Американская компания спроектировала беспилотник AB6 JetQuad, работающий на четырёх реактивных микротурбинах. Дрон размером с большой чемодан может развивать скорость до 400 км/ч. Пять лет назад компания FusionFlight начала работу над первым в мире компактным реактивным беспилотником, способным к вертикальному взлёту и посадке. Спустя 3 года американцы презентовали первый летающий прототип AB5, который задал вектор для дальнейшего развития идеи. В частности, в AB5 JetQuad специалисты FusionFlight впервые применили Н-конфигурацию расположения микротурбин, сопла которых были отведены в стороны во избежание перегрева аппарата. Данный прототип «питался» дизельным топливом из 20-литрового бака: такого объёма хватало на 15-30 минут работы, в зависимости от нагрузки и прочих параметров полёта.
В 2020 году FusionFlight анонсировали новый прототип AB6 JetQuad. Данный экземпляр получил несколько важных усовершенствований: защиту микротурбин, систему управления вектором тяги. Прототип AB6 способен взлетать вертикально практической с любой поверхности, зависать в заданной точке в воздухе, выполнять различные манёвры и плавно переходить в режим горизонтального полёта. Общая сила тяги четырёх реактивных микротурбин составляет 700 Н. По словам основателя FusionFlight Алекса Тэйтса, компьютерное моделирование показало, что при таких данных дрон AB6 JetQuad в базовой комплектации может разгоняться до 402 км/ч. Более того, при оборудовании беспилотника аэродинамическим обвесом он сумеет преодолеть отметку в 640 км/ч.
Управление AB6 JetQuad возможно как в мануальном, так и в автономном режиме. В частности, пользователи смогут задавать точки для построения автономного маршрута либо использовать пульт для управления дроном в режиме реального времени на расстоянии до 50 км. Разработчики также не исключают возможности оборудования аппарата приёмником спутниковой связи для увеличения дистанции контакта. Кроме того, для работы на пересечённой местности дрон сможет прибегать к использованию систем компьютерного зрения с целью оптимизации автономной навигации.
Объём топливного бака AB6 JetQuad остался прежним, однако теперь аппарат может работать не только на дизеле, но и на керосине и авиатопливе Jet A, а в будущем к этому списку добавится ещё и биодизель. На борту дрона предусмотрены два отсека для груза, которые при необходимости можно использовать для размещения дополнительных топливных баков общим объёмом около 20 литров. Груз также можно зафиксировать на шасси беспилотника. С полной нагрузкой в 18 кг на максимальной скорости период полёта AB6 составляет 15 минут. При этом вес самого аппарата до заправки равен 24 кг, а его габариты сравнимы с размером крупного чемодана (~1,2 м на 0,9 м). По словам разработчиков, бортовые генераторы дрона можно будет использовать для питания различных устройств, например, исследовательских инструментов вроде датчиков или камер. В отличие от традиционных дронов с хрупкими винтами и лопастями, AB6 JetQuad не боится непогоды, а также может работать на больших высотах, до 11 км. Компания FusionFlight планирует открыть приём заказов на производство дронов AB6 к лету 2022 года по цене 100 тысяч долларов за базовую единицу.
А теперь немного про космос
В отличие от Юпитера и Сатурна, Земля может похвастаться всего одним постоянным спутником. Однако новое исследование показало, что на земной орбите существует таинственная квазилуна Камоалева, ранее считавшаяся астероидом 2016 HO3.
На протяжении миллиардов лет Луна подвергается бомбардировке космическими объектами, вследствие чего мириады лунных обломков устремляются в открытый космос. За всю историю наблюдения не менее 500 фрагментов нашего спутника упали на Землю в виде метеоритов. Камоалева стала одним из немногочисленных обломков Луны, ставших квазиспутниками нашей планеты. По предварительным данным, это могло произойти около ста лет назад. Всё это время орбита Камоалевы понемногу отдалялась от Земли. Исходя из расчётов траектории объекта, он сохранит статус квазиспутника ещё на протяжении ~300 лет, а затем постепенно освободится от гравитационных оков и устремится в космическую пустоту.
Сперва даже необычная эллиптическая орбита объекта не натолкнула учёных на мысль о его экзотическом происхождении. Дело в том, что Солнечная система богата астероидами, которые периодически захватываются гравитационным притяжением планет и становятся их временными спутниками или квазиспутниками. Впрочем, по мере исследования Камоалева привлекла внимание астрономов нетипичным для астероидов составом. Как правило, околоземные астероиды ярко отражают свет на некоторых инфракрасных частотах, но Камоалева удивила исследователей необычной тусклостью, которая свидетельствовала об особенном минеральном составе.
Спектр отражения Камоалевы в сравнении с другими астероидами, метеоритами и пробами лунного грунта
Дальнейшее изучение Камоалевы с применением целого спектра различных телескопов показало, что квазилуна состоит из таких же силикатных минералов, как и 17% известных науке астероидов. Однако, несмотря на схожий общий состав, породы квазиспутника отличались кардинально иными характеристиками инфракрасного излучения. В конце концов ответ на вопрос о происхождении объекта вырисовался сам собой: Камоалева ведёт себя как естественный постоянный спутник Земли – Луна и, вероятно, является её фрагментом. Учёные сравнили данные геологического анализа образцов лунного грунта, доставленных на Землю в ходе миссии «Аполлон-14» в 1971 году, с результатами спектрального анализа Камоалевы. Как следствие, они обнаружили идентичные признаки космического выветривания, которые объяснили различия в отражательной способности в инфракрасном диапазоне между типичными околоземными астероидами и постоянной квазилуной.
Расчёт состояния орбиты Камоалевы
Как скоро мы сможем насладиться продуктами выращенными на других планетах?
По словам инженера NASA Майка Массимино, современное питание для астронавтов сделало огромный шаг вперёд по сравнению с ранней практически безвкусной космической едой. Не менее важным дополнением для трапезы астронавта служат соусы, которые помогают «оживить» дегидратированные, пастеризованные и стерилизованные блюда. Кетчуп компании Heinz был одобрен диетологами NASA ещё в 1999 году, с тех пор он стал неотъемлемым дополнением космической кухни МКС. В рамках нового эксперимента специалисты Heinz пошли ещё дальше и выпустили ограниченную партию кетчупа Marz Edition, приготовленного из помидоров, выращенных в условиях, максимально приближенных к марсианским.
Эксперимент Marz Edition стартовал 2 года назад. Специалисты компании Heinz заручились поддержкой 14 астробиологов и начали работу на базе Технологического института Флориды. На территории Космического института Олдрина они разбили теплицу с контролируемой средой. В пределах теплицы характеристики почвы, освещения и воды повторяли те, с которыми придётся столкнуться исследователям красной планеты. До сих пор все попытки выращивать растения в «марсианских» условиях были предприняты в рамках краткосрочных исследований. Проект компании Heinz затронул тему организации долгосрочной линии выращивания и производства продуктов питания за пределами Земли.
Однажды наступит момент, когда полёты на Марс перестанут быть чем-то сверхъестественным. Поскольку при межпланетных путешествиях каждый грамм полезной нагрузки на счету, покорители красной планеты не смогут обеспечить долгосрочное пропитание из земных запасов, и им придётся выращивать продукты на Марсе. Из-за полного отсутствия органики марсианский реголит не способен дать хороший урожай, а сама планета получает значительно меньше солнечного света и тепла в сравнении с Землёй. Потому учёным предстояло не только сымитировать марсианские условия, но также найти способ сделать марсианскую почву более плодородной. Кроме того, исследователи должны были выбрать наиболее подходящие сорта помидоров и применить передовые сельскохозяйственные техники, чтобы вырастить здоровые и сильные растения.
Команда исследователей потратила более 9 месяцев на то, чтобы вырастить 30 «пилотных» кустов помидоров, а затем использовать их для получения ещё 450 кустов. Эксперимент завершился сбором безупречного урожая томатов, пусть и значительно менее богатого, чем ожидали учёные. В конце концов специалисты компании Heinz приготовили кетчуп Marz Edition, который в полной мере соответствует строгим требованиям к продукции фирмы. Для зрелищной презентации «марсианский» соус поместили снаружи космического корабля и отправили его на высоту 37 километров, где он охладился до температуры -70 °C. Экспериментальный кетчуп Marz Edition не выйдет в продажу, и пока попробовать его смогут лишь избранные, в том числе и астронавт и самопровозглашённый фанат кетчупа Майк Массимино. Впрочем, результаты эксперимента придутся кстати при планировании грядущих космических миссий.
Комментарии (8)
VT100
24.11.2021 21:36беспилотник AB6 JetQuad
Очередная победа мощности и инженерии над аэродинамикой и здравым смыслом (80 л/ч).
Skykharkov
Интересно, вот в AB6, сколько КПД теряется на этих "коленах" для вывода реактивной струи. Что мешало движки сразу "вертикально" расположить, а не разворачивать струю на 90 градусов. Ну и движками "шевелить" не сильно сложнее чем соплами вроде.
Вопросы риторические, разумеется, но вот просто интересно.
kometakot
Возможно, что проблема в гироскопическом эффекте. Бешено крутящиеся турбины будут стремиться сохранять положение в пространстве, и принудительное их отклонение будет сказываться на их подшипниках, которые и так под большой нагрузкой.
fndrey357
Если родная партия не отменила законы физики, то гироскопу пофиг в какой плоскости находится ось вращения, чтобы держать положение.
kometakot
Турбины могли развернуть горизонтально для того, чтобы поворотные сопла можно было вращать в вертикальной плоскости.
REPISOT
del (гироскоп)
Apxuej
Может быть я чего-то не понимаю, но как по мне этот беспилотник удивительно бессмысленное изобретение.
Как Вы и сказали, будут страшные потери и нагрев на коленах и эти потери будут на протяжении всего полёта в отличии, например, от реактивных самолётов с вертикальным взлётом.
Будет страшный шум и огромный жор топлива. Авиамодели с подобными движками жрут много, но у них хотя бы есть достойные аэродинамические поверхности, которые помогают экономить топливо в отличии от этой штуки.
Также эта фигня будет опасна для окружающих - гораздо опаснее обычных дронов как раз из-за своей мощи и горячих реактивных двигателей. И естественно никто не разрешит перемещение такой штуки внутри населённых пунктов. Двигатели такие к тому же дюже дорогие.
Единственный плюс - высокая скорость доставки. Т.е. если максималка 400 и летит где-то 15 минут, то максимум это 90-100 км в идеальных условиях, причём в статье сообщается о системе связи на 50 км.
Неужели не проще сделать схему с двумя движками, нормальными аэродинамическими поверхностями и парочкой пропеллеров питающихся от конденсаторов для помощи и стабилизации во время вертикального взлёта и посадки, которые прячутся/закрываются аэродинамическими поверхностями во время набора кресейрской скорости, после взлёта? Непонятно.
catscanfly
Такие микротурбины оочень капризные, и крутятся под сотню тысяч оборотов, а умирающие, от косого взгляда, подшипники это в порядке вещей). Так что на полном газу, после первой попытки повернуть их, либо разлетятся, выплюнув подшипники, либо из-за гиро-эффекта отправят дрон в пике.