Иногда прогресс идёт слишком быстро и при этом одновременно слишком медленно. Насмотревшись на чудеса технологий и сравнив их с тем, что было десять лет назад, человек начинает представлять. Что уж ещё через десять лет-то будет вообще ого-го! Сбудутся все мечты, а жизнь станет похожа на ту, какой её показывают в фантастических фильмах. Но потом оказывается, что не всё так просто, и переселение в «Футураму» снова откладывается на неопределённый срок.

Иногда хочется сидеть за штурвалом огромного боевого робота и топтать врагов, а не вот это вот всё…

Типичный пример такого синдрома, которому поддались в своё время даже серьёзные учёные и большие политики – освоение космоса. Вот только-только запущен первый спутник. Человечество не успело переварить этот факт, уложить в сознании его эпохальную значимость и робко помечтать о том, что, может, когда-нибудь в космос сможет летать и человек… Как? Что значит «уже слетал»? Всего два с половиной года прошло ведь! Ну а дальше новые рубежи начали покоряться один за другим. Неудивительно, что многих охватила эйфория и они всерьёз ждали, что базы на Луне и Марсе – вопрос ближайшей пары десятков лет, а к 2021-му наверняка уже будет запущена межзвёздная экспедиция. Но, как все мы знаем сейчас, трудностей на пути оказалось куда больше, чем предсказывали специалисты, так что яблони на Марсе и посейчас являются атрибутом фантастики, а не повседневностью из новостей.

Вот с роботами вышло примерно так же. Когда в детстве смотришь мультики про гигантские шагающие боевые машины, то полностью уверен, что когда вырастешь – такие уже будут применяться повсеместно. И вот на дворе 2021 год, военные массово используют беспилотники, спутниковые навигаторы, присматриваются к лазерным зениткам – но при этом продолжают использовать танки, разработанные чуть ли не полвека назад. Да, очень сильно модернизированные и напичканные электроникой, но совершенно не похожие на шагающих металлических воинов-гигантов. Всё, что у нынешних армий есть ходячего – это мелкие дроны без вооружения, используемые для перевозки грузов и разведки. И те экспериментальные.

Можно ли с подобным мириться? Да можно, конечно же. Смирились же мы с тем, что уже почти четверть XXI века прошла, а летающих автомобилей в городах так и не видать. Но кое-кто мириться не желает и пытается воплотить детскую мечту в жизнь собственными руками. О таких и поговорим.

Начнём, правда, не с энтузиастов, а с бизнесменов. Ведь если у кого-то есть мечта, рядом непременно обнаружится кто-то другой, кто решит её монетизировать. В 2006 году японская анимационная студия Sunrise решила отметить тридцатилетие своей популярной франшизы Kidō Senshi Gundam («Мобильный доспех “Гандам”»), а заодно порекламировать её грядущие продолжения. И выбрала для этого не какие-нибудь там постеры или рекламные ролики (точнее, не только их), а макет титульного робота в натуральный размер.

«Гандам» RX-78-2, стоявший на Одайбе с 2009 до 2017 года. Надо заметить, ночью с подсветкой он смотрится куда более эффектно

«Гандам» модели RX-78-2 был установлен на искусственном острове Одайба в Токио в 2006 году. Выполнен восемнадцатиметровый макет был со всем присущим японцам тщанием – вплоть до имитаций технических лючков и потёков смазки. Впрочем, если бы это была просто искусная статуя, мы бы о ней тут не говорили. Робот был подвижным! Конечно, он не умел, как его рисованный прототип, ходить, летать и стрелять, но вполне грозно крутил головой и пускал пар из сочленений, как будто готовясь к запуску.

Робот быстро стал популярной достопримечательностью, так что ковать железо продолжили и дальше. В 2017 году уже примелькавшегося старичка RX-78-2 заменил RX-0 Unicorn из транслировавшегося годом ранее аниме-сериала Kidō Senshi Gandam Unicorn. Этот робот был более подвижным – он умел шевелить не только головой, но и руками, а также «трансформироваться в боевую форму». Конечно, не так эффектно, как какой-нибудь Оптимус Прайм, а просто раздвигать некоторые панели обшивки с соответствующими светозвуковыми эффектами, но публику впечатляло и это.

Дальше дело пошло бодрее, и уже в 2020 году в Йокогаме открылся тематический парк, «гвоздём программы» которого стал «Гандам» RX-78F00, умеющий ходить. Ну, то есть имитирующий ходьбу, конечно, – на самом деле макет даже равновесие сам не поддерживает, опираясь на прикреплённый к спине манипулятор. Этот же манипулятор и двигает его вперёд-назад, роботу остаётся только перебирать ногами. Но даже так он производит потрясающее впечатление на публику.

Шагающий «Гандам» RX-78F00 в Йокогаме:

Перейдём, однако, от рекламных проектов к стартапам энтузиастов. Самым, наверное, ранним и уж точно самым известным из них является Kuratas, анонсированный в 2012 году японской фирмой Suidobashi Heavy Industry. В его создании принимал участие настоящий художник (Когоро Курата – в честь него робот и получил название), поэтому, в отличие от прочих любительских проектов, этот робот смотрится гармонично и красиво. Правда, шагающим он не является – на концах ног у него установлены колёса. Машина весит 4,4 тонны и приводится в движение дизельным двигателем, разгоняющим её до 10 км/ч. Основная особенность ног Kuratas – способность двигаться, меняя дорожный просвет робота. Когда ноги максимально расставлены, робот прижат к земле, а когда сдвинуты вместе – возвышается почти на 4 метра. Управлять роботом можно как из кабины, так и дистанционно, при помощи специального приложения на смартфон. Производитель предлагал даже вооружение – правда, игрушечное. Спаренные шестиствольные «пулемёты», стреляющие пластиковыми шариками, и «ракетная установка», запускающая фейерверки и бутылки с водой.

У Kuratas можно найти много недостатков. Но чего у него точно не отнять, так это эффектного внешнего вида

Kuratas предлагали на продажу по скромной цене в 134,5 миллиона иен (около 1,35 миллиона долларов США по тогдашнему курсу). Обещали разнообразие расцветок и индивидуальную комплектацию «вооружением» в соответствии с желаниями заказчика, но, судя по всему, заказчиков не нашлось. Во всяком случае, в новостях ничего такого не мелькало, да и сайт фирмы не подаёт признаков жизни.

Осенью 2014 года инженер Масааки Нагумо построил на своей фирме Sakakibara Kikai робота, незатейливо названного Land Walker, то есть попросту «Шагоход». Шагающим он при этом, что иронично, не является – лишь передвигает стопы вперёд и назад, имитируя ходьбу, реальным же движителем являются встроенные в подошву колёса. Это сильно ограничивает подвижность машины – она может перемещаться только по ровной поверхности и развивает скорость не более полутора километров в час. Зато, как и Kuratas, имеет «вооружение» – две пушки, стреляющие резиновыми мячиками. Land Walker весит около тонны и имеет рост 3,4 метра.

Land Walker, на заднем плане видно несколько вариантов Kid's Walker

Land Walker ожидаемо не вызвал интереса у серьёзных людей, но Нагумо не расстроился – он создавал его не для практического применения, а для души. Для практического применения его фирма делает машины более привычного вида – сельскохозяйственную и строительную технику. Зато у детей «Шагоход» вызвал искренний восторг, что и привело к созданию его уменьшенной версии — Kid's Walker. Это более простая и безопасная машина высотой 1,6 м и массой всего 180 кг, пригодная для того, чтобы её пилотировал ребёнок. Её можно купить, причём цена по сравнению с тем же Kuratas, вполне божеская – 1,8 миллиона иен (менее 16 тысяч долларов США). Арендовать робота на день можно и вовсе за сто тысяч иен (около 900 долларов США).

Судя по всему, дела у Нагумо идут неплохо. Во всяком случае, он имеет возможность тратить весьма изрядные деньги на проекты, которые никогда не окупятся. В 2018 году он создал Mononofu – поистине гигантского робота ростом 8,5 метра и массой более семи тонн. Как и Land Walker, он передвигается на встроенных в подошвы ног колёсах и ходьбу лишь имитирует. Причём скорость у него даже меньше – менее 1 км/ч. Зато, в отличие от Land Walker, он имеет полноценные подвижные руки и может поворачивать торс. Обзор для пилота, находящегося в полностью закрытой кабине, обеспечивают видеокамеры. «Вооружение» составляет пушка, стреляющая поролоновыми шарами.

Mononofu («Ратник») в ангаре фирмы Sakakibara Kikai

Любители огромных боевых роботов, достаточно отмороженные, чтобы построить их в реальности, обитают не только в Японии. Американская компания MegaBots в 2015 году бросила вызов на битву создателям упомянутого выше Kuratas. Из собственных творений за ней на тот момент числился только продемонстрированный публике в том же году робот Mk.II Iron Glory («Железная слава»). Надо думать, Mk.I оказался недостаточно удачным, чтобы показывать его.

Mk.II Iron Glory и его создатели

Японцы вызов приняли, дуэль была назначена на осень 2017 года. Для неё парни из MegaBots создали нового робота под названием Mk.III Eagle Prime (Могучий орёл»). Он весит 15 тонн и возвышается над землёй на пять метров. В движение его приводит восьмицилиндровый бензиновый автомобильный мотор. Правда, как несложно заметить, оба американских робота даже не пытаются казаться шагающими – их «ноги» просто соединяют торс машины с шасси, использующим банальные гусеницы. Но раз уж они вписались в контры с самым известным из реальных роботов, не упомянуть их нельзя.

Mk.III Eagle Prime

Сражение состоялось в назначенный срок. Американцы одержали уверенную победу, что в целом и не удивительно — их робот создавался специально для этой цели, в то время как Kuratas являлся в первую очередь красивой машиной для выставок. По понятным причинам битва оказалась куда менее зрелищной, чем в видеоиграх и аниме – никто не собирался всерьёз рисковать здоровьем пилотов, да и портить дорогую технику старались по минимуму. Это и определило судьбу MegaBots – изначально фирма создавалась именно как передача о боях реальных пилотируемых роботов. Разочарование зрителей привело к стремительному падению интереса, так что в 2019 году фирма объявила о банкротстве. «Могучий орёл», на постройку которого ушло около 2,5 миллиона долларов, был продан с молотка меньше чем за 30 тысяч. Сейчас MegaBots кормятся с продажи мерча и мобильной игры про битвы роботов.

Дуэль Kuratas и Eagle Prime

Ну и наконец, настала пора поговорить об огромных пилотируемых роботах, которые действительно ходят. Да, такие есть. В начале 2017 года южнокорейская фирма Hankook Mirae показала журналистам METHOD-2 – робота, созданного совместно с дизайнером Виталием Булгаровым. Булгаров принимал участие в разработке внешнего вида техники для крупных голливудских фильмов, в числе которых, например, «Аватар». И это сказывается – робот вышел действительно красивым, что подчёркивается ещё и профессионально сделанными промофотографиями. METHOD-1 не имел вооружения, ни игрушечного, ни настоящего, зато был способен передвигаться на двух ногах – по-честному, без всяких колёс или гусениц. Также его особенностью были очень подвижные руки с большим числом степеней свободы. Никаких иных подробностей о нём, кроме размера (рост – 4 метра), однако, разработчики не сообщили. А осенью 2018-го разразился скандал – генерального директора фирмы обвинили в жестоком обращении с сотрудниками. В целом, скотское отношение к подчинённым для Южной Кореи скорее норма, но руководителю Hankook Mirae удалось «отличиться» даже на этом фоне. С тех пор сайт фирмы мёртв и никаких новостей о дальнейшей разработке робота и судьбе уже построенных прототипов нет.

METHOD-2

Закончим всё же на оптимистичной ноте. Канадская фирма Furrion Exo-Bionics под руководством Джонатана Типпета показала в 2017 году четвероногий шагающий механизм со странноватым названием Prosthesis («Протез»). Основная его изюминка – в управлении. Робот повторяет движения пилота – для этого пилот закрепляется в специальной подвесной системе, считывающей перемещение его рук и ног. По задумке это должно сделать интересными соревнования подобных роботов – гонки, преодоление полосы препятствий и т.д. Ведь при таком способе управления на первое место выходят не технические характеристики машины, а ловкость и координация оператора. «Протез» весит 3,5 тонны, имеет рост 4,2 метра и приводится в движение электродвигателем. Заряда аккумуляторов хватает на два часа при экономном расходе и на 30 минут в режиме полной мощности двигателя. На испытаниях робот сумел развить весьма солидные 30 км/ч – похоже, гонки таких «железных колобков» окажутся более зрелищными, чем вялое бодание, которое MegaBots пытались подать как «эпические захватывающие битвы роботов». Правда, краудфандинговая кампания по сбору средств для организации гонок провалилась – в ней приняли участие всего 240 человек, удалось собрать чуть более 43 тысяч канадских долларов. Так что будущее затеи под вопросом.

Prosthesis

Всё равно не очень оптимистично вышло. Похоже, человечество пока всё же не готово к шагающим машинам и, кроме узкого круга гиков, они ни у кого энтузиазма не вызывают. Впрочем, настроение широких народных масс меняется быстро – может, лет через десять ситуация станет совсем иной. Вон, Илон Маск нам уже пообещал робота – а Илона Маска публика любит. Может, и возникнет новая мода. Правда, робот этот не пилотируемый, да и далеко не все свои обещания Маск выполняет, но тут ведь вопрос пиара, а не прагматики.


НЛО прилетело и оставило здесь промокоды для читателей нашего блога:

15% на все тарифы VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS.

20% на выделенные серверы AMD Ryzen и Intel Core HABRFIRSTDEDIC.

Доступно до 31 декабря 2021 г.

Комментарии (5)


  1. Earthsea
    03.12.2021 14:24

    1965 год, США, военный проект. Еще не человекоподобный робот, но уже шагающий пилотируемый механизм.

    https://www.youtube.com/watch?v=coNO9FpDb6E


  1. RusikR2D2
    03.12.2021 15:07
    +1

    Основная причина, почему "огромные боевые роботы" не появляются (хотя бы в виде проектов) в армии - это их главное свойство и одновременно недостаток - "огромность". Т.е. то, что они сильно возвышаются над землей (+ в основном вертикальные поверхности, перпендикулярно траекториям снарядов), и поэтому являются легкой мишенью для противника. Все современные танки делают максимально плоскими и низкими.


    1. ksbes
      03.12.2021 15:56
      +2

      Недостатки у всего есть. У танков их тоже целая куча. Проблема в том, что за эти недостатки мы не получаем сколько-либо выдающиеся способности.

      Во если бы эти шагоходы могли бы бегать по абсолютно любой местности под сотню км/ч (а то и выше), лазать по скалам/домам, залегать, пратяться за ёлкой, выглядывать из-за угла - их бы делали за будь здоров, даже не смотря на заведомо худшую защиту: их главной защитой была бы тактика и скорость.

      Но это всё сказки и мечты, по крайней мере, пока не создадут мощный термоядерный реактор размером с бочку. Расход энергии у таких машин - просто конский


      1. RusikR2D2
        04.12.2021 08:17

        Придется подождать еще антигравитационных генераторов, защитных полей и компенсаторов инерции. Первое нужно, чтобы мех не проваливался в землю - площадь ступней маленькая, а масса большая. Нам же не нужен мех, который будет ходить только по шоссе. Про защитные поля - думаю понятно. У танков самая толстая броня - это лобовая, + ее делают наклонной, что повышает эквивалентную толщину. При этом, ее площадь самая маленькая, относительно всего танка (параллелепипед лежит горизонтально). Меха же - тот же параллелепипед, но вертикально. И площадь лобовая в разы выше. А значит для сохранения толщины броня будет в разы тяжелее или же ее придется сделать в разы тоньше. Кстати, при одинаковой массе у мехи площадь поверхности заметно больше, чем у танка (ручки-ножки). Компенсаторы инерции нужны с одной стороны, чтобы меха не падала при выстреле из пушек (тут поможет энергетическое оружие и ракеты), а с другой, чтобы быстро бегать - при 100 км\ч инерция многотонных конечностей будет огромной - механизмы просто будут ломаться.


  1. BobArctor
    03.12.2021 16:45
    -1

    В чьей прекрасной коприайтерской голове сошлись вместе "Гандам" и подобие MechWarrior с КДПВ?