Вот вы, наверняка, хороший человек. Я тоже себя плохим не считаю. К коллегам по работе мы тоже относимся хорошо. Ну, или, по меньшей мере, нейтрально. Помогаем им, если требуется. Они помогают нам.

Если вы – профессионал или хороший менеджер, то, наверняка, иногда выступаете в роли наставника. Программиста начинающего воспитываете, руководителя проектов растите, менеджера готовите к самостоятельному управлению.

Какую цель вы при этом преследуете? Думаю, благородную. Воспитать новое поколение. Передать опыт. Подготовить себе возможную замену. Ну или, в крайнем случае, наставничество – ваша обязанность, и вы её просто хорошо выполняете. Так или иначе, вы, скорее всего, помогаете вырасти Хорошему Человеку. Наверное, испытываете приятные чувства, когда всё получается – падаван становится профессионалом, возможно даже превосходя вас.

Но есть люди, утверждающие, что подобный путь слишком прост. Негоже растить хорошего человека. Нужно воспитать того, кто вас уничтожит. Нового Владыку Ситхов.

Я честно не знаю, много ли таких людей, но одного вижу каждый день. Не буду выдумывать ему имя, пусть он будет Владыка Ситх.

Цель

Цель у Владыки простая – воспитать человека, который его не просто превзойдёт, а уничтожит. Что есть «уничтожит» - зависит от того, чем занимается Владыка в данной компании в конкретное время (он, как и все люди, иногда перемещается).

Если Владыка руководит проектом, то Ученик должен его с проекта выдавить. Или сделать так, чтобы все новые проекты доставались Ученику, а Владыку – выгнали из компании.

Если Владыка руководит командой программистов, то Ученик должен сместить его с должности. Не помочь Владыке подняться выше и занять освободившееся место, а именно подсидеть, выдавить, уничтожить.

Сами понимаете, для достижения такой цели Ученик должен быть не просто профессионалом своего дела. Профессионализм – это, вроде как, светлая сторона Силы. С её помощью тоже можно побеждать, но она не направлена на конкретного врага. Это, скорее, сила конкуренции.

Для целенаправленного уничтожения нужна тёмная сторона Силы. Интриги, политика, манипуляции, давление и т.д. Однако, светлая сторона, профессионализм, нужна не меньше.

Подбор и Инициация

Сначала Владыка выбирает себе Ученика. Точных критериев у него нет, многое зависит от ситуации. Но есть некие общие черты, которые он ищет в будущих учениках. Обычно это тщеславие и честолюбие. Выраженная или потаённая жажда власти. Страстный иерархический инстинкт. Любая сила, заставляющая человека подниматься выше и выше по лестнице превосходства, реального или выдуманного.

Дальше Владыка заманивает понравившегося Ученика. По опыту знает, что нельзя просто подойти и «продать» Тёмную сторону – почти все отказываются, из-за стереотипов и хорошего воспитания. Намного надёжнее Тёмную сторону продемонстрировать на своём примере, не акцентируя внимание на её особенностях. Пусть Ученик думает, что в Учителе есть Нечто.

Владыка делает так, чтобы периодически, или постоянно быть в поле зрения Ученика. Лучше, конечно, сидеть где-то рядом, но годится и совместная работа над каким-нибудь проектом. Владыка просто работает, как работал, но делает так, чтобы успехи были видны Ученику, и тот понимал их отличия от успехов остальных.

Потом надо просто подождать, и человек сам попросится в Ученики. Иногда надо подтолкнуть – например, сказать, что ищешь человека в команду или, лучше, в падаваны. Например, хочешь выделить часть своей группы под командование другого человека.

Ну и всё, новый ситх в домике.

Программа подготовки Ситха

Владыка готовит Ученика сразу и по светлой, и по тёмной стороне. Со светлой трудностей нет, т.к. Владыка – профессионал своего дела. Программировать, внедрять, управлять, запускать он умеет не хуже любого доброго и пушистого Джедая.

Тёмную сторону открывает не сразу, а через пару месяцев после Инициации. Чтобы не было отторжения, вплетает ситховские приёмчики в контекст, канву происходящего. Например, подсказывает, что сказать или сделать в конфликтной ситуации (которую сам, зачастую, искусственно создаёт). Как вывернуть происходящее в выгодную тебе сторону. Как и что сделать, чтобы выбрали тебя (если тебе это важно и нужно).

Отдельной строкой учит, как добиваться повышения зарплаты темпами выше средних. Специально показывает, на живых примерах вокруг, почему у Джедаев (профессионалов, не использующих Тёмную сторону) доход растёт медленнее.

Учит применять Тёмную сторону, как личную мотивацию, чтобы не выгорать. В нашем деле (1С) выгорание Джедаев – обычное дело, т.к. очень, слишком много никому не нужной, бесполезной работы. Тёмная же сторона даёт цели, не связанные только с профессиональным выполнением своих обязанностей. Например, элементы власти, подъёма по иерархии и т.д.

Учит манипулировать коллегами и клиентами, создавать зависимость от себя, лишать конкурентов работы. Не забывая при этом, разумеется, о развитии чисто профессиональных качеств и навыков. Тёмная и Светлая сторона в этой программе подготовки не стоят порознь, параллельными потоками, а тесно переплетены, взаимно дополняют друг друга.

Красная нить

Красной нитью в программу подготовки вплетена мысль о том, что Ученик должен, в итоге, уничтожить Владыку, и занять его место. Поначалу речь об этом заходит иносказательно, мельком, в шутку, с использованием метафор. Постепенно добавляются примеры из жизни, истории и байки.

Через какое-то время Владыка начинает говорить прямо о том, что цель Ученика – уничтожить Учителя. Объясняет, что это не хухры-мухры, а простая и понятная цель, которая придаёт развитию осмысленность, остроту и страсть. Никаких абстрактных формулировок – они не зажигают огонь в глазах. И критериев чётких нет, оттого цель никогда не будет достигнута.

Отрыв

Когда Владыка считает, что подготовка завершена, он отрывает Ученика от себя. Алгоритм у него примерно один, с несколькими вариациями. Как он сам говорит, подсмотрел у собак.

Когда у собаки появляются щенки, она окружает их любовью и заботой. Всему учит, кормит, защищает. До определённого момента – пока инстинкт не подскажет, что пора детишек выпустить на свободу. Точнее, вытолкнуть.

Собака начинает на щенков рычать, отгонять от себя, даже хватать зубами за шкирку и отбрасывать. Нам, гуманным существам, со стороны это кажется варварством, но с точки зрения продолжения рода поведение собаки вполне оправдано. Она ж не может словами объяснить.

Вот и Владыка не может, предпочитая вести себя, как собака. Резко портит отношения с Учеником. Всем своим видом показывает, что не хочет с ним больше работать. Индуцирует отрицательное отношение к себе – ругается, высмеивает, лишает премии, может публично унизить и т.д.

Добивается того, чтобы Ученик сам захотел Владыку уничтожить.

Что получается в итоге?

Если в целом, то ни хрена не получается (по мнению самого Владыки).

Большинство падаванов действительно пытаются уничтожить Владыку. Например, одна из первых Учениц сумела выкинуть его с масштабного проекта, которым Владыка руководил в течение года, и сама заняла его место. Выращенный руководитель группы программистов всеми силами пытался завладеть и людьми, оставшимися у Владыки. Системный администратор, поднятый нашим ситхом до уровня руководителя группы, честно пытался стать ИТ-директором, сместив с этой должности Владыку.

Ситх честно подыгрывал. Не гасил конфликты в зародыше, а раздувал их. Помогал будущим ситхам, как мог. Не напрямую, конечно. Обычно достаточно было усиленно делать то, в чём тебя обвиняли.

Например, если падаван топил за токсичность Владыки – надо стать ещё более токсичным. Когда указывают на твои профессиональные ошибки – надо ошибаться почаще. Если говорят, что ты – не системный руководитель со стратегическим видением, надо развести ещё больший хаос.

В общем, подготовка ситха продолжалась и после его отрыва от Владыки. Но довести дело до конца, до полного уничтожения, ни один Ученик не смог. В какой-то момент, когда Владыка уже не мог избегать столкновения и продолжать поддаваться, он вступал в борьбу.

И всегда выигрывал. От чего очень расстраивался. Цель ведь не достигнута.

А с бывшими учениками всё хорошо. У них не оставалось душевных травм, обид и расстройств. Оказавшись в проигравших, они, наконец, успокаивались и понимали, чего хотел от них Владыка всё это время.

Некоторые, чтобы насолить Владыке, пытались мимикрировать под Джедаев. Открыто ругали и презирали Тёмную сторону и всё, что делает ситх. Демонстративно поддерживали ценности Светлой стороны. Но хватало их ненадолго – обычно на несколько месяцев.

Потом они приходили к Владыке мириться. И честно рассказывали, что Светлая сторона необычайно скучна. Без страсти и цели они превращались в медленно выгорающее стадо, непонятно куда и зачем бредущее. И просились обратно.

Второй раз этот путь, по мнению Владыки, пройти уже нельзя. Не будет страсти, открытий, интереса. Поэтому с полуситхами Владыка просто работал вместе, не считая их своими Учениками. Делился опытом, помогал, поддерживал – но не просил его уничтожать.

А сам пока шёл искать нового Ученика. Так и ищет до сих пор, бедняга.