Свинцовые аккумуляторы 12V 7Ah чаще всего используются в UPS (ИБП) и блоках бесперебойного питания (ББП) для систем сигнализации, контроля доступа и видеонаблюдения.
Я купил в Озоне три аккумулятора: Alpha Battery FB7.2-12, I-Battery ABP7-12L, Optimus OP 1207. Стоили они приблизительно одинаково — около 680 рублей каждый, при этом цена на фирменные аккумуляторы такого же размера и ёмкости начинается от 1500 рублей.
На самих аккумуляторах написаны одинаковые параметры, за исключением максимального тока заряда:
Alpha Battery FB7.2-12 — 2.16 A;
I-Battery ABP7-12L — 1.2 A;
Optimus OP 1207 — 2.1 A.
У Alpha и Optimus клеммы узкие F1, 4.75 мм. У I-Battery широкие F2, 6.35 мм и даже есть защитные колпачки.
Согласно спецификации, аккумулятор Alpha Battery FB7.2-12 должен иметь ёмкость 7.2 Ач при 20-часовом разряде до 10.5 В (1.75 В/эл.), обеспечивать долговременный ток разряда до 21.6A и кратковременный до 135 А в течение 5 с. Производитель указывает, что аккумулятор предназначен как для обеспечения резервным питанием системы охраны и безопасности, так и для работы в ИБП.
В спецификации аккумулятора I-Battery ABP7-12L указано, что он должен иметь ёмкость 7 Ач при 20-часовом разряде до 10.5 В, обеспечивать долговременный ток разряда до 21 A. Он также предназначен и для системы охраны и безопасности, и для ИБП.
В спецификации на аккумулятор Optimus OP 1207 указано только то, что он предназначен для систем безопасности и контроля доступа, систем аварийного освещения, электронных кассовых аппаратов и другого оборудования и не предназначен для работы в ИБП. Про рабочие и предельные токи ни слова, указана только ёмкость 7 Ач при 20-часовом разряде.
У меня были два новых аккумулятора Alpha Battery FB7.2-12, купленных с интервалом в пару месяцев. На втором есть белая наклейка «Dahua Storage Battery». Оказалось, что эти аккумуляторы очень сильно отличаются друг от друга, поэтому в тесте присутствуют оба.
Я заряжал аккумуляторы током 1.2 А до 14.8 В (сначала идёт зарядка полным током, а напряжение повышается, потом напряжение доходит до 14.8 В, а ток начинает снижаться).
Тестирование проводилось с помощью модифицированного прибора EBD-USB+, подключённого к компьютеру.
Тесты большой нагрузки проводились с помощью инвертора 500 Вт и лампы накаливания 300 Вт, а также с помощью UPS Ippon 600 VA и лампы накаливания 200 Вт.
Внутреннее сопротивление измерялось у полностью заряженных аккумуляторов с помощью прибора YR1035+.
Всего было проведено пять тестов:
- разряд током 0.35 А до 10.5 В — базовый тест, показывающий реальную ёмкость аккумуляторов;
- повторный разряд током 0.35 А до 10.5 В — оказалось, что во втором цикле аккумуляторы дают чуть большую ёмкость;
- разряд током 2.8-3 A до 10.2 В — тест, показывающий, на сколько хватит аккумулятора в трёхамперном ББП (ток менялся из-за того, что EBD-USB имеет предел мощности 35 Вт);
- разряд инвертором с лампой 230 В 300 Вт (~30 A) до отключения инвертора (9.8 В);
- разряд источником бесперебойного питания с лампой 230 В 200 Вт (~20A) до отключения UPS.
Я получил следующие результаты:
Как видно из таблицы, измеренная ёмкость аккумуляторов при «20-часовом разряде» оказалась существенно меньше заявленной: 4.5-5.9 Ач, а вовсе не семь. При разряде током 3A отданная ёмкость сократилась до 3.4-3.8 Ач. При разряде на лампу 200 Вт через инвертор аккумуляторы смогли дать лишь 1-1.3 Ач. 200-ваттная лампа от UPS работала всего полторы-две минуты. Два, одинаковых с виду, аккумулятора Alpha Battery с разными датами производства (они зашифрованы в кодах, но как их расшифровывать неизвестно) оказались совершенно разными.
Для примера приведу таблицу разрядных токов брендового аккумулятора WBR GPL 1272.
В разрядных таблицах указывается всё наоборот — в ячейках токи, «подогнанные» под определённое время работы. Из таблицы видно, что такой аккумулятор даёт 7.5 Ач при разряде током 0.377 А до 10.5 В, приблизительно 4.5 Ач при разряде током 3А до 10.2 В и приблизительно 2.7 Ач при разряде током 32.6 А до 9.6 В. Надеюсь, все эти параметры правдивые и тот же UPS с нагрузкой 200 Вт проработает от фирменного аккумулятора вдвое дольше.
Обратите внимание на вес протестированных аккумуляторов — он составляет около 1.7 кг. Брендовые аккумуляторы с такой же заявленной ёмкостью весят 2.4 кг.
Получается, что в дешёвые аккумуляторы «недоложили» 30% свинца.
Ещё один аспект — срок службы. У брендовых аккумуляторов указан срок службы 5-12 лет, у дешёвых 3-5 лет. Сколько реально проработают аккумуляторы сказать сложно — это зависит и от условий эксплуатации и от того, сильно ли наврал производитель.
Означает ли моё исследование, что дешёвые свинцовые аккумуляторы покупать нельзя? Вовсе нет! Их вполне можно покупать и использовать, но нужно понимать, что «7Ah» дешёвого аккумулятора не то же самое, что «7 Ah» брендового. Эти аккумуляторы вполне можно использовать в ББП, и даже в ИБП можно, при условии, что электричество отключают очень редко. Да, такой аккумулятор наверняка выйдет из строя раньше фирменного, но он и стоит вдвое, а то и втрое дешевле.
Из трёх протестированных аккумуляторов лучшим оказался I-Battery ABP7-12L. Я уже купил второй такой же и его параметры оказались близки к первому.
© 2021, Алексей Надёжин
Комментарии (31)
aborouhin
09.11.2021 20:30+1Чуда предсказуемо не случилось. А мне как обладателю двух UPS, в одном из которых 10 аккумов, а в другом, блин, 40 (!), так хотелось надеяться, что и на этом рынке есть свои "батарейки из Икеи" с феноменальным соотношением цена/качество :)
little-brother
09.11.2021 20:36+1Посмотрите на Leoch. Крупный игрок, а цена приятнее чем у других брендов.
OptimumOption
10.11.2021 10:52Увы, зачастую у них тоже брак прям с завода
JerleShannara
10.11.2021 17:27А если не брак, то собрать из них более-менее вменяемую батарею невозможно — параметры плывут сильно даже в одной партии. Годны к применению только там, где стоит один аккумулятор.
little-brother
09.11.2021 20:33>>У брендовых аккумуляторов указан срок службы 5-12 лет, у дешёвых 3-5 лет
Некорректно так писать. У всех нормальных брендов есть линейки: 3-5 летки и 7-10-12-летние АКБ.
Жалко в тесте не было "народных" Sven и Delta battery.
Willy64
09.11.2021 21:51+2Для этих имитаторов батарей есть своя ниша - источники резервного питания охранно-пожарных систем, которые потребляют не так много, как компьютерные ИБП, и работают по назначению крайне редко. Сами понимаете, никто из обслуживающих организаций ставить туда хорошие аккумуляторы не будет, им же тогда за замену платить не будут. Приличные клиенты редко соглашаются на что-то хуже CSB. Я еле смог договориться на установку FIAMM, когда CSB не было в наличии.
Вместо свинца в эти поделки кладут стеклянные пластины для заполнения объема.
JerleShannara
10.11.2021 17:31CSB/YUASA/FIAMM/BB. Если совсем нет денег — раньше катила та самая рыжая лотерея, но сейчас что-то по цене она не особо вкуснее стала. Прочему не место в ИБП уровня лучше чем «300ВА, 2 минуты»
Bonio
10.11.2021 00:43+1Эти аккумуляторы вполне можно использовать в ББП, и даже в ИБП можно
Эти "аккумуляторы" нельзя использовать в ибп, они не расчитаны на высокие токи, в упсах распухают, плавятся и текут. Это чисто для сигналок аккумуляторы, хотя я бы этот мусор даже туда не ставил.
Если будете делать еще тесты, берите CSB, Delta, YUASA, BB, они из другой ценовой категории и предназначены специально для ибп.
KorDen32
10.11.2021 23:43Если будете делать еще тесты, берите CSB, Delta, YUASA, BB, они из другой ценовой категории и предназначены специально для ибп.
Далеко не все модели предназначены для ИБП. Типичная ошибка — брать в ИБП линейки CSB GP/GPL, Delta DTM и т.п., которые рассчитаны как раз на небольшие токи в ББП, а потом удивляться, что они сдохли через год после нескольких переходов на батарею.
drvladson
10.11.2021 08:51+1Еноты 7Ач после 4 лет в ИБП.
Разряд током 10А.
drvladson
10.11.2021 13:15С завода в юпс (Emerson 90 kVA) пихают Enersys DataSafe. К сожалению, не нашли, где купить у нас. Аккумы шикарные, после 7 лет - как новые. Тяжёлые :-) Были заменены на CSB (HR, не HRL) - тож отличные аккумы.
barlog1
10.11.2021 09:08А если пару батарей параллельно включать?
Chupakabra303
10.11.2021 09:30+1Точно. Купить 3 по цене одного фирменного. И получить такие же совокупные характеристики как у одного фирменного. Профит.
iwnw
10.11.2021 20:08И получить такие же совокупные характеристики как у одного фирменного.
Ну если только емкость (и то пока аккумы свежие). По всем остальным характеристикам — совершенно негодная замена.
borisxm
10.11.2021 10:38+1Означает ли моё исследование, что дешёвые свинцовые аккумуляторы покупать нельзя?
Тут более интересен вопрос — можно ли продавать дешевые свинцовые аккумуляторы? Ведь обман покупателя налицо.
synka
10.11.2021 10:45А что можно сказать об свинцовых АКБ, в которые "впихивают" 9 Ач? Встречалось такое? https://bast.ru/news/09-11-21-novyie-akkumulyatornyie-batarei-skat-sb
PKav
10.11.2021 15:21+1По моему опыту покупать такие аккумуляторы категорически нельзя. Если оригинальные аккумуляторы теряют свою ёмкость постепенно, то такие поделки могут потерять ёмкость быстро и внезапно. И если сейчас они держат 5 минут, то через месяц ИБП отключится сразу после отключения электричества, не продержав и секунды. Экономия того не стоит.
JerleShannara
10.11.2021 17:36+2Это говно ещё обожает из себя делать шарики, а потом ты стоишь перед ИБП и понимаешь, что без дрели АКБ из него уже не достать, надо высверливать заклёпки и сварку около корзины. ИБП стоит себе в стойке и радостно светится светодиодом BYPASS. В итоге гасится вся стойка, включается мимо ИБП, а рационализатору расходов выписывается премия с острой перечной смазкой.
Dvlbug
10.11.2021 19:54Чаще нормальная премия, сэкономил молодец. А что технари жалуются, пусть учатся работать, с тем что есть. Что они в бизнес-процессах понимают?
Видел такое однажды
JerleShannara
10.11.2021 21:31В таком случае я предпочту запись в трудовой книжке «порвал * начальнику аккумулятором» и смену места работы.
Dvlbug
11.11.2021 00:15Про мой случай менеджер купил крайне дешевый кабель для локалки. Его нам даже в пример ставили "радеет за наше процветание"
Кабель: жилы в локалке проверка для дальтоника. Как будто просто кто-то с перегаром из краски мимо проходил и таким образом их окрашивал.
Но разве может подобное уменьшить цену кабеля? НЕТ, давай пусть часть жил будут контачить между собой. Я не знаю техпроцесс производства, но тут похоже, что готовый кабель еще раз обжарили и, благодаря чему, пластик поплыл и жили начали соприкасаться.
Этих бухт было пол Камаза. Кого наказывали за косяки? Продажника или монтажников? Угадайте((
irnis
15.11.2021 11:16кстати, появились лиферы такого же форм-фактора, например - https://aliexpress.ru/item/1005002060055887.html
по идее, лифер должен быть намного долговечнее свинца, и в принципе - уже относительно безопасно по сравнению с обычным литием (сборки на 18650 из обычного лития в таком фф появились уже давно)
какие могут быть подводные камни при использовании такого аккумулятора?DGN
23.11.2021 19:09Их нельзя ставить в батарею (последовательно), они отдают максимальные токи меньше чем свинец, в остальном идея замены свинца в ИБП на lifepo4 правильная. Если у вас батарея на 24 или 48 вольт, то надо собирать полностью батарею с BMS, и желательно с активной конденсаторной BMS.
Black_Spirit
А название как бы намекало, что ёмкости должно быть много.
dMac
Дык про емкость название прямо заявляет, правдиво или нет - вопрос второй.
А вот на цену - таки да, намекает