Привет! Меня зовут Василиса Версус, и я руковожу платформой фронтенда в компании СберМаркет.
Сейчас я занимаюсь менторингом senior+ и engineering manager, хотя раньше с особой страстью помогала людям делать «первые шаги» в ИТ. В этой статье я расскажу, почему я отказалась от этого увлечения, какие вынесла уроки и поделюсь своим видением, как всё-таки стать джуном.
Предпосылки
Итак, начнем издалека. Еще с первого курса вуза меня окружали ребята, которых очень беспокоил вопрос: «Как же найти работу, если везде нужны люди с опытом?» Одновременно с этим я уже работала в компании, где была острая нехватка кадров, где коллеги шли преподавать и делали всё, чтобы найти хоть кого-то.
На стыке этих двух миров я и нашла себя — начав в вузе что-то наподобие лаборатории на базе нашей кафедры, я стала преподавать «Основы веб-разработки». Прежде чем я начала, у меня сложилась примерно такая картина: формат знаний, упаковка, подача и материал — первичны, вторичны люди и в целом правильная подача любого сделает разработчиком, и не простым, а лучшим! А то, что мало людей доходит до конца — это всего-навсего нехватка опытных преподавателей. Но я-то смогу быть отличным наставником?
Первый курс, первый отбор. Целенаправленно выбрала нескольких студентов. За основу взяла материал из интернета — в центре внимания лекции. Через пару месяцев приступили к практической работе. Вела лекции по PHP, Javascript, HTML, CSS и командной работе. Основы разработки оставили за бортом моего курса, все-таки факультет был компьютерный, поэтому алгоритмы и прочие азы студенты уже знали. Моя цель — подготовить ребят к стажировке как можно скорее.
Первый случай
Сильнее всего меня поразил парень, который буквально с первых дней сыпался от неуверенности. Каждую лекцию он осмыслял — фиксировал в тетради и задавал вопросы, иногда резко так, в лоб пытался сразу понять, куда и где ему пригодятся конкретно «вот эти вот знания». Я его успокаивала, что всё это действительно будет нужно, и сопровождала комментариями: «Всё норм, доверься и просто попробуй освоиться в простых задачах»… Так продолжалось первые пару недель, потом человек «слился» и озвучил, что веб-разработка слишком сложна для него.
Второй случай
Дальше я внесла правки в материал: теперь была Node.js на бэке и добавилось изучение фреймворка — AngularJS. Один из лучших студентов того набора был очень ярким и активным, мне нравилась его «открытость» и то, с каким усердием он брался за верстку.
Это была бы отличная история, если бы не одно но… как только мы стали дополнять верстку базисом на AngularJS — студент начал немного гаснуть. Я не сразу это заметила, вернее я пыталась как-то вовлечь или уточнить: «Всё ли ок?» или «Всё ли понятно?». Но ответ был однозначным: «Всё ок, всё понятно». А активности с каждым днем становилось всё меньше и меньше.
В итоге студент прошел весь курс, но от стажировки отказался — сослался на нехватку знаний математики и что стоит вернуться к разработке позже, на старших курсах. Человек отказался от оплачиваемой интернатуры из-за неуверенности!? Тут что-то точно не так, я подумала, что мне стоит больше уделять внимания студентам и как-то переосмыслить материал.
Третий случай
Материал обновлен, верстки и фронта сделала поменьше, лекционные материалы улучшены, и вела теперь не в одиночку. Да и чего греха таить, я поняла, насколько важны люди и стала больше работать с каждым студентом индивидуально. Ох, как же было губительно так плотно начать работать! Больнее всего было слышать «это не мое».
Одна студентка гордо повторяла: «Я не справлюсь, всё сложно», а я гордо отговаривала и шла с ней до самого победного — она всё-таки прошла стажировку! Я не оставляла надежд, что «вот-вот» всё понравится и всё станет хорошо… Но оказалось, что девушка испытывала некую долю «травли» от сокурсников — тогда я услышала впервые фразу «вайтишница». А еще была неприязнь коллег от ее быстрого входа на хорошую зарплату уже как стажера.
После трех месяцев стажировки, студентка предпочла уйти с работы и сосредоточится полностью на учебе в универе. Только спустя какое-то время она рискнула опять идти в ИТ, но уже как бэкендер и во фриланс.
Сейчас, спустя годы, я поняла, что ошибка была в том, что я тянула и мотивировала, а тогда же мне виделось, что проблема крылась в плохих материалах и во мне, как в плохом преподавателе.
Удаленное обучение
Переехав в другой город и закончив университет, я не оставила желание работать с новичками и собрала пару своих коллег для кооперации и работы с теми, кто хочет стать разработчиком. Мы вместе стали искать людей по чатикам или через знакомых. Тогда же я впервые начала вести лекции онлайн, записывая материал и постепенно выкладывая всё на YouTube.
Стало понятно, что много времени и сил тратится только на то, чтобы сфокусировать и успокоить студента. Забавно, что именно это стало главной сложностью, а не материал или подача. Так, ужесточив набор и беря только заранее мотивированных людей, мы надеялись сосредоточиться именно на прокачке навыков, а не на успокаивании.
Четвертый случай
Онлайн-набор, два десятка людей приходило на лекции, также была возможность записи на «индивидуальные» 1:1, которой пользовались несколько активных студентов. Один из них спрашивал адекватные вещи, вел себя очень уверенно и в целом приходил в первую очередь для разбора действительно сложных тем.
Мы часто спотыкались на вопросах отладки и фикса каких-то багов в pet-проекте студента. Все было отлично, кроме одного «но» — студента волновали в первую очередь деньги: что, как и где изучить, чтобы заработать побольше. Я часто встревала в ответ: «Эй, а как же пользователи, ну или коллеги с кем работать? Почему именно деньги?!» Хоть явно я была не против его мотивов, но пыталась его скорректировать: «Выучи что-то одно, а после практики уже учи другое». Но студент быстро расстался со мной, пойдя в блокчейн-стартап, откуда он быстро уволился (не знаю деталей). Однако спустя два года этот же студент вернулся во фронтенд-разработку и сейчас проходит интернатуру по моей рекомендации.
По моему мнению, эти «джоб хопы» в начале карьеры и сильный расфокус сильно подкосили и интерес к разработке, и в целом уровень навыков. Сейчас, спустя почти три года парень еле тянет на мидла и уже выглядит выгоревшим.
Пятый случай
Мой запал начинал гаснуть, но в какой-то момент ко мне пришел парень, которому порекомендовали меня. Мне хотелось помочь, но из-за недостатка времени я ограничилась ссылками на материалы, а также парочкой практических задач, которые при должном умении гуглить, можно было делать самостоятельно.
Мы вели что-то вроде «чек-листа», по которому студент шел самостоятельно, и я валидировала прохождение этапов, ставя галочки.
Примеры для чек-листа
На удивление, пусть это было и намного дольше чем пара месяцев, студент все время был проактивен и к концу без проблем почувствовал в себе уверенность идти искать работу.
Меня удивил этот кейс тем, что все как-то было без моего участия. Я решила повторить такой сценарий, и уже совсем скоро таких случаев у меня стало почти с десяток. Как минимум, по такому пути до конца доходили уверенные и в целом самостоятельные.
Тогда я уже решила, что мне неинтересно вести новичков. Сейчас я развиваюсь как менеджер и нахожу единомышленников примерно равных по уровню, с которыми мы составляем похожие чек-листы и двигаемся вперед, валидируя друг друга <3
А как же все-таки стать джуном?
Стань себе учителем
Никто лучше тебя не знает, с каким темпом тебе нужно давать материал, никто не знает что именно «принесет тонны бабок» или что именно будет подходящим.
Но одно можно знать точно заранее. Если ты научишься слушать себя, слушать, когда ты тормозишь и когда наоборот идешь в гору; если ты научишься в нужные моменты пушить себя, не дожидаясь какой-то Василисы-уговаривовны, то ты сможешь изучить ЧТО УГОДНО! Чертовски все и только так, как только ты можешь!
Если бы все было так просто? Но на деле… да! Слушай себя, учись в одном направлении (не позволяй метаться из стороны в сторону). Любые курсы или стажировка станут отличным подспорьем чтобы заложить фундамент, в первую очередь базу из навыков и понятный путь, по которому стоит идти, а это то самое, чего тебе не хватает. И не сдавайся! Я в тебя верю!
Вместо итога
Раньше я всем говорила, ИТ — это легко, и каждый может освоить хард скиллы… я остаюсь при своем мнении, освоить может каждый при должной уверенности в себе. НО теперь я всем говорю: «Если ты чувствуешь хоть каплю сомнений, не иди в ИТ, нам нужны и другие специалисты».
А если нужна формула, то давай поделюсь тем, что поняла для себя.
- Нужно забить на сложность, идти по чек-листу (любой план подготовки, какой сможешь найти, главное дойти до определенной «уверенной» почвы);
- Важно учиться делиться ощущениями и переживаниями, коммуницировать и уметь слушать себя. Не можешь в соло? Найди единомышленников, главное не молчи и не теряйся! Говори и учись говорить.
- Необходимо совмещать теорию с практическими занятиями, поэтому стоит как можно раньше приступить к разработке. Полезно в терапевтических целях:) Целься в то, чтобы поскорее увидеть результат своей работы. Пусть это будет какое-то простенькое мобильное приложение или сайтик, не так важно, дай себе практику пораньше.
- Фокус на обратной связи — любые оцениваемые метрики дадут почву под ноги. Руководитель и наставник должны прям письменно и численно давать какие-то промежуточные результаты — не допускай для себя вакуума. Если нашелся ментор и наставник, и он не фиксирует успехов и неудач — меняй человека, так будет лучше, правда.
- Собственные предпочтения, интересы и прочее сформируются позже… В начале нужно дать себе некую законченность и стороннюю оценку, и совсем не надо поддаваться внутренней панике и неуверенности. Уже столько раз об этом написала, но помни — ты классный, больше уверенности!
Если прочитав все ещё непонятно, что делать и с чего начать, то сформулируй, что тебя волнует. Какой фреймворк выбрать? Неважно, бери во фронте React, в бэке Go. Нравится Python, но на рынке мало вакансий? Забей, составь чек-лист и учи Python. Не понимаешь, что такое чек-лист или план подготовки? Гугли «бесплатные курсы питона». Смущает и боишься что нет N-лет опыта работы? Ищи компанию, которая предлагает интернатуру — например, прямо сейчас к нам в СберМаркет идет набор на оплачиваемую стажировку. Если не прошёл интервью, не расстраивайся. Просто собирайся с силами и пробуй еще раз.
Все в твоих руках, никто за ручку не возьмёт и всего не расскажет, никто не даст гарантий. Но ничего, это не повод паниковать! Это лишь стимул стать для себя лучшим учителем и работать над собой. Удачи.
Комментарии (17)
Full_frame
02.11.2021 10:15+2В общем и целом интересно, но не со всем согласен.
После энного количества лет в роли pm-а, немного дополню автора:
1) позиция "люди не важны, важен материал" ошибочна в корне. Самое важное - это люди. В конечном счёте именно они создают (или не создают) результат. Поэтому при выборке из пула студентов очень важно найти "своих" людей, а не просто самых подготовленных/знающих. И делать ставку на них. Да, материал тоже важен, но только при вышеописанном условии.
2) если человек чего-то по-настоящему хочет - он этого добьется. А если не хочет - не надо тратить время на его переубеждение и мотивацию. Это неэффективно и в конечном итоге приведет к разочарованию всех сторон)
3) делать упор на материалы, имхо, не совсем верно. Материал без моторики усваивается хуже (или вообще забывается через неделю). Делать, делать и ещё раз делать. Прочитал - понял - применил. Тогда будет а) видимый результат ("я молодец") или наилучшее понимание, над чем поработать, если не получается (а это, имхо, на данном этапе самый лучший результат); б) у учащихся будут возникать правильные вопросы через прикладное понимание материала (ещё лучше - если они придут к вам уже с ответами на них для их верификации. Благо, в интернете сейчас можно найти ответ на большинство вопросов); в) это дополнительный фильтр для отсева тех, кто не собирается идти в профессию. Не надо тратить на них время.
4) попробуйте делать некие общие отчётные встречи (например, раз в месяц) с обучающими. Можно потратить час-два на то, чтобы понять, как закреплён материал, развёрнуто ответить на дополнительные вопросы, скорректировать план обучения. Это очень сильно повышает эффективность.
А так - автору в любом случае респект за то, что помогает молодым (в плане опыта) ребятам на пути к цели. Если хоть один из них дойдет до уверенной жизни в профессии - это уже очень круто и приятно.
dcversus Автор
02.11.2021 13:41это была моя позиция много лет назад, даже дополнительно это обозначаю. Люди первостепенны, это несомненно.
Не все зависит от самого человека в реальности, еще есть факторы условий в которых он находится. Но собственно то что невозможно взять и замотивировать я как раз таки поняла сквозь свой опыт и к этому прихожу в конце статьи.
Спасибо за комментарий =)
bestann
02.11.2021 10:15Берете на стажировку удаленно? Девушка в Геленджике. Но знаний пока немного. Учится в колледже Новороссийска на программиста, но по факту там ничему не учат.
То, что многие не могут довести начатое дело до конца - это не только про ИТ. Это как воспитали в семье: начинается с детства и школы. А так все очевидно. У многих энтузиазм на первых порах, но потом выясняется, что надо много думать, учить... Не фрагментарно, а получать системные знания. Это нудно, трудоёмко.
Все было отлично, кроме одного «но» — студента волновали в первую очередь деньги: что, как и где изучить, чтобы заработать побольше.
Деньги на самом деле хороший и понятный стимул. Хуже, когда человека вообще ничего не мотивирует, сидит на шее родителей и ничего не хочет. Студент правильно мыслит. Если учить то что не востребовано, можно потратить полжизни и получать копейки.
vlreshet
02.11.2021 10:54Я не автор поста, но со своего опыта могу сказать, что удалённая стажировка — это очень, очень непродуктивно и непросто. Когда человек «рядом» — он за ошибку спросил, ты глянул, рассказал, всё быстро. Удалёнка — это бесконечный обмен скриншотами, огромными сообщениями, «голосовухами», и т. д. Очень советую искать стажировку «по месту»
dcversus Автор
02.11.2021 13:39+1Берем на стажировку удаленно, в наше ковидное и удаленное время по другому кажется и не получится =)
По поводу денег как стимула, я считаю что кроме этого было б круто иметь хоть какие-то еще стимулы. Только к этому аппелирую <3
SovaTroon
03.11.2021 01:01"Удаленная стажировка" звучит как что-то из разряда "стоя на одной руке при свечах в полнолуние продай душу дьяволу и тогда у тебя появится шанс ее найти"
П.с вот моя душа, пол года интенсива, две почки и сердце, полное любви к фронтенду. Кто-то продаст за это стажировку?))
SlavaSch
11.11.2021 12:04Добрый день! Сегодня ночью подал заявку к вам на стажировку, а потом прочитал эту статью и возник вопрос: если сейчас не пройду отбор, когда можно попробовать ещё раз?)
dcversus Автор
11.11.2021 12:05-1Когда мы следующий раз начнём стажировку, тогда можно будет податься снова. Сейчас понимания когда это будет второй раз - нету, ждём анонсов.
Equitability
03.11.2021 01:01Спасибо за статью. Полезно, не только wanna be .. , но тем, кто учит — пошла готовить чек-листы, вдохновилась :)
Vi_dev
03.11.2021 09:59Я не работаю сейчас программистом, потому что я сейчас вообще не работаю.
Потому что меня тошнит от современной разработке. Но это моя проблема, сдругой стороны.
Эта статья меня вдохновила зарегистрироваться на хабр и пойти на стажир...
Нет она меня разозлила и я решил написать:
Здравствуйте, меня зовут Vi и я прошу начальство этой особы выписать ей штраф.
Я бы хотел более жесткого наказания, но подумал это перебор.
А те кто хочет узнать почему? Добро пожаловать под капот.
Начнем с того что IT это не для каждого. Точнее эта фраза уже абсурдна:
"Раньше я всем говорила, ИТ — это легко, и каждый может освоить хард скилы..."
В каком таком IT и какие хард скилы? Вы правда уверены, что IT это только frontend?
Или вы говорите об моих любимых рекрутеров в IT? Любой может им стать, но 99% рекрутеров так и хочется отправить...
Учится на это.
Но я намекну, не каждый сможет программировать на C++ (условно). Вы не согласны?
Я скажу по другому. ИТ — это легко, но не каждый может освоить хард скилы...
Но... Увы дефицит работников на оплачиваемые вакансии, говорит само за себя.
В нашем любимом IT. Школа сбера, МТС и.т.д. Кричат нам, нам не хватает работников!!!
Скажу точнее, IT не только скил. Это желание учится всю жизнь.
В которой цель не так важна: деньги, любовь к профессии или творчество.
IT это набор личностных качеств и стремлений. Умением мыслить по другому.
Хороший преподаватель (в моем понимании), должен уметь быть палачом.
Он должен понять кого он не сможет научить и кто не подходит на ту или иную роль.
И четко сказать, смени направление пока не поздно. А так же сказать, тебе лучше само обучаться.
Иногда и преподаватели ошибаются.
У меня есть свой чек лист.
Я более 8 лет работал на фрилансе, за эти 8 лет я делал много..много..
Курсовых, лабораторных и других заданий.
Я встречал людей из разных сфер в IT и меня спрашивали,а зачем нужна валидация
на фронте и бэке (люди с опытом). От Си до Мобил, но каждый может стать ITшником!!!
Самоуверенность, ее как раз дарит учитель. Тому кому она нужна.
Мир преподавания это не 10-100 человек, это тысячи людей.
Или вы поспорите что человек != другому человеку? Молодой преподаватель для меня.
Это или талант или не надо пожалуйста.
Но да это же рекламная статься, но нет пожалуйста дайте штраф.
А то может найтись человек который, поверит этой статье. На деле его мечты разобьются об каменный пол.
Ведь условия, знания, мозговая активность и многие другие факторы. Не дадут многим попасть в IT.
И в моей голове, программист это тот кто держит баги в голове. Неопределенное поведение, ошибки,
не валидированные данные и много чего еще. Но такой человек разве скажет:
Каждый может все, не зная условий (даже если это только IT, в любой его форме).
Легко сказать, каждый может все!
Ты только иди и работай, но почему за такие заявления мало кто держит ответственность.
Ведь в конце статьи четко говорится, гарантий нет :)
Это мем который написал Сбер Маркет? Или вы серьезно верите, то что написано в этой статье?
Вроде математика всем нам знакома и места для каждого в IT точно не хватит.
Может только я дурак и вижу эту статью:
Как плохую рекламу, которая дает вредные советы и голословные заявления?
P.S. Можно было бы написать целую статью, как плохо мы учим других.
Потому что мы самоуверенны в себе. Индустрия летит в глубокую бездну.
Я бы хотел затронуть тему фронтэенд != полноценный программист.
Не принижая кого-то, а пытаясь донести. Мир очень разнообразный, но когда ты даешь советы.
Со своей колокольни, подумай о том, что твоя колокольня построена на Си и С++, а там твои советы не работают.
Нам не хватает четкого разделения на зоны ответственности.
Всем удачи!
Julia_Konovalova
В целом наводит на позитивные мысли и главная в том, что надо идти к цели и быть уверенным в себе (хаха, много среди нас таких?)
Но вот это «Если ты чувствуешь хоть каплю сомнений, не иди в ИТ» и это «помни — ты классный, больше уверенности!» немного противоречит одно другому.
Так всё-таки идти вперёд несмотря на неуверенность смогу-не смогу или бросить при первых трудностях? Вопрос для встречи с психологом
dcversus Автор
Именно что это прям хороший повод обсудить все с психологом, до того как браться за обучение и чет еще оч круто привести мысли и мотивацию в порядок.
Ну и моя речь про другие специальности это скорее наброс на мотивацию, если реально сомневаешься и моего спича достаточно, то явно проблемы с уверенностью.
Blooderino
Откуда это вообще взялось, что если в айти хочешь влиться, то ты обязан быть неким фанатиком? Бред же.
geesoff
"Не фанатики" и не поймут откуда это взялось.
Влиться может любой, но фанатики еще и поплывут вверх по тёплому течению.