В плане интерфейса от Google пока далеко не ушли

Два бывших топ-менеджера Google создали поисковик без рекламы и с защитой личных данных, и теперь надеются привлечь людей, которые устали от того, что «они — это продукт». Подписка на поисковик (странная фраза, правда?) стоит $4,95 в месяц. Компания уже привлекла $77,5 млн, в ней работает 60 человек, 30% из которых ранее трудились на Google. Создатели рассчитывают отобрать себе несколько процентов поискового трафика, а там, возможно, и изменить наше отношение к рекламе в Сети.


 


Социальный эксперимент


Руководители Neeva говорят: они делают ставку на то, что способ, которым Google монетизирует свои поисковые и прочие сервисы, уже устарел. Рекламная монетизация, этот первородный грех, появившийся на заре интернета, как они думают, постепенно уходит в прошлое.



Команда Neeva

Google занимается такой монетизацией уже больше двух десятилетий. Технологии отработаны по максимуму, это невероятно прибыльный и эффективный бизнес. Но пользовательский опыт, пресловутый UX, ухудшается. В угоду рекламе и рекламодателям, которые неизбежно становятся приоритетными для площадки с такой бизнес-моделью.


Когда-то нам показывали пару ненавязчивых объявлений в блоке справа от результатов поиска. Потом эти объявления добавили ещё и в самый верх поисковых результатов. Потом их становилось всё больше, и они потеряли характерный цвет фона, позволявший быстро отличать их от не-рекламы. В итоге по многим популярным поисковым запросам рекламы на первом экране пользователя оказывается больше, чем обычных результатов.


К тому же, часть из этих «обычных» результатов ведет на собственные сервисы Google, и было подтверждено, что компания отдает им нечестный приоритет. В Европе Alphabet за это оштрафовали на €2,42 млрд: обнаружили, что так она втихую продвигала свой Google Shopping (до этого — Froogle).


То есть, даже если поисковые алгоритмы у Google лучше, чем у всех остальных, в таком преимуществе мало смысла для пользователя, если доверять поисковым результатам на 100% нельзя. И, по мнению создателей Neeva, найдутся люди, которым проще будет заплатить $4,95 в месяц, чем ежедневно по 20-50 раз пролистывать страницу вниз, чтобы увидеть «реальные» результаты, за которые никто не заплатил.


Шридхар Рамасвами, генеральный директор Neeva, говорит:


Для меня это не только технологический, но и социальный эксперимент. Если бы существовал качественный продукт, который явно приносил бы вам пользу, платили бы вы за него? Или предпочитали бы пользоваться бесплатным, и мириться с постепенным поглощением его рекламой?

Создатели поисковика рассчитывают, что старая расхожая точка зрения, что никто не готов платить ни за что в интернете, окончательно умерла. За Netflix платят более 200 миллионов человек. 158 млн платят за Spotify. Почти 7 млн платят за цифровой доступ к The New York Times; 700 000 платят за Medium. И это несмотря на то, что у всех этих сервисов полно бесплатных альтернатив. Люди начинают привыкать к тому, что за потребление контента без рекламы можно платить, и это нормально.


Скотт Гэлловей, профессор маркетинга в Нью-Йоркской школе бизнеса, предприниматель и один из инвесторов в Neeva, говорит:


Захватывающий характер поиска, получение ответов на вопросы или общение с людьми — это своего рода никотин. Это плохо для вас, вызывает привыкание, но не вызывает рака. То, что вызывает у вас рак, местный табак, если хотите, — это рекламная модель. Потому что в конечном итоге со временем все, на чем компания становится сосредоточена — это сбор дополнительных данных о потребителе, чтобы в дальнейшем их монетизировать.

А заканчивается это тем, что вы сейчас видите с Google. Где Google больше не направляет вас в лучшее место на основе вашего запроса, а предлагает то место, где они смогут продолжать вас монетизировать и собирать информацию.

Google использует данные об активности пользователей для таргетированной рекламы не только на своих сайтах, но и на любых других ресурсах, где встроена реклама, идущая через компанию. Не зависящая от рекламы Neeva лишает обеспокоенных приватностью пользователей ощущения, что за ними постоянно следят в каких-то корыстных целях.



Разница в выдаче, Google vs Neeva

С моделью подписки, продуктом однозначно становится сервис, а не его пользователь. Проблема только в том, чтобы стать достаточно качественным продуктом, особенно если учитывать, что команда пока небольшая, а конкурент стартовал раньше на 23 года.


Тем не менее Рамасвами считает, что даже если они убедят всего один или два процента пользователей перейти на платный поиск, это будет огромный успех. Потому что каждый подписчик, являясь прямым покупателем, будет для его компании в сотню раз ценнее, чем один пользователь у Google. А оттуда можно уже начинать менять мнение остальных. И постепенно идти к интернету, где пользователи не являются продуктом, как в текущих платформах.


Компания не делает всё в одиночку. Neeva самостоятельно проиндексировала несколько миллиардов веб-страниц, но внизу на их сайте видно, что они также берут данные у Apple, Bing, Yelp. В числе провайдеров также Intrinio, Weather.com и Xignite. Даже Google не избежала участи: в поисковых результатах встроены Google Maps.


Вивек Рагхунатан, один из сооснователей, объясняет:


Если мы можем что-то лицензировать или купить, мы так и поступим. Пользователям все равно. И поэтому мы будем делать то, что имеет смысл для пользователей, чтобы построить максимально полезный и приятный продукт.

Внешне Neeva тоже очень похожа на Google. Это не случайно: задача платформы на данном этапе — не оттолкнуть новых пользователей. Но если задать что-то в поиск, разница между двумя системами становится заметна сразу. Если вверху поиска у Google будут рекламные объявления, у Neeva там же — обычные ссылки. На запрос «лучшие ноутбуки» Google показывает несколько строчек с сайтами-партнерами, у Neeva — экспертные оценки и обзоры. Ограничения, правда, тоже видны: эти обзоры идут только с нескольких сайтов, и большой приоритет отдан мнению PCMag.


Результаты поиска Neeva можно развернуть в том же окне, чтобы прочитать более подробные превью, не выходя из результатов поиска.


Еще одна отличительная особенность платформы— интеграция со сторонними сервисами. Вы можете подключить Neeva к таким источникам информации, как Gmail, Outlook, Google Диск или Dropbox. Можете подвязать учетную запись Slack или Jira. А потом Neeva будет включать материалы из них в результаты вашего поиска — на специальной вкладке «Личное». Google экспериментировал с аналогичными концепциями в прошлом: когда-то он внедрил результаты Gmail в поиск Google, но потом отказался от такой концепции.


В очередной раз отходя от традиций поисковых систем, Neeva заявляет, что будет передавать как минимум 20% своей выручки партнерам-издателям, информацию от которых она отображает в поиске. Первых двух она уже объявила: это Quora и Medium. Возможно, для компании это еще один способ отличиться от Google, которую часто обвиняли в использовании контента СМИ без нормальной компенсации.



Тем СМИ, которым вы доверяете, можно ставить «лайки», чтобы они отображались в выдаче

Опыт DuckDuckGo показывает, что рынок для таких поисковиков существует. Тот проект, начавшись в 2008-м с одним программистом, теперь имеет команду 129 сотрудников и оценивается в $1 млрд, недавно получив ещё $100 млн от инвесторов.


  • С 29 июня поисковик доступен по адресу https://neeva.com/. Но не для всех регионов и не для всех пользователей (компания пока что активно проводит тестирование).
  • В качестве слоганов Neeva выбрала «Здесь нет рекламы» и «Вы — не продукт».
  • По словам компании, поисковик еще будут дорабатывать, а в июле запланировано несколько крупных запусков — предполагают улучшать сервис и добавлять новые функции.
  • Первые 3 месяца поисковик будет бесплатным, потом — $4,95 в месяц. В эту стоимость входят приложения Neeva для iPhone и iPad, а также расширения для браузеров Chrome, Firefox, Safari, Edge и Brave.
  • По умолчанию Neeva хранит поисковые запросы 90 дней для улучшения подсказок, но пользователь в любой момент может удалить историю и запретить ее сохранение.

На данный момент поисковик Neeva недоступен в России, поэтому для того, чтобы воспользоваться им, потребуется VPN с IP-адресом другой страны (рекомендуется США как одна из стран с запуском на старте). Релевантная выдача русскоязычных сайтов не гарантирована.


Более подробный разбор нового сервиса, его основателей и перспектив можно (на английском) почитать у Fast Company.



P. S. Лучшие офферы от российских и зарубежных компаний — в телеграм-боте g-mate. Указываете желаемую должность и зарплату — получаете самые актуальные предложения. Без спама.