Чтение — это особый процесс, почти сакральный для отдельных людей, семей, городов и даже наций. Кажется, что может быть более вечным, чем чтение: очень древние читали петроглифы, древние — глиняные таблички и папирусы, соседи по столетиям — рукописные книги и грамоты, потом мир наполнился печатными книгами, а сейчас мы читаем со всевозможных экранов. Всё просто: мозг сканирует и декодирует символы, распознаёт смысл, сознание его «переваривает» в нужной форме, отдельные фрагменты пишутся в память. Для айтишников так вообще знакомый инженерный процесс. Но не всё так просто: нейропсихология и нейрофизиология чтения скрывают целый пласт сложных процессов, у чтения есть феномены и патологии, а мы читаем Пушкина совсем не так, как это делал сам Пушкин. 

Конечно, одной статьёй эти вопросы не закрыть, но начать вполне можно, тем более что Хабр — один из сайтов, который максимально строго «заточен» именно на чтение (да ещё и лонгридов!).  

Чтение и мозг: нейрофизиология

Чтение — молодой навык человека, поэтому до сих пор он не является безусловным, а приходит к каждому из нас в процессе обучения. Навык чтения не задан на генетическом уровне, то есть представить себе человека, который вообще не умеет читать, гораздо проще, чем того, который вообще не умеет говорить (будучи здоровым и интеллектуально сохранным в социуме). Освоение человечеством чтения и письменности сравнительно небольшой период для эволюции человека: протописьменность возникла в седьмом тысячелетии до н.э., а навык чтения как таковой стал появляться всего 5 тыс. лет назад (самой древней из обнаруженных библиотек 2,5 тыс. лет). Для мозга как биологической структуры это не так уж и много. 

Чтение — это речевой процесс (и как всякий речевой процесс является познавательно-мыслительной деятельностью человека), который относится к новым высшим рефлекторным функциям, возникающим у индивида в ходе обучения. Из всего этого абзаца мы делаем три важных вывода: 1) чтению нужно учиться; 2) чтение и речь явно как-то связаны; 3) чтение — это нейрофизиологический процесс, оно затрагивает функции мозга. 

Перед тем, как погрузиться в лёгкий флёр анатомии и нейрофизиологии, смоделируем процесс чтения как алгоритм (без подробностей и детальных шагов).

  • Руки держат книгу или другой источник чтения. Если руки не держат, тело ориентируется относительно источника текстовой информации (например, располагается перед монитором). Работают скелетные мышцы, моторика, осязание, обоняние и т.д. — человек выбирает позицию и объект чтения.

  • Работают глаза и зрительная кора головного мозга: происходит визуальная фиксация символов текста и их идентификация. О том, как глаза пробегают по строчкам (а может, прыгают?) можно прочитать здесь.

  • Происходит фонетическая идентификация текста (мы «слышим в голове» то, что читаем). Некоторые учёные полагают, что у взрослых этот этап отсутствует, мы сразу переходим к смыслу. Но если вы начнёте читать сложный незнакомый текст или текст на иностранном языке, вы сразу поймёте, о чём идёт речь.

  • Идентифицируются слова и их семантическое значение — ура, мы читаем что-то понятное. Это даёт нам первичный смысл текста — можем мы его прочитать или нет (а вдруг он на японском или это арабская вязь?).

  • Происходит восприятие словосочетаний и предложений с учётом пунктуации, синтаксиса, структуры текста («о, это смешно, а может скучно, а может заумно»).

  • Начинается самое интересное, в дело включается нейропсихология. Читатель интерпретирует текст на основании своих понятий, принципов, опыта, характера, используя анализ, синтез и подвергаясь влиянию социокультурных факторов. («PHP в 2021, реально? Да на нём только говнокодеры пишут! Для кого JavaScript придумывали? Тэээк-с, минус, низкий технический уровень материала» или «О, PHP в 2021! Старичок не сдаёт позиции. Я вон в Yii разобрался, мощь! Плюс, и в карму плюс». А статья одна и та же).  

Конечно, всё это происходит фоном, мы не осознаём и не ощущаем ни одного из этапов (а дети в начале обучения, кстати, ощущают и осознают), но в это время в человеческом мозге происходят сложнейшие процессы. Взглянем на них поверхностно.

Сложное строение человеческого мозга обеспечивает контроль и реализацию высших психических функций: восприятие, память, мышление, речь, при этом мышление и речь наиболее тесно связаны. Речь и мышление формируются и развиваются под воздействием окружающей среды, социума, особенностей личности. Способность воспринимать и генерировать речь заложена в нас генетически. Навыки речи относятся ко второй сигнальной системе мозга (если кто не помнит, то первая сигнальная система по классификации академика И. П. Павлова — это безусловные реакции). Так вот, вторая сигнальная система выполняет регулирующую функцию. Но мы помним, что чтение — это речевой процесс, а значит, оно напрямую связано с работой центральной нервной системы (ЦНС) человека, работает благодаря нейрокогнитивному аппарату человека, однако, отличается от обычной речи рядом особенностей нейрофизиологии.

Чтение и мозг: психология современного чтения

Итак, чтение как речевой процесс напрямую связано с ЦНС человека, оно обеспечивается согласованной деятельностью областей мозга. В свою очередь, чтение влияет на мозг человека в самом прямом смысле. Дело в том, что наш интеллект растёт не за счёт роста количества нейронов, а за счёт роста количества связей между нейронами (у одного нейрона головного мозга может быть до 4000 синапсов). В процессе овладения чтением и собственно самого чтения (форма овладения информацией) центральная нервная система как раз усложняет связи между нейронами. Более того, чтение как культурное приобретение (а не генетическое) реализуется за счёт ранее сформированных нейронов и связей между ними (после формирования речи) — именно поэтому ребёнок не начинает читать раньше, чем говорить (я сейчас об осмысленном чтении, а не об узнавании формы объёмных букв на ощупь). О том, как читают дети и их мозг «оживает» едва ли не с каждым прочитанным словом, можно послушать в лекции французского нейробиолога Станисласа Деана (англ.).

Со школьных времён мы слышим много мифов про правое и левое полушария мозга. В частности, самый распространённый из них: «Васечка гуманитарий, у него левое полушарие отключено». Люди без мало-мальских знаний анатомии и биологии радостно несут это в стройные теории взрослой жизни. Здесь, как всегда: миф, чушь, бред и компот, но взялось это не на ровном месте. Действительно, у мозга два полушария, соединённых специальной перемычкой, которая называется мозолистое тело и состоит из нервных волокон, большая часть из которых с «оплёткой» (миелинизированные аксоны). И полушария головного мозга действительно имеют свои функции и зоны ответственности, но мозг (если нет травм и патологий) функционирует всегда целиком, а не с отключением каких-то отдельных частей. Например, за чтение по большей части отвечает  теменно-височно-затылочная область левого полушария, которая выполняет зрительно-речевые функции. 

Кстати, начало делению мозга на речевое левое и абстрактное правое полушария положили труды Поля де Брока (того самого, в честь которого в мозге названа зона Брока — двигательный центр речи, ответственный за воспроизведение речи человеком). В течение жизни с чтением нам помогают подружиться оба полушария: у детей, осваивающих свой первый букварь, активно работает правое полушарие (которое не только за фантазию, но и за первую сигнальную систему и коды зрительной информации). А вот когда чтение становится для нас автоматическим процессом, практически рефлексом, и мы не прикладываем никаких усилий к узнаванию букв (иероглифов и т. д.), за дело берётся левое полушарие, которое занимается зрительно-пространственным анализом информации и обрабатывает полученный текст (мы его понимаем). То есть со временем для чтения задействуется меньше отделов мозга, оно становится для нас проще, привычнее и способно приносить удовольствие. Процессом чтения взрослого человека начинает управлять по большей части левое полушарие и понимание этого важно, когда анализируются вновь возникшие дислексии вследствие черепно-мозговых травм или заболеваний. 

Во время чтения задействуются до 17 зон головного мозга: например, кроме перечисленных, ещё и зоны памяти
Во время чтения задействуются до 17 зон головного мозга: например, кроме перечисленных, ещё и зоны памяти

А как же себя ведёт наш древний мозг, лимбическая система? Откуда удовольствие-то берётся? Прежде всего оговорюсь, что термин лимбической системы весьма расплывчат и вокруг него в научных кругах идут постоянные споры — всё же это целый комплекс структур головного мозга, у каждой из которых есть своё название. Но пока его официально не отменили, будем использовать. Так вот, лимбическая система тщательно следит за тем, что мы читаем, как мы на это реагируем и помогает нам решить, читать ли дальше: если книга интересная, мозг даёт положительные эмоции — нам хорошо, мы продолжаем. А если это учебник по аналитической алгебре, мы зеваем, скучаем и испытываем негативные эмоции (простите, если у вас по-другому). Чем больше и разнообразнее человек читает, тем активнее поднимается настроение и тем больше начинает «тянуть» к книгам — мозг адаптируется к изначально сложному процессу. Плюс ко всему, важно не забывать, что разные книги мы воспринимаем по-разному: представляем образ и сопереживаем лирическому герою, если он есть; ненавидим злодея; или же просто анализируем и стремимся запомнить как можно больше информации из учебника или делового издания (а иногда даже конспектируем). 

Кстати, об эмоциях. Есть разные мнения учёных: кто-то утверждает, что все буквы, сложенные в слова, хороши, кто-то топит за полезность исключительно художественной литературы (а как же учиться и работать?). К сожалению, я не проводила исследований, но субъективно могу сказать, что да, от хорошего языка, структурированности и интеллектуальной насыщенности художественной и бизнес-литературы получаешь удовольствие, а от книг инфоцыган и коучей — нет, потому что не покидает ощущение, что читаешь плохо сделанную рекламу (ну и наоборот, шедевры рекламы звучат в голове даже когда из продажи исчезли сами продукты). 

А вот положительное влияние книг на стресс доказано: британский учёный Дэвид Льюис (университет Сассекс, Великобритания) после искусственного стресса (различные упражнения и тесты) предложил добровольцам-испытуемым различные методики релаксации. Оказалось, что прослушивание музыки снижает стресс на 61 %, чашка чая или кофе — на 54 %, прогулка — на 42 %, видеоигры — на 21 %, а чтение — ажна 68 %. Кстати, мнения английских учёных о роли чтения в психоэмоциональной сфере кратко изложены здесь — на мой взгляд, кое-что спорно, но в целом любопытно.

Нарушения чтения: дислексия и алексия

У меня был знакомый, который шёл мимо вывески «Хлеб», а читал «КПСС», было написано «Банк», он читал «Баня», слово «расчёска» он писал как «росёска». В 90-е ему было всего 58 и все смеялись над его рассеянностью, хотя работал он главным бухгалтером одного из ведущих застройщиков города, а до этого занимал серьёзную должность в обкоме и вообще был умным и приятным собеседником. Встречались такие ребята и в школе — как правило, они не справлялись с задачами по математике, физике и биологии только потому, что не могли быстро прочитать условие задачи. И это тоже была она — дислексия, которая у некоторых сопровождается дисграфией (пропуск букв, плохое запоминание слов, ошибки в иностранных языках). Спустя годы у кого-то расстройство сохранилось, у кого-то практически исчезло (может, отчасти спасибо автокоррекции?).

Дислексия — частичная неспособность осваивать навык чтения, связанная с нарушением функций отдельных участков коры головного мозга. Это нейробиологическое расстройство, которое прежде всего имеет генетическую обусловленность, а также может возникнуть вследствие травмы, заболевания или иного воздействия на головной мозг. Обратите внимание, дислексия (как и полная невозможность читать — алексия) не является ленью, нежеланием или особенностью характера ребёнка или взрослого. Это нарушение, расстройство психологического развития (внесено в МКБ 10 (R48.0), а специфические расстройства учебных навыков даже выделены в качестве самостоятельной нозологической единицы — «Специфические расстройства развития учебных навыков» (F.81), включающей «Специфическое расстройство чтения» (F81.0; дислексия)). Если речь идёт о дислексии, не связанной с травмой или заболеванием, то она проявляется в младшем школьном возрасте, когда ребёнок интенсивно осваивает навыки письменной речи (чтение + письмо). К сожалению, минимум 5-10% школьников испытывают трудности с чтением. Это много.

Такие дети при полной интеллектуальной сохранности и физическом здоровье (зрение, слух, отсутствие черепно-мозговых травм) могут отставать практически по всем предметам — потому что просто не могут быстро и правильно прочитать задание или текст задачи. Дислексия бывает разных степеней, в определённых формах поддаётся коррекции, но всегда остаётся с человеком на всю жизнь.

На картинке изображён боковой разрез и вид сверху мозга человека с нормой и человека с дислексией. Если говорить обывательским языком, красные точки — зона, ответственная за артикуляцию и анализ слов своей речи (зона Брока), синие и зелёные — анализ речи и восприятие словоформ как цельных единиц. Зелёные и синие вместе — теменно-височно-затылочная область, которая в случае нормы активна в левом полушарии
На картинке изображён боковой разрез и вид сверху мозга человека с нормой и человека с дислексией. Если говорить обывательским языком, красные точки — зона, ответственная за артикуляцию и анализ слов своей речи (зона Брока), синие и зелёные — анализ речи и восприятие словоформ как цельных единиц. Зелёные и синие вместе — теменно-височно-затылочная область, которая в случае нормы активна в левом полушарии

Опять же, не стоит путать дислексию с невнимательностью или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ на Хабре) — для постановки диагноза нужна консультация с неврологом, психологом и логопедом. Также не стоит самостоятельно работать с ребёнком или взрослым (в том числе с самим собой) — обязательна первоначальная консультация специалиста. 

О механизмах дислексии можно почитать в этой статье, а о типах алексии — здесь.

Скорочтение — дурная школьная забава?

Труднее всего ребята даже с очень лёгкой дислексией чувствуют себя на сдаче «школьных нормативов» по технике чтения. Они редко могут дотянуть до нормы и стесняются оглашать результаты рядом с тараторящими с листа одноклассниками. И, казалось бы, ну читают люди и читают — давно пора избавиться от этого странного пережитка чтения на время, ведь читать нужно на понимание! Но не всё так просто. Скорочтение играет ощутимую роль в развитии ребёнка (помните про создание новых нейронных связей?) и необходимо не просто как мини-зачёт на подоконнике с песочными часами (интересно, сейчас тоже так?), а как полноценный школьный курс. 

  • Первая причина очевидна и легко угадывается: быстро читающий человек в единицу времени прочитает больше материала. Таким образом, он быстрее научится выбирать нужную информацию и отличать хорошую литературу от плохой (да, такая бывает).

  • Быстро читающий школьник с меньшей вероятностью попадёт в число отстающих, поскольку он будет успевать осилить весь школьный материал, включая дополнительные источники. На уроке у него не будет проблем со «схватыванием» условий задачи, диктантом (перечитать и проверить за собой тоже важно), тестом. 

  • Правильная техника скорочтения развивает дикцию, речь становится чёткой, с хорошим темпом. Но это касается только правильного обучения: если ребёнка заставлять читать много символов в минуту, он может в прямом смысле захлёбываться словами, переходить на шёпот и в конечном итоге переносить эти «навыки» в обыденную речь.

  • Когда ребёнок или взрослый читает в хорошем темпе, вероятность отвлечься от занятия, книги, учебника, технической документации и т. д. ниже, поскольку мы «втягиваемся», мозг начинает получать удовольствие от чтения и мотивирует хозяина продолжать приятное дело (если вы знаете, что такое «книжное похмелье», то ваш мозг умеет добывать дофамин из чтения).    

  • Скорочтение как речевая функция связано с мышлением, воображением, устной речью и памятью. Если навык скорочтения сформирован правильно, то и память такого читателя ощутимо лучше.

  • Наконец, скорочтение по своей сути — это процесс непрерывного переключения внимания, мгновенной реакции мозга на информацию. Это может отлично сказаться на многозадачности человека.

Однако при всех плюсах скорочтение у взрослого человека не должно быть самоцелью. Если вы уже состоявшийся специалист и любите медленную, вдумчивую работу с литературой и технической документацией, это тоже прекрасно. Потому что для взрослых скорость чтения это скорее уже дело привычки и темперамента, а вот для ребёнка — важнейший фактор психологического и интеллектуального развития.

А что насчёт электронных книг и мониторов?

В принципе, по большому счёту человеку читающему всё равно, с какого носителя читать: с листа, читалки, планшета, монитора ПК или экрана телефона. Есть детали, касающиеся физиологии зрительного восприятия, проблем с засыпанием, некоторыми офтальмологическими нюансами, но именно с точки зрения чтения как процесса по сути всё одинаково. Ну почти.

В 2014 году норвежский университет Ставангера собрал сравнительно однородную группу студентов и раздал и им одно и то же произведение: половине — на бумаге, половине — на Amazon Kindle. Разницу в эмоциональном восприятии, скорости чтения, понимании и других характеристиках восприятия обнаружить не удалось. Разница была, в основном, в удобстве, навигации и осознании объёма прочитанного (пути по книге) — по этим критериям бумажные книги лидируют.

Все «баги» чтения, которые появились благодаря технологиям, связаны с веб-привычками: например, многие из нас читают тексты не построчно, а в виде буквы F (как мы проглядываем интернет-страницы), глотая и додумывая строки. Веб же приучил человечество к разбиению текста на абзацы с интервалами между ними, к коротким форматам, невниманию к пунктуации, а иногда и к орфографии текста. Благодаря этим «поблажкам» здорово увеличивается скорость чтения — ведь мы поглощаем всё больше разнородной текстовой информации. 

Но чисто биологически тактильное взаимодействие с бумажной книгой задействует дополнительные зоны головного мозга, ощущение контроля даёт дополнительный комфорт; читатель тактильно ощущает прогресс чтения (странички с одной стороны книги убывают) и замотивирован продолжить, а не остановиться. Да и в целом у бумажных книг проверенная веками навигация, структура, подача — недаром разработчики электронных книг и приложений для чтения стремятся максимально приблизить свои устройства к «живым» книгам.  

Как начать читать снова?

Мы стали забывать о книгах, и это печально. Этот тренд можно видеть не только в исследованиях, но и среди знакомых. У этого есть свои предпосылки: 

  • У нас мало времени — работа, семья, быт, обучение занимают всё свободное время. С приходом удалённой работы время стало схлопываться ещё сильнее.

  • Интернет выигрывает — мы поглощаем контент в огромных количествах, часто не задумываясь о качестве, мы устаём от него. Уставшие глаза, уставший мозг, сонливость, мысли обо всей полученной за день информации — и вот нам уже не до книг. К тому же, аудио и видео потеснили текст из-за удобства: можно слушать и выполнять любые дела без потери времени (правда, иногда воспроизвести услышанное не получается, так как вы отвлеклись и всё прослушали).

  • Увы, требования к чтению книг в школах становятся всё ниже, а хаки в виде краткого содержания произведений литературы, готовые шаблоны сочинений, замена литературы просмотром фильмов лишь усугубляют ситуацию.

После вуза мне «посчастливилось» узнать, что такое мир без любимого чтения. Почти 10 лет я читала исключительно профессиональную и техническую литературу, спецификации, технические задания, концепции рекламы, тест-кейсы и т. д. Вновь купленные книги занимали полку за полкой и оставались пролистанными, но не прочитанными — не было ни сил, ни времени, ни понимания, как это снова уединиться с книгой и забыть обо всём.

Работа по возвращению именно к книгам (бумажные + читалка) была непростой. Она началась с поездов в командировках (Нижний Новгород — Москва и обратно, за 4 часа в каждый конец много не начитаешь), а продолжилась усилием воли. Зато я с уверенностью могу дать несколько лайфхаков, как вернуться к чтению.

  • Начните с интересных вам тем, даже если конкретно сейчас они не имеют никакого отношения к вашей текущей деятельности. Вы не обязаны читать то, что предписывает вам трудовой договор.

  • Оцените состояние своей памяти и речи — вы удивитесь, насколько изменится ситуация буквально через 5-7 книг.

  • Уберите гаджеты, разложите книги. Например, я выселила планшет с кухни и из кровати, теперь там живут книги и они довольно быстро сменяются (осторожно, можно забыть уснуть!).

  • Задайте себе объём прочитанного в день — эта мера понадобится буквально первые 2-3 недели, потом втянетесь. Я задавала не по страницам, а по времени — 1 час. Но по страницам, на самом деле, лучше и продуктивнее, потому что цель конкретнее.

  • Если ещё не занимались, не насилуйте себя скорочтением. Скорее всего, вы читаете в приличном темпе и вам нужно вернуть навык. 

  • Не принуждайте себя к приличному контенту: хочется читать классику — читайте, хочется страшный детектив — не сомневайтесь, после тяжёлого дня хочется чего-то лёгкого или повторного — не отказывайте себе (например, у меня зачитаны до дыр М. Зощенко и Д. Даррелл, это лекарство от всех нервов). 

  • Покупайте любые интересные вам книги — само удовольствие от книжного магазина или распаковки побуждает к чтению.

А главное, не осуждайте себя за перерывы, которые вынужденно возникают в наше время. Книги вас ждут, и они непременно вас научат, успокоят, вдохновят. 

Как писать, чтобы ваш текст «восхищал» мозг читателя?

Это точно тема отдельной большой статьи, которую мы уже готовим. Однако кое-что стоит сказать прямо сейчас. Сейчас мы собираем заявки на конкурс статей на Хабре «Технотекст 2021» и уже точно известно, что в протоколах жюри будет несколько критериев для оценки. В контексте этой статьи стоит обратиться к ним подробнее:

  • Актуальность темы — тема должна задевать интересы, переживания, профессиональные потребности или «головные боли» читателей, быть нужной и полезной здесь и сейчас. 

  • Техническая грамотность — пожалуй, один из важных компонентов любой публикации (не только на Хабре). Если читатель спотыкается об ошибки и плохой фактчекинг, его внимание рассеивается и восприятие текста рассыпается. 

  • Лаконичность — не значит что текст должен быть коротким. Это значит, не стоит повторять одну  и ту же информацию, лить воду, уходить от темы, путать читателя.

  • Стиль, вовлечение, оформление — визуальное оформление текста всегда усиливает восприятие, помогает лучше запомнить информацию, усвоить её и при необходимости воспроизвести.

  • Вау-эффект, общее впечатление — абстрактная метрика. Это то самое удовольствие от чтения, которое испытывает читатель одновременно с сожалением о том, что текст закончился (не знаю, как у вас, у меня на Хабре такое случается).

Эти пять критериев возникли неслучайно: мы на протяжении нескольких лет анализировали статьи на Хабре, проводили опросы аудитории, смотрели на лучшие статьи и статьи, которые отлично написаны, но не набирают рейтинг и просмотры. Поэтому тему стоит рассмотреть детально.

Частично о ней мы расскажем на вебинаре «Хабр для взрослых» уже в этот четверг, 25 ноября, в 16:00 МСК — конечно, онлайн, бесплатно, для всех. 

Ссылка выше, регистрируйтесь, чтобы пришло напоминание ;-)
Ссылка выше, регистрируйтесь, чтобы пришло напоминание ;-)
  • Мы обязательно напишем статью о том, как писать, чтобы тебя читали. 

Ждём ваши заявки на «Технотекст 2021» — обещаем не только поощрить лучших, но и прочитать с жадностью каждую статью, а по итогам дать рецензии по требованию (не факт, что быстро, но никого не обидим).

Комментарии (17)


  1. todoman
    23.11.2021 17:17
    +7

    Вау! Какие люди в авторах! Рад видеть :-)

    • Жаль, что во втором вопросе, например, нельзя выбрать несколько вариантов.

    • Сознательно вернул чтение в свою жизнь. Если говорить откровенно, так и не смог найти время, чтобы просто сидеть на диване с книгой. Поэтому вернуть чтение в свою жизнь получилось только через решительный отказ ходить в туалет с телефоном. :-)


    1. Exosphere Автор
      23.11.2021 18:17
      +4

      Время - самый главный разлучник с книгой, у многих эта проблема. Часто читаю ночами и утром немного зомби.


    1. Newbilius
      24.11.2021 15:06
      +1

      А зачем там ещё телефон, кроме как книги читать? о_О


  1. phanerozoi_evidence
    23.11.2021 17:21
    +5

    Очень интересная статья и с биологической стороны все описано довольно хорошо. Кстати я также предпочитаю бумажную литературу, ибо она действительно дает некоторое чувство контроля. Особенно полезно в определении вида. Гораздо удобнее смотреть в микроскоп, а потом в бумажную книгу, нежели в электронную книгу.


    1. Exosphere Автор
      23.11.2021 18:15
      +3

      Когда я обучалась на разработке ПО, не могла работать с электронными ресурсами, поэтому лежал ноутбук, а рядом - Шилдт :-) Дополнительный плюс в том, что на самом раннем этапе ученик код не копирует, а осознанно перенабирает с книги - правда, это преимущество быстро заканчивается :-)

      P.S.: спасибо за оценку биологической части, она неслучайна.


      1. phanerozoi_evidence
        23.11.2021 18:54

        Ждем еще!


      1. vkni
        24.11.2021 05:40
        +1

        Когда я обучалась на разработке ПО, не могла работать с электронными ресурсами, поэтому лежал ноутбук, а рядом - Шилдт

        Относительно недавно изучал новый язык программирования - их, в принципе, можно изучать без компьютера: буквально закрыв глаза "пишешь" с пару десятков примеров на какую-то конструкцию языка - это получается быстрее, чем набирать. Но, конечно, желательно, всё-таки, периодически проверять себя компилятором.


  1. ZekaVasch
    24.11.2021 02:17

    Не упомянут важный аспект любителей читать на горшке.

    Там вот хорошо идут книги без сюжета. Которые можно читать с любой страницы. Справочники, короткие рассказы, научпоп.


    1. Exosphere Автор
      24.11.2021 02:24
      +2

      Тогда бы пришлось писать целый раздел о вреде такого чтения для других… полушариев. Хотя, конечно, у многих что-то лежит. У моей подруги на двери изнутри висела крупная таблица неправильных глаголов.


  1. Keroro
    24.11.2021 09:23
    +3

    В вопросе "Какие книги вы читаете чаще последние 2-3 года" не хватает варианта: всё подряд.


  1. meetyourturik
    24.11.2021 14:50
    +1

    интересно, при изучении нового языка (особенно с сильно другой письменностью, как те же японский или арабский), в начале так же как и в детстве активно работает правое полушарие, или человек уже как бы владеет "концепцией" чтения, и нужно просто настроить маппинг новых закорючек на старые

    по поводу "не принуждайте себя к приличному контенту" прямо в точку. порой хочется почитать какой-то жвачки чтобы расслабиться, а в итоге мысли вроде "а мог бы почитать что-то полезное" приводят к тому, что не читаешь ничего

    ну и про чтение в школе можно отдельную дискуссию развести, что явно найдётся куда более подходящая литература, нежели толстой с достоевским, чтобы не отбивать у детей желание читать


    1. Exosphere Автор
      24.11.2021 14:58
      +2

      С иностранными языками — вообще отдельная тема. Там и про рекомендации изучать их для «разминки» мозга (правда), и про невозможность хорошего усвоения без аудирования и говорения (речи) (тоже правда). Да, правое полушарие задействуется и снова начинает идти обмен через мозолистое тело. Но задействуются ещё и дополнительные зоны, связанные с активным запоминанием и ассоциациями. Вот есть исследование, оно очень сложное, можно пробежать через транслейт и посмотреть графики, они внятные.

      мысли вроде «а мог бы почитать что-то полезное» приводят к тому, что не читаешь ничего
      Долбаное чувство вины! Тоже целая история, как от него избавиться во всех сферах.
      ну и про чтение в школе можно отдельную дискуссию развести, что явно найдётся куда более подходящая литература, нежели толстой с достоевским, чтобы не отбивать у детей желание читать
      По фактам. Или хотя бы преподавать по-другому! Я помню, как меня заставили читать «Преступление и наказание» в 13 лет. Как сейчас помню: сидела часами на крыльце летом, читала и ревела. Не от слога и смыслов, а потому что всех жаааалко: одну убили, другой мучается совестью, третья мир спасает… А вот когда читала в 11-м классе к экзаменам, уже всё было иначе.


  1. Earthsea
    24.11.2021 16:47
    +1

    В 2014 году норвежский университет Ставангера собрал сравнительно однородную группу студентов и раздал и им одно и то же произведение: половине — на бумаге, половине — на Amazon Kindle. Разницу в эмоциональном восприятии, скорости чтения, понимании и других характеристиках восприятия обнаружить не удалось.

    Помню, в 2006 примерно году, читал в метро книги (художественные, естественно) на экране кнопочного телефона. Была программа для Windows, которая делала из txt-файла J2ME-приложение (читалка с единственной вшитой книгой), при создании которого заранее настраивался размер шрифта, цвет, фон. Почти сразу пришел к тому, что удобнее делать шрифт избыточно крупным, в движущемся транспорте это комфортнее.

    На экране помещалось несколько слов, постоянно надо было очень быстро листать. Поначалу ощущения были такие, как будто читаешь книгу с бегущей строки. Но мозг быстро привык и стало нормально. Много книг так прочитал.


    1. Squoworode
      26.11.2021 16:40

      J2ME-приложения с одной вшитой книгой - это ещё очень даже хорошо было. На Мотороле C350 не было j2me, приходилось пользоваться программой, которая подкладывала фрагменты книги в кэш браузера...


  1. mikelavr
    24.11.2021 17:34
    +1

    В опросе не хватает ответа "Научно-популярная литература". Пришлось примкнуть к "хобби".


  1. doozza
    01.12.2021 17:28

    Чтение — это речевой процесс (и как всякий речевой процесс является познавательно-мыслительной деятельностью человека), который относится к новым высшим рефлекторным функциям, возникающим у индивида в ходе обучения. Из всего этого абзаца мы делаем три важных вывода: 1) чтению нужно учиться; 2) чтение и речь явно как-то связаны; 3) чтение — это нейрофизиологический процесс, оно затрагивает функции мозга. 

    Давно волновала тема скорости чтения, проговаривания и качества запоминания. И меня интересовало, как с этим обстоят дела у глухонемых людей? Ведь они же читают, правильно? Помимо очевидного вопроса, как их учат читать, возникают и менее очевидные: насколько быстрее они могут читать, учитывая что проблемы проговаривания для них не существует; какова активность их двигательного речевого центра, насколько лучше/хуже они запоминают прочитанное по сравнению с большинством обычных людей? И есть ли смысл отучать себя от проговаривания — принесёт ли это пользу или наоборот ухудшит запоминание? Мой опыт подавления проговаривания приводил к "скольжению" по строкам - вроде и прочитал, но будто упустил.

    Минутка баттхёрта. Новый редактор комментариев - убогое, неудобное, глючное, невыносимое дерьмо. Хотел в начале комментария написать "Спасибо за интересную статью", но не смог. Абзацы либо не перетаскиваются, либо перемещаются внутрь цитаты (а не перед ней), навигация стрелками работает вниз, но не вверх... Уберите этот позор, пожалуйста. Желание что-то комментировать просто отпадает.


    1. Exosphere Автор
      02.12.2021 12:08
      +1

      И меня интересовало, как с этим обстоят дела у глухонемых людей?
      Сложно обстоят. С возрастом и развитием навыка чтения глухонемые воспринимают текст даже лучше слышащих и говорящих, для них это значимый источник информации. Но сам процесс обучения чтению — это, конечно, раздел специального обучения, этим занимаются логопеды, клинические психологи и по спец методикам — родители и педагоги. Именно потому что, говоря вульгарно, детям нужно привить навык понимания без звука в голове.
      И есть ли смысл отучать себя от проговаривания — принесёт ли это пользу или наоборот ухудшит запоминание? Мой опыт подавления проговаривания приводил к «скольжению» по строкам — вроде и прочитал, но будто упустил.
      Отучать себя не надо, у каждого человека всё равно свои особенности работы памяти, речи и т.д. Я тоже без проговаривания «про себя» ощущаю бессмысленное скольжение, читаю средне быстро и в тишине. Пишу тоже с явным проговариванием (когда работала в офисе на самой первой работе с огромным напряжением, иногда коллеги говорили, что в моменты погружения даже шептала и говорила).

      Про комменты — спасибо за замечание, всё принимаем во внимание.