Подводные каналы связи, пролегающие на дне океанов и морей, — изобретение далеко не современное. Первая попытка проложить трансатлантический кабель телеграфной связи была предпринята в 1857 году. К сожалению, он порвался, так и не принеся пользы. Затем последовало еще несколько проблемных проектов. И только в 1866 году все получилось — кабель смог обеспечить надежную телеграфную связь между Европой и США.
С тех пор по дну океанов и морей были проложены десятки разных кабелей — телеграфных, телефонных, а также интернет-магистралей. К сожалению, иногда кабели все же рвутся, что приводит к сложным ситуациям. Давайте оценим аварии последнего времени и их причины.
Иллюстрация обрыва телеграфного кабеля при его укладке в 1865 году
Разрыв, еще разрыв!
Целый остров без интернета. Речь идет об аварии, произошедшей в 2019 году — совсем недавно. Тогда без интернета оказалось целое королевство — островная страна Тонга. Это государство базируется на 170 небольших островах, и все они зависят от импорта продуктов, электроники и, конечно, интернета.
Его «импортируют» при помощи подводного кабеля, который и порвался в 2019 году. Протяженность кабеля между Тонго и Финджи — 825 км, порвался этот кабель в 10 км от главного острова королевства. Причину разрыва тогда выяснили — виновато судно, которое бросило якорь слишком близко от магистрали. При попытке вытащить якорь тот зацепился за кабель и порвал его.
В итоге Тонго пришлось перейти на спутниковый интернет, пропускная способность которого гораздо ниже, чем магистрали. К счастью, через несколько дней проблему удалось точно локализовать, после чего целостность кабеля восстановили.
75 млн жителей Среднего Востока и Индии. В 2008 году произошла одна из крупнейших аварий подводной инфраструктуры. Предположительно, причина ее — тоже якорь, который некий корабль бросил рядом с магистралью. Якорь волочился по дну и в итоге порвал кабель. Здесь авария гораздо более масштабная, чем в предыдущем случае.
Население Тонга составляет около 100 тыс. человек, т.е. это масштабы регионального города в РФ. А вот авария 2008 года оставила без интернета около 75 млн человек — население стран Среднего Востока, Египта и еще нескольких государств.
Авария стала причиной еще нескольких отключений интернета, поскольку трафик, пущенный в обход разрыва, стал слишком большой нагрузкой для сетей того времени. В итоге прекратили работу многие сайты и сервисы, а десятки миллионов жителей региона и вовсе остались без интернета.
Уже тогда IT-эксперты и несколько крупных чиновников ряда стран заявили о необходимости усиления охраны и мониторинга магистралей. Надо сказать, что эта проблема актуальна и сейчас, 13 лет спустя.
Тайвань. Еще одна серьезная авария случилась в 2006 году. Тогда, в декабре, произошло очень сильное землетрясение в Азии. Оно стало причиной выхода из строя 80% подводных кабелей, которые соединяли Тайвань с остальным миром. Затронуты были и другие страны. Так, Гонконг потерял половину интернет-емкости, о проблемах отчитались Китай и другие страны региона. Из-за обрыва связи пострадало множество коммерческих компаний.
Египет. В 2013 году власти Египта арестовали троих аквалангистов, которые перерезали кабель SMW-4, обеспечивающий интернетом всю страну. Аквалангисты приплыли к месту событий на обычной лодке. Они объяснили свои действия поиском затонувших кораблей, где хотели поживиться потенциальными сокровищами. Обнаружив кабель, они решили украсть его участок, не задумываясь о том, для чего он служит.
Основные причины повреждения кабелей
События, описанные выше, не являются чем-то исключительным, скорее, они просто привели к более серьезным проблемам, чем обычно случается при обрыве кабеля. По статистике, повреждения кабелей происходят раз в три дня. По морям и океанам плавает около трех десятков судов, которые занимаются лишь ремонтом магистралей, — в большинстве случаев кабели повреждаются в результате трения о камни на морском дне. Лишь в 2019 году в Атлантике было проведено около 50 серьезных ремонтных работ.
Повреждения обычно не затрагивают глобальное сообщество, поскольку у современных магистралей сложная топология, позволяющая организовать перенаправление трафика в случае повреждения одного из каналов связи. Ну а причины повреждения можно разделить на несколько групп, включая:
- Физическое устаревание. Срок эксплуатации интернет-магистрали составляет около 25 лет. Но иногда обслуживание кабеля становится экономически невыгодным задолго до завершения этого срока. Окружающая среда действует на кабель на всем его протяжении, что включает эрозию, штормы, абразивное воздействие горных пород на лежащий на них кабель, проникновение соленой воды внутрь и т.п.
- Обрывы, вызванные физическим воздействием. Сюда входят обрывы якорями кораблей и даже укусы крупных хищников вроде акул. На самом деле акулы редко становятся источником серьезных проблем для магистралей, но несколько раз такое случалось, а еще — в защитной оболочке магистралей иногда находят застрявшие в обшивке обломанные зубы крупных акул.
- Землетрясения, цунами и тайфуны. Это самая серьезная причина, поскольку простой обрыв, вызванный якорем или даже диверсией, починить просто. А вот извержение подводного вулкана, землетрясение и цунами с тайфунами вызывают повреждения сразу нескольких магистралей на большой площади.
Кусь
К сожалению, избежать повреждений сложно хотя бы потому, что совокупная протяженность магистралей очень велика, за всем просто не уследишь. Сейчас около 200 частных операторов контролируют около 1 млн км подводных оптоволоконных кабелей.
При этом подводные кабели отвечают за передачу около 97% глобального трафика. Ежедневно по ним проходит около 15 млн финансовых операций общей стоимостью в $10 трлн.
Чтобы избежать проблем, эксперты дают несколько общих советов:
- Заглублять кабели не менее, чем на 1 м (ранее кабели просто прокладывались по дну, сейчас их закапывают).
- Вести мониторинг погодных явлений и сейсмической активности.
- Оптимизировать систему мониторинга передачи данных для локализации помех.
- Усилить физическую безопасность мест прокладки кабелей и ведение наблюдения за этими местами хотя бы в территориальных водах разных стран.
- Расширить полномочия региональных и международных ассоциаций по защите кабелей.
- Дать статус объекта национальной безопасности магистралям в рамках отдельных стран.
Anrikigai
Но как их закапывают?
Я понимаю, разматывать с судна и класть на дно под собственным весом на большую глубину.
Могу представить, как некий аппарат ныряет и ищет обрыв.
Но через весь океан по самому дну прокопать траншею... Пусть и не по дну Марианской впадины, но все же... Неужто до такого техника дошла?
snizovtsev
Предположу, что закапывают только в прибрежной зоне.
unclejocker
habr.com/ru/post/242381
вот тут даже фотографии девайса есть, там не траншею копают, а специальный плуг, который приподнимает грунт, туда ложится кабель и сверху засыпается сразу.
Anrikigai
Реально круто. Но неужели прям по всему дну на многокилометровой глубине?
Или все-таки там где всякие аквалангисты плаваютипытаются украсть кусочек? (ну как в Египте было)
unclejocker
Там где на воздухе нырнуть можно (ну до 50 метров условно) по идее в обязательном порядке должен быть зарыт, мне странно, что на мелководье так открыто лежал.