Давно пора: молодые компании, связанные с химией и технологической индустрией, завоевывают внимание японского правительства и бизнеса

В тех частях Японии, которые не подключены к трубопроводной сети, пропан поставляется в баллонах весом более 60 кг. Вес этих цилиндров может упасть всего до 10 кг благодаря новому материалу, разрабатываемому Atomis, стартапом, созданным в Университете Киото.

В течение многих лет деятельность стартапов в Японии была в упадке. Но сейчас такие компании, как Atomis, появляются в химической, сырьевой и фармацевтической отраслях. Появлению инновационных компаний в стране способству.т резкое увеличение доступности начального капитала и государственные меры по стимулированию стартапов. Но Япония по-прежнему отстает от США в инвестициях в стартапы, а бизнес-лидеры считают, что это не изменится в ближайшее время.

Как правительство, так и крупные бизнес-группы выразили обеспокоенность тем, что Япония теряет свою экономическую жизнеспособность. В 1989 году, когда токийский фондовый рынок достиг небывало высокого уровня, 7 из 10 крупнейших компаний мира по рыночной капитализации были из Японии. Сегодня ни одно японское имя не входит в топ. И в отличие от США, где несколько крупнейших компаний — например, Tesla и Meta (ранее Facebook) — относительно молоды, в Стране Восходящего солнца правят зрелые компании, такие как Mitsubishi и Toyota.

Кэйданрен (Японская Федерация Бизнеса), ведущая деловая организация Японии, отметила в мартовском отчете, что “В Японии крайне мало компаний, которые добились значительного роста за короткий период времени по сравнению с Европой, США и Китаем, и это является проблемой для усиления конкурентоспособности японской экономики.”

По словам стартапа Atomis, использование металлорганических каркасов
 в газовых баллонах может значительно снизить их вес.
По словам стартапа Atomis, использование металлорганических каркасов в газовых баллонах может значительно снизить их вес.

Бизнес-группа предложила создать правительственное “агентство по запуску”, которое будет управлять всей соответствующей политикой. Также предлагалось, что институциональные инвесторы, такие как Государственный Пенсионный Инвестиционный Фонд, будут вкладывать часть своих денежных средств в стартапы. По словам Кейданрена, при соответствующей поддержке число стартапов в Японии может достичь 100 000 к 2027 году, что в 10 раз превышает нынешнее число. Группа также предложила цель в 100 “единорогов”, т.е. стартапов с рыночной стоимостью более 1 миллиарда долларов, к 2027 году, что также в 10 раз превышает текущее число.

Все меняется. В июне Министерство экономики, торговли и промышленности Японии выпустило брошюру с перечнем 69 новых мер по стимулированию стартапов. Они включают в себя кредитную программу и несколько налоговых льгот как для стартапов, так и для инвесторов.

“Потребуется время, чтобы создать экосистему, подобную экосистеме Силиконовой долины”.

Ешихиро Киритоши, генеральный директор Intelligent Surfaces

Молодые люди рассматривают работу в стартапах как привлекательный карьерный путь. Недавний опрос выпускников двух элитных университетов, Киотского университета и Токийского университета, показал, что половина студентов откликнулись на вакансии в стартапах. Многие откликались на вакансии нецеленаправлено, но 20% сказали, что их особенно привлекло присоединение к стартапу.

Финансирование также становится все более обильным. По оценкам Японской ассоциации венчурного капитала, в 2021 году инвестиции в стартапы достигли почти 6 миллиардов долларов. Это крошечная доля от 311 миллиардов долларов, которые американские стартапы собрали в прошлом году, но все же на 60% больше, чем сумма, собранная в Японии в 2018 году.

Наонори Курокава, партнер Токийского университета Edge Capital Partners (UTEC), который инвестирует в бизнес-филиалы университетов, говорит, что его компания смогла привлечь больше капитала от инвесторов. Для его пятого инвестиционного фонда UTEC недавно было привлечено 220 миллионов долларов, что в четыре раза больше, чем для его первого фонда, организованного в 2004 году.


Искусственный интеллект, Интернет вещей, финансовые технологии и космос - самые популярные отрасли для японских стартапов. Но химикаты и биотехнологии также занимают важную позицию. На самом деле, по словам Курокавы, появляется все больше химических и биотехнологических стартапов, потому что другие добились успеха в этих сферах в последние годы. Недавно UTEC содействовала первичному публичному размещению акций компании PeptiDream, разработчика фармацевтических пептидов. Microwave Chemical, которая использует микроволны в химическом синтезе, стремится следовать за UTEC.

Компания Atomis разработала свой инновационный материал, металлорганический каркас (MOF), на основе исследований Сусуму Китагавы, профессора инженерных наук в Институте перспективных исследований Университета Киото. Фирма заявляет, что ее MOF имеют пористость, которую можно регулировать на нанометровом уровне и использовать для таких функций, как адсорбция, разделение, хранение, катализ и передача электронов.

Газовые баллоны, в состав которых входят MOF от Atomis, имеют марку CubiTan. По словам генерального директора Дайсуке Асари, их можно использовать для доставки обычного пропана, а также для хранения метана, который собирается из осадка сточных вод, пищевых отходов и домашнего скота. По словам Асари, метан является мощным парниковым газом, и сжигание такого метана в качестве топлива вместо того, чтобы позволить ему рассеиваться в атмосфере, обеспечивает огромную экономию углерода.

По словам Курокавы, партнера UTEC, для японских стартапов, таких как Atomis, нет ничего необычного в том, что они основаны на прорывах в области фундаментальных исследований. Японские фундаментальные исследования первоклассны, отмечает он, о чем свидетельствует количество ученых из Японии, получивших Нобелевские премии. “Японские научные прорывы привели к созданию новых отраслей промышленности в таких секторах, как литий-ионные аккумуляторы, светодиоды [светоизлучающие диоды], асимметричный синтез и проводящие полимеры”, - говорит Курокава.

Intelligent Surfaces использует оборудование, подобное этому устройству для измерения угла контакта, для совершенствования своих биомиметических материалов.
Intelligent Surfaces использует оборудование, подобное этому устройству для измерения угла контакта, для совершенствования своих биомиметических материалов.

Шестилетняя компания Intelligent Surfaces - еще один стартап, созданный для коммерциализации фундаментальных исследований. Фирма, уходящая корнями в Токийский технологический институт и Токийскийуниверситет, разрабатывает приложения для полимера 2-метакрилооксиэтил фосфорилхолина (MPC), биомиметического материала, предназначенного для придания свойств против запотевания. А такде для придания противообрастающих свойств медицинским устройствам, таким как эндоскопы, лапароскопы и катетеры. “Мы создаем смену парадигмы” в области медицинского оборудования”, - говорит генеральный директор Ешихиро Киритоши.

Первый продукт Intelligent Surfaces называется Clear Stay. Это покрытие, разработанное совместно с компанией Neuroceuticals, дистрибьютором медицинских приборов, для линз эндоскопов. По словам Киритоши, этот продукт был тепло встречен сообществом эндоскопистов как в Японии, так и за рубежом.

Следующий продукт компании, Endo-0-Clear, представляет собой покрытие, предназначенное для облегчения лапароскопической хирургии, в которой используется электрический скальпель, оснащенный эндоскопом. Действия скальпеля могут привести к образованию паров и частиц, которые загрязняют линзу эндоскопа. “Хирурги должны вынимать лапароскоп во время операции и неоднократно чистить его”, - говорит Киритоши.

Intelligent Surfaces далее планирует наносить полимер MPC на катетерные трубки. Киритоши говорит, что покрытие предотвратит закупорку трубок и может позволить хирургическим пациентам с катетерами прекратить прием антикоагулянтов, таких как гепарин. “Ожидается, что это приведет к отказу от использования подобных химических веществ, что станет изменением парадигмы в медицинском лечении”, - говорит он.


Японские стартапы появляются не только в университетах. Мичио Ишикава основал в 2019 году компанию Tsubasa Science, специализирующуюся на тонкопленочных материалах, после нескольких лет работы научным руководителем в Ulvac (японской фирме, занимающейся технологией нанесения покрытий). Основной бизнес Tsubasa - производство полупроводниковых пленок, но Ишикава стремится заменить пластиковые контейнеры более экологичными, изготовленными из бумаги, покрытой тонким слоем стекла.

В Японии правительство предоставляет различные поощрения фирмам, которые сокращают загрязнение пластиком, заменяя его другими материалами. Пока только некоторые сменные контейнеры сделаны из бумаги. Основным примером являются контейнеры для молока, которые с обеих сторон покрыты полиэтиленом.

Вместо этого Tsubasa распыляет раствор на основе силана на поверхность бумаги, чтобы создать тонкое, инертное, похожее на стекло покрытие. Технология основана на процессе формирования алмазоподобной пленки при производстве полупроводников. По словам Ишикавы, с бумажным покрытием Tsubasa рассчитывает на рынок стоимостью почти 40 миллиардов долларов в год только в Японии.

Компания намерена коммерциализировать этот процесс, сначала сосредоточившись на “продуктах с высокой добавленной стоимостью и сложными формами, таких как роскошные ланч-боксы и контейнеры для кондитерских изделий”, - говорит Ишикава. По мере снижения затрат компания будет ориентироваться на другие рынки.

Ишикава уверен в полезности своей технологии нанесения бумажного покрытия, но для ее коммерциализации ему нужно демонстрационное устройство, создание которого обойдется в сотни тысяч долларов. По его словам, венчурные фирмы и банки слишком консервативны в отношении своих денег, поэтому он намерен использовать краудсорсинг для привлечения денежных средств.

Точно так же Асари из Atomis не рассчитывает на финансирование венчурных компаний (VCS). “Не так много венчурных капиталистов, которые разбираются в предприятиях, связанных с материалами”, - говорит он. В прошлом году Atomis действительно привлекла от инвесторов около 10 миллионов долларов, но в основном это были промышленные компании. Асари планирует финансировать разработку CubiTan частично за счет денежных средств, которые она получает от компаний-партнеров, стремящихся разработать MOF для такого использования, как разделение, катализ и синтез полимеров.

И Киритоши также отметил, что Intelligent Surfaces на сегодняшний день преуспела только с помощью других промышленных компаний, таких как Dexerials (производитель электронных материалов) и Tochigi Seiko (производитель медицинских устройств). Да, венчурный капитал для стартапов в Японии растет, но масштабы все еще невелики, говорит он. “Потребуется время, чтобы создать экосистему, подобную экосистеме Силиконовой долины”.

Комментарии (6)


  1. Pastoral
    02.11.2022 13:46

    В Японии высокие технологии прекрасно развивались без всякой культуры стартапов, как до начала «потеряных десятилетий», так и во время таковых. Похоже, кто-то решил, что с этим пора кончать и для начала нужно поставить развитие технологий в зависимость от финансовых организаций.

    Надеюсь, что всё получится, это гуманнее чем убивать политиков или взрывать реакторы.


    1. rg_software
      02.11.2022 20:35
      +1

      Они развивались исключительно в рамках больших корпораций. Хочется интересную работу - добро пожаловать в рабство со всеми вытекающими, и условия у соседа точно такие же. Стартапы крупных игроков не убьют, но конкуренция за мозги - это как раз очень хорошо.


      1. Pastoral
        03.11.2022 09:40

        Далеко не только. Большую часть работы в экономике Японии выполняют мелкие и очень мелкие фирмочки, а большие корпорации с ними сотрудничают. И фирмочки эти достаточно богаты чтобы проверять новые идеи и достаточно свободны чтобы из генерировать.

        Попутно замечу, что японский коллективизм отрефлексирован должным образом и японцев учат генерировать новые идеи с младшей школы.


        1. rg_software
          03.11.2022 09:54

          Не уверен, что это касается именно R&D и прочей культуры стартапов. Стартапов, прямо скажем, маловато. Более того, опыт показывает, что примерно со средней школы процесс генерации идей уходит на второй план, а на первый выходит зубрилово к экзаменам.


  1. andreyverbin
    03.11.2022 10:18

    Из статьи я узнал, как PRшики выдумывают подъем стартапов ради скрытой рекламы одной компании. Спасибо, было интересно.


  1. ivegner
    04.11.2022 21:09
    -1

    Вес этих цилиндров может упасть

    Зато качество перевода упасть уже не может.