Что такое краудфандинг, надеюсь, рассказывать нет необходимости, потому без лишних предисловий поведаю о своем опыте работы с одним из таких сервисов. Речь пойдет не о таком гиганте как Kickstarter, а о более специализированном на «железных» open source проектах сервисе CrowdSupply. Но обо всем по порядку. 

Значит пилил я, пилил свой девайс, себе в копилку очередных погодных информеров, раздвигателей штор, котопоилок (нужное подчеркнуть) и, внезапно… Допилил. Ну то есть, ребята которым показал, сказали, что такое нельзя прятать от общественности и предложили показать на суд публики. Штош, попробуем. Попробовал. Понравилось. Предложили запуститься на CrowdSupply.

Итак, что эта за платформа и в чем преимущество (и есть ли оно) перед Kickstarter. Во-первых, создатели сервиса делают упор на открытость и «железячность» проектов. И действительно, если полистать список, можно убедиться, что подавляющее большинство профинансированных проектов, это устройства реализованные в железе, хотя в числе первых были и довольно необычные. Например этот кусок э-ээм… говядины в шоколаде:



Так же, создатели уверяют нас в том, что «около 80% запущенных проектов успешно профинансированы (в 2 раза больше, чем сопоставимые проекты на Kickstarter)» и «61 тыс. Долл. США средняя сумма, привлеченная на один успешный проект (в 6 раз больше, чем у сопоставимых проектов Kickstarter)». Звучит неплохо, но надо знать и какие условия:



Видим, что в самом жирном варианте сервис откусывает себе до 15% от собранной суммы (по факту, за различные сборы, доставки комиссии получается около 20%). Проекты, профинансированные на Кикстартере лишаются около 10% собранных средств, что в два раза выгоднее. Однако вышеозначенные уверения компании дают больше шансов на успешность кампании по сбору средств и выше привлеченную сумму. Тут вам решать. Кроме того, партнерами платформы выступают такие компании как: Adafruit, Sparkfun, Mouser, Silabs и еще много кого, что позволяет им размещать свою рекламу на их площадках, а так же заказывать электронные компоненты со скидкой, что распространяется и на проекты.

Ну хорошо – вы решили работать с этими ребятами, тогда у вас УЖЕ должно быть рабочее устройство. В стартап-терминологии эта стадия имеет какое-то умное название, но я инженер, а по сему предпочитаю термин «предсерийный образец». В моем случае устройство было уже выполнено в корпусе и железе, хоть и по сей день продолжается совершенствоваться. Однако тут надо понимать, что под термином «совершенствоваться» я понимаю улучшение характеристик или добавление новых функций. Вариант собранный на макетной плате очевидно не является рабочим устройством, с которым стоит подаваться на рассмотрение для старта кампании.
Но продолжим. На главной странице сайта имеется ссылка пройдя по которой вы прочтете все то, что я уже написал выше:


И уже там можно перейти на страницу с формой, которую вам необходимо заполнить, описав кто вы и что предлагаете. Фото и видео строго рекомендуется. После того, как я заполнил и отправил форму, ответ мне пришел на электронный ящик в течении 2-3 недель, с извинениями что так долго, поскольку много проектов. На этом этапе я общался непосредственно с создателем платформы — Josh Lifton. Видимо оценкой предложений занимается он сам. Были уточняющие вопросы по устройству, предложения по компоновке дизайна и другие технические моменты. После чего мне была выслана электронная копия контракта, после подписания которого его было необходимо отослать, так же в электронном виде обратно. С этого момента и начинается работа над кампанией. Мне предоставили проект-менеджера, создали личную (предварительно пустую) страницу на платформе, а все общение перешло в закрытый репозиторий Github:


Мой менеджер создал задачи, которые мне необходимо было выполнить, для перехода на следующий этап. Тут ничего сложного, вот так выглядит список задач:

  • Messaging
  • Mouser setup
  • Images and Prototypes
  • Pre-launch page
  • Bill of materials quote

Как видим, вторым пунктом стоит настройка Mouser, это то, о чем я уже писал выше – программа скидок для создателей проектов. Список вопросов по проекту, в основном это детальное описание устройства и немного лирики о том, что меня вдохновило, какие мысли были у меня в тот момент и вообще розовые пони. Основной задачей на этом этапе, будет наполнение Pre-launch page. Это предварительная страница вашего проекта, задача которой создать интерес среди бекеров и мотивировать их подписаться на электронную рассылку. Здесь можно посмотреть список таких, еще не запущенных проектов, а вот так выглядит моя страница предварительного запуска:


 
В верхнем левом углу есть ссылка «View private project dashboard», ведущая на закрытую страницу вашего проекта, где можно проследить прогресс и изменить некоторые параметры:


Параллельно другой член их команды ведет со мной переписку о согласовании юридических и таможенных вопросов.

Предпусковая страница, это только первый этап. Все заполнить и ответить на все их вопросы у меня заняло около месяца времени. Одним из обязательных пунктов является таблица сравнения вашего устройства с конкурентами. Ее должны были вставить в мою предварительную страницу, но почему-то забыли. Другие члены их команды создадут репозиторий проекта, где вы будете размещать все исходные файлы устройства, включая схему и прошивку. В моем случае там пока лежат первые версии устройства и незаконченные исходники, но это важно для наполнения и предварительного ознакомления с принципом работы Crowdsupply. Однако, должен сказать, что я уже начал получать некоторый полезный фидбек, даже на основании старой схемы. Сколько будет висеть ваша предпусковая страница зависит от количества подписок помноженных на постоянную Планка, а это, в свою, очередь зависит от вашей активности среди потенциальных пользователей вашего устройства. Отдел маркетинга Crowdsupply тоже не сидит на месте и размещает статьи о проекте на партнерских сайтах. Мой менеджер рекомендовал мне написать статью о устройстве на Reddit поскольку многие проекты закончились успешно благодаря поддержке именно оттуда. Вообще у них написан целый гайд по маркетингу, советую ознакомиться. А здесь много полезного материала по работе с сервисом в целом.

Важным моментом является так называемая «цель финансирования», это та минимальная сумма, которую вы сами устанавливаете, по достижению которой, кампания считается успешной. Вы можете сразу для себя определить эту сумму исходя из математики затрат и желаемой прибыли, но в любом случае, это будете обсуждать с представителями Crowdsupply. Как они сами пишут – Зарабатываете вы, зарабатываем мы. А значит к их советам стоит прислушаться.

Как вы поняли, мой проект пока еще находиться на стадии предпусковой страницы. То есть всей полнотой информации о дальнейших действиях я не имею. Однако для начала работы с сервисом этого вполне достаточно. В дальнейшем, по мере прогресса, я буду выкладывать новые статьи с детальным описанием куда чего и как. Задавайте свои вопросы постараюсь помочь чем смогу.

PS Небольшой совет по продвижению исходя из личного опыта и анализа представленных проектов на сайте. Во-первых, лучше всего продаются устройства с дисплеем и корпусом. В моем случае это было изначально, но если у вас нет ни того ни другого, но имеется возможность это реализовать, то лучше так и сделать. Во-вторых, ТОЛЬКО качественная графика – фото и видео. Более того это обязательное условие самого сервиса. И в-третьих, устройство, пусть и суперклевое, но оно не должно выглядеть как самоделка.



VDS хостинг с быстрыми NVMе-дисками и посуточной оплатой. Загрузка своего ISO.