Звук в кино — неотъемлемая часть повествования. В полней мере задумку режиссера помогают раскрыть системы объемного звучания. Сегодня мы подготовили компактную подборку фильмов, сцены которых помогут оценить возможности аудиосистемы домашнего кинотеатра [например, в шоуруме перед покупкой].

Авторы картин собрали большую команду саунд-дизайнеров и использовали интересные эффекты, поэтому их работы заслуживают внимания. [Ссылки на отрывки мы поставили, конечно же, для удобства поиска контента и наглядности.]

Фотография: Mason Kimbarovsky. Источник: Unsplash.com
Фотография: Mason Kimbarovsky. Источник: Unsplash.com

«ВАЛЛ-И» (2008)

Что смотреть: сцену, где ВАЛЛ-И и Ева летают в открытом космосе.

В этой картине довольно мало диалогов, поэтому основной упор сделан на саундтрек и звуковые эффекты — именно они отвечают за передачу эмоций. Особенно хорошо этот факт отражен в сцене, когда главные герои летают в космосе. Фоновая мелодия представляет собой зеркало чувств персонажей, в то время как сцену дополняют даже такие детали, как низкий гул двигателей космического корабля. Эту часть фильма можно смотреть с закрытыми глазами, так как аудио отлично передает происходящее на экране — легко представить картинку в голове.

За звучание в фильме отвечал звуковой дизайнер Бен Бёртт. Именно он в свое время создал «голос» дроида R2-D2 из «Звёздных войн», выстрелы бластеров, дыхание Дарта Вейдера и другие легендарные звуки. Интересно, что именно его обработанным голосом в итоге заговорил ВАЛЛ-И. Хотя команда рассматривала и другие варианты. Сперва они хотели, чтобы робот общался с помощью звуковых сигналов (как астродроиды), непохожих на человеческую речь.

Необычным был и выбор звуков для создания фоновых шумов. Так, шелест ветра на Земле сгенерирован на базе аудиозаписей, сделанных рядом с Ниагарским водопадом. Цокающие шаги таракана Хэла на самом деле щелчки наручников.

Всего во время работы над «ВАЛЛ-И» команда звукорежиссера собрала более двух тысяч аудиофайлов. Для сравнения, в фильме «Звёздные войны: Новая надежда» использовали всего 800 файлов со звуками.

«Безумный Макс: Дорога ярости» (2015)

Что смотреть: сцены погонь на автомобилях.

Тот случай, когда стоит порекомендовать фильм от начала до конца [хотя в шоуруме хватит и отрезка в несколько минут]. Без объёмного звучания сложно ощутить атмосферу пустыни, которую пронизывают штормовые ветра и рёв автомобилей.

Для работы над фильмом были сформированы сразу два подразделения звукорежиссёров и звуковых редакторов — двадцать человек в Австралии и еще пятнадцать в США. Они сконцентрировались на создании уникальных аудиосемплов. Например, звук гарпуна, попадающего в цель, представляет собой обработанные стоны кита, а рёв двигателей приукрашен рыком медведей и гулом летящего пчелиного роя. В сцене со взрывом огромного грузовика Фуриосы шумовики использовали крики животных, чтобы поднять эмоциональную планку.

Фотография: Erik Witsoe. Источник: Unsplash.com
Фотография: Erik Witsoe. Источник: Unsplash.com

Кроме звуковых эффектов, стоит обратить внимание, конечно же, и на музыкальное сопровождение. Яростный саундтрек состоит из грохота барабанов, разгоняющего погоню до предельных скоростей, и риффов безумного гитариста, из инструмента которого вырывается пламя. Музыку для фильма написал Junkie XL. Он работал над ней полтора года, что, по словам самого композитора, неслыханное дело. Но в итоге зрители получили практически современную рок-оперу, где каждая мелодия дополняет происходящее на экране. Что интересно, Junkie XL недавно подтвердил, что пишет музыку для спин-оффа, посвященного Фуриосе. Так что, возможно, скоро мы получим ещё один фильм с восхитительным звуком и саундтреком.

«Богемская рапсодия» (2018)

Что смотреть: сцена выступления группы Queen на стадионе Уэмбли в 1985 году.

Главное достижение звукорежиссёров — возрождение звучания Фредди Меркьюри. В фильме использовали архивные записи фронтмена Queen. Несколько фрагментов подготовил и канадский рок-исполнитель Марк Мартел, голос которого очень похож на голос иконы британской музыки. При этом исполнителю главной роли — Рами Малеку — тоже приходилось петь песни вживую. Он выкладывался так, что почти потерял голос во время съёмок. Записанный вокал Рами объединили с записями Меркьюри и Марка Мартела при монтаже.

Команда звукорежиссеров сконцентрировалась не только на исполнителе главной роли. Они постарались передать атмосферу выступления на стадионе. Чтобы получить объемное и аутентичное звучание, создатели фильма воспроизводили треки Queen и записывали звук с помощью десятков микрофонов, расставленных вокруг сцены и на трибунах.

Гул толпы, подпевающей на концерте, также записывали вживую. Изначально в записи участвовали 600 человек, но уже на этапе постпродакшена компания Fox запустила специальное приложение. Там все желающие могли записать своё исполнение «Богемской рапсодии». В итоге в распоряжении звукорежиссёров оказались десятки тысяч голосов, из которых они собрали звук поющего стадиона.


Больше тематических материалов в нашем «Мире Hi-Fi»:


P.S. «Черная пятница» в «Аудиомании» — это возможность сэкономить на покупке новой акустики, наушников, проигрывателей, муз. инструментов и всего прочего, что необходимо любителю музыки. Сотни товаров со скидками до 60% ждут вас.


Комментарии (22)


  1. tvr
    27.11.2021 21:22
    +2

    В лохматых годах вот этот отрезок в DTS (именно в DTS) был очень хорош для теста звука.

    Аутентичная VHS картинка :)), лучше ютуп не отдаёт.


  1. Javian
    27.11.2021 21:37
    +1

    Только у двух человек в моем кругу есть многоканальная акустика. Быстрый рассвет моды на домашний кинотеатр и не менее быстрая потеря интереса. Видимо 90% хватает просмотра онлайн на экране телефона.

    Может быть интерес пропал с выпиливанием игрового 3D звука из Windows.


    1. kolu4iy
      27.11.2021 21:54
      +1

      Да нет, просто допустим в гостинной каналы за спиной это минимум + 2 провода. Но лучше из вешать не над диваном, а отнести в соседнюю комнату, иначе сцена уплывёт. Короче геморроя много, а радость иногда в кино. Я очень люблю хороший звук, но реальность накладывает отпечаток - саундбар с беспроводным сабвуфером - тот самый компромисс, который разумен в квартире. В собственном доме, безусловно, можно и разгуляться...


      1. Exclipt
        27.11.2021 23:43
        +1

        Нынче саунд бар с беспроводным сабом предполагает и две задние беспроводные колонки, раньше тоже не ставил это дело из-за лишних проводов от телека через всю комнату, а сейчас есть довольно бюджетные решения типа LG SN5R. Не для меломанов, но и фильмы стали ярче, и плейстейшен больше радует.


        1. Javian
          28.11.2021 08:24

          Посмотрел инструкцию - провода остались, только на два меньше.


          1. uzverkms
            28.11.2021 16:45
            +1

            Сейчас можно найти любое решение. Например, JBL 9.1 True Wireless Surround - задние колонки на аккумуляторах, отстёгиваются от базы-саундбара и ставятся назад. Если батарейка заканчивается, то их помжно зарядить не только от базы, но и от micro-USB. И какжется что-то такое было у Philips.


      1. Pancir
        28.11.2021 06:16

        Комнату еще надо подготавливать, я привез 5.1 сони набор (так, то я мечтаю атмос на klipsch :), но это не реал в текущем моем месте проживания), постарался растаивать максимально правильно по схеме, включил, иии....., пошел заказывать шумопоглатители в виде всеми нами любимых пирамидок, каша в звуки была такой, что слушать это было очень больно. В итоге после того как развесил их в ключевых местах, звук стал приемлемый, но это решение не совместимо с дизайном комнаты :(.
        Так, что да, если не иметь спец. комнату под кинотеатр, то его наличие приносит проблемы, не все готовы с ними мириться и их решать, не все готовы комнату под это отдать и не все ее в принципе имеют.
        Что касается контента для теста, то у меня есть еще не проверенная мной теория, надо включить один звук (моно) на все каналы, при правильной расстановки источников и настройки системы, ваш звук должен звучать точно у вас в голове, прямо вот внутри, и ваше ухо не должно быть в состояние локализовать любой из источников. Я такой момент испытал в IMAX в фильме "Валериан и город 1000 планет", точно не помню где-то рядом со сценой выступления Рианны.


        1. uzverkms
          28.11.2021 16:48

          Так-то конечно да, комнату надо приглушать - ковры, мебель. Но если уж заморачиваться набором 5-7-9-11.1, то стоит выбирать решение, которое умеет корректировать акустику комнаты - через дополнительный микрофон, пульт, приложенеие на смартфоне. Сейчас это уже не такой уж эксклюзив, а впечатление от результата очень хорошее.


          1. Pancir
            28.11.2021 17:07

            Голую бетонную коробку не скорректировать полноценно без хотя-бы минимальных поглотителей, а так да, у меня предыдущий кинотеатр 12 летней давности уже умел в калибровку (отдал его давно, фирму забыл). И у кампа стоят мониторные колонки откалиброванные через sonarworks, разница ощутима.


    1. PKav
      28.11.2021 13:59
      +2

      3D-звук из игр не выпилили, он продолжает работать в новых играх. Просто его сломали в старых играх и его не всегда получается нормально вернуть даже при помощи костылей.

      Тут, скорее, дело в том, что большинство людей перешли на наушники. Благодаря производительности современных процессоров трёхмерный звук отлично на них воспроизводится. Детализация звука в них всегда хорошая, не мешают окружающие шумы и сам никому не мешаешь, нет лишних проводов... Да и не сказать, что многоканальный звук так уж хорош. У меня уже лет 5 стоит пылится комплект Microlab AH-500, который хоть и хорош в синтетических тестах, но в реальном прослушивании чем-то уступает и наушникам, и двухканальным системам.


      1. Javian
        28.11.2021 22:13

        Собственно как у всех главная проблема - проблема в жилплощади. Нет места.

        Из упомянутых мною выше двух человек только один правильно расставил - в большой комнате по углам и середине стен (7.1). Плюс у него есть советское наследие, которое удачно вписалось в проект - три стены закрыты коврами. Акустику приятно послушать.


        1. PKav
          28.11.2021 22:21
          +1

          Наоборот, место либо есть, либо его можно найти. Должного эффекта нет. Наушники или 2-канальные системы сейчас воспроизводят не менее реалистичные трёхмерные звуковые эффекты. Я свой Microlab AH-500 подбирал специально для игр, чтобы все 5 колонок были одинаковыми и не было дизбаланса при перемещении звука с мощных передних на хиленькие задние колонки. Но, как ни крути, наушники дают гораздо большее погружение в игру, чем любая система окружающего звука.


          1. Pancir
            29.11.2021 00:27

            В играх это работает замечательно, в фильмах нет (у меня G933 и rizen какой-то там, последний по 3-х мерному звуку сильно уступает Logitech). В фильмах одна из проблем наушников - глубина, звук может и вокруг зато ощущение, что он в 10 см от головы, для игр это не особо важно, а вот для кино очень даже, когда ты сидишь смотришь 100" экран, а звук в 10 см от головы, возникает диссонанс, несоответствие масштаба изображения и глубины звуковой сцены, с центральным каналом тоже не оч хорошо все. В общем главная проблема это несоответствие масштаба. Может конечно что-то уже изменилось со времени моих экспериментов в направлении найшников.


          1. uzverkms
            29.11.2021 01:54

            Не, с местом всё же большие проблемы.

            А эффект очень даже есть. Если эффекта нет и проблема не в самом кино (а в нём она тоже может быть), то дело скорее всего в системе - не настроен баланс бежду фронтом и бэком, не учтён звук комнаты. Я как только отстроил систему, сразу проверил - в Мстителях или в последнем Бонде всё как надо происходит и спереди и сзади, да так, что порой хочется обернуться.

            Хорошее стерео - оно конечно замечтательно и скорее это лучший вариант по сравнению со средненькой системой 5.1, но сзади остаётся тишина, вакуум.


  1. Talking_Fish
    28.11.2021 00:17
    +2

    "Падение 'Черного ястреба'" (Black Hawk Down), эпизод "бой в городе".

    Меня в своё время очень впечатлило. Взял этот фильм специально для настройки ДК и очень удивился результату. С трудом преодолел желание упасть на пол и отползти.


    1. haired
      28.11.2021 07:52
      +2

      Ну тогда The Heat Майкла Манна гарантированно заставить не то, что отползти, а окапываться начать. Прямо в линолеум.


  1. drWhy
    28.11.2021 14:32
    +1

    А кому-нибудь удалось услышать пространственный звук в браузере с Ютуба?
    При этом тест пространственного звука через HTML-5 в браузере проходит успешно.
    Поделитесь рецептом, пожалуйста.

    Когда купил шестиканальные колонки — долго искал фильм, в котором были бы хотя бы намёки на пространственный звук. Первым найденным фильмом стал «Тринадцатый воин» — запомнилась единственная сцена, в которой через главного героя перепрыгивает всадник на коне. Позже нашёл роскошную акустически сцену стрельбы в подлодке в фильме «U-571».
    Ещё позже подтянулись «Аватар» и «Район номер 9».

    Резюме — в большинстве фильмов пространственных звуковых эффектов очень мало и они не несут заметной смысловой нагрузки. К тому же кажется при переводе фильмов часто многоканальный звук становится значительно площе, так что лучше слушать оригинальную озвучку. В общем танцы с бубном по расстановке колонок и поиску-качанию фильма со звуком dts/ac3 окупаются не так часто.

    Но! Есть один большой плюс многоканального звука — можно сделать громче речь, которая обычно в центральном канале, сделав тише сабвуфер и боковые колонки, в которых обычно происходит весь грохот — так речь персонажей не тонет во взрывах, а фильм можно смотреть без опаски что разбуженные соседи вызовут полицию.

    А ещё очень хочется многоканального радио — теоретически онлайн-радиостанции с многоканальным звуком существуют, но ни одного перла услышать так и не удалось.


    1. uzverkms
      28.11.2021 16:53
      +1

      Ютуб по-умолчанию отдаёт стерео. 5.1 там предусмотрен для видео 360 и VR. Для обычного видео они так же предусмотрели вариант загрузки роликов с 2 дорожками "stereo + 5.1", но у кучи народа проблемы с воспроизведением именно 5.1 из таких роликов.

      Вот пример эксперимента https://www.youtube.com/watch?v=1MRRXaMZkXg Вот полученный там тестовый ролик https://www.youtube.com/watch?v=0VWDF3IpfLQ


      1. drWhy
        28.11.2021 17:10

        Спасибо за пояснения.


  1. bodya
    28.11.2021 15:08
    +1

    Не так и сложно / дорого организовать дома многоканальный звук. Конечно стоит подумать, ещё на фазе постройки / ремонта, о размещении зоны просмотра и акустики. Провода в стенах, и более менее «правильное» размещение точки просмотра, уже при затратах в 1 - 2 К USD позволят ощутить объёмность при сохранении приемлемого интерьера помещения. К сожалению большинство начинает думать о кинозвуке уже после выставления всех декоративных вазочек на полочки.

    Даже в комнате около 20 кв м, с изначально разведёнными проводами, вполне можно слушать и слышать Atmos с использованием бюджетного ресивера и колонок. В моём случае Yamaha RX-V6A и какая-то древняя «ямаховская» акустика из начальной линейки. Вот только дополнительные «верхние» Atmos колонки повесил недавно, и провода от них никак не скрыты, красуются вдоль стены до потолка.


    1. timych
      28.11.2021 16:38

      То же самое. Заложил провода на этапе ремонта. Даже для пары потолочных. Эстетика не страдает. Колонки-небольшие сателлиты( за исключением фронтальных) - сильно не выделяются. Комната 22кв.м. Но есть один большой минус -в подавляющем большинстве случаев Atmos или Dolby TrueHD -это английские дорожки. Дороги с дубляжом звучат гораздо беднее.


      1. bodya
        28.11.2021 16:48

        Когда проектировали и мысли про Атмос не было. А с дорожками - меня побуждает не лениться и таки упражняться в восприятии английского на слух.

        А к теме, поднятой в комментариях, таки да, большинство просто ленятся. Подход такой: «Ну да прикольно, но мне и звук прям с Телика норм!»