Уже в первой половине IX века в Хорезме жил и работал замечательный учёный Муххамед, прозванный Аль-Хорезми

Аль-Хорезми ок. 780 но не позднее 799 — 846 гг.
Аль-Хорезми ок. 780 но не позднее 799 — 846 гг.

(из Хорезма) – крупнейший математик своей эпохи, один из создателей алгебры. Аль-Хорезми был также крупным астрономом, он значительно улучшил таблицы движения планет, составленные Птолемеем, и изобрёл астролябию– прибор, который много веков применяли для определения широты и долготы мест на поверхности земли.

Средневековая арабская астролябия — один из древнейших астрономических инструментов для измерения горизонтальных углов и определения широт и долгот небесных тел, принцип работы основан на стереографической проекции
Средневековая арабская астролябия — один из древнейших астрономических инструментов для измерения горизонтальных углов и определения широт и долгот небесных тел, принцип работы основан на стереографической проекции

Научными центрами арабской культуры с конца X века были разные города: Каир, где при дворе правителя образованы Дом знания и обсерватория, в которой трудился известный астроном Ибн Юнус (950 – 1009г.г.),

Ибн Юнус 950 — 1009 гг.
Ибн Юнус 950 — 1009 гг.

и Исфахан, где в крупнейшей тогда обсерватории работал знаменитый поэт, учёный-математик и астроном Омар Хайям.

В Х – XI в.в. на передний план выходят три новых астрономических центра, территориально принадлежавших Средней Азии (частично нынешнему Узбекистану и Азербайджану), но по языку и культурным основам относившихся к миру арабской культуры. Одним из первых таких центров стал город Газни – тогда новая столица могущественного Ганзевидского государства монгольского завоевателя Мазмуда Газневи. Он расположен на юго-востоке современного Афганистана, немногим более ста километров к югу от Кабула. При его дворе долгое время жил и работал великий среднеазиатский учёный и мыслитель Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни (973 – 1050).

Ахмед аль-Бируни 973 — 1050 гг.
Ахмед аль-Бируни 973 — 1050 гг.

Он был родом из предместья (араб. «Бирун») города Кят – столицы древнего Хорезма.

Живя в условиях господства мусульманской религии, которая относилась к науке столь же враждебно, как и христианская, Бируни смело и уверенно выступал против религиозного миропонимания. Он считал, что в природе всё существует и изменяется по законам самой природы, а не по божественному велению. По мнению Бируни, вера в таинственные силы, будто бы существующие в природе и влияющие на судьбы людей, возникла из-за незнания законов природы, а постигнуть эти законы люди могут только с помощью науки.

Бируни внёс много нового в историю, географию и минералогию. Он был самым выдающимся астрономом своего времени. Бируни категорически утверждал, что Земля имеет шарообразную форму. Он указывал, что если бы Земля не была шарообразным телом, то многие явления природы представлялись бы нам совсем иными. Например, продолжительность дней и ночей не менялась бы в различные времена года.

Бируни был незаурядным наблюдателем и конструктором. Он построил огромный неподвижный стенной квадрант с радиусом дуги в четыре метра, что впервые позволило отмечать положения Солнца и планет с точностью до двух угловых минут. Три столетья его инструмент оставался непревзойдённым. Особенно большое внимание Бируни уделял совершенствованию астролябий. Он же сделал первый географический глобус (вернее, полуглобус) диаметром около пяти метров, с помощью которого можно было быстро определять координаты пунктов по известным другим. К сожалению, ни один из этих инструментов не сохранился.

Исходя из правильного представления о форме земли, Бируни определил длину окружности Земли более точно, чем это сделал в своё время Эратосфен. Из наблюдений над понижением линии горизонта, рассматриваемой с возвышенного места, он высчитал, что длина окружности Земли составляет в переводе на современные меры длины 41550 километров. Действительная длина окружности Земли, установленная современной наукой путём более точных измерений и расчётов, очень слабо отличается от вычислений Бируни (по современным данным – 40 075,017 километров по экватору).

Бируни занимался астрономическими наблюдениями и старался научно объяснить наблюдаемые явления, которые были загадками для современных ему астрономов. Так, он считал, что солнечная корона – сияние вокруг Солнца, видимое во время полных солнечных затмений, – вызывается потоками лёгкого вещества, подобного дыму, который вырывается из недр Солнца. Эту догадку Бируни в наше время наука подтвердила. Но, конечно, явления на Солнце, вызывающие образование солнечной короны, более сложны, чем в своё время мог думать Бируни. Он считал, что в астрономии, как и во всякой другой науке, никакие соображения не заслуживают доверия, если они не подтверждены наблюдениями и опытом.

Свои многочисленные и разнообразные исследования и результаты Бируни изложил в фундаментальных сочинениях: «Книга истолкования основных начал астрономии», «Канон Масуда» (астрономические таблицы и звёздный каталог с традиционным посвящением Масуду, сыну Махмуда Газневи), «Геодезия», «Минералогия». Первые два сочинения несколько веков служили главными учебниками астрономии в арабском мире и вообще на Востоке. Бируни с высокой точностью измерил наклон эклиптики к экватору (23*50 мин. 34 сек.) и открыл переменность этой величины. Он оценил максимальное расстояние от Луны в 64 земных радиуса (современная оценка – 63,5), измерил градус меридиана и радиус Земли.

Солнце и звёзды Бируни считал огненными шарами, а Луну и планеты – темными телами, отражающими солнечный свет. В его утверждениях о том, что звёзды в сотни раз больше Земли, звучат отголоски реальных измерений Солнца (например, Аристарха Самосского) и убеждённость в том, что звёзды подобны Солнцу. Бируни считал их подвижными и объяснял их видимую неподвижность колоссальной удалённостью. В «Каноне» он, видимо, первым отметил существование «сдвоенных звёзд», которые трудно различить лишь из-за несовершенства нашего зрения. Едва ли не первым после древних греков Бируни обратил внимание на природу Млечного пути, считая его скоплением звёзд. Бируни, возможно, впервые отметил слабое свечение неба в виде «волчьего хвоста» (зодиакальный свет) перед рассветом и после окончания сумерек. В своей «Минералогии» он впервые в истории астрономии описал метеоритный железный дождь, выпавший в Бушандже (Индия).

Сохранилось предание о том, что газнийский властитель повелел наградить учёного за посвящённый ему труд «Канон Масуда» слоновьим вьюком серебра. Бируни не принял дар. «Этот груз, – сказал он, – удержит меня от научной работы. Мудрые люди знают, что серебро уходит, а наука остаётся».

Бируни критически относился к учению Птолемея и допускал возможность движения Земли вокруг Солнца. Таким образом, за пятьсот лет до Коперника Бируни правильно представлял себе устройство Солнечной системы. Как настоящий учёный, Бируни всегда боролся против вмешательства религии в дела науки. За свои передовые взгляды он постоянно подвергался преследованиям со стороны мусульманских фанатиков, три раза был вынужден покинуть родину и скрываться в изгнании.

В XI и начале XII в. протекала жизнь и деятельность Омара Хайяма (1040 – 1123 г.г.) – великого таджикского поэта, учёного и философа.

Омар Хайям 1048 — 1131 гг.
Омар Хайям 1048 — 1131 гг.

Омар Хайям был подлинным революционером в науке. Он считал, что Земля, как и другие небесные тела, движется в бесконечном пространстве Вселенной, вращаясь вокруг своей оси. Омар Хайям утверждал, что вселенная никогда не была создана, что она существует вечно. Как и Бируни, Омар Хайям учил, что только наука может открывать законы природы и заставлять природу служить нам.

В середине XII в. крупным центром астрономии Азии стал город Мараг (на территории современного Азербайджана). Здесь в специально созданной для него в 1259 г. обсерватории, в которой трудилось около ста учёных, жил и работал выдающийся среднеазиатский поэт и философ Мухаммед ибн Хасан Насирэддин Туси (1201–1274г.г.), уроженец Хамадана (Азербайджан).

Насирэддин Туси 1201 — 1274 гг. Один из величайших острословов и возмутителей спокойствия.
Насирэддин Туси 1201 — 1274 гг. Один из величайших острословов и возмутителей спокойствия.

Насирэддин Туси – известный восточный острослов. Во всём мире он известен как легендарный Ходжа Насреддин. С его именем связано бесчисленное множество забавных историй.

Среди десятка замечательных инструментов Марагинской обсерватории выделялся стенной квадрант с радиусом дуги 6,5 м. Насрэддин Туси существенно уточнил постоянную прецессии: 51,4 сек/год (современные данные – 50,2 сек/год). В результате двенадцатилетнего труда к 1271 году был составлен новый зидж – «Ильханские таблицы» положения планет и звёзд, более точные, чем таблицы Гиппарха и Птолемея. Именно он познакомил восточных учёных со всеми достижениями древнегреческой астрономии.

Едва ли не самым известным из астрономов Востока стал Улугбек (1394– 1449г.г.),

Улугбек 1394 — 1449 гг. Скульптурный портрет восстановленный по останкам великого астронома по методу пластической реконструкции М.М. Герасимова.
Улугбек 1394 — 1449 гг. Скульптурный портрет восстановленный по останкам великого астронома по методу пластической реконструкции М.М. Герасимова.

внук грозного Тамерлана, который во второй половине XIV в. захватил власть в Средней Азии, а потом после успешных походов оказался во главе огромной империи, простиравшейся от Инда до Волги, от границ Китая до Малой Азии. Столицей государства Тимура был Самарканд. В этот город Тимур привлекал учёных, художников, строителей из других городов средней Азии и из завоёванных стран. Благодаря их трудам Самарканд украсился замечательными постройками, став одним из красивейших городов мира.

Медресе Улугбека - одна из красивейших построек Самарканда.
Медресе Улугбека - одна из красивейших построек Самарканда.

Сам Тамерлан не умел даже читать, но, обладая проницательным и острым умом, понимал важность образования. Он постарался дать своим детям и внукам лучшее из того, что было в те времена в Среднеазиатском регионе.

Изучив астрономию под руководством учёных, привлечённых в Самарканд, Улугбек сам стал производить наблюдения над небом. Он выстроил в Самарканде грандиозную обсерваторию. Таких крупных и хорошо оборудованных обсерваторий не было нигде ни до Улукбека, ни после него.

Руины угломерного инструмента в обсерватории Улугбека.
Руины угломерного инструмента в обсерватории Улугбека.

Огромное здание обсерватории, воздвигнутое на одном из холмов в Самарканде, поражало современников своими размерами и великолепием. Но ещё более замечательным было её оборудование. Она была оснащена лучшими по тому времени инструментами. Поскольку до изобретения телескопа оставалось еще более трёхсот лет, астрономы вели свои наблюдения при помощи угломерных инструментов, служивших для определения положения светил на небе и расстояний между ними, выраженных в градусах, минутах и секундах дуги. Инструменты обсерватории Улугбека были самыми крупными и совершенными для того времени.

По сравнению с унаследованными от Птолемея стенными квадрантами, квадрант обсерватории Улугбека был принципиально новым угломерным инструментом, предназначавшимся, главным образом, для измерения высоты Солнца в кульминации. В обычных квадрантах и секстантах направление на светило фиксировалось с помощью линейки (алидады), направленной по радиусу дуги инструмента. На ней укреплялись два диоптра, сквозь которые наблюдатель смотрел на светило и наводил на него алидаду. Её нижний конец при этом указывал на градуированной дуге высоту или зенитное расстояние светила в момент кульминации. Наблюдения Солнца с помощью такого инструмента часто приводило к слепоте наблюдателя.

В Х в. известный среднеазиатский мастер Аль-Хожанди изобрёл и впервые построил в городе Рей под Тегераном так называемый секстант Фахри, традиционно названый в честь тогдашнего местного правителя. Его дуга радиусом 20 метров располагалась в закрытом павильоне. Она была частично заглублена в землю. В крыше, в точке, совпадающей с центром дуги, проделывалось отверстие, сквозь которое Солнце в момент кульминации бросало луч на градуированную дугу. Луч заменял громоздкую при таких размерах алидаду. Благодаря этой гениально простой находке инструмент был безопасен для зрения. Улугбек увеличил его размеры вдвое, отчего возросла и точность инструмента.

Свет от небесного тела (главным образом, Солнца), проникал в помещение квадранта сквозь отверстие в верхней части южной стены обсерватории. Изображение светила наблюдалось на круглом белом экране с нанесённым на нём крестом, отмечавшим центр.

Портал обсерватории Улугбека.
Портал обсерватории Улугбека.

Экран мог перемещаться в полуметровом по ширине желобе, проходившем по центральной части дуги квадранта. Общая длина дуги составляла более 60 метров. Один градус на ней был равен 70,2 см., одна минута – 11,7 миллиметров, и даже угловая секунда была ещё различима для глаза (0,2 мм). Рабочей частью дуги являлся промежуток от 20° до 80°. Инструмент использовался также для наблюдений Луны и планет, правда, уже с помощью специальных подвижных визиров для наведения. Высочайшую по тем временам точность этого инструмента обеспечивала, помимо громадных размеров, систематичность наблюдений, непрерывных в течение десятков лет – полных циклов обращения этих светил. Наибольший цикл был у Сатурна – тридцать лет.

Внутреннее устройство обсерватории Улугбека. К сожалению, до нашего времени сохранилась только подземная часть квадранта и портал.
Внутреннее устройство обсерватории Улугбека. К сожалению, до нашего времени сохранилась только подземная часть квадранта и портал.

Наблюдательной площадкой служила плоская круглая крыша обсерватории, где размещались вращающийся квадрант, переносимые угломерные инструменты и песочные часы. Располагая ими, самаркандские астрономы Джемшид, Али Кушчи и другие достигли такой точности в своих наблюдениях, которая ещё полтора века спустя оставалась непревзойдённой.

Реконструкция внешнего вида обсерватории Улугбека по данным раскопок.
Реконструкция внешнего вида обсерватории Улугбека по данным раскопок.

Самым замечательным из трудов самаркандских астрономов были «Звёздные таблицы» – каталог, содержавший точные положения на небе 1018 звёзд. Этот каталог долго оставался самым полным и точным. Европейские астрономы переиздавали его ещё два века спустя. Не меньшей точностью отличались и самаркандские таблицы движения планет. Наблюдения астрономов Улугбек широко использовал для практических целей: определения географических координат различных местностей в Средней Азии.

Улугбек враждебно относился к мусульманской религии и заботился о распространении просвещения в народе. В Самарканде и других городах он открывал учебные заведения, в которых преподавались «светские» науки. Совершенно очевидно, что мусульманские фанатики ненавидели Улугбека – вольнодумца и вероотступника. В результате борьбы за власть между потенциальными наследниками 27 октября 1449 года Улугбек, вызывавший недовольство при дворе, был убит с согласия собственного сына.

Так преждевременно оборвалась жизнь Улугбека, а затем и деятельность объединившихся вокруг него учёных. После гибели Улугбека в стране началось гонение против науки и учёных, которые были вынуждены оставить страну. Вскоре мусульманские фанатики разрушили ненавистную им обсерваторию, и развалины её с течением времени сравнялись с землёй. Само местонахождение обсерватории было забыто. Только трудами советских учёных удалось обнаружить руины обсерватории Улугбека и составить полное представление об этом великолепном для своего времени сооружении.

Результатом разобщения крупных государств Средней Азии и Ближнего Востока стали постоянные войны как с единоверцами, так и с соседями-христианами. Это привело к укреплению ислама как единственно верной идеологии. Следствием этого стали усиления гонений на критически мыслящих учёных и закат арабского ренессанса.

Великолепный осколок. Отрасли биологии и медицины по ту сторону баррикад...

Но вернёмся в Европу. В 395 году после смерти императора Феодосия некогда могущественная Великая Римская Империя окончательно разделилась на две части: Западную Римскую империю, прекратившую своё существование в 476 году под натиском варварских племён, и Восточную Римскую империю (Византию), просуществовавшую ещё десять веков и давшую старт процессам, навсегда изменившим облик Европы и мира.

После распада Великой Римской империи в развитии научных знаний на некоторое время наступила стагнация. Переход от рабовладельческого строя к феодальному привёл к децентрализации Ойкумены, а экономические трудности потребовали от людей отказаться от теоретизирования в угоду практическим знаниям. Прежде всего, к таким знаниям относились сельское хозяйство, медицина, архитектура и картография. Однако в основу всех знаний была положена не только античная философия, но и теология.

Основными источниками знаний по медицине в Византийской империи были «Гиппократов сборник» и сочинения Галена, извлечения из которых служили базисом для компиляций, соответствующих духу христианства. Поиск научного объяснения природы болезни приостановился. На первый план вышло изучение практических приёмов лечения, выработанных в предшествующие столетия.

Предметом особенного пристального изучения стали лекарственные средства. Интерес к ним был настолько велик, что ботаника постепенно превратилась в практическую область медицины, занимающуюся исключительно целебными растениями.

Некоторые византийские врачи излагали собственные результаты наблюдений, уточняя более ранние описания отдельных растений и их лечебные свойства. Однако основными источниками знаний по лекарственным растениям стали труды Теофраста и римского врача Дискорида, которые на следующие шестнадцать веков заняли главенствующую позицию в этом разделе знаний.

Со временем приготовлением лекарственных средств начали интересоваться химики-ремесленники. Поскольку химии как науки в период раннего Средневековья ещё не существовало, в это время происходило количественное и качественное накопление сведений практического характера, составлялись специальные руководства по производству разнообразных веществ, главным образом, красителей и лекарств. В позднем Средневековье значительную роль сыграло развитие алхимии, ставшей важным этапом развития как наук вообще, так и химии, в частности.

В IV – VII в.в. создавались многотомные энциклопедические своды. Этот период времени оставил большое количество письменных источников на медицинскую тему.

Одним из выдающихся врачей того периода был грек Орибасий (325 – 403 г.г. н.э.) из Пергама. Медицину он изучал у знаменитого врача Зенона с Кипра, в крупнейшем центре медицинских знаний Средиземноморья – Александрии.

Орибасий жил в переходный период, когда Римская империя как единое целое ещё существовала, но фактически уже приближалась к распаду. Во второй половине IV в. Орибасий жил и работал в Константинополе, где стал другом императора Юлиана Отступника (360 – 363 г.г.), племянника Константина Великого. Получив блестящее образование в Афинах, Юлиан был большим поклонником Платона и греческого искусства. Он не принял христианского вероучения (за что и был прозван Отступником) и всячески стремился сохранить наследие античной цивилизации. Именно по его предложению Орибасий в 361 г. составил свой энциклопедический труд «Врачебное собрание» в семидесяти двух книгах, из которых до нас дошли двадцать семь. В этом труде он обобщил и систематизировал врачебное наследие от Гиппократа до Галена, включая труды Геродота, Дитоскорида, Диокла и других греческих авторов. О многих сочинениях античных авторов мы знаем лишь то, что успел нам сообщить Орибасий.

По просьбе своего сына Евстафия, который изучал медицину, Орибасий составил сокращённый вариант своего свода, так называемый «Синопсис» в девяти книгах, ставший пособием для изучения медицины. Ещё более кратким извлечением из «Синопсиса» явилась другая известная работа Орибасия «Общедоступные лекарства». Она предназначалась для людей, не имевших врачебного образования и занимавшихся приготовлением лекарств в домашних условиях. Оба труда были переведены на латинский язык в V в. н.э. и дошли до нас в полном объёме.

Кроме Орибасия, в истории Византии было ещё несколько энциклопедистов-медиков. Среди них имеет смысл выделить Аэция (502 – 572 г.г.) из Амиды, который считается первым врачом-христианином. Образование он также получил в Александрии, а затем служил врачом при дворе императора Юстиниана. Основное сочинение Аэция по медицине «Четверокнижие» написано в шестнадцати томах и, в свою очередь, является компиляцией трудов Орибасия, Галена, Сорана, а также содержит рецепты из более ранних источников Египта и Эфиопии, охватывая практически всю медицину Средиземноморского региона того времени.

Современником Аэция является Александр из Тралл (ок. 525 – 605 г.г.). Он был братом архитектора храма св. Софии в Константинополе. Основной свой медицинский труд он посвятил внутренним болезням и их лечению. Основой для этого труда послужила собственная врачебная практика Александра. Его энциклопедия состояла из двенадцати томов и пользовалась авторитетом на протяжении всего периода Средневековья. Переведённая на латинский, сирийский, арабский и еврейский языки, она была широко известна как на Западе, так и на Востоке, где Александра ещё при жизни называли Целителем.

От других врачей того периода Александра отличала точность в постановке диагноза и стремление выяснить причины болезней. По его мнению, врач «обязан открывать для пользы человечества всё, что признает верным на основании опыта». Основываясь на собственном опыте, он не соглашался с некоторыми выводами Галена и критиковал их. Основной же задачей врача Александр считал профилактику. Он много путешествовал, жил на территории Греции, Италии, Галлии, Африки и умер во время эпидемии чумы в Риме, куда был приглашён в качестве архиарта города папой Григорием Великим (590 – 604 г.г.). Это была одна из первых грандиозных эпидемий чумы – «чума Юстиниана», которая из Египта прошла опустошительным маршем по всему Средиземноморью и обосновалась там почти на шестьдесят лет. В одном лишь Константинополе на пике эпидемии в 524 году ежедневно умирало несколько тысяч человек.

Видным врачом Византии был Павел с острова Эгина (625 – 690 г.г.).

Павел из Эгины 625 — 690 гг.
Павел из Эгины 625 — 690 гг.

Его деятельность неразрывно связана с Александрией (Египетской), где он обучался и работал, когда Египет входил в состав Византийской империи. После завоевания Египта арабами Павел высоко ценился как хирург, акушер и преподаватель.

Павел составил два больших сочинения: труд о женских болезнях (до нас не дошедший) и медико-хирургический сборник в семи книгах. Труд Павла отличается оригинальностью мысли, ясностью изложения и чётким знанием предмета. Греческий Восток рано узнал и оценил его, латинский Запад пользовался этим трудом на протяжении всех Средних веков. Особый интерес представляет шестая книга этого сочинения – итог развития хирургии к VII в. Это учение о переломах, полостная, военная и пластическая хирургия.

В эпоху Возрождения многие медицинские факультеты (например, Парижского университета) предписывали преподавать хирургию только по сочинению Павла. Описанные им радикальные операции считались классическими вплоть до XVII в., а сам Павел из Эгины почитался самым смелым хирургом своего времени.

Необходимо отметить, что со временем византийские врачи стали использовать не только античное наследие, но и опыт арабоязычной медицины. Широкую известность получили прописи арабских лекарственных средств. Ясно, что влияние арабов ощущается в более поздних сочинениях византийских авторов. Среди таких трудов сочинение о свойствах пищи Симеона Сифа и книга по лекарствоведению Николая Мирепса, которую использовали в преподавании в Европе вплоть до XVII в.

В 1435 году под ударами турок-осман Византия навсегда прекратила своё существование. Но, будучи центром православного мира Средних веков, она имела тесные связи с Русью. Именно от Византии Русь приняла эстафету православной культуры, и, прежде чем отправиться в средневековую Европу, посетим Русь и попробуем разобраться, как обстояли дела с развитием естественных наук и медицины на территории, со временем ставшей крупнейшим государством в мире и подарившей мировой культуре и науке выдающихся учёных и врачей. Отправляемся домой – в Древнюю и Средневековую Русь.

Статья написана врачом Артемием Липилиным и опубликована в научном сообществе Фанерозой

Источники
  1. Бублейников Ф.Д. Очерки развития представлений о земле. М. изд-во Акад. наук СССР, 1955.

  2. Всехсвятский С.К. Как познавалась вселенная. М., Гостехиздат, 1955.

  3. Засов А.В. Э.В. Кононович Астрономия. М, Физматлит, 2011

  4. Куликовский П.Г. Справочник любителя астрономии. М., URSS, 2013

  5. Куницкий Р.В. Развитие взглядов на строение солнечной системы. М., Гостехиздат., 1955.

  6. Огородников К.Ф. От первых наблюдений звёзд к современной науке о строении Вселенной. Л., 1953.

Комментарии (33)


  1. AlekseiBorisov
    17.08.2021 11:32
    -3

    Когда я слышу о замечательных арабских учёных, то стараюсь посмотреть, а не было ли там какой Римской колонии? Обычно бывает.
    А то вокруг резня, кочевники, война и грабежи столетиями. А в городах культура, наука, искусства. Даже портреты и скульптуры мусульманских учёных. Ага-ага.


    1. RigelNM
      17.08.2021 12:19
      +5

      Мимо! На их культуру повлияли скорее греки - Диадохи, Птолемеи… А упадок начался с развала халифата. Так что в то время когда вся Европа рубилась друг с другом за правоверных христиан, культурные мусульмане развивали астрономию, химию, устраивали турпоездки в дикую Европу и издавали путеводители. А динар арабского халифата был долларом сша.


      1. AlekseiBorisov
        17.08.2021 12:40
        +4

        К тому времени, когда появились мусульмане, греки уже пол-тыщи лет жили в Римской Империи, столица которой была в Константинополе. И птолемеи тоже.
        Есть такое конспирологическое мнение, что "арабская мудрость" появилась из европейской традиции ссылаться на древние авторитеты. Изобретёт какой итальянец или француз что-нибудь математическое, у Пифагора не прописанное, ну так возьмёт в соавторы кого-нибудь из мёртвых арабов. И солидно, и гонораром делиться не надо :)


        1. Bedal
          17.08.2021 15:06

          Вы правы в том, что в научной славе арабов значительную роль сыграла Европа. Но конкретная причина в том, что Европа после Рима просрала все полимеры практически всё потеряла. Восстановление знаний шло от тех, кто воспринял и сохранил: от византийцев (массово побежавших от турок после разгрома Византии), и… от арабов, да.
          В те века Европа была чуть ли не самым отсталым местом Евразии. Когда Диаш плыл в Индию, то, в числе прочего вёз королевские подарки местным лидерам. И его посадили за издевательство. Ещё бы, дарить султану медный тазик…
          А вот арабы были вполне на уровне, пока халифат не развалился, да крестовые походы не научили религиозной резне.
          Почему вдруг Европа так ускорилась в развитии и буквально за пару веков оставила всех далеко позади — единого мнения нет. IMHO, наибольшую роль сыграла технология изготовления пороха.


          1. AlekseiBorisov
            17.08.2021 15:36

            Я тут уже писал, что Византия это и есть Римская империя, вот прямо по документам. Иногда было два императора на две столицы, иногда один. И если посмотреть границы римских колоний, то там будет очень далеко на Восток. Причём строили очень основательно, то что сохранилось в Ливии и Ливане и сейчас поражает.
            Упадок Западной Европы это такая же сказка как Татаро-монгольское нашествие на Восточную Европу. Всмысле, надо было как-то прикрыть малочисленность и низкий культурный уровень населения. Но тут лучше не вдаваться в подробности, опасно.
            Есть много таких скользких моментов. Например, высшие касты в Индии и старые самурайские кланы в Японии не совсем местные, а как бы это сказать, отдалённые потомки Диаша...
            Насчёт бурного развития Европы да, есть разные варианты. Мне вот одна психологиня в шутку сказала, что таких как мы с ней в старые времена убивали маленькими. Каких таких? А тех, из кого получаются врачи, инженеры, учёные, программисты. Люди с шизойдным складом личности. Задумался над своими мыслями, сенсею не поклонился, и получил дубиной по голове. Или просто делёжку еды пропустил, и всё. А на Западе сделали монастыри, университеты, и даже офшорное программирование, в результате мы как-то выживаем :)


            1. Bedal
              17.08.2021 15:53

              Византия это и есть Римская империя
              Безусловно, это так. Но вот связи Европы как территории, с Византией были весьма слабы. Византия владела некоторыми территориями по побережью вплоть до Испании, но побережьем её влияние и ограничивалось. В то время как для основной Европы то, что происходило на берегах Средизменого моря, было не слишком влияющим. Например, подражая былому (до смешного, в стиле карго-культа) непременно старались объявить себя римскими императорами — полностью игнорируя существование римского императора в Византии (скорее, даже не зная про него толком).

              А вот после падения Византии образованный народ и библиотеки достаточно массово переселился на Запад.
              Упадок Западной Европы это такая же сказка
              Имеющая великое множество вполне материальных подтверждений. Одно только перекрытие каналов поступления папируса уменьшило количество текстов в сотни раз. И потому, что пергамен много дороже, и потому что писать на нём гораздо труднее. То, что мог переписать один писец за день на папирусе, требовало недельной работы целой группы переписчиков. На распространение и сохранение знаний это оказало немалое влияние.
              И это только один фактор.
              отдалённые потомки Диаша
              Я специально не упомянул вторую часть событий :-) Выбравшись из тюрьмы, он уничтожил из пушек тамошний флот и, кажется, половину города. Опять порох — установка пушек на корабли потребовала многократного их упрочнения, и «вдруг» оказалось, что кораблики стали выдерживать океанские плавания. Здравствуй, эпоха Великих географических открытий.
              таких как мы с ней в старые времена убивали маленькими.
              Психологиня-то могла такое сказать, психологам знать что-либо не обязательно. Но Вы-то зачем такое повторяете? :-) В Европе потребность в населении была огромной, избавляться от детей — вот за это могли и казнить. Не зря запрет абортов так в христианстве закрепился.


              1. AlekseiBorisov
                17.08.2021 17:40

                Мы сейчас избалованы автомобилями и железной дорогой, но раньше было всё по-другому. Дороги были только по морю. Поэтому Константинополь и Александрия были рядом с Римом, Венеция далеко (с другой стороны полуострова), а какой-нибудь Милан вообще в глуши, куда по воде не добраться.
                Вот эта потребность во флоте во многом определяла нужду в науке и людях особого склада. Нужна навигация в открытом море. Нужны большегрузные суда. Нужны математики и инженеры. Т.е. люди с рациональным самостоятельным мышлением. Что в общем-то противно человеческой природе, так как человек - животное общественное.
                Вот про это явление и говорила психологиня - "умников не любят". Или по-крайней мере не одобряют. И соответствующие качества у людей тогда не развиваются, нет индивидуального сознания, нет осознания себя как отдельной личности. В этом и отличие "западного" менталитета от "восточного".
                Причины там конечно не только в морской торговле, там и религия удачно наложилась на это дело, но тем не менее, родина "западной" философии - это Древняя Греция и Рим.


                1. vesper-bot
                  17.08.2021 17:54

                  Эм. Где Рим и где Константинополь? ЕМНИП от Рима даже по морю до Венеции ближе, чем до турок. Александрия поближе, Карфаген ещё немного поближе, но все равно ужасно далеко — пусть и умели в те времена пересекать Средиземное море, но маеты с путешествиями хватало.


                1. Bedal
                  17.08.2021 19:55
                  -1

                  Что в общем-то противно человеческой природе, так как человек — животное общественное.
                  Выделю этот элемент Вашего коммента, чтобы выразить несогласие. Это слишком сильная примитивизация, и ничего, кроме некорректной импликации, не получится.


                  1. AlekseiBorisov
                    17.08.2021 20:15
                    +1

                    Вообще-то это была цитата :)
                    И автор цитаты жил в такое время, когда изгнание из общества, "остракизм", означал верную смерть. Так что это не фигура речи, а самая что ни на есть объективная реальность.
                    Увы, не было тогда ни соц.обеспечения, ни пенсионного фонда, ни пособия по безработице. Если человек один, сам по себе, то его кто-нибудь быстренько убивал и сжирал (в лучшем случае). И такое положение вещей длилось сотни тысяч лет. Так что определённые социальные инстинкты успели сформироваться.
                    Коллективизм, эмпатия, доверие и прочая соборность помогла людям дожить до начала цивилизации, и они же мешают в эту цивилизацию вступить как следует. Потому что это путь для одного, нужно перестать верить в людей, и поверить своему разуму.


                    1. phanerozoi_evidence Автор
                      17.08.2021 21:15

                      Согласен. Просто есть люди, которые книги по философии вероятно видели только по обложке. К тому же не знать самые известные слова Аристотеля начитанным людям должно быть стыдно, но это начитанным и многознающим стыдно на самом деле.... Я кстати читал перевод сочинения о политике Аристотеля, только там по моему цитата чуть по другому звучала, но хотя это от перевода зависит. Тем не менее на счет, что человек животное, это и не примитивизация от слова совсем, ибо в современном мире так оно и есть. Об этом в свою очередь лично у меня было интервью с известным антропологом Станиславом Владимировичем Дробышевским, в котором мы также обсудили, что все социальное в человеке вышло из биологического. Оно есть и здесь на хабре


                    1. Bedal
                      24.08.2021 11:42
                      -1

                      «Общественное животное» — не то же самое, что «умрёт, если прогонят». Общественное животное — своего рода синоним эусоциальности (у которой есть множество вариантов и почти синонимов). И можно было бы многое здесь обсудить — и общественных животных-термитов, и отличия общественных животных-млекопитающих с эстральным циклом от таких же с менструальным…
                      Ровно потому я и написал, что у вас очень уж грубый уровень обобщения. Но не отрицал роли эусоциальности в самом появлении человека разумного (более того, считаю, что это важнейшая составляющая).


                      1. AlekseiBorisov
                        24.08.2021 12:44
                        +1

                        Читал я записки одного царского жандарма, так он рассказывал как хорошо было раньше, посадишь человека в одиночку на пару дней, так он потом готов часами всё о себе рассказывать, только бы с живым человеком пообщаться. А как пошли всякие революционеры-народники, так многие в свою книжку всунутся и требуют чтобы ещё принесли :)


                      1. Bedal
                        24.08.2021 13:48
                        -1

                        Хехе, эко махнули в романтику… Я ведь изначально писал о государственной реализации, «советском коммунизме», а не о революционных вьюношах с горящими глазами.
                        И да, что касается «самой читающей в мире» — во-первых, это не то чтение, которое у народников, и, во-вторых, всеобщее качественное образованиие — исторический феномен классического капитализма. И, поскольку (если верить Ленину) фактически в СССР строился (и был построен) госкапитализм — этот феномен и на СССР распространился.
                        Как классический капитализм ушёл из лидеров экономики — так и образование развалилось. О чём я горюю, хотя и понимаю, что — не вернуть, как ни старайся.


                      1. phanerozoi_evidence Автор
                        24.08.2021 13:51

                        То что Вы писали о советском коммунизме не имеет отношение к советскому коммунизму. Собственно как и в любом вопросе о котором Вы пишите...


                      1. phanerozoi_evidence Автор
                        24.08.2021 13:02

                        Общественное животное — своего рода синоним эусоциальности (у которой есть множество вариантов и почти синонимов). И

                        Чего? Вы вообще понимаете, что такое эусоциальность, или Вы только Кевина за всю жизнь прочитали? Эусоциальность требует наличие строгих каст и отличается от всех других социальных систем, потому что индивиды одной социальной касты, как правило, обычно теряют способность выполнять по крайней мере одно поведение, характерное для индивидов другой касты. Рабочие муравьи не способны становиться солдатами, трутни не способны встать на защиту улия. Есть куча научных статей по поводу эусоциальности. А то что пишите Вы это наукообразные термины, о которых Вы совершенно не имеете понятия. И то что Вы пишите это полная аньинаучная чушь.


                      1. phanerozoi_evidence Автор
                        24.08.2021 13:47

                        Общественное животное — своего рода синоним эусоциальности (у которой есть множество вариантов и почти синонимов). 

                        Может стоит проконсультироваться у специалистов, прежде чем догмировать вот это вот все=))))


            1. Bedal
              17.08.2021 19:52

              назвать коммунизм религией все же нельзя
              почему бы? Лидер, переходящий в легенду есть. Мощи — есть. Житий разных апостолов написано в количестве. Молитвенные собрания, обязательное упоминание в первом абзаце, «всё, как у людей». Трудно даже придумать что-то, входящее в понятие «религия», чего не было бы в советском коммунизме.
              постулаты которой вошли в прямое противоречие с данными физики
              и Вы называете это не религиозным признаком?


              1. phanerozoi_evidence Автор
                17.08.2021 20:03

                Цитирую слова автора. Пунктуация и речь передана дословно.

                Я своих убеждений не скрываю и ими горжусь, мы живём во времена когда мало у кого они остались))) Они пишут "коммунист" так, как будто это что-то плохое))) Ну да, ну да, в одном из следующих очерков у меня будет раздел посвящённый вопросу почему европейская наука зародилась в монастырях, и к чему это привело.... Диалектика... Хотя для людей у которых "коммунист" - это ругательство, диалектика это что-то предельно далёкое, я понимаю) Конкретно в этом очерке не было ни слова про Халифат, там про учёных средней Азии, и достоверно известно, что они были мусульманами. И кстати, ни у мусульман, ни у иудеев монастырей не было, а наука двигалась вперёд, интересно как так?) Да. некоторые вопросы перед учёными действительно ставила исламская религия (как, впрочем и перед христианами, иудеями буддистами etc...), опять таки диалектическое противоречие, ничего нового. Ну как бы биографии, и аль-Бируни, и Улугбека намекает нам на непростые отношения между исламом и представителями науки, и комментаторы бы точно это знали если бы прочитали дальше приведённого абзаца)..Но демагоги такие.. Вот не хотел я трогать тему трагедии советской генетики (слишком личная для меня эта тема), но видимо придётся, раз люди не6 понимают почему это произошло... Но в целом забвно.


                1. Bedal
                  24.08.2021 11:47
                  -1

                  Смысл моего комментария был в том, что религия сама по себе не является противоположностью науки и никак ей не мешает.
                  Скорее, всё же является — но только как одна из компонент общественного сознания. С тем, что «есть религия и наука как непримиримые понятия, и больше ничего вокруг» — неверно, согласен, конечно.
                  И, всё-таки, коммунизм (в советской реализации, речь не об экономической теории) вполне быстро и чётко стал превращаться в религию. Окончательно ей не стал — просто времени не хватило, процесс этот не такой быстрый. Но.


                1. phanerozoi_evidence Автор
                  17.08.2021 23:30

                  Судя по тому, что ваш подопечный уже начал с заходов о том, что ни у кого не осталось убеждений(кроме него конечно),

                  Силлологизм, а также ложь типичные демагогические приемы. Ибо в оригинале:

                  Я своих убеждений не скрываю и ими горжусь, мы живём во времена когда мало у кого они остались))

                  Забавно читать

                  Судя по тому, что ваш подопечный уже начал с заходов о том, что ни у кого не осталось убеждений(кроме него конечно), диалектических противоречий и тому, что он всем объяснит почему были гонения на генетиков(а как насчет кибернетиков, биологов в целом, физиков, философов и так далее?) т.к. люди "не понимают" могу предположить, что так и будет.

                  Ибо об этом можно 1) написать; 2) какое это имеет отношение к данной статье? Про генетику вы заговорили, как и про Халифат и монастыри, которых тоже в статье не было.. Эта ваша цитата содержит тройное комбо из демагогических приёмов: подмена понятий и порочный круг ну и ложь как говорилось выше.

                  Но факт того, что вы даже не выдаете вашим друзьям доступ к аккаунту с которого вы пишите сводит даже это зыбкое желание на нет

                  Аппеляция к очевидности. И аргумент к не знанию. Ибо на деле этим аккаунтом владеют три человека, три лидера: Марго, Я и Саша. Почта аккаунта вообще создавалась Александром. Мои друзья если захотят смогут зайти и написать с почты и нет такого, что мы не выдадим доступ. Никому не надо. Артемий и регаться пока не особо не хочет и с аккаунта заходить... Здесь на хабре статьи мои, Марго, Люды, Артемия и Муси и с Кэшом наша общая. Муся если захочет написать здесь с фанерозоя, проблем опять же нет. Касаемо Люды и Кэша— у них свои аккаунты Vorona Dragon и Kesh Korvus. Марго доступ имеет абсолютный, а остальным пока зачем доступ к почте? Если их статей здесь еще нет и они не очень знают, что публиковать в принципе? Вопрос риторический... Всего доброго.


            1. phanerozoi_evidence Автор
              17.08.2021 20:27

              Можете попробовать написать нашему коммунисту, если хотите. Его ответ ниже скинут. Вступать с Вами двумя в полемику я не хочу и не желаю.


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


    1. AlekseiBorisov
      17.08.2021 14:07
      +1

      Ну, всё же религия и наука вещи разные, и в основах своих взаимоисключающие.

      Базовый научный принцип "ставить всё под сомнение" часто ставит крест на самой науке в религиозном обществе.
      Другое дело, что занятие богословием способствовало развитию логики и публичным дискуссиям, а религиозные школы были единственными образовательными учреждениями.
      В результате, европейскую математику например, развивали в основном священники и юристы :)


      1. phanerozoi_evidence Автор
        17.08.2021 14:26

        В нашем сообществе выходила статья у Артемия о возникновении наук и про то, что наука зародилась в монастырях это не совсем правда, скорее монстырское дело не мешало развитию науки. Вот тут наш автор писал про Индию https://vk.com/wall15342645_58599. Поэтому контактировать с lssp лучше не надо, он Вам только настроение испортит, а доказать Вы ему ничего не сможете. Так что не нужно кормить таких персонажей=) P.s Ну и ad homeniem конечно само за себя говорит=)


      1. phanerozoi_evidence Автор
        17.08.2021 14:37

        Вообще у нашего автора целый цикл статей от Каменного века до наших дней. Я просто вырываю из этого цикла те, которые соответствуют тематике хабра. Статьи хороши тем, что это как антология и вполне самостоятельное произведение и даже без прочтения приквела погружает читателя в качественно написанный текст, но полный цикл статей конечно дополняет этот книжный сериал, но увы здесь уже не получится выложить все, а если получится, то не по хронологическому порядку, что уже не будет иметь вау эффекта


        1. Bedal
          17.08.2021 15:15
          -1

          Одни стереотипы подменяются другими, стереотип о вечной ценности науки как противоположности религии растёт корнями из времён Великой Французской революции. На самом деле многое, что кажется вечной ценностью — является историческим феноменом, имеющим и начало и конец. Например, качественное всеобщее образование — феномен классического капитализма, и оно уже кончилось. Когда-то, возможно, и наука тоже канет в лету.

          Говоря же о противостоянии религии и науки нужно учитывать, что главное — в состоянии и потребностях общества в целом, религия всего лишь одна из его составляющих. Очень хороший пример как раз представляет советское общество: коммунизм быстро перерос из экономической теории в религию — и начались гонения на науку. Но была нужна атомная бомба — и соответствующая наука развивалась.

          Но, всё же, Вы это зря — всё равно сейчас набежит разместитель текста и устроит срач, потому что сам он знает мало и подменяет знания руганью.


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00