А поговорим-ка мы о текущем дне техническом.
Bот прямо сейчас текущем — да с общечеловеческой точки зрения и для максимально широких масс.
Поэтому ссылок на пабмед, увы, нет — но borodutch мы всё равно трепетно обожаем!
-
Открытие Гигафабрики под Берлином будут праздновать ещё до получения официального разрешения на её открытие.
Праздник состоится уже в наступающую субботу, 9-го октября 2021 года. А неофициальное заявление о "почти гарантированном разрешении от земельного правительства федеральной земли Бранденбург на открытие производства на GigaFactory" разнеслось по СМИ только в начaле недели, 4-го октября. ????♂️
Что интересно, заяку о заинтересованности в получении билетофф на ГигаФест можно было отослать до 31 сентября.
1 октября приём заявок был завершён, а с 4 октября по сведениям из приватных источников билеты (с просьбой или официально подтвердить, или же сразу отказаться от участия) начали уже рассылать по е-мейлам потенциальным участникам. По слухам из прессы предпочтение в выдаче билетов будет отдаваться в первую очередь жителям Берлина и нежно обволакивающей его федеральной земли Бранденбург. Наблюдения пока подтверждают слухи: в Берлине уж многим регистрировавшимся письмо с билетами пришло.
Кстати, а нет ли билетика у главного по парижским "Теслам" @old_gamer ? ;) -
На праздник открытия Гигафабрики (GigaFest) обещал приехать сам Илончик.
А у фабрики, Хьюстон, несколько месяцев назад открылся замечательный нюанс: для процессов производства аккумуляторных компонентов ей требуется туева хуча воды. Что чревато неиллюзорными перебоями с водоснабжением ажно нескольких районов Бранденбурга вокруг завода. То есть — прямое и неприкрытое покушение на орднунг в подбрюшье федеральной столицы.
А тут ещё и Партия Зелёных улучшила своё присутствие в Бундестаге после только что прошедших выборов в парламент ФРГ. Так что возможны выступления окрепших зелёных групп. А в Берлине с идеями и веществами всё хорошо — потому и шоу не исключены. Вот такая вот взаиморастворительная экология и максимально приближённая к природе "Tesla".
Но, как сказал в один из прошлых приездов на стройку Сам Илон: "У вас тут в Бранденбурге воды много — хватит на всех!". -
Выставка IAA с этого 2021 года переехала в Мюнхен.
И расширилась до объёмного IAA Mobility. Причём, само пространство выставки было разбито на две части: более профессионально ориентированные экспозиции были открыты в городском выставочном центре Messe München, а "массово-заточенные" стенды установили на нескольких центральных площадях города. Учитывая как раз подоспевшие ослабления коронаограничений и отличнейшее солнечное бабье лето, пробиться на некоторые стенды в центре было тем ещё вызовом моральным и волевым качествам посетителей. -
Удивительно, что наиболее информативным и красочным стендом оказался стенд Mercedes-Benz.
А вот у BMW всё было тоже не без красивостей — но вот, например, распилить кузов, раскрасить, обеспечить информативной легендой части кузова с разной выдерживаемой нагрузкой и зоны обеспечения безопасности...Или устроить показ прототипов будущих футуристичных кузовов, выполненных без приводной части, но с обивкой и в натуральную величину — чего-то в BMW постеснялись. ????♂️
-
IAA только ясно подчеркнул: переход на электромобильность — это уже не вероятность, а конкретно отрабатываемый вектор развития. И точка.
Нагрузка на электросети.
Уже 5 лет назад инфраструктурные инженеры и архитекторы предсказывали проблемы.
И проблемы пришли.
По сведениям от некоторых баварских фирм, занимающихся установкой и обслуживанием частных тепловых насосов для отопления домов, отопительные устройства в новых жилых кварталах почти каждый вечер примерно в 17-18 часов пачками начинают отсылать сообщения о резко ухудшевшимся качестве напряжения в электрической сети — и отключаются по срабытыванию антиперегрузочной защиты. Просто потому, что как раз в это время идёт массовое возвращение домой с рабочего места. И постановка на зарядку электроавтомобилей.
(Справка: "тепловой насос" — это отопительная система по типу "холодильник/кондиционер наоборот": когда греется дом, а охлаждается улица. )-
Современный водородомобиль, о котором вы слышите вокруг — это просто один из подвидов электромобиля.
В нём тяговая батарея составляет 10-40% мощности от усреднённого "чистого" электромобиля. И батарея эта спокойно, но безостановочно заряжается с помощью электрончиков, высвобождающихся от окисления водорода кислородом на катализаторной решётке в так называемом водородном топливном элементе.
Имейте в виду, что на этом принципе энерговыделения отапливались и получали напряжение в бортовую сеть ещё те самые "Апполоны", которые летали на Луну. Водородная энергетика может во многом решить проблему с перегрузкой существующих электрических сетей из пункта 6.
Без необходимости кардинально увеличивать и расширять пропускные способности современных энергетических линий.
Подробнее обо всех особенностях, преимуществах и проблемах современных высокоразвитых электрических сетей, как на локальном, так и на глобальных уровнях можно вежливо попросить рассказать уважаемого коллегу @idiv.Водородная энергетика очень удобна и важна для стран, у которых нет "своих" углеводородов.
Постарайтесь хорошо вдуматься в эту мысль. И ещё не забыть, что "планетарные" решения с очень небольшими доработками можно использовать и для решений как "пустотных", так и "поверхностных" — но уже для поверхностей других космических тел.По наукоёмкости, сложности и ресурсоёмкости для R&D в современном электроприводе имеем следующее примерное распределение затрат: электродвигатель ≈ 10%, аккумуляторная батарея ≈ 20-30%, инвертор ≈ 70-80%.
-
Современный автомобиль — компьютерная сеть на колёсах.
Эта сеть состоит сейчас в среднем из 40-70 устройств, которые называются ECU — и представляют из себя не что иное, как полноценные фон-неймановские вычислители.
Иными словами каждое из этих устройств — полноценный компьютер. Причём, большинство из них — ещё и с операционными системами реального времени.
Да, QNX там есть — но он берёт на себя всего пару десятков процентов рынка. Автомобильная электроника во много раз живучее потребительской электроники.
Именно поэтому: "Ну, дебилы — Apple вон рубит бабло, а они ленятся экранчики побольше поставить!" — для разработчиков из automotive метка "человека не из системы".
Кстати, сможет ваш айпад пролежать под прямыми солнечными лучами на юге Испании 22 июня весь солнечный день — и потом включиться за 500 миллисекунд? ;)))Не удивительно, что некоторые электронные компоненты, стандартизированные под automotive, с удовольствием используются и в космической технике.
Скажем, контакторы, реле, контроллеры CAN-шин спокойно можно встретить в кубсатах. Всё равно надо только пережить с десяток минут тряски — и летай себе при околонулевой температуре вокруг планеты.
Да спросите хоть того же @Zelenyikot!-
Именно поэтому проблемы и дефицит кремния для электроники — это полный атас для современной топ-автомобильной промышленности.
А там ещё и гора пряного спайса в виде конфликтов на желании автопроизводителей поэкономить & не тратить деньги на переход на новые технопроцессы & занятии автомобильными заказами всего лишь 10% общего рынка чипов, что наталкивается на естественную капиталистическую неприоритетность для "чипоизготовителей".
Но на этом поле автор очень с краю — а вот если граждане очень вежливо попросят Стича @amartology... ;) Вы всё чаще будете слышать о важности аббревиатур SiL/MiL/HiL/XiL для R&D.
Во всех сферах разработки сложных физических систем с embedded-компонентами. А подробнее вполне можете спросить, например, у @maybe_im_a_leo& @degroeg — они всё равно давно не писали.В HiL/MiL/XiL важнейшими компонентами являются большие стационарные станции и серверы с системами реального времени.
Но уже сo RTOS, отличающимися от таковых из пункта 11. Ведущими законодателями мод можно назвать немецкий dSpace и американский National Instruments. Теперь предлагаю окинуть всё вышеизложенноего (и предыдущие авторские статьи) пытливым взором, вспомнить фразу: "Да какое в Германии айти — один SAP!" — и вместе с удовольствием поржать.
Для истинных гурманов предлагается развитие наслаждений под вывеской: "А что оно такое, это ваше IT?!".Ребята и девчата из @Itelmaмогли бы переводить знатные статьи — но почему-то не хотят.
Ещё и в комментах не отвечают.
А ведь могли бы развернуться — там по препарированию одних только AUTOSAR даже только по их же родному сайту autosar.org можно было бы развернуть тонны годнейших статей. Но, видать, таков путь.-
Инфобезопасность и сюберсекюритэ ( @old_gamer — или как там у вас ещё говорят? :) — уже одна из акул будущего автомобилестроения.
И кто, как не @Meklon может лучше рассказать, как правильнее всего огораживаться в нынешних реалиях. Но его надо вежливо попросить. Ну, а пока — свежая картинка из доклада VW. Говорим "ADAS" — думаем "робомобили". Говорим "робомобили" — думаем "ADAS".
Всё движется. Мы просто были на невидимом стороннему наблюдателю плато.
Но вот, скажем, в Мюнхене в следующем году Sixt сотоварищи стартует службу роботакси четвёртого уровня автономности — машины будут без водителя, но с удалённым отслеживанием.
А как взглядом и силой слова остановить многотонного робоконя — это, пожалуйста, с очень вежливыми вопросами к @LittleSquirrel. Потому что он смог.-
Итак, основные темы развития не только автопромышленности, но и нашего общества: электро-/водородомобили, водородная энергетика, ADAS, комплексное сращение "цифровых двойников" и сложных embedded в реальной жизни, V2X/V2V и новая эра космонавтики.
Десерт: по внутридизайнерским слухам размер "ноздрей" новой BMW M4 вызван... ориентированностью модели в первую очередь на китайский рынок. Где общество считает, что статус — он статус, и должен быть трепетно показУем. А что у BMW издалека может быть видно лучше, чем у других?!
Но подробности можно будет узнать, когда @Boomburumвозьмёт на тест сабж с активированным жестовым управлением.
В общем, подписывайтесь на наш канал, жмакайте пальчик-бублик-колокольчик — и не забывайте, что хотя функция донатов и канула в неизвестность (а @Boomburum о причинах не колется), но радостный звон теньге вы всегда можете переслать на Пэйпал по адресу maximza@gmail.com
Да пребудет с нами квантовая физика! (и @Shkaffкак оптогравитационный проводник её ????)
Комментарии (31)
phanerozoi_evidence
06.10.2021 19:23+8Ошибки в словах и словосочетания "пальчик-бублик-колокольчик" это специальный стиль такой? Честно очень тяжело было читать статью и это не потому, что в ней много умных мыслей, скорее наоборот, а шуточки уровень веном 2. ИМХО. P.s. Статья мне честно не понравилась, но минус ставить не буду. Надеюсь автор напишет хорошую статью..
bobcatt
06.10.2021 19:23+4Во всей это водородной истерии интересует одно - откуда его собираются качать в промышленных объёмах?
Goodwinnew
06.10.2021 23:24Из метана :)
т.е. сначала добываем метан, потом из метана добываем водород а куда деваются атомы углерода при такой добычи? а как раз в СО2
а уже потом будем сжигать водород и получать чистый выхлоп в виде паров воды.
можно еще из воды получать - откуда то будет браться электричество, но это не важно.
Грета вообще сказала, что нужно закрыть все электростанции и брать электричество из розетки.
из всего этого безумия результат походу будет как и всегда:
получать будем водород в бедных странах
а сжигать будем его в богатых странах
а потом богатые страны будут говорить бедным - фу, у вас много выбросов СО2
Yser
07.10.2021 03:15+1Понимаю ваше негодование, ведь намного спокойнее было бы и дальше ровно сидеть на седалище, ведь нефти и газа точно хватит еще минимум на Х лет, а если учесть технологию У то и на ХХ лет. Плюс очевидно же что в России другая погода, культура, "как тебе такое Илон Маск" и т.д.
В остальном, та же википедия подсказывает что так или иначе на начальных этапах придется решить проблему "курицы и яйца", и примером подобного может служить та же Тесла, которая на десяток лет сильно сдвинула вектор такой огромной индустрии как автомобилестроение.
fndrey357
07.10.2021 10:24-1а уже потом будем сжигать водород и получать чистый выхлоп в виде паров воды
Там будет водород с воздухом гореть. А в воздухе есть и СО и СО2 и азот. Да и температура горения повыше. Понятно, что коктейль оксидов будет "послабже", но все-же будет.
Водородная энергетика очень удобна и важна для стран, у которых нет "своих" углеводородов
Где-то это уже было. Чтобы продать что-то ненужное, надо купить что-то ненужное. А у нас денег нет.
Так и здесь. Получить водород - или из метана ( надо купить его) или электричеством из воды (надо найти электричество)
Автомобильная электроника во много раз живучее потребительской электроники
Ну на сколько я понимаю - там а десятки раз ниже скорости обработки данных, поэтому и есть возможность проверки и дублирования.
По наукоёмкости, сложности и ресурсоёмкости для R&D в современном электроприводе имеем следующее примерное распределение затрат: электродвигатель ≈ 10%, аккумуляторная батарея ≈ 20-30%, инвертор ≈ 70-80%.
По ресурсоемкости можно спорить, что 200 кг двигатель с датчиками и прочим в 7 раз менее ресурсоемкий чем инвертор. Но это скорее всего разночтения в определениях.
А вот то, что реально и инвертор и двигатель работают на пределе возможностей (КПД) и реально прорыв можно осуществить только в системе АКБ (в том числе и заряда АКБ) - это факт.
Современный автомобиль — компьютерная сеть на колёсах.
Эта сеть состоит сейчас в среднем из 40-70 устройств
Если убрать всю шнягу типа передачи данных в облако о температуре пятой точки водителя - останется реально меньше десятка, которые участвуют в движении и обеспечивают безопасность. Если ставить 40-70 устройств - о вероятность выхода из строй уж больно велика.
Итак, основные темы развития не только автопромышленности, но и нашего общества: электро-/водородомобили, водородная энергетика, ADAS, комплексное сращение "цифровых двойников" и сложных embedded в реальной жизни, V2X/V2V и новая эра космонавтики.
Сугубо по моему личному мнению: в течении ближайших 10 лет должны быть прорывы в электромобилях и космонавтике. Причем скорее всего пока не решат вопрос со скоростью зарядки АКБ - будет очередной (и возможно финальный) рывок гибридов.
Водородомобили, водородная энергетика - не видно даже на горизонте технологий, позволяющих массово их внедрять.
ADAS и V2X/V2V на сегодня не являются необходимостью - скорее всего дорогостоящая разновидность понтов.
Комплексное сращение "цифровых двойников" и сложных embedded в реальной жизни будет двигаться неторопливо отвоевывая пространства под себя: это больше вспомогательный инструмент, нежели самостоятельная задача.
Chaos_Optima
07.10.2021 19:39Там будет водород с воздухом гореть.
Не будут, водородные же ячейки используются, там нет процесса горения.
ader
07.10.2021 10:52Как вариант без лишнего СО2:
1) Из метана получаем аммиак;
2) Храним аммиак сколь угодно времени;
3) Транспортируем аммиак куда угодно далеко (хоть трубой, хоть танкером);
4) На месте, по потребности, термокаталитически диссоциациируем водород.
5) Не надо водород? Ок, делаем удобрения.
saboteur_kiev
07.10.2021 02:30При развитии ядерной энергетики, будут электролизом добывать прямо рядом с АЭС и развозить на заправки.
Водород очень емкий, емче бензина и емче аккумулятора.
Поэтому если добыча будет происходить рядом с электростанцией, то оно вполне может окупаться.GiperBober
07.10.2021 05:51На АЭС добывать водород бессмысленно. Водород - это в первую очередь способ аккумулирования избыточной генерации ВИЭ - в текущих реалиях, или способ транспортировки энергии от мест с высоким КИУМ ВИЭ в регионы с низким или нестабильным КИУМ ВИЭ - например, от субэкваториальных гелиополей в северные регионы ЕС, или от офшорных северных ВЭС на юг Европы зимой - в будущем.
Ну и второе, что в комментосрачах по ВИЭ почему-то упорно не замечают - энергетическая трансформация подразумевает переход на ВИЭ ВСЕЙ энергетики, а не только электроэнергетики. Атомная энергетика, в текущих экономических и политических реалиях, неспособна обеспечить быстрый рост доли даже в электроэнергетике, не говоря уже об получении существенной доли в энергетике в целом. Удел АЭС в будущем - обеспечение стабильного гарантированного минимума электрогенерации в условиях нестабильной генерации ВИЭ до ввода в строй достаточного количества аккумулирующих систем в условиях, когда ТЭС на ископаемом топливе уже не смогут выполнять роль ЭС оперативного резерва из-за слишком больших издержек по углеродному налогу, а ёмкости аккумулирующих станций будет ещё недостаточно для компенсации долговременных провалов генерации ВИЭ.
saboteur_kiev
10.10.2021 03:31Ну я к тому, что транспортировать электричество - это потери. И смысл строить станцию, где будет производиться водород электролизом имеет смысл в месте поближе к электростанции. Особенно если мы говорим про АЭС, то речь идет о высоковольтном производстве, и там потери больше идут не от самого расстояния, а от количества промежуточных электротехники в виде трансформаторов, преобразователей и так далее. Кроме того производство водорода - вещь не самая безопасная, поэтому имеет смысл его производить не на каждой заправке, куда может подъехать авто, а где-то за городом, а потом уже разводить готовые контейнеры по розничным точкам. Тут и получается, что раз основные расходники - электричество и вода, то в идеале какая-то электростанция, где обычно и то и другое недорого.
gearbox
06.10.2021 19:26+10Проблемы роста есть у любой новой технологии, в этом суть технологий - они меняют мир. Можно спасать человечество двумя способами - решая эти проблемы роста или предупреждая о надвигающемся апокалипсисе. Но даже для аларм статьи уровень крайне низкий, местами даже мерзкий.
phanerozoi_evidence
06.10.2021 19:31+7Я бы сказал как будто порно-статья какая-то. Неприятно было читать.
redneko
06.10.2021 19:29+2По поводу 10 пункта не совсем соглашусь. Да, инвертор это огромная доля в RnD, но прогресс в двигателях тоже идёт, и идёт весьма серьёзный.
Случайно как раз недавно увидел про это на канале Александра Малькова, доступно рассказывает - https://youtu.be/rKt0QHwPhAE (про двигатель Tesla Model 3 с 20:30)
Сам хоть и проходил ТОЭ в своё время и знаю с какой стороны паяльник держать правильно, чтобы не пахло шашлыком, но силовые машины так и остались чем-то из мира гудящей фантастики, вызывающей уважение)
dcoder_mm
06.10.2021 19:58+7Я совершенно ничего не смыслю в современном искусстве, но объясните, зачем вы тегнули 12 человек в этой статье? (может мне тоже так надо делать)
amartology
06.10.2021 20:39+6Я как один из напрасно тегнутых, таких оборотом дел недоволен. Особенно если учесть, что статья размещена более чем в одном месте, и я тегнут, соответственно, тоже несколько раз.
c_kotik
07.10.2021 09:20Статья настолько отвратительна, что складывается ощущение, все на кого обижен сей писатель были намерено тегнуты... макнули, так сказать, в нечистоты.
amartology
07.10.2021 09:53+2Нет-нет, я точно знаю, что автор на меня никак не обижен. Просто решать людей зря — моветон.
Goryanin
06.10.2021 22:10Кстати предлагаю автору пончики выделить 31 сентября. Желательно в 24 часа 60 минут - заслужил ведь ;)
Что интересно, заяку о заинтересованности в получении билетофф на ГигаФест можно было отослать до 31 сентября.
ZetaTetra
06.10.2021 22:49+1Эта сеть состоит сейчас в среднем из 40-70 устройств, которые называются ECU
ECU - Это Engine Control Unit. Контроллер двигателя. (Представляет из себя маленькую коробочку на движке)
Он является частью всей сети, а не общее название всей сети из 40-70 устройств.
Тут неточность, по аналогии как если называть процессором весь системный блок.
По сведениям от некоторых баварских фирм, занимающихся установкой и обслуживанием частных тепловых насосов для отопления домов, отопительные устройства в новых жилых кварталах почти каждый вечер примерно в 17-18 часов пачками начинают отсылать сообщения о резко ухудшевшимся качестве напряжения в электрической сети — и отключаются по срабытыванию антиперегрузочной защиты. Просто потому, что как раз в это время идёт массовое возвращение домой с рабочего места. И постановка на зарядку электроавтомобилей.
Есть этому конкретные доказательства?
А то я во времена ёМобиля и ЭлЛады истерил на тему что сети не выдержат, но конкретных доказательств так и не добыл...
Zuy
07.10.2021 10:40+2ECU уже стало использоваться, как Electronic Control Unit. По-моему сдвиг начался, когда в машине стали появляться электронные блоки управления на каждый чих.
ZetaTetra
09.10.2021 13:24Не знаю что за сдвиг и когда он произошёл.
https://en.wikipedia.org/wiki/Engine_control_unit
Пару ссылок на вендоров с первой страницы поиска:
https://www.bosch-repair-service.com/en/category/engine-control-unit/
https://www.delphiautoparts.com/gbr/en/getting-know-your-engine-management-system-0
Скорее всего автор использовал вместо русского слова контроллер, двоякую аббривеатуру ECU.
Собственно, если автор в теме, то знать об этом он должен.Zuy
10.10.2021 01:26Ну вот вам такая же ссылка на туже Вики https://en.m.wikipedia.org/wiki/Electronic_control_unit
Я когда в Тесле работал, там все электронные блоки называли ECU, включая и те что от Bosch.
ZetaTetra
10.10.2021 19:17Может в тесле их так и называли, а производители ECU для вендоров, называют их Engine Control Unit.
Не знаю у кого тесла что по тендерам заказывает, не разбирал их модельный ряд. Даймлер электронику у Bosch'а берёт, Opel у делфи.
Врятли после продажи опеля GM'ом, PSA поставщика электроники сменит. Хотя, хз кто по тендерам нынче лучше будет.
Fasterpast
07.10.2021 00:55+1примерно в 17-18 часов пачками начинают отсылать сообщения о резко ухудшевшимся качестве напряжения в электрической сети — и отключаются по срабытыванию антиперегрузочной защиты. Просто потому, что как раз в это время идёт массовое возвращение домой с рабочего места. И постановка на зарядку электроавтомобилей.
Мне всегда казалось, что электромобили ставят заряжать на ночь, когда электричество дешёвое. В 17-18 - самый дорогой тариф, даже в Москве. Может, в Германии как-то иначе...
rroyter
07.10.2021 05:53+1Водородная энергетика может во многом решить проблему с перегрузкой существующих электрических сетей из пункта 6.
Ну давайте, разовьем идею. Будем значит водородом решать проблему перегруженной электросети. А водород у нас с помощью чего добывается?.... С помощью того же электричества!
То есть вы предлагаете в цепочку "источник энергии -> движение" добавить промежуточное звено с соответствующими потерями? Вы точно не big oil shill?
Nubus
07.10.2021 08:02+1Эм, что за бред пьяного хомяка? Определения взяты с потолка, никаких ссылок на статьи, ничего.
fougasse
После подобных справок читать потеряло смысл окончательно.
kababok Автор
[шокированно]
И вы так и не узнаете о HiL?!!!