Основано на реальных событиях.

 - Виктор, добрый день, очень рад вас видеть! Прошу, проходите, присаживайтесь! – искренне улыбаясь, жму руку потенциальному спасителю нашей компании.

Я давно интересуюсь скрамом, был опыт его применения, но вживую настоящего скрам-мастера я никогда не видел. Разве что на паре конференций, где удавалось посмотреть феерические выступления истинных мастеров этого ремесла. И вот, откуда не возьмись, в наших провинциях возник Виктор, дипломированный скрам-мастер. Более того, он сам прислал нам резюме. Не на конкретную должность, как соискатель, а для обсуждения возможного сотрудничества, как потенциальный партнер.

 - Итак, меня зовут Иван, я руковожу группой программистов. Справа от меня – Александр, ключевой руководитель проектов в нашей компании. Утверждает, что тоже знаком со скрамом. – пытаюсь немного пошутить, чтобы Александр улыбнулся, но тот продолжает сидеть с каменным лицом.

 - Да, добрый день, друзья. – начинает Виктор. – Меня зовут Виктор, я принёс вам настоящий скрам. Предлагаю обсудить варианты сотрудничества.

Повисла неловкая пауза. С одной стороны, у меня в голове был целый ворох вопросов по методике и практике применения скрама, но они вряд ли подходили для собеседования. С другой стороны, я примерно представлял, кто такой скрам-мастер и чем он занимается, поэтому не знал, что спросить на тему «а чем вы у нас будете заниматься?». Но выручил Александр.

 - Итак, скрам... – Александр сложил ладони вместе, медленно опустил их на стол, выдержал паузу («завис»), будто обдумывая следующую фразу. – Иван заставил меня изучить, что это за методика, в рамках подготовки к этой встрече. Я сразу честно скажу – прочитал лишь половину книги. Поэтому, Виктор, если не затруднит, можете в двух словах рассказать, что именно хотите нам предложить? Чем будете заниматься, проще говоря?

 - А чем занимается ваша компания? – неожиданно спросил скрам-мастер. – В двух словах, раз уж мы упражняемся в elevator pitch. Чтобы я мог максимально точно сформулировать своё предложение.

 - А вы не знаете? – опешил я. Мы тут, значит, целую неделю готовились, прикидывали кейсы, обновляли знания, а он пришёл и ни черта не знает.

 - Методика скрам – универсальна, и может быть применена к любой деятельности. – как ни в чём не бывало, продолжил Виктор. – Просто скажите, что и как вы делаете, и я найду, как применить к этому скрам.

 - Лады. – ответил я. – Расскажу. Мы занимаемся внедрением 1С, проще говоря – проектами. Заказчик покупает какой-то программный продукт 1С, мы совместно определяем, что в нём нужно доработать под нужды предприятия, считаем стоимость, декомпозируем работы, разбиваем их на этапы, выполняем доработки, поэтапно сдаём заказчику, подписываем акты, запускаем систему.

 - Ideality. – улыбнулся Виктор. – Именно для такой деятельности и нужен скрам. Лучше он, конечно, в текущей версии гайда подходит для разработки софта, чем для его внедрения, но, я думаю, проблем не будет. Я готов.

 - К чему? – выпалил Александр.

 - К внедрению скрама в вашу проектную технологию. – нисколько не смутившись, ответил Виктор.

 - А, так… - растерялся Александр. – Погодите…

 - Да, не вопрос. – Виктор с типично менеджерской улыбкой откинулся на спинку стула. – Я подожду.

Я поглядывал то на Виктора, то на Александра, пытаясь понять, надо ли вмешиваться в процесс. Скрам-мастер явно не собирался первым нарушать тишину. Александр о чём-то напряжённо думал, словно просчитывая варианты в шахматной партии – даже губы немного шевелились, едва слышно проговаривая варианты развития событий.

 - Виктор. – не выдержал я наконец. – Пока Александр формулирует, я, с вашего позволения, поинтересуюсь деталями (Виктор благосклонно кивнул). Насколько я себе представляю скрам и работу скрам-мастера, вы займётесь, в первую очередь…

 - Фасилитацией. – не дал мне договорить Виктор.

 - Чем? – прервал свои размышления Александр.

 - Фасилитацией. – не моргнув глазом, ответил скрам-мастер. – Буду повышать навыки самоуправления вашей команды. Люди, как вы, наверное, знаете (Виктор посмотрел на меня), вполне способны самостоятельно достигать результата, выбирать методы и способы достижения результата. Задача фасилитатора – помочь этому потенциалу раскрыться.

 - А как это будет выглядеть? – тема явно заинтересовала Александра.

 - На утренних стендапах я буду внимательно следить за атмосферой обсуждений, внося лёгкие коррективы, если замечу, что разговор уходит из конструктивного русла, или один участник начнёт давить на другого, заставляя отказаться от собственного мнения.

 - А если заставлять буду я? – спросил, хитро прищурившись, Александр.

 - А вы… - Виктор на секунду задумался. – Ах да, руководитель проекта. В терминах скрама вы – product owner. Владелец продукта, по-русски говоря.

 - Ну, допустим. – кивнул Александр. – Вы не дадите мне руководить программистами? Говорить им, что делать?

 - Не совсем так. Говорить, что делать, вы будете. Но не программистам напрямую, не каждый день, не в ультимативной форме. Говорить вы будете скрам-доске, или бэклогу.

 - Кому? – я не припомню, чтобы Александр когда-то так широко улыбался.

 - Скрам-доска, один из артефактов скрама. Будет висеть там, где находится команда. Левая часть доски будет отведена под бэклог – полный перечень user story, которые надо реализовать в продукте. Предваряя ваш вопрос, что такое user story – думаю, будет понятнее термин «задача», или «пожелание на доработку», но точнее будет, наверное – целевое поведение программы, которое хочет видеть пользователь, рассказанное его словами.

 - Б-р-р-р… - потряс головой Александр. – Я ничего не понял. Чем я, руководитель проекта, буду заниматься?

 - Вы, владелец продукта, будете общаться с заказчиком, записывать задачи, переносить их на стикеры и наклеивать на доску. Также, вы можете определять приоритеты выполнения задач – в каком порядке их надо реализовывать для достижения наилучшего результата.

 - А вы будете этот процесс достижения результата фасили… фисали…

 - Фасилитировать. Всё верно. – кивнул Виктор. – На утренних стендапах, пиках и ретроспективе. Остальное команда сделает сама.

 - А если не сделает?

 - В смысле? – нахмурился Виктор.

 - Ну, не сделает. – голос Александра стал чуть более эмоциональным. – Есть этап работ, бюджет, срок, я… (Александр усмехнулся), ну, допустим, сел и записал все задачи на стикерах, наклеил на доску в нужном порядке, и оставил вас фасилитировать. Пока вы фасилитировали, срок вышел. Заказчик обрывает телефон директору и орёт, что затаскает нас по судам, не заплатит за текущий этап работ и не внесёт предоплату за следующий. Что в этом случае рекомендует скрам?

Виктор задумался. Мне было немного неловко. С одной стороны, хотелось поддержать Виктора – всё-таки, мы собрались не для того, чтобы «срезать» его. С другой стороны, мне действительно было интересно, как в такой ситуации следует поступать с точки зрения скрама. Поэтому я молчал и ждал.

 - Прямых указаний насчет подобных ситуаций в скрам гайде нет… - не спеша начал Виктор, глядя в никуда, словно размышлял вслух. – Но за продукт отвечает его владелец. За взаимодействие с заказчиком – тоже. Так что, получается, конфликтную ситуацию с заказчиком придётся разрешить вам (Виктор перевёл взгляд на Александра), как владельцу продукта.

 - Правильно ли я понял… - медленно начал Александр. – Я расклеиваю стикеры, могу постоять на вашем стендапе, но не могу говорить вам, всей команде, что, как, когда вам делать (Виктор кивнул). Но, когда вы, прошу прощения, жидко обосрётесь, я должен бежать и спасать ситуацию? Падать ниц перед заказчиком, бить челом, умолять нас простить и заплатить денег, чтобы избежать дикого кассового разрыва?

 - Чего избежать? – переспросил Виктор.

 - Кассового разрыва. – повторил Александр. – В скраме про это ничего не сказано? (Виктор помотал головой). Это, короче, когда заказчик вам ничего не платит уже давно, а зарплату программистам и… фасилаторам (Виктор поморщился) выдать надо. И налоги заплатить, и за офис, и за электричество, и…

 - Погоди, Александр. – вмешался я. – Чё ты разошёлся. Ты и сейчас бегаешь к заказчику, падаешь ниц, или орёшь и топаешь ногами, но привозишь с собой обратно подписанный акт.

 - Так я не только акт привожу! – выпалил Александр. – А ещё и мешок люлей для программистов! Которые торжественно раздаю, чтобы больше такое не повторялось! И после пары раздач оно действительно перестаёт повторяться. Сам знаешь, как изменилась платёжная дисциплина клиентов с тех пор, как…

 - Да, знаю. – кивнул я. – Мы все обязательно принесём цветы на вашу могилу, как вы и просили… Просите каждый понедельник. И эта почётная обязанность за вами останется.

 - А она мне нахера? – улыбнулся Александр. – Если я никак не могу влиять на работу программистов? Что я буду делать, если увижу очевидные ошибки в работе? Напишу на стикере «Давайте уже работайте, *** ****!»? Мне оно зачем? В чём моя ответственность будет?

 - Ваша ответственность – поддержание бэклога в актуальном состоянии. – немного неуверенно произнёс Виктор. – Также, как мы выяснили только что, взаимодействие с заказчиком – тоже в вашем периметре.

 - А за проект кто отвечает? – неожиданно спросил Александр.

 - В смысле? Не понял вопроса.

 - Кто отвечает за успешность проекта. – повторил Александр. – Достижение требуемого результата в оговоренные сроки.

 - Ну… - протянул Виктор. – За результат отвечает… Вся команда.

 - Нет, так не бывает. – покачал головой Александр. – Отвечает всегда один человек. Как говорил один известный менеджер, у каждой ошибки есть имя и фамилия.

 - Это немного устаревший подход… - попытался уклониться Виктор. – Риск ошибиться у одного человека значительно выше, чем у команды. Поэтому власть, если можно так выразиться, в скраме распределена между ролями, и возможности влияния этих ролей друг на друга существенно ограничены. И практика показывает, что такой подход себя оправдывает.

 - Вот, кстати! – вмешался я, чтобы вывести разговор из тупика. – Практика! Как я упоминал в начале разговора, некоторый опыт применения скрама у нас имеется. Однако он, если можно так выразиться, несколько колхозный. Сам я проектами не руковожу, моя вотчина – программисты, которые эти проекты делают. И в некоторых случаях, при определенных условиях, нам удавалось, применяя частично методы скрама…

 - Их нельзя применять частично. – неожиданно выпалил Виктор. – В скрам гайде чётко сказано… Сейчас… (Виктор на несколько секунд задумался). Роли, артефакты, правила и мероприятия скрама не подлежат изменению, и хотя возможно использование только отдельных частей Скрама, конечный результат уже Скрамом не является.

 - Ну, допустим… - после некоторой паузы проговорил я. – Тем не менее, определённые улучшения по эффективности нам удалось реализовать. Выработка программистов, т.е. объём задач, решённых за идентичный период времени, увеличился. Скорость сдачи этапов работ, благодаря более гибкому планированию и возможности отступления от первоначального плана, также увеличилась. Однако, как вы уже отметили, это…

 - Не является скрамом. – кивнул Виктор. – Скрам – это фреймворк, готовый кейс, процесс, если можно сказать – регламент. А не набор инструментов, которые можно компоновать по собственному желанию.

 - Ок, я понял, не суть. – я примирительно поднял ладони. – Мы неправильно использовали скрам, и получили некоторые, видимые и ощутимые для нас, позитивные изменения в эффективности работы. Если верить логике, то полное следование правилам скрама сделает эти изменения в эффективности ещё более позитивными и ощутимыми. Так?

 - Нет. – нисколько не смутился Виктор. – Скрам – это не про эффективность. Скрам – это про прозрачность, адаптивность, инспекцию, инкремент. Не про эффективность, деньги, кассовые разрывы или сроки сдачи этапов работ.

 - Погодите… - Александр поднял одну руку, а второй начал быстро работать в смартфоне. – Вот же. The Art of Doing Twice the Work in Half the Time. Я плохо знаю английский, но мне кажется, тут сказано, что скрам – это как делать вдвое больший объём работы за половину времени.

 - Это откуда цитата? – улыбнулся Виктор. – Из презентации околоскрамовских инфоцыган?

 - Это обложка англоязычного издания красной книжки про скрам. – Александр показал экран смартфона Виктору. – И тут черным по… Белым по красному написано, что скрам – это, типа, как в четыре раза быстрее делать проекты.

 - А кто автор? – Виктор, прищурившись, посмотрел на экран.

 - Щас… - Александр повернул экран к себе. – Некто Джефф Сазерленд. Написано, co-creator of Scrum.

 - Да, Джефф – один из авторов скрама и, в частности, скрам гайда. – кивнул Виктор. – Тем не менее, на обучении нам говорили… И практика использования показывает, что…

 - Не читали книгу? – неожиданно, в том числе для самого себя, спросил я.

 - Если честно… Нет. – как ни странно, смущённым Виктор не выглядел. – Но это нормально. Я и труды Рене Декарта не читал. Однако, вполне успешно применял его систему координат. Но за ссылку, конечно, спасибо. Как-нибудь, при случае, обязательно прочитаю.

 - Ладно… - я зачем-то покивал головой. Этот парень своим эмоциональным айкидо меня уложил. – Я примерно понял, что и как вы можете нам предложить. Александр, что думаете?

 - Думаю, мне пора идти работать. – Александр сделал вид, что собирается уйти – убрал смартфон в карман, и немного повернулся на стуле.

 - А я думаю, надо попробовать. – я посмотрел на Виктора. – Если желание поработать с нами не пропало, то давайте обсудим детали.

 - С радостью. – оживился Виктор.

Если вам интересно, чем закончилась эта история – расскажу.