Привет, меня зовут Саша, я старший инженер в МегаФоне. Поделюсь летней историей про обрыв ВОЛС (волоконно-оптической линии связи) с необычным и трогательным финалом.

Все привыкли, что на телефоне горит LTE или на крайний случай 3G в городе и дико раздражает, когда видишь E (EDGE) и пару антенн рядом. Ни в соц сети ни зайти, ни пост выложить или видео посмотреть. Одним словом - «боль». Вот почему такое может происходить.

В выходной день случилась авария на линии - отключилось множество оптических линков. Линки - логические соединения между сетевыми элементами, например, соединения между коммутаторами

Как решается авария на линии?

Так выглядит сбой на линии
Так выглядит сбой на линии

Дежурная смена ЕЦУС (Единый Центр управления сетью) в Санкт-Петербурге незамедлительно оповестила дежурного инженера полевой эксплуатации (ПЭ) о предположительном обрыве ВОЛС. Обычно таких аварий происходит 1-2 в день и это только по Москве и Московской области. Мы стараемся устранять такие аварии максимально быстро. Обрыв ВОЛС, как правило, влияет на работу большого количества базовых станций (БС). Все зависит от количества подвязанных станций на поврежденный сетевой элемент. (Есть узел, к которому подходит оптоволоконная оптическая линия связи и от нее по радиорелейным каналам расходится сигнал на другие БС). Для мобильных пользователей это обернётся низкой скоростью, либо даже отсутствием, пакетной передачи и проблемами с голосовой связью.

Что же дальше происходит внутри?

Задача дежурной смены ЕЦУСа  - мониторить соединения, чтобы определить, где работает, а где нет. Если соединение разорвалось, создается аварийный «инцидент». Далее следует выход на сцену инженеров полевой эксплуатации (ПЭ). Параллельно инженеры второй линии ЕЦУС анализируют возможность переключения трафика на резервные направления, чтобы снизить влияние на мобильных абонентов и фиксированных клиентов, и на телефонах опять появился знак LTE.

Первая задача инженера ПЭ - локализовать предположительный участок обрыва. Без уточняющих измерений он локализуется с малой точностью: искать обрыв, не выполнив оптических измерений, – это как искать иголку в стоге сена.

Как представляют локализацию аварии не инженеры
Как представляют локализацию аварии не инженеры
Как выглядит схема соединений в реальности
Как выглядит схема соединений в реальности

Для определения физического места аварии, нужно смотреть схемы прохождения кабелей и схемы организации линков. На локацию мы вызываем нашего инженера и профильную подрядную организацию, которая помогает нам обслуживать ВОЛС. На месте они ищут место повреждения с помощью рефлектометра на ближайших базовых станциях. После измерений можно с точностью в несколько десятков метров понять место обрыва, что уже немало.

Рефлектометр - прибор показывает расстояние от базовой станции до места разрыва
Рефлектометр - прибор показывает расстояние от базовой станции до места разрыва

Проведя измерения и проанализировав документацию на кабель, дежурный полевой эксплуатации понял, что обрыв попадает примерно на один из телефонных колодцев в лесополосе, и строительных работ, которые зачастую становятся причиной разрыва, рядом нет.

Дежурный инженер и профильная подрядная бригада обследовали локацию и обнаружили открытый телефонный колодец, в котором лежат кабели всех сотовых операторов. Видимо, кто-то забыл его закрыть после окончания работ. Наша задача - починить линию, поэтому искать виновного будем после. Когда мы заглянули в колодец, то очень удивились увиденному, там была  ... СОБАКА!

За год с подобными ситуациями мы сталкиваемся от силы раз или два. Причина аварии была очень милой и напуганной. А из всех оптических кабелей она почему выбрала и перегрызла именно наш.

С помощью подручных приспособлений и куртки пса извлекли. Он не пострадал и был оперативно отпущен по своим срочным собачьим делам. Убежала собака очень быстро))).

Оптический кабель восстановили: вырезали кусок поврежденного кабеля, проложили вставку, и кабельщик-спайщик сварил оптические волокна. Люк закрыли, совершили обход других колодцев на этом участке для проверки – все они были закрыты.

Так выглядят работы по восстановлению оптического кабеля. Для сварки оптических волокон используется специальный сварочный аппарат.

 Абоненты довольны, собака живая – инженер счастлив!

Какие истории и подробности будней инженеров вам интересны? Расскажите, и мы погрузим вас в рабочие процессы более детально.

Комментарии (18)


  1. Lirix_vladimir
    28.09.2021 12:07
    +4

    там же бронированные кабеля. это собака так вас позвала на помощь. очень постаралась для этого.


  1. eurol
    28.09.2021 13:19
    +1

    А вообще правильно писать «при чём тут собака»…


    1. MegaFon
      29.09.2021 13:49

      Да, ошиблись. Исправили)


  1. emashev
    28.09.2021 13:26
    +1

    Могли бы и накормить, хз сколько она там просидела.


    1. eurol
      28.09.2021 16:27

      Скорее всего, для этого пришлось бы ее держать и успокаивать долго.
      Мы как-то вызывали экстренную службу, чтобы пса из колодца достать, так он как оказался на суше, сразу ломанулся убегать. Конечно, у него ничего не вышло, ведь веревка была привязана к забору, но дернулся он очень сильно.


  1. ZekaVasch
    28.09.2021 14:14

    А сколько обычно дают времени на устранение?

    А то я вот с грустью смотрел на базовую станцию красного оператора возле своего дома. К ней по погодным условиям в прошлом году дважды обрывало линк. Он точнее просто лежал и по нему все ходили.

    Так вот 2 недели починки это прям оптимистичный срок.


    1. fregatmf Автор
      01.10.2021 09:35

      Обычно уходят 24 часа


  1. pda0
    28.09.2021 14:16
    +14

    Watchdog на оптике…


  1. Yuribtr
    29.09.2021 07:36
    +1

    Напомнило анекдот:

    Деревенская бабка вызвала телефонного мастера. Мастер приходит:

    — Что случилось?

    — Мне говорят что я очень долго не подхожу к телефону, не все дожидаются и бросают трубку думая что меня нет. Но я к телефону сразу подхожу! Ещё почему-то собака скулит всегда перед самым звонком. Она ясновидящая?

    Мастер открыл распределительный шкаф, достал мобильник и позвонил бабке. Телефон зазвонил не сразу, а только после того, как собака заскулила.

    Покопавшись в проводах мастер выяснил что: 

    * Собака привязана к заземлению телефонного провода железными цепью и ошейником;

    * Заземлитель плохо присоединён к громоотводу, разрывая, тем самым, цепь;

    * Собака получала 90 вольт при входящем звонке;

    * После нескольких ударов тока собака начинала скулить и писалась;

    * Увлажнённая земля замыкала цепь и телефон звонил.


  1. ARyndin
    29.09.2021 13:53

    С помощью подручных приспособлений и куртки пса извлекли. Она не пострадал и был оперативно отпущен по своим срочным собачьим делам.

    Или Он, или не пострадала м была отпущена


    1. MegaFon
      29.09.2021 13:54

      Ребята не успели определить пол)


  1. vit41ik
    29.09.2021 13:54

    Мне кажется, что собака гуляла по полю, попала в беду(колодец), своими силами несмогла выбраться и позвала на помощь человеков(перегрызла первый попавшийся кабель).


    1. MegaFon
      29.09.2021 13:55
      +1

      Животные умнее, чем мы думаем


    1. Lirix_vladimir
      29.09.2021 14:40

      Я о том и написал выше. Это была не паника, иначе другие кабеля бы пострадали. Она целенаправленно перегрызала бронированный кабель. Это очень сложно сделать. Но она сумела.


      1. fregatmf Автор
        01.10.2021 09:56

        В кабельной канализации обычно не используют бронированный кабель


        1. Lirix_vladimir
          01.10.2021 10:02

          Сколько по колодцам кабелей не кидал, все в стальной оплетке были. Было это в середине нулевых.


  1. Mike-M
    29.09.2021 16:07

    Наша задача — починить линию, поэтому искать виновного будем после.
    Надеюсь, вы не забыли найти виновного, чтобы такие ситуации не повторялись.


    1. fregatmf Автор
      01.10.2021 10:04
      +1

      Собственника канализации уведомить не забыли, он проводит разбирательство