В плане интерфейса от Google пока далеко не ушли
Два бывших топ-менеджера Google создали поисковик без рекламы и с защитой личных данных, и теперь надеются привлечь людей, которые устали от того, что «они — это продукт». Подписка на поисковик (странная фраза, правда?) стоит $4,95 в месяц. Компания уже привлекла $77,5 млн, в ней работает 60 человек, 30% из которых ранее трудились на Google. Создатели рассчитывают отобрать себе несколько процентов поискового трафика, а там, возможно, и изменить наше отношение к рекламе в Сети.
Социальный эксперимент
Руководители Neeva говорят: они делают ставку на то, что способ, которым Google монетизирует свои поисковые и прочие сервисы, уже устарел. Рекламная монетизация, этот первородный грех, появившийся на заре интернета, как они думают, постепенно уходит в прошлое.
Команда Neeva
Google занимается такой монетизацией уже больше двух десятилетий. Технологии отработаны по максимуму, это невероятно прибыльный и эффективный бизнес. Но пользовательский опыт, пресловутый UX, ухудшается. В угоду рекламе и рекламодателям, которые неизбежно становятся приоритетными для площадки с такой бизнес-моделью.
Когда-то нам показывали пару ненавязчивых объявлений в блоке справа от результатов поиска. Потом эти объявления добавили ещё и в самый верх поисковых результатов. Потом их становилось всё больше, и они потеряли характерный цвет фона, позволявший быстро отличать их от не-рекламы. В итоге по многим популярным поисковым запросам рекламы на первом экране пользователя оказывается больше, чем обычных результатов.
К тому же, часть из этих «обычных» результатов ведет на собственные сервисы Google, и было подтверждено, что компания отдает им нечестный приоритет. В Европе Alphabet за это оштрафовали на €2,42 млрд: обнаружили, что так она втихую продвигала свой Google Shopping (до этого — Froogle).
То есть, даже если поисковые алгоритмы у Google лучше, чем у всех остальных, в таком преимуществе мало смысла для пользователя, если доверять поисковым результатам на 100% нельзя. И, по мнению создателей Neeva, найдутся люди, которым проще будет заплатить $4,95 в месяц, чем ежедневно по 20-50 раз пролистывать страницу вниз, чтобы увидеть «реальные» результаты, за которые никто не заплатил.
Шридхар Рамасвами, генеральный директор Neeva, говорит:
Для меня это не только технологический, но и социальный эксперимент. Если бы существовал качественный продукт, который явно приносил бы вам пользу, платили бы вы за него? Или предпочитали бы пользоваться бесплатным, и мириться с постепенным поглощением его рекламой?
Создатели поисковика рассчитывают, что старая расхожая точка зрения, что никто не готов платить ни за что в интернете, окончательно умерла. За Netflix платят более 200 миллионов человек. 158 млн платят за Spotify. Почти 7 млн платят за цифровой доступ к The New York Times; 700 000 платят за Medium. И это несмотря на то, что у всех этих сервисов полно бесплатных альтернатив. Люди начинают привыкать к тому, что за потребление контента без рекламы можно платить, и это нормально.
Скотт Гэлловей, профессор маркетинга в Нью-Йоркской школе бизнеса, предприниматель и один из инвесторов в Neeva, говорит:
Захватывающий характер поиска, получение ответов на вопросы или общение с людьми — это своего рода никотин. Это плохо для вас, вызывает привыкание, но не вызывает рака. То, что вызывает у вас рак, местный табак, если хотите, — это рекламная модель. Потому что в конечном итоге со временем все, на чем компания становится сосредоточена — это сбор дополнительных данных о потребителе, чтобы в дальнейшем их монетизировать.
А заканчивается это тем, что вы сейчас видите с Google. Где Google больше не направляет вас в лучшее место на основе вашего запроса, а предлагает то место, где они смогут продолжать вас монетизировать и собирать информацию.
Google использует данные об активности пользователей для таргетированной рекламы не только на своих сайтах, но и на любых других ресурсах, где встроена реклама, идущая через компанию. Не зависящая от рекламы Neeva лишает обеспокоенных приватностью пользователей ощущения, что за ними постоянно следят в каких-то корыстных целях.
Разница в выдаче, Google vs Neeva
С моделью подписки, продуктом однозначно становится сервис, а не его пользователь. Проблема только в том, чтобы стать достаточно качественным продуктом, особенно если учитывать, что команда пока небольшая, а конкурент стартовал раньше на 23 года.
Тем не менее Рамасвами считает, что даже если они убедят всего один или два процента пользователей перейти на платный поиск, это будет огромный успех. Потому что каждый подписчик, являясь прямым покупателем, будет для его компании в сотню раз ценнее, чем один пользователь у Google. А оттуда можно уже начинать менять мнение остальных. И постепенно идти к интернету, где пользователи не являются продуктом, как в текущих платформах.
Компания не делает всё в одиночку. Neeva самостоятельно проиндексировала несколько миллиардов веб-страниц, но внизу на их сайте видно, что они также берут данные у Apple, Bing, Yelp. В числе провайдеров также Intrinio, Weather.com и Xignite. Даже Google не избежала участи: в поисковых результатах встроены Google Maps.
Вивек Рагхунатан, один из сооснователей, объясняет:
Если мы можем что-то лицензировать или купить, мы так и поступим. Пользователям все равно. И поэтому мы будем делать то, что имеет смысл для пользователей, чтобы построить максимально полезный и приятный продукт.
Внешне Neeva тоже очень похожа на Google. Это не случайно: задача платформы на данном этапе — не оттолкнуть новых пользователей. Но если задать что-то в поиск, разница между двумя системами становится заметна сразу. Если вверху поиска у Google будут рекламные объявления, у Neeva там же — обычные ссылки. На запрос «лучшие ноутбуки» Google показывает несколько строчек с сайтами-партнерами, у Neeva — экспертные оценки и обзоры. Ограничения, правда, тоже видны: эти обзоры идут только с нескольких сайтов, и большой приоритет отдан мнению PCMag.
Результаты поиска Neeva можно развернуть в том же окне, чтобы прочитать более подробные превью, не выходя из результатов поиска.
Еще одна отличительная особенность платформы— интеграция со сторонними сервисами. Вы можете подключить Neeva к таким источникам информации, как Gmail, Outlook, Google Диск или Dropbox. Можете подвязать учетную запись Slack или Jira. А потом Neeva будет включать материалы из них в результаты вашего поиска — на специальной вкладке «Личное». Google экспериментировал с аналогичными концепциями в прошлом: когда-то он внедрил результаты Gmail в поиск Google, но потом отказался от такой концепции.
В очередной раз отходя от традиций поисковых систем, Neeva заявляет, что будет передавать как минимум 20% своей выручки партнерам-издателям, информацию от которых она отображает в поиске. Первых двух она уже объявила: это Quora и Medium. Возможно, для компании это еще один способ отличиться от Google, которую часто обвиняли в использовании контента СМИ без нормальной компенсации.
Тем СМИ, которым вы доверяете, можно ставить «лайки», чтобы они отображались в выдаче
Опыт DuckDuckGo показывает, что рынок для таких поисковиков существует. Тот проект, начавшись в 2008-м с одним программистом, теперь имеет команду 129 сотрудников и оценивается в $1 млрд, недавно получив ещё $100 млн от инвесторов.
- С 29 июня поисковик доступен по адресу https://neeva.com/. Но не для всех регионов и не для всех пользователей (компания пока что активно проводит тестирование).
- В качестве слоганов Neeva выбрала «Здесь нет рекламы» и «Вы — не продукт».
- По словам компании, поисковик еще будут дорабатывать, а в июле запланировано несколько крупных запусков — предполагают улучшать сервис и добавлять новые функции.
- Первые 3 месяца поисковик будет бесплатным, потом — $4,95 в месяц. В эту стоимость входят приложения Neeva для iPhone и iPad, а также расширения для браузеров Chrome, Firefox, Safari, Edge и Brave.
- По умолчанию Neeva хранит поисковые запросы 90 дней для улучшения подсказок, но пользователь в любой момент может удалить историю и запретить ее сохранение.
На данный момент поисковик Neeva недоступен в России, поэтому для того, чтобы воспользоваться им, потребуется VPN с IP-адресом другой страны (рекомендуется США как одна из стран с запуском на старте). Релевантная выдача русскоязычных сайтов не гарантирована.
Более подробный разбор нового сервиса, его основателей и перспектив можно (на английском) почитать у Fast Company.
P. S. Лучшие офферы от российских и зарубежных компаний — в телеграм-боте g-mate. Указываете желаемую должность и зарплату — получаете самые актуальные предложения. Без спама.
welovelain
> Два бывших топ-менеджера Google
> «Здесь нет рекламы» и «Вы — не продукт»
doubt
Theodor
При чем один из них занимался в гугле рекламой, а второй технической стороной монетизации ютуба.
Или ребята внезапно прозрели и решили повернуть на 180, либо…
dom1n1k
Никакого противоречия тут нет. Так часто бывает, когда человек из самой гущи событий решает делать всё по-другому - потому что лучше кого бы то ни было узнал внутреннюю кухню и её неприглядные стороны.
Watcover3396
Всё просто, с каждым днем пользователей блокировщиков рекламы всё больше и больше, вот чуваки решили монетизировать подписочной моделью, пока есть время.
ZuOverture
qw1
Этим они работают себе в минус. Я просто перестал пользоваться их сервисами, когда у конкурентов всё то же самое, но без рекламы.
pOmelchenko
Успешно заблочил рекламу на их сервисах, перестав пользоваться их сервисам, как минимум напрямую в браузере
Murimonai
Это что-то с чем не может справиться uBlock Origin? Потому что с ним я не вижу ни одного баннера, но зато вижу 16 заблокированных элементов на главной яндекса.
Не особо-то успешно как я вижу.
ZuOverture
Возможно, мы входим в разные группы А/В теста. У меня uBlock Origin + uMatrix. На Я.Погоде слева внизу — блок рекламы.
— адблок-детектор подгружается в обфусцированном виде с профильного домена
— окно uBlock-пипетки даже не появляется
— динамический класс тегов и сами теги
Andy_U
А не надо разблокировать clstorage.net...
ZuOverture
Его нельзя не разблокировать, потому как он профильный, с него подгружаются стили страницы. Но вот частично — да, надо блокировать *.js оттуда, это вроде помогло. При этом странно себя вело окно отладки, закрывая поле ввода паттерна для блокировки запросов через секунду после открытия. Что-то категорически омерзительное происходит, неужели антиадблок Яндекса и это делает?
Andy_U
Без него только карта погоы https://yandex.ru/pogoda/maps/ не работат. Но там нет рекламы (кроме предложения поставить yandex-browser).
JustDont
У вас с блокировщиком что-то странное происходит. Да, у яндекса там динамические классы кругом, но на этом в общем-то всё. Режется всё прекрасно, если не завязываться на эти классы.
ZuOverture
JustDont
У меня ничего не блокирует. Другое дело, что от пипетки в этом случае мало толку.
ZuOverture
JustDont
Возможно вам не хватает noscript. Впрочем, если ему верить — он у меня на странице погоды ничего не блочит.
А реклама на странице погоды убивается довольно неизящно через селекторы соседних элементов:
ZuOverture
Хорошо, спасибо за совет. И ibrin тоже.
Self_Perfection
Не, не помогло.
ibrin
попробуйте добавить NoScript — чистая, незамутнённая выдача.
wadeg
Отключение Tampermonkey ничего не меняет, никакой рекламы даже с одним uBlock Origin.
Diamos
Приведите, пожалуйста, пример многоуровневого сюрприза. Уже два года Adguard блокирует всю рекламу, пока что с сюрпризами не сталкивался.
qw1
Я когда-то давно пытался читать zen.yandex.ru в качестве ленты, чтобы ненадолго зависнуть-потупить, и меня бесила реклама. Там рекламные div-ы были абсолютно идентичны контентным и я не смог придумать правило для их выпиливания.
Сейчас зашёл посмотреть, как обстоят дела — на 10 страниц скролла ни одной рекламы. Вероятно, это их стратегия для новых пользователей. А когда недельку попользуешься и подсядешь, начнут разбавлять рекламой.
JerleShannara
Они меня и без каких-либо блокировщиков за бота считают и задолбали своей капчёй по 10 раз в час. Ибо если конфигурация твоего девайса не очень стандартная — ты бот. Включил порнорежим — ты бот. И т.д.
shyneko
Не получили супер куки, наверное)
dimuska139
У меня Adblock их рекламу заблокировать не может. Дело в том, что он ориентируется на классы и idшники html-элементов, а Яндекс их при каждом открытии страницы делает новые (рандомные). Соответственно, Adblock не может "зацепиться" за рекламу.
Но есть такая штука RU AdList JS. Этот js-скрипт (его надо в Tampermonkey-расширение для GoogleChrome добавить) успешно блочит всю эту хитрую Яндекс/Мейлру рекламу.
Hlad
AdGuard успешно блокирует вообще всё, включая рекламу в Яндексе, но он платный, что не для всех приемлемо.
Hait
Пользуюсь adguar, рекламы не вижу. Правда я перестал пользоваться яндексом через пару месяцев после того, как у меня сгорела поддержка, когда из-за бесполезной техподдержки у меня сгорела подписка.
vergil01
А… зачем пользоваться яндексом?
vanxant
гугель совсем фигово ищет, по крайней мере русский.
geher
Последнее время слишком часто замечаю, что у яндекса поиск паршивый. Тогда я обращаюсь к гуглу и внезапно понимаю, что у яндекса, оказывается, еще хорошо было.
Альтернативные поисковики пока и до гугла в большинстве случаев не дотягивают.
Iwanowsky
Да, последнее время качество поиска снизилось у всех поисковых систем, в т.ч. у Яндекса и Гугла: выдают не то что мне нужно. Неск. лет назад с поиском было лучше (хотя тогда и сайтов было меньше).
Были раньше популярны метапоисковые системы (типа NIGMA, Netoteka и пр.) Они позволяли качественно отфильтровывать поиск сразу с неск. поисковых систем (в т.ч. удаляя дублируемые ссылки, спамовые и пр., а также выстраивая свою релевантность выдачи); сейчас их почти не осталось, и они не в моде.
Также помню, как одно время все поисковики (Яндекс, Гугл и все др.) выдавали в начале кучу мусорных ссылок от оптимизаторов сайтов, но через неск. лет поисковики отладили поисковую выдачу.
Al_Azif
Просто заблочил весь домен yandex.ru, ya.ru и yastatic, кажется. Ещё раньше туда же пошли mail.ru / rambler и все остальные, по ошибке решившие что мой компьютер — их персональная рекламная площадка. Ну просто от использования всех этих «сервисов» проблем больше чем выгоды.
Большому (и туповатому) кораблю — большую торпеду.
DrPass
Ну что значит «прозрели»? Они же не на исповедь каяться пришли, а просто взглядом опытного бизнесмена увидели спрос на определённый формат услуги (к слову, лежащий на поверхности), и решили его удовлетворить.
Между прочим, я и сам с удовольствием буду платить за услуги поисковика, если
а) он действительно не будет меня отслеживать и пытаться впаривать мне всякое говно.
б) он будет релевантно искать
Darkhon
DuckDuckGo, однако, бесплатный.
DrPass
Сколько я им не пытался пользоваться, всегда упирался вот в это:
vikarti
Проверила сейчас на одном тестовом запросе
"скачать сериал <название_одной_книжной_серии_из_двух_достаточно_широкоупотребительных_слов>" (слежу я за ним, и читаю проду как выходит).
гугл: первые 6 — ссылки на разные пиратки (и теперь я знаю еще одно зеркало флибусты) но допустим ладно — текст там допустим есть, 7- PDF с каким то ГОСТом,8 и 9 — ссылки на официальную документацию по Synology (ну да — у меня есть их NAS и иногда что-то ищу по нему но запрос был совсем про другое)
10 — какой то учебник, и две ссылки на lumen database
Яндекс — пиратки, 7-й ссылкой — ссылка на страницу цикла на author.today (официальную) — ожидался именно этот ответ одним из первых, затем пиратки, а еще ссылка на кинопоиск про сериал с у которого в названии есть одно слово из запрросм + на kino.mail.ru про тот же киносериал(обзор?)
duckduckgo — вся страница пиратки кроме последней ссылки — там AT
https://searx.ru/ (другие инстансы не смотрела) — ссылки на AT нет вообще, synology и сюда прокралось, сериалов тоже нет, а так пиратки в основном
У Яндекса и DDG ответ отвечающий на запрос (ну откуда знать что я не пиратку имела ввиду). (про киносериал у яндекса — ладно — может ошибка) но при этом ссылка на официальный источник есть тоже
у гугла часть первой страницы забита вообще совершенно не имеющими отношения к запросу ссылками а официального источника просто — нет.
DDG хоть релевантнее в этом случае
Max_JK
Я заметил, что если к запросу явно приписывать «официальный сайт», то поисковик выводит его вверх почти во всех случаях. Я пробовал в гугле, но в Яндексе возможно тоже работает
dom1n1k
Я несколько месяцев пытался пользоваться DDG по умолчанию. Да, бывают запросы, когда он ищет нормально. Но в основном - плохо.
valentinoshm
Когда-то я бы согласился. Несколько раз в жизни пытался и не получалось по этой же причине, но последние ~пол года пересел полностью, в редких случаях дублируя запрос гуглом, скорее просто как дубликатом выдачи. Не могу сказать что утка хуже, в 95% случаях если не находится там то и не находится гуглом.
bgBrother
Попробуйте StartPage.com. Поиск у него лучше.
morijndael
Потому что это прокси для гугла
bgBrother
K0styan
Всё верно, тут следить с одной стороны проще - все данные на ладони. Но с другой стороны, сервер совершенно не обязан именно копить эту информацию.
Второй момент, тут ниже заметили - нынешний поиск сам по себе персонализован и выдача зависит от ваших интересов. Мы уже напрочь отвыкли от неперсонализированного поиска и, боюсь, он покажется большинству дико нерелевантным. Поэтому просто ради того, чтобы удержать пользователей, копить инфо придётся.
McStrauth
А вот тут скользко. Сервер, конечно, не обязан эти данные копить. Но серверу никто не мешает копить их. И как узнать достоверно, копит сервер это или не копит? И как узнать достоверно, что сервер и поисковик и в самом деле не следят, не передают, не анализируют?
Вопрос исключительно в доверии, потому как проверить это невозможно. А вот с доверием, прямо скажем, давно уже всё максимально плохо.
K0styan
Всё так. Но доверяют же люди Brave-у, хотя того поймали уже на подсовывании реферральных ключей в пользовательские ссылки?
jetcar
Ага напишут кусок кода который будет всё чистить :D смешно даже подумать об этом. С законным требованием удалить аккаунт не всё так просто, а тут удалять чтоб не огорчить пользователя который всё равно никак не узнает удалено или нет. Кажется бизнес не любит делать ту работу которую нельзя оценить.
K0styan
Можно просто не писать кусок кода, который будет сохранять, это даже проще ;-)
jetcar
Не проще, логирование нужно для многих целей, так технических так и бизнеса. Тупо для секьюрности что ваш аккаунт не увели и им не пользуються ещё кто-то.
K0styan
Ну, одно дело фигачить логи простынёй, пусть даже с алёртами на подозрительные действия. И другое - анализировать запросы на предмет составления профиля клиента, его интересов и прочего, складывая в аккуратную структуру.
Teplo_Kota
> а) он действительно не будет меня отслеживать и пытаться впаривать мне всякое говно.
> б) он будет релевантно искать
А вам не кажется, что это взаимоисключающие вещи? Я ещё на Дакдаке заметил, что многие поисковые запросы, когда формирую их в голове, получаются сильно зависящими от контекста. Если я вобью в Гугл «man less», то он мне покажет мануал к команде less, а Дакдак — манифест феминисток. Или вот «как варить калину» — это о приготовлении варенья или о заделывании трещин на кузове. Если я спрошу Гугл просто «std::hashmap» то он мне выдаст справку про тот язык, который я сейчас использую, а Дакдак — всегда про С++.
alexdevyatov
Вбил в Гугле сейчас ради интереса, вся первая страница про C++, кроме одной ссылки про Rust.
Teplo_Kota
Ну а вы в последний месяц про какой язык часто гуглили?
alexdevyatov
Котлин регулярно гуглю
LynXzp
Мне google выдаст php. Тут я конечно шучу, сейчас выдал С++, несмотря на то что я пишу на golang. Но когда я писал на С++ год назад — google при любой возможности выдавал php. При этом к php я только едва касался лет 10 назад.
Удивительно, но вообще для таких простых запросов мне как раз понравился duckduckgo. Да, он без контекста предыдущих запросов искал. Но карточки были отличные. По крайней мере так было. Перестал пользоваться, потому что другие запросы duckduckgo обрабатывает посредственно.
K0styan
в) в нём будет кнопка "убрать из выдачи продавцов"
Чтобы не писать руками в конце запроса: -купить -корзина -цена и т.д.
Alexey2005
Любой заядлый MMO-игрок на собственном опыте знает, что если анонс проекта обещает p2p (подписочную модель), то это значит, что донат всё равно будет, просто чуть позже.
order227
В WoW подписка и при этом нет какого-либо доната, влияющего на игровой процесс или прогресс. Игре 15+ лет, полагаю «чуть позже» давно настало и давно прошло))
Alexey2005
Речь идёт о новых проектах.
WoW — это последний динозавр, реликт давно ушедшей эпохи. Даже в EVE Online и то донат давно.
acc0unt
Так там же донат (в виде покупки подписок и продажи их на внутриигровом рынке за игровую валюту) чуть ли не с самого начала игры, разве нет?
Xuxicheta
нет. я успел несколько лет поиграть прежде чем плексы стали продавать сами разрабы. И это был очень условный донат. Но было это очень давно.
vikarti
там это менялось.
Там сначала были игры с EVE Time Code которыми можно было оплачивать подписку (а сами коды — продавались по разным каналам).
Это потом уже сделали PLEX как внутриигровой объект (по сути тот же таймкод но без таймкода и без совсем лишних последников (И риска что кто-то купит таймкодов на ворованные карты и перепродаст и что потом делать CCP?)
А еще был AURUM (который можно сделать из PLEX/ISK но не наоборот) и тратить на всякое декоративное. Именно БЫЛ.
Mapaxa864
Апать уровень за рубли — не напрямую, но влияет.
Vsevo10d
Ни на что по сути не влияет. Качнуть твинка, не проходя весь контент семи аддонов, безусловно добро. При этом хотя бы одним персом игра должна быть уже честно пройденной. Попробуйте РДД какого-нибудь вкачать в данжах - быстро захотите побегать еще и по квестам. Потом фоном найдется данж, апнете там левела четыре разом - и квесты обесценятся. Это еще где-то в Катаклизме, когда я играл, было клево и атмосферно ходить по всем этим Глубинам Черной Горы, Нордсколам, Огненным просторам, читать квесты, выбивать маунтов. Сейчас я даже не представляю себе этот гринд до актуального рейдконтента. "Не трогай свечу!" "Разыскивается Дробитель!" "Восстань, защитник мой!" - десятый, двадцатый, сотый раз. Ужс.
Mapaxa864
Ну вот сейчас например в перезапуске БК многие апнули 58 за рубли, и теперь в классические подземелья порой не найти пати, потому что побежали в БК контент.
Про актуал не скажу, давно дело было. Но еще во времена панд не было проблем, чтобы ходить в ЛФГ и апаться там.
Безусловно, может быть и хуже, когда чуть ли не пэйвол ставят, как в Аллодах было, но мой посыл в том, что Близзы не кристально чисты с вовом в этом отношении.
ПС: а вот, вспомнил. За донат можно приобрести маунта. В классике это значительное денежное вливание (в частности если качать профессии параллельно), что даёт какое-никакое, но преимущество.
static_cast
Вскрытие покажет. Но чем больше конкуренции, тем лучше. Монополистов надо переодически тыкать палочкой, чтобы не теряли связь с миром в погоне за красивыми строчками в годовом отчете.