Всего за год власти бразильского Сан-Паулу убрали с улиц 15 000 рекламных щитов и плакатов наружной рекламы. Многие освободившиеся места заменили на стрит-арт, как на фотографии.
Сан-Паулу стал первым городом мира, где провели полную уборку наружной рекламы. Кампании по очистке улиц от рекламы прошли в Ченнаи, Гренобле, Тегеране, Париже, других городах, а сейчас и Нью-Йорке. Похоже, движение становится глобальным. Может быть, наступает эпоха городов без рекламы?
Для жителя любого мегаполиса видеть подобную картину совершенно непривычно. Поэтому гости Сан-Паулу сразу чувствуют: что-то не так. Со временем они понимают, в чём причина странного ощущения.
Если наружную рекламу не контролировать, она довольно быстро поглощает город. Именно это произошло с Сан-Паулу в начале 2000-х. Власти столкнулись с проблемой контроля рекламного рынка: креативщики находили всё новые места для размещения баннеров. После десятилетия борьбы власти пошли на неординарный шаг запретить наружную рекламу. Вообще.
В 2007 году мэр Жилберту Кассаб (Gilberto Kassab) подписал указ Clean City Law, называющий наружную рекламу формой «визуального загрязнения». В течение года демонтировали 15 000 билбордов и 300 000 рекламных вывесок магазинов, если они были слишком большого размера.
Важную роль для старта кампании играют активисты, художники, дизайнеры. Активисты проводят агитацию среди жителей, а дизайнеры могут заранее показать людям, как будут выглядеть улицы в новом стиле. Например, французский цифровой художник Этьен Лави (Etienne Lavie) на своём сайте показывает виды города, если заменить рекламу на классические картины.
Для Нью-Йорка существует даже бесплатное мобильное приложение No Ad, которое виртуально заменяет рекламу в метро на стрит-арт. Когда-нибудь мы наденем очки дополненной реальности — и эффект распространится не только на метро, но и на всё окружающее пространство.
Гражданская активность очень важна, но чаще всего инициатива запретить уличную рекламу принадлежит муниципалитетам. В 2009 году установку билбордов запретил индийский Ченнаи. Несколько американских штатов, включая Вермонт, Мэн, Гавайи и Аляска, тоже полностью избавлены от наружной рекламы. В 2011 году Париж поставил задачу уменьшить её количество на треть. А в Тегеране заменили все 1500 рекламных щитов на произведения искусства в течение десяти дней.
Уличная реклама как «визуальное загрязнение» наносит вред людям. Она настолько глубоко внедряется в архитектуру города, что иногда её буквально невозможно избежать. В любых других медиа человек пропускает рекламу мимо глаз, не смотрит на неё. Но в городе невозможно закрыть глаза.
У жительницы Манхэттена билборд висит напротив окна. Она видит рекламу чаще, чем небо.
То же самое актуально для жителей многих других городов. Наверное, они с радостью встретят инициативу по демонтажу уличной рекламы.
Первым европейским городом, который запустил такую программу, стал в прошлом году французский Гренобль. Мэр сказал, что 326 городских билборда заменят информационным досками и деревьями. Жители в восторге от этой инициативы. К сожалению, по рекламе на остановках общественного транспорта город уже заключил контракт с агентством JCDecaux до 2019 года.
Такие же контракты (остановки, афиши) есть у многих других муниципалитетов. Они приносят кое-какие деньги для поддержания городской инфраструктуры, но обычно это не слишком критичные инвестиции для города. Львиную доля рекламы на улицах составляет сторонняя реклама, которая запрещается волевым решением.
Конечно, рекламодатели обязательно найдут способ внедриться в городской ландшафт другим способом. Не так навязчиво, более скрыто. Например, через следящие устройства в мусорках.
Комментарии (31)
vlivyur
12.10.2015 16:36Когда в Питере попал на Шпалерную между Таврическим и Смольным, был некоторый диссонанс от отсутствия баннеров.
alcanoid
13.10.2015 00:38Если всё пойдёт по плану, будет по всему центру диссонанс. Недавно проходила информация о ликвидации 90% рекламных щитов на территории всего города.
vlivyur
13.10.2015 01:15Ну это наверняка коснётся только 3x6. А на Шпалерной ни вывесок, ни маленьких пешеходных билбордов. Так что я готов. Жду.
cjfynjy
13.10.2015 03:56+2Вы в Питере на асфальт посмотрите на любой улице и в любом районе. Таня, Маша и Света к вашим услугам. :)
Loriowar
13.10.2015 10:23И они же на разноцветных листовках повсюду вперемешку с «общежитием недорого»… дикий диссонанс был, когда в первый раз всё это увидел… А главное, такое вывести будет гораздо сложнее, нежели билборды.
cjfynjy
13.10.2015 13:03Буквально вчера вот, кстати, читал статью The Village на эту тему, про то, как вообще до такого дошло и что с этим можно делать: www.the-village.ru/village/city/city/219057-brothel
vlivyur
13.10.2015 15:37Ну так и сейчас на Шпалерной есть пешеходные стойки. Но тогда эти тротуары были ещё в процессе, так что там было чисто. Да и эта реклама года два как появилась массово.
kibal4iw
12.10.2015 17:55Это наверное отличное чувство, жить в городе без рекламы.
Думаю, что в Украине это не скоро появится :(
Seekeer
12.10.2015 20:30+5Я долго не мог понять, что же цепляло на всех фотографиях городов советской эпохи. И только недавно дошло — там совсем не было рекламы. И города от этого выглядели кардинально по другому.
stalinets
12.10.2015 21:30+3Совсем без наружки нельзя, но можно же сделать цивилизованно.
Например. На каждом перекрёстке установлен не слишком большой стенд, где можно будет купить рекламную площадь определённого размера (А5, А4, А3 например). И бесплатная секция для мелких частных объявлений размером с пол-смартфона, например, в стандартных ячейках. Частное маленькое бесплатное объявление может висеть, например, не более недели, для чего на нём ставится печать с датой размещения, потом его могут убрать или заслонить новым… Создаём небольшую городскую службу, которая будет следить за этими плакатами, фиксировать непорядок в размещении рекламы, плюс принять закон, позволяющий штрафовать за нарушение размещения рекламы. Просто, дёшево, цивилизованно.tyomitch
12.10.2015 23:55+4Ага, как в старые добрые временаcjfynjy
13.10.2015 03:54+5Для Нью-Йорка существует даже бесплатное мобильное приложение No Ad, которое виртуально заменяет рекламу в метро на стрит-арт. Когда-нибудь мы оденем очки дополненной реальности — и эффект распространится не только на метро, но и на всё окружающее пространство.
Боюсь, прежде всего дополненная реальность будет применяться для добавления рекламы туда, где ее нет. :/
GeckoPelt
13.10.2015 09:34Еще нужен закон, чтобы за распихивание бумажной рекламы в почтовые ящики (а также расклеивание всей этой дряни на заборах, столбах и остановках ОТ) расклеиватель был обязан сожрать весь спам, который при нем найден. А если поймают вторично — запихивать все это в задницу.
Rumlin
13.10.2015 09:50Расклеиватель выполняет работу Заказчика т.к. бумажная реклама заказана именно для распихивания в почтовые ящики. Поэтому надо наказывать Заказчика чьи контакты указаны в рекламе.
Loki3000
13.10.2015 10:08+2Тогда буду указывать контакты конкурента, после чего сразу нести эти бумажки в проверяющие органы (даже минуя почтовые ящики:)
Loriowar
13.10.2015 10:28+3Наказывать надо именно исполнителя, если не будет желающих таким делом заниматься, то и сама нисша спама исчезнет. А иначе появятся бурные рекламные войны конкурентов, как сказали в соседнем комментарии.
Rumlin
13.10.2015 10:52+1Возрастет цена, будет выгодно по почте с маркой рассылать.
Loriowar
13.10.2015 13:51Выгодно не будет… плюс к этому оно не взлетит из-за бюрократии нашей почты… у них же броадкаста нет как такового, плюс нужно будет ФИО жильцов узнавать, иначе не доставят. В общем спам будет золотой и в таком случае я согласен его получать… просто ради того, чтобы осознавать что кто-то скоро разорится.
И да, сейчас спамеры уже маскируются под письма, складывая стопку флаеров в конвер без опознавательных знаков, запечатывая его и бросая в ящики почтовый… очень удобно: весь спам выкидывается за один присест и не приходится выковыривать кучи листовок из глубины ящика.Fuzzyjammer
13.10.2015 14:15+2Ой, а вы не помните рекламу «ридерс дайджест» и прочих циркониевых браслетов из 90-х, с толстыми рекламными буклетами в именных конвертах, адресованных лично владельцу квартиры? Может, сейчас к персональным данным стали чуть строже относиться (ха-ха), но такие рассылки раньше как-то работали.
Loriowar
13.10.2015 17:09Займу оптимистично-наивную точку зрения и буду надеться, что сейчас стало получше, ибо уж много лет ничего персонального в ящик не валится, только noname спам.
Mogwaika
16.10.2015 12:14+1Почему не доставят Иванову Ивану Ивановичу по любому адресу? Это же не заказное, которое нужно на почте забирать…
Loki3000
13.10.2015 10:09+1Изложенное в статье звучит так восхитительно, что я даже не надеюсь что у наших муниципалитетов хватит духу на подобное!
Konachan700
13.10.2015 11:56+1Дыма без огня не бывает. Наверняка маркетологи уже заметили, что эффективность наружки падает, особенно вызывающей и некачественной. Качественная же довольно дорога и не работает, если по соседству абы как навешаны пестрые колхозные вывески. У людей появляется защитная реакция в виде игнорирования информационного мусора.
Совсем без наружки нельзя, но вот стандартизовать шрифты, запретить яркие кислотные бигборды и вывески у дорог, стандартизовать форматы вывесок и табличек, и тому подобное уже давно пора. Плюс нужна некая художественная цензура, которая бы не пропускала маркетинг 80го левела типа светящихся мелькающих экранов на трассе, дорожных знаков на рекламе, провокационных бигбордов, вырвиглазных «баннеров от сисадмина», разнородных вывесок на одном фасаде и так далее. А то правда очки с adblock придется изобретать.
forgotten
13.10.2015 13:38+1Да вот фиг знает.
Вот из московского метро убрали рекламу. Стало хуже. Раньше, пока торчишь на эскалаторе, хоть рекламу можно было разглядывать. Теперь просто едешь в серой трубе. Неприятно.
Метро в Нью-Йорке — дыра в земле просто. Пока там есть реклама, хоть как-то отвлекает. (Кстати, она довольно красивая, там часто завешивают огромными постерами фильмов.)
Тем более не понимаю, как они будут убирать, скажем, гигантские экраны с Таймс-Сквер — символ города, в сотне фильмов засветившийся.
Что касается стрит-арта, то ощущение двойственное. С одной стороны, он классный и красивый. С другой, если художникам дать волю, он моментально превращается в современное искусство со всеми вытекающими. Типа такого:
Или такого:
Уж лучше реклама, чем вот эта хрень, которую со временем ещё и запишут в памятники искусства и оставят навечно.Konachan700
14.10.2015 12:13«Эта хрень» решается через согласование артов с владельцем здания и\или мэрией, и в своем городе я вижу этот сценарий работающим, много чего разрисовали. Без согласования будет вандализм с понятными последствиями.
forgotten
14.10.2015 12:24-1Не вижу, как согласования с мэрией могут предотвратить скатывание стрит-арта в «современное искусство». Картинные галереи тоже по согласованию с мэрией строят, а внутри говно показывают.
tyomitch
16.10.2015 04:07Вкусы у каждого свои. Кто-то и те работы, которые нравятся вам, сочтёт хренью.
Пусть уж лучше никто не будет навязывать свой вкус всем остальным.
Rumlin
Гугл подсказывает, что всё действительно зависит от мэрии, и вдруг оказывается, что реклама самовольно размещается, от которой город ничего не получает: