаем ОС и соответствующие драйверы. В итоге у нас в системе появится COM-порт, к которому мы и будем обращаться в дальнейшем. Чтобы корректно работать с навигатором, нам потребуется софт под названием MapSource. Последняя версия от 2010 года до сих пор доступна на официальном сайте.
Чуть позже вернемся к работе с этим ПО, а пока подумаем, откуда нам брать актуальные карты. Самым простым и очевидным будет использование карт из свободного картографического сервиса OpenStreetMap. Их достаточно легко скачивать и конвертировать.
Работа с картами OSM
Чтобы скачать нужный кусок карты, достаточно перейти на сайт проекта и выбрать нужный масштаб для экспорта. Увы, но существуют ограничения: масштабирование должно быть равным или более 11. Для большинства задач этого вполне достаточно.
Выбираем нужный кусок и нажимаем кнопку Экспорт, а затем Экспортировать. На выходе получаем файл с именем map.osm. Далее начинаются «танцы с бубном». У устройств Garmin свой собственный формат, и потребуется конвертер, благо, он существует и называется mkgmap.
Скачиваем конвертер с официального сайта и распаковываем архив. Конвертер написан на Java, так что придется вначале установить актуальный JRE, также потребуется Visual C++ для Visual Studio 2015. Теперь закидываем нашу карту map.osm в директорию с конвертером, открываем консоль и пишем простую команду:
java -jar mkgmap.jar map.osm
После завершения процесса конвертации мы получим набор файлов, среди которых будет файл с картой, вида 63240001.img. Это уже готовый файл, который можно залить в навигатор. Для заливки воспользуемся очень полезной софтиной, которая называется IMG2GPS. Найти ее в гугле не составит проблем, лично я брал отсюда.
Открываем приложение, нажимаем Load Folder и выбираем директорию с конвертированными картами. Ставим галочку на нашу карту и нажимаем Upload to GPS. Карта будет залита на навигатор.
Проверяем на устройстве и убеждаемся, что все работает как положено:
Таким образом, мы получили участок карты со свежими и актуальными данными. Тем не менее, если нам потребуется расширить карту, например, добавить свои кастомные POI, то придется задействовать еще и MapSource. Софтина эта «хитрая» и рассчитана на то, что карты вы будете покупать и инсталлировать прилагающимся в комплекте регистрационным файлом. Но этот метод нам явно не подойдет. Энтузиасты давно написали свой собственный софт, который позволяет устанавливать произвольные карты в MapSource.
Одной из таких утилит будет MapSetToolKit v.1.77 Beta by cypherman, которую также легко найти в сети, к примеру, на популярных torrent-трекерах. К сожалению, сама по себе эта утилита ни что иное, как графический интерфейс к утилите cgpsmapper. Так что вначале ищем и скачиваем это ПО, а уже потом запускаем MapSetToolKit. Очень часто на трекерах эту утилиту кладут, так сказать, «в довесок».
Чтобы инсталлировать карту, открываем утилиту, задаем директорию, где лежит cgpsmapper, а затем указываем следующее:
- Select IMG — открываем директорию с картой, выделяем и кнопкой Add > переносим вправо.
- Mapset Directory — также директория с картой.
- Mapset Name — задаем желаемое имя карты для отображения.
- Family ID — просто любое трехзначное число.
- Install in Mapsource — ставим галочку.
Теперь нажимаем START и после завершения открываем MapSource. Наша карта успешно инсталлировалась и теперь мы можем с ней работать.
Вместо заключения
Итак, нам удалось использовать устройство с современными картами. По факту это означает, что если у вас есть подобный навигатор, то вы вполне можете его использовать и сейчас. Тот же Garmin GPSmap 276c, снятый с производства, до сих пор активно используется любителями покатушек по бездорожью и считается чуть ли не эталонным девайсом.
Производителям выгоден только один подход — продавать постоянно выходящие новые модели и искусственно прекращать использование старых. У навигаторов использование ускоряют, прекращая поддержку и актуализацию карт.
Пользователям, таким как я, важно другое: приобретая хорошее и качественное устройство, я хочу использовать его, пока это возможно, и в большинстве случаев не стану покупать новое. Жаль лишь то, что сейчас такие устройства — редкость и изначально проектируются, чтобы максимально усложнить использование после истечения «жизненного цикла» продукта, определяемого производителем.
LAG_LAGbI4
Держал я в руках похожий GPS навигатор гармин. Лет 10 назад тесть купил. Возможно на момент покупки он даже актуальный был. Но даже тогда он меня выбешивал жуткими тормозами и абсолютно дебильным интерфейсом. Я так и не понял, зачем нужна эта гробина, если есть мобильный телефон.
DMGarikk
подпишусь, тоже лет 10 назад мне в руки попал очень похожий гармин (модель не помню, подсветка была желтая), я тоже туда заливал новые карты… и меня прям очень удивляло насколько архаичные карты и вообще крайне слабый в плане разрешения экран для их отображения… у меня тогда был смартфон на андройде SE X8 который был раз в 500 круче этого девайса который стоил какихто космических денег относительно его.
p.s. я помню до андройда активно юзал даже SE K750 в связке с BT GPS и яндекскартами… и то было прикольней и даже навигация работала с роутингом (без голоса конечно)
плюсы у такой штуки разве что в корпусе
IvanovSV
С эхолотами такая же фигня по разрешению
Karlson_rwa
Ваш телефон, скорее всего, не работает от двух АА. А отдельный навигатор - вполне себе. Отсюда и убогое разрешение и тормоза с картой. Такие штуки нужны, когда до ближайшей розетки сотню километров по лесу и единственная доступная лампочка - вечерний костер, на котором варится каша.
yoz
С тем количеством походных источников энергии, что сейчас в рознице продается, этот фактор теряет вес. В том числе и от костра можно зарядить powerbank, имея с собой небольшой тепловой генератор.
lemos
Тепловой генератор весит с десяток павер-банков. А туристический навигатор работает от 2 АА три полных дня. Если его включать по необходимости, то хватит на все лето. Ещё важно, что он противоударный и водонепроницаемый. Очень часто пользовался им на руле велосипеда при проливном дожде, ронял в воду.
yoz
Современные смартфоны достаточно прочные. Защитные стекла/пленки и чехол. Влагозащита почти у всех моделей.
Теплогенератор на 20 ватт весит меньше килограмма, что достаточно портативно.
rombell
Вы, возможно, давно не ходили с рюкзаком? Там каждых лишних 100г через два часа хочется выбросить, спальник на 300г легче стоит втрое дороже, а тут целый килограмм
rombell
Только 8 часов от двух свежих хороших АА акков, к сожалению. Garmin 60CSx. До сих пор активно используется именно «полез по горам».
lemos
У меня eTrex 30x. На 30 часов хватает двух АА.
9660
62s аналогично.
texiaktor
С батарейками больше15 часов держит, неделю назад на байдарке сплавлялся с таким же.
Buharovsky
Был etrex 10, работал 6-8 часов записи трека. Писал его с дикой оптимизацией, выкидывая часть точек. И тихонько вырубался когда батарейки садились, ибо звука у него никакого нет. Из-за этих трёх особенностей пришлось его продать
Karlson_rwa
Сейчас может быть да. Но не десять лет назад.
А насчет тепловых генераторов... Хоть одну модель, которая не требует в себя загружать дрова можете привести? И чтобы при этом реально заряжала, а не маркетинговый булшит производителей со счастливыми чистыми туристами?
yoz
Не уверен насчет маркетингового булшита, но подходят генераторы PowerSpot. Не пользовался сам, скорей всего мощность завышена, но даже при завышенной мощности должно работать.
Gordon01
Блин, у них сайт с музыкой https://powerspot.com.ru/
artemisia_borealis
+
и особенно полезно, когда и костёр не возможен.
grmile
Ну он противоударный и влагозащищённый. У него питание от обычных батареек, а значит можно взять с собой резервное питание. Он пишет треки, и хранит их не в телефоне.
eumorozov
Мобильный телефон очень быстро разряжается и перегревается. Если телефон стоит на зарядке (а при длительной работе GPS это необходимое условие, иначе он очень быстро разрядится), и температура на улице >= 30?C, то почти любой телефон, включая айфоны, могут перегреться и выключиться.
Если я на своём телефоне включаю запись трека, то он почему-то садится раза в 4 быстрее, чем при обычном использовании GPS.
На морозе также можно пользоваться навигаторами с кнопками и/или резистивным экраном, а с телефоном всё намного хуже.
Также, у телефонов, в зависимости от модели, менее чувствительные приёмники GPS. Раньше я нередко сталкивался с тем, что в бетонных джунглях или горах сигнал GPS на телефоне терялся. В последнее время путешествую меньше, а может телефоны стали лучше, и такое уже давно не случалось, но всё равно, в специализированном устройстве наверное и антенна, и приёмник, реализованы лучше, чем в универсальном комбайне.
В общем, когда есть возможность, я предпочитаю специализированное устройство, которое обычно всё-таки лучше выполняет свою основную функцию, а телефон использую как запасное устройство.
quwy
О чем вы говорите, производители даже гнездо наушников выбрасывают ради экономии места, а мало мальски приличная антенна GPS имеет размер как у десятка гнезд 3.5 мм. Естественно там пародия, которая к тому же часто находится под задней крышкой и в положении «экран вверх» смотрит в землю.
ptica_filin
Недавно ходил в горах с Galaxy S20. Весь день в режиме полёта, чтобы зря не искал сотовую связь, которой нет. A-GPS никак не помогало.
С GPS всё прекрасно. Ловит все спутники всех систем, до которых дотянется. Даже в глубоком ущелье хватает пары-тройки секунд.
В навигаторе из начала 2000-х, конечно, антенна лучше. Но и поймать он сможет только спутники одной системы. Про Глонасс, Галилео и Бейдоу он ничего не знает.
rombell
Ну я с ним одно время плавал. Как по-другому потом посмотреть свой трек и скорости в море?
Заодно и часы. Крепится на предплечье и не особо мешает.
yoda776
С телефоном стремно идти в лес. Сядет батарея, разобьется экран, ливень пойдет и зальет его.
И ты труп. Люди гибнут даже в паре км от населенного пункта, если не могут найти дорогу.
Лучше всего конечно бумажная карта и компас. Но городские жители отупели настолько что без GPS не могут. И вот эти вот гробины -самое надежное решение которое спасет жизнь и выведет к людям.