Неоправданно высокая стоимость маркировки может повлиять на затраты производства, и для рентабельности надо будет увеличить цену продукции. При этом есть вероятность потерять в объемах продаж, когда конкуренты спокойно держат ценообразование на одном уровне, а ваши существующие и потенциальные клиенты уходят к ним. Чтобы этого не случилось, надо изначально выбрать правильный маркиратор.

Пару слов о маркировке

Маркировка товара для большинства категорий становится необходимой и обязательной согласно законодательству РФ. Система “Честный знак” прослеживает оборот маркированной продукции от выхода с конвейера до рук потребителя. И если сейчас категория ваших товаров не в списках национальной программы, то в ближайшее время может в нем оказаться. Поэтому оборудование для маркировки интересует все большее количество предпринимателей и промышленников.

 Но не только закон настаивает на использовании цифровых кодов, QR, DataMatrix кодов, покупатели внимательно изучают нанесенную информацию прежде, чем сделать выбор. Наличие штрих-кода вызывает доверие, его можно расшифровать простой программой на смартфоне. А для изготовителя маркировка ー это также учет выпускаемой продукции и способ избежать ее подделки, подтверждая оригинальность детали, товара.

Виды маркировочного оборудования

Маркираторы отличаются по технологии, способу нанесения цифровой, буквенной информации.

Способы нанесения маркировки:

  • Прямой: непосредственно на товар;

  • Непрямой (дополнительный): на бирке, наклейке, ярлыке.

Также бывает:

  • Бесконтактная маркировка: печатающая головка находится на расстоянии 1-30 мм от поверхности (струйные маркираторы: термо-, пьезо-, каплеструйные, лазерные маркеры);

    Бесконтактная маркировка (Лазерный маркер)
    Бесконтактная маркировка (Лазерный маркер)
  • Контактная: непосредственно прямой контакт головки и поверхности при работе (иглоударная маркировка, термотрансферные маркираторы, датировщики).

Контактная (Иглоударный маркератор)
Контактная (Иглоударный маркератор)

Другая классификация:

  • ручные маркираторы. Удобны мобильностью, идеальны для габаритных изделий;

  • стационарные. Крепятся к столу, станине производственной линии или могут быть отдельным рабочим местом;

  • крупносимвольные маркираторы для печати с низким разрешением. Высота символов около 50 мм;

  • полуавтомат и автомат.

Технологии

  • механическая: ударно-точечные маркираторы, маркираторы прочерчиванием;

  • лазерная: CO2, волокнистые, УФ маркеры;

  • электрохимические маркираторы: метод травления;

  • маркировка этикетками: понадобится принтер для маркировки;

  • печать краской: чернильные маркираторы, каплеструйные и другие струйные.

Каждая технология имеет свою специфику, отталкиваясь от нее выпускается и соответствующее маркировочное оборудование.

Рынок предлагает различные виды маркираторов: начиная с ручных этикет-пистолетов, игольчатых до промышленных датеров, этикетировщиков, интегрированных в конвейерную ленту, являющихся непосредственными участниками автоматической линии.

Так в какую сторону смотреть при выборе оборудования? Что окупится и будет экономически целесообразным на долгую перспективу? Рассмотрим основные вопросы, которыми задаются покупатели. Ответ станет очевиден.

Срок службы

Срок эксплуатации зависит от типа оборудования, степени загруженности и соблюдения рекомендуемых по инструкции условий. В среднем все установки работают 7-10 лет. И тут важно отметить, гарантии на столь долгую работу дешевого маркиратора с Алиэкспресс и т.п. вам никто не даст. Приобретать надо только у проверенных производителей или поставщиков с хорошей репутацией.

Товар, материал под маркировку 

Наноситься буквы, цифры, логотип, рисунок могут на товары из разных материалов:

  • Металл ー используется ударно-точечный способ нанесения номера, серии партии, каплеструйный метод, маркировка клеймением лазером. Последнему подвластны все сплавы металлов, что выгодно отличает его от остальных;

Металл
Металл
  • Стекло ー приемлем каплеструйный прибор и УФ-лазер;

Стекло
Стекло
  • Молочная, табачная, фармацевтическая продукция попадает под обязательную цифровую маркировку “Честный знак”, высокие требования к четкости изображению, скорости производства, большим объемам ー с этим справится лазерный маркиратор, термотрансферный и каплеструйный;

  • Пищевая продукция ー термоструйные, лазерные, каплеструйные, термотрансферные. Если это производство муки, или чего-то, где в воздухе преобладают взвеси, в приоритете выбрать лазер;

  • Оборудование для маркировки кабеля/провода ー термотрансферный принтер, использование метода тиснения, УФ-лазер.

Кожа, картон, бумага, пленка, текстиль, дерево, универсальный выбор для всех материалов ー лазер. Необходимо только сделать настройку прибора под задачу.

Расходники

Пожалуй, это головная боль для тех, кто заранее не рассчитал, что расходные материалы будут съедать большую долю бюджета на маркировку. Наверняка некоторые компании, имеющие дело с масштабным производством и отдающие 1 млн в месяц, в квартал на расходники считают это нормой, так как просто не знают о других экономически эффективных решениях. И у них нет цели сократить затраты. Однако для большинства это реально большие деньги, которые можно было направить на развитие бизнеса или другие цели. Поэтому вкратце рассмотрим, что расходуется и во сколько это обходится.

Чернильные маркираторы нуждаются в растворителе, промывочных жидкостях, чернилах, которые бывают разных видов: обычные, высокотемпературные, отвердевающие. От поверхности нанесения, условий в цеху, помещении зависит выбор. Для маркираторов краской нужен большой запас, так как известная формула, что 1 литр жидкости = 10 млн знаков имеет колоссальную погрешность в 50%. Останавливать производство из-за вдруг закончившихся расходных материалов ー катастрофа. Замене в каплеструйниках подлежат также воздушные фильтры, чернильные модули, помпы, другие узлы, в зависимости от модели установки. Все это меняется приблизительно 1 раз в год. Цена на такое ТО доходит до 30% изначальной стоимости прибора. Стоимость каплеструйника ー 350 000-400 000 рублей, то есть получается отдаем 105-120 000 рублей/год. Приплюсуем сюда и текущие траты на чернила, растворители (пара 1,2 л черные чернила+растворитель около 7 000 руб.), то стоит задуматься, может все же лазерный маркер надо было брать сразу? Через несколько лет себестоимость аппаратов бы сравнялась, но мороки с передовой технологией в разы меньше. Верней, ее нет в принципе.

Расходники у ударно-точечных игольчатых аппаратов ー это иглы, пружины под них, смазка. Срок службы иглы 1-6 месяцев, средняя цена ー 10 000 - 15 000 руб., смазка ー 3 000 руб., пружина где-то так. Стоимость станка ー 180 000- 200 000 руб. За 1 год можно потратить тысяч 100 на расходники, за полтора ー сравнять эту цифру со стоимостью оборудования.

Системы этикетирования предполагают экономичные маркираторы ручного типа по 6-7 тысяч, а вот принтеры-аппликаторы по 500-900 тыс. руб., которые одномоментно печатают этикетку и приклеивают ее; этикетировщики (70 тыс.) ー прикрепляют к упаковке наклейку с уже готовой информацией. Расход на этикетки соразмерен количеству товаров (приблизительно на 1000 этикеток потребуется 3 рулона красящей ленты и столько же самоклеющейся - 500 руб*3 шт. Примерно 0,6-1 руб за маркировку 1 единицы). Для крупных предприятий выгоднее один раз вложить средства на приобретение маркиратора без расходников, чем тратиться на бумажные наклейки.

Профессиональные лазерные установки расходуют только электрическую энергию (700-900 Вт).

Скорость

Скорость печати зависит от количества символов, размера шрифта, матрицы, способа маркировки. Например, характеристика скоростных каплеструйных маркираторов ー до 10 м/с, термотрансферных ー 6,7 м/с, иглоударных - до 5 м/с, лазерных ー 1-2 строки текста ~100 м/мин.

Так какой маркиратор выбрать лучше всего? Что выгодно?

Опытные менеджеры и руководители, строящие политику компании на перспективу, понимают, что в 3 из 4 случаев выгоднее лучше один раз купить надежное оборудование профессионального уровня, чем сэкономить и потратить в общей сложности на ремонт, расходные материалы больше половины изначальной цены. При этом не страдает скорость производства и выпуска продукции, поддерживается экологичность (актуально для пищевой промышленности), а при смене ассортимента такой аппарат быстро перенастраивается (1-2 часа). Таким требованиям в полной мере соответствует лазерный маркиратор.

Преимущества лазерной маркировки:

  • стабильно высокоточная печать;

  • устойчивость к истиранию нанесенной информации, что обеспечивает защиту от фальсификации;

  • достаточно быстрый способ маркировки;

  • металл, пластик, картон, пленка, на все может воздействовать лазерный излучатель (иттербиевый волоконный с диодной накачкой (твердотельный), углекислотный (СО2), ультрафиолетовый (УФ, UV LASER), зеленый (GREEN LASER) и др.);

  • независимость от сложности форм изделий, изгиба поверхности;

  • отсутствие расходных материалов, затраты только на электроэнергию;

  • долгий срок эксплуатации ー 100 тысяч часов, примерно 10 лет;

  • бесперебойная круглосуточная работа (при условии использования профессиональной модели).

Серьезные производители, готовые полностью нести ответственность за свой товар, гарантировать его оригинальность, предоставляют всю необходимую информацию потребителю, отраженную в маркировке. И как качественно она нанесена зависит от выбранного маркиратора.

Раньше говорили, что будущее маркировки за лазером, но мы видим, что это будущее уже в настоящем.

Михаил Толмачев

Старший инженер GrosseMARK

Комментарии (1)


  1. sterr
    17.10.2021 20:46
    +1

    Для металлов еще есть электроэрозионный способ, как самый дешевый из всех.