В СНГ (и не только) существуют крупные сообщества энтузиастов, которые развивают тему самостоятельного изготовления электроакустической аппаратуры, в том числе и наушников. Материала в этой области накопилось невероятное количество, так что пришла пора собрать в одном месте все основные наработки и выводы. В статье раскрываются вопросы конструирования: с чего всё начинается, какие существуют технологии, рассмотрены типичные проблемы и то, как они решаются. Статья предназначена для тех, кто желает собрать свои наушники с нуля, но также будет полезна всем тем, кто просто хочет больше понимать в звуке.

С чего всё начинается

Весь рассказ нужно начать с того, каково состояние дел в психоакустике. Это наука, которая занимается исследованиями восприятия звука человеком. В неё входят: механика работы уха, принципы преобразования акустических сигналов в нервные импульсы, обработка этих сигналов мозгом и, как итог, субъективные ощущения человека. Казалось бы, есть объект исследования, есть конкретные практические задачи — выявить критерии высококачественного звучания электроакустической аппаратуры. В чем подвох?

Вот цитата из интервью доктора технических наук, профессора Ирины Аркадьевны Алдошиной. Речь в вопросе идёт об акустических системах, но сказанное в равной степени относится и к наушникам.

Вопрос.

Почему большинство людей может вслепую определить в акустически неподготовленном помещении с плохими характеристиками, что является источником звука: настоящая скрипка или высококачественный звуковой тракт с записью скрипки? Какие параметры звукового сигнала в этом случае отличают звуки настоящего инструмента от звуков записи?

Ответ.

Это глобальная проблема, над которой работает современная акустика и аудиотехника уже более 30 лет, с момента появления систем Hi-Fi, которые и должны были создавать звук, неотличимый от живого. Количество параметров, по которым измеряется звуковая аппаратура, все время растет (их уже больше 40), но, по-видимому, какие-то важные для мозга критерии еще не учитываются, это требует решения глобальной проблемы расшифровки "слухового образа". В рамках общей проблемы "создания искусственного интеллекта" над ней работают многие крупнейшие университеты и институты мира.

В целом этой цитаты достаточно для оценки состояния дел во всей индустрии. Объективные параметры есть, однако как их применять - не совсем понятно. Проблема как раз в этой части «психо-». Пока нет удачных инструментов для анализа психологической стороны вопроса. Тут построен целый парфенон из когнитивных искажений, успешно маскирующий реальность.

На рынке нет объективно хорошей электроакустической аппаратуры, есть лишь субъективно оцененная экспертами. И хорошо если оценка происходила уже для серийного образца. Бывает и такое, когда оценивается только опытный образец, а серийные обходятся и без этого.

Можно очень долго выбирать себе наушники по вкусу. Однако, если предъявлять к ним серьезные, да даже и не очень, требования, то можно разочароваться. Особенно если задаться целью получить те же ощущения, что возникают при прослушивании живой музыки. К тому же с линейным ростом известных характеристик цена готовых изделий начинает расти в геометрической прогрессии, что, впрочем, характерно не только для электроакустики. Так что цена вопроса становится ощутимой.

Среднестатистический пользователь, которого не устраивают его наушники, не готовый покупать новые более качественные и дорогие, может начать искать варианты по улучшению имеющихся. Думаю, некоторые из вас задумывались над тем, чтобы заменить, например, амбушюры на наушниках на более удобные, эргономичные, и, возможно, улучшающие восприятие звука. Модификации это то, с чего начинается путь в DIY.

Мейнстрим

Основная масса умельцев сфокусирована на магнитопланарной технологии. По совокупности характеристик на данный момент это наиболее интересная технология как по потребительским качествам, так и по технологичности их изготовления. Проще всего начать именно с экспериментов над такими наушниками. 

Вся суть такой технологии - наличие плоской катушки проводника, нанесенной на пленку внутри системы постоянных магнитов. Магнитное поле сконфигурировано таким образом, чтобы на катушку при прохождении по ней сигнала действовала сила Ампера, которая переносится на всю пленку. За счет этого система совершает работу по созданию звуковых колебаний.

Здесь стоит остановиться на очень примечательном моменте — специфике советской электроакустики. В СССР существовало производство множества примечательных образцов аппаратуры, которая до сих пор ценится коллекционерами. Нас здесь интересует пример ТДС-5 — первых советских магнитопланарных наушников. Это реплика японских Yamaha YH-1. На то время магнитопланарную технологию можно назвать передовой, так как она обеспечивает гораздо более высококачественное воспроизведение относительно классических динамиков или преобразователей со сбалансированным якорем, т.н. арматур. И всё это при одинаковых с динамиками требованиях к уровню мощности сигнала.

Мембрана ТДС-5
Мембрана ТДС-5

До сих пор можно найти ТДС-5, ТДС-7 и прочие модели семейства на барахолках. Старшее поколение, которое знает про существование этих образцов, как раз и составляет костяк тех, кто занимается реанимацией этих наушников. Дело доходит до того, что остаются мембрана и магниты, всё остальное полностью идет под замену. 

Но есть и другие варианты. На Западе, а также среди более молодого поколения на территории СНГ, нет такой большой популярности советского Hi-Fi, так что самостоятельные попытки модификации происходят в несколько другом направлении.

В первую очередь хочется отметить изделия от японского бренда Fostex, самых доступных планаров из давно имеющихся на рынке. Это серия T50RP (аналогично T40RP, T20RP). Эти наушники и их модификация безумно популярны (осторожно, тяжелая страница) за счет доступной цены самих наушников. Есть даже бизнес, основанный на предоставлении комплектов модификации и готовых улучшенных наушников (Mayflower Electronics, Dekoni Audio и прочие).

Не стоит забывать и про HiFiMAN. У них весьма широкий модельный ряд. Чаще всего, разумеется, обращаются к младшим моделям. Даже не смотря на то, что изделия китайского бренда далеко не столь удобны для переделок, как Fostex, доступность и популярность постепенно приводят к развитию этой темы.

На предметном столике

В целом процесс модификации любых наушников может быть разложен на два направления — улучшение драйвера и доводка акустики корпусов.

Драйвер HiFiMAN HE-400i
Драйвер HiFiMAN HE-400i

Драйверы серийных моделей, особенно в нижнем ценовом сегменте, зачастую имеют упрощенную конструкцию. Дело иногда даже доходит до снижения прочности конструкции, чем, например, страдают некоторые младшие модели HiFiMAN, когда каркас, на который крепятся магниты, деформируется и драйвер теряет чувствительность за счет потери правильной формы магнитного поля. Кроме того, в самых младших наушниках того же бренда замечено использование ферритовых магнитов вместо неодимовых, что, по моему мнению, уже и вовсе моветон. 

Кроме материала особую важность имеет форма магнитов. В магнитопланарном драйвере самая важная характеристика — равномерность сил, прикладываемых на мембрану. Любые неравномерности приводят к появлению огромного количества искажений. Избавиться от них можно двумя способами: подобрав топологию дорожек так, чтобы она подходила к нелинейной плотности поля или спроектировать полностью линейную магнитную систему. В подавляющем большинстве серийных магнитопланаров используется топология с дорожками постоянного шага, так что вся проблема заключается в создании равномерного магнитного поля. 

Сами магниты в подавляющем большинстве — неодимовые. Но с материалом и качеством магнитов также не всё гладко. Сам материал делится на марки. Основная используемая марка N (Normal) - подходит для обычных условий до 80 градусов. Выше - начинают терять свои свойства. Цифра в марке, например, N35 или N52, означает магнитную энергию в мегаГаусс-Эрстедах. Чем больше — тем мощнее, но и дороже. Не стоит заказывать магниты на Али, там они явно не дотягивают по магнитной энергии до заявленных характеристик по сравнению с произведенными, например, в России. Тот нечастый случай, когда лучше заказать у местных производителей.

Драйвер Fostex T50RP
Драйвер Fostex T50RP

Кроме магнитного поля системы, но неотрывно от него, идёт сторона акустики магнитной системы. Дело в том, что магниты и магнитная система могут составлять заметное препятствие на пути следования звука. А любое препятствие неизменно ухудшает качество звука, в лучшем случае звук просто потеряет часть мощности. Показателен пример Fostex T50RP с системой магнитопроводов. Такая система приводит к тому, что звук субъективно становится несколько «пилящим», теряется достоверность воспроизведения высоких частот. При возможности умельцы стараются избавиться от этой системы либо полностью, либо частично, максимально открывая мембрану.

Вариант модификации магнитной системы драйвера от T50RP, на фото видно расположение магнитов, с обратной стороны магниты расположены также
Вариант модификации магнитной системы драйвера от T50RP, на фото видно расположение магнитов, с обратной стороны магниты расположены также

Кроме того, магниты в такой системе стоят параллельно мембране, закрывая часть полезной площади. Можно, например, создать более мощное магнитное поле просто поставив магниты поперёк и удвоив их количество при сохранении открытой площади мембраны. Это и есть самая глубокая степень модификации. Фактически в таких наушниках кроме оригинальной мембраны ничего не остаётся.

Каша из топора

Когда от оригинальных наушников ничего, кроме мембраны, не остаётся, возникает вопрос: что же это за наушники? А ещё хочется по-своему оптимизировать топологию дорожек, выбрать магниты сложной обтекаемой формы, чтобы они меньше влияли на прохождение звука и давали более равномерное магнитное поле. Сделать всю систему крупнее, чтобы увеличить эффективную площадь, подняв этим самым отдачу на низких частотах. Также можно поиграться с материалами...

В итоге и рождаются полностью оригинальные наушники с уникальным набором характеристик. На пути возникает большое количество аспектов, с которыми умельцы так или иначе научились работать. Погрузимся в детали.

Основа - корпус. Не стоит стесняться использовать 3D принтер. За счет разнообразия материалов и возможности делать частичное заполнение, акустические и прочностные свойства распечатанных корпусов могут оказаться наиболее подходящими. Стоит обратить внимание на композиты с различным наполнением - стекловолокном и углепластиком. Такие материалы имеют повышенную жесткость, хотя печать ими достаточно трудна.

Сопромат никто не отменял. Стоит внимательно следить за прочностью всей системы. Нельзя допускать малейших деформаций корпуса магнитов, это может привести к искривлению магнитного поля, не говоря уже о полном разрушении под силой магнитного притяжения. Не должно быть даже намека на деформацию в собранном состоянии. Корпус должен выдерживать свободное падение с высоты стола.

Пример мембраны с переменной плотностью дорожек
Пример мембраны с переменной плотностью дорожек

Односторонняя магнитная система — плохой выбор, магниты должны быть с обеих сторон. Нужно стремиться к максимальной линейности магнитного поля по всей рабочей зоне, потому что любая нелинейность в преобразовании электрического тока в механическое движение является причиной нелинейных искажений, которых нужно избегать. Если сделать равномерное магнитное поле, то можно оставить на мембране дорожки с постоянным шагом.Для расчета магнитного поля есть в том числе и открытое ПО, например, femm.

Пример расчета магнитного поля для ленточного драйвера в femm. Обратите внимание на плотность поля на углах магнитов
Пример расчета магнитного поля для ленточного драйвера в femm. Обратите внимание на плотность поля на углах магнитов

Нелинейная магнитная система оправдана только тогда, когда вы делаете максимально открытую мембрану с большим ходом в рабочей зоне, но в этом случае нужно скомпенсировать нелинейность поля переменной плотностью дорожек.

Открытость к звуковым волнам магнитной системы также очень важна, желательно озаботиться поиском магнитов с профилем, отличным от прямоугольника, если они стоят на пути волны, чтобы на углах не возникала дифракция, вносящая большое количество искажений. Кроме того, на углах скапливается большая плотность магнитного поля и высокой линейности с ними добиться труднее.

Нет никаких объективных причин делать сложные формы магнитов и дорожек. Магнит в виде дуги не даёт никаких преимуществ относительно прямого. Зато он добавляет огромное количество головной боли с расчетами формы дорожек и созданием корпуса. Оправдано, разве что, использовать магниты разной длины, чтобы использовать максимум площади чашек, если их форма круглая.

Наглядный пример рифления мембраны - волной
Наглядный пример рифления мембраны - волной

На мой взгляд недооценено гофрирование мембраны. Обычно в драйверах используется PET пленка разной толщины. Но сама эта пленка растягивается в небольших пределах. Откуда же взяться низким частотам в такой системе? Только за счет её формования. Гармошка, или что-то посложнее — не столь важно. Нужно упаковать как можно больше мембраны в как можно меньший объем. Способов огромное количество. 

По вертикальной оси - прикладываемая сила, по горизонтали - относительное удлинение материала. Точка 2 на этом графике - конец зоны пропорциональности, после которой удлинение уже нелинейно по отношению к прикладываемой силе. Дальше начинается область пластической деформации
По вертикальной оси - прикладываемая сила, по горизонтали - относительное удлинение материала. Точка 2 на этом графике - конец зоны пропорциональности, после которой удлинение уже нелинейно по отношению к прикладываемой силе. Дальше начинается область пластической деформации

Отладку процесса гофрирования можно назвать важнейшим этапом на поздних стадиях разработки, когда магнитная система и топология дорожек уже оптимизированы. Особенно удручает то, что в заметном количестве серийных наушников гофрирование отсутствует как явление — мембрана натянута как струна. Без рифления она работает как довольно жесткий компрессор сигнала с очень малым временем атаки (время движения мембраны от положения покоя до точки предела пропорциональности), сглаживая все фронты сигнала, что убивает достоверность воспроизведения напрочь. Рифление позволяет кардинально раздвинуть пределы пропорциональности по обе стороны от положения покоя, по сути заменяя на большей части рабочего хода мембраны деформацию типа растяжение на деформацию типа изгиб, которая для тонкой мембраны линейна на большом промежутке.

Можно посоветовать не закреплять мембрану по всему периметру, если форма рабочей зоны представляет собой прямоугольник. Закрепив мембрану лишь на двух противоположных сторонах вы дадите мембране гораздо большую свободу. За это вы получите отдачу на низах и мощную атаку.

Не гонитесь за сверхтонкими материалами и экзотикой. Толщины PET пленки мембраны в 8-10 микрон достаточно, такую же толщину можно выбрать для фольги (медной или алюминиевой, кому как удобнее). Кроме прочности получите доступность и низкую цену. Есть на порядки более важные пункты, на которые стоит обращать внимание — это топология дорожек и магнитного поля, также акустические характеристики звукового канала. Ну и гофрирование. Те же золотые дорожки не дадут преимуществ, подарив лишь космическую цену и огромную головную боль с технологией изготовления. При этом гофрирование может стать и вовсе невозможным.

Перспективным направлением можно назвать магнетронное распыление проводника прямо на мембрану. Это позволит избавиться от клеевого слоя и создать более прочное соединение металла и плёнки. Пока это экспериментальная область и особых успехов в среде DIY тут не наблюдается.

Вариант открытого ПО для расчета акустики. К сожалению, исходники и ссылки утеряны
Вариант открытого ПО для расчета акустики. К сожалению, исходники и ссылки утеряны

Акустика звукового канала. Я бы свёл всё в один принцип — чем меньше преград, тем лучше. А если преграды не избежать, то необходимо убедиться в том, что они не слишком опасные. Советую хотя бы использовать этот апплет, позволяющий оценить характер распространения звуковых волн в среде. А лучше использовать специализированное ПО для расчета акустики. Особенно это нужно, если по какой-то причине необходимо использовать несколько излучателей. В целом акустическое оформление одинаково важно для любых типов излучателей. 

Корпус T50RP, задемпфированный каменной ватой, не путать со стекловатой
Корпус T50RP, задемпфированный каменной ватой, не путать со стекловатой

Кроме того, есть смысл использовать демпфер, аналогичный тому, что используется внутри корпусов колонок. Так, если мембрана имеет большой свободный ход, его нужно демпфировать акустическим сопротивлением. Иначе в снятом с головы состоянии на низких частотах мембрана будет достигать своих крайних положений, что не очень хорошо с точки зрения надёжности. За информацией об акустических свойствах материалов можно заглянуть на ветку о модификациях Fostex T50RP, где представлены АЧХ после добавления того или иного демпфера. Это актуально как для закрытых, так и открытых исполнений. В первом случае демпфер позволит снизить отражения от стенок чашки, во втором - согласовать нагрузку на мембрану, задавив определенные частоты, в первую очередь низы, если они лишние. В целом, для открытого исполнения в случае правильного проектирования звукового канала демпфер не обязателен.

Не магнитопланаром единым

Пара слов о динамических моделях. У самих заводских динамиков конструкция вообще не подразумевает возможности какой-либо модификации. Самостоятельное изготовление же динамиков такого размера сильно ограничено. В итоге практически все динамические наушники остаются с заводскими, в основном китайскими, драйверами. В домашних условиях гораздо проще изготовить именно магнитопланарный драйвер. В итоге все попытки самостоятельной разработки динамических наушников сводятся к установке китайских динамиков в самодельный корпус. Этим грешат даже претендующие на элитарность бренды.

Проблема динамических драйверов в существовании т.н. точки выхода из поршневого режима работы на определенной частоте звука. В то время как в поршневом режиме каждая точка диффузора двигается одновременно с соседними в одном направлении, за частотой перехода звуковая волна начинает двигаться по диффузору подобно кругам на воде от брошенного камня. Добиться качественного преобразования здесь невероятно трудно — мешают отражения волн по всей подвижной системе. В идеальном случае драйвер на протяжении всей полосы рабочих частот не должен переходить эту точку совсем. Но и этого добиться также тяжело.

Динамик Focal Clear MG
Динамик Focal Clear MG

Focal, например, в своих динамиках пошла по пути максимизации жёсткости диффузора. Они активно используют магниевый сплав. Таким образом точка смены режимов работы сдвигается как можно дальше в высокочастотную область. Таким образом они добиваются того, что диффузор работает в поршневом режиме на большей части спектра, создавая там минимум искажений. Сложность изготовления такого диффузора крайне высока и пока на данный момент затруднена для использования в домашних условиях. Стоит отметить, что применение монолитных диффузоров из различных сплавов или композитов — редкость, в отличие от напыления на обычный полимерный диффузор небольшого количества металла. Почти никакой пользы это напыление не несёт, так как практически не добавляет жесткости.

По итогу динамические наушники имеют не особенно больши́е перспективы для самостоятельной сборки в достижении самого высокого качества воспроизведения.

Выкидываем магниты

Особняком в мире DIY электроакустики расположены электростатические драйвера. Они основаны на поляризации мембраны большим электрическим потенциалом между двумя электродами, куда подаётся напряжение, соответствующее уровню сигнала. За счет притягивания разноименных и отталкивания одноименных зарядов мембрана совершает движение. Вся проблема в необходимости подавать большое (несколько сотен вольт) поляризующее напряжение и в необходимости согласования электрической нагрузки с источником сигнала.

Технология достаточно зрелая. Используется и в больших стерео системах, стоимость которых почти всегда заоблачная. В этой отрасли стоит отметить таких ветеранов, как Stax. В основном эволюция с тех пор идет за счет улучшения электрической части: в создании более совершенных усилителей или согласующих схем. Иногда даже с намёком на портативность.

Исторически наушники по такой технологии не снискали большой популярности как раз по причине сложной и дорогой электрической части и отсутствия мобильности. Однако, такая технология определенно интересна местным умельцам по причине технологичности. Сложность электрики также мало кого пугает — её в любом случае принято собирать самостоятельно, чтобы звук был действительно «свой».

Схема слоёв электростатического драйвера: 1 - PET пленка 2 - топопроводящий слой, 3 - слой изоляции
Схема слоёв электростатического драйвера: 1 - PET пленка 2 - топопроводящий слой, 3 - слой изоляции

Частично тема разработки таких наушников пересекается с разработкой планаров. Работу здесь совершает мембрана, зачастую из той же PET пленки. На ней необходимо создать сплошной слой проводника тока. Делать это можно множеством способов. Самый простой — использовать антистатический спрей. Готовые метализированные пленки не подходят - скорее всего слой на них не выдержит долгой работы и деградирует.

Гофрирование, в отличие от магнитопланаров, здесь не применяется. Среднее значение используемого зазора между мембраной и статором всего 0.5 мм. Это значение - баланс между чувствительностью и запасом хода мембраны. Больше - начинает значительно падать чувствительность. Меньше - мембрана в работе цепляет статоры.

Слева на фото - сетки статоров, справа - изолирующие кольца
Слева на фото - сетки статоров, справа - изолирующие кольца

Исходя из такого малого зазора, стоит озаботиться диэлектрическим покрытием мембраны, чтобы при контакте со статором, который обязательно случится, не происходило электрического пробоя, а в результате и повреждения мембраны, не говоря уже и о повреждении усилителя или источника поляризации. Вариантов покрытия масса. Проще всего использовать изолирующий лак для печатных плат в виде спрея. Важно, чтобы слой был гибким и достаточно хорошо прилип. Количество слоёв как проводника, так и изолятора на пленке нужно подбирать исходя из практических опытов. Слой изолятора можно нанести дважды или трижды, нужно добиться равномерности всех слоёв.

Вся конструкция может быть собрана на рамке из обычного однослойного фольгированного стеклотекстолита. Уместно использовать здесь ЧПУ фрезер. Сетку статора также не помешает изолировать лаком. 

Говоря об электрической части, приведу самый простой пример схемы с согласованием нагрузки и источником постоянного высокого напряжения. Последний можно легко найти в сборе на Али. Смысл в том, чтобы повысить уровень напряжения сигнала от обычного усилителя до нужного уровня, а поляризовать с помощью повышающего DC-DC преобразователя.

Сам драйвер нужно защитить от внешних воздействий, максимально загерметизировать его. Это можно сделать, например, такой же пленкой. Поместить в своеобразный герметичный кокон, чтобы ничто не могло проникнуть внутрь.

Типы изоляции кабелей. Особого внимания достойны б - кордельная, д - балонная и ж - шайбовая
Типы изоляции кабелей. Особого внимания достойны б - кордельная, д - балонная и ж - шайбовая

Стоит сказать и про подключение. Так как используется высокое напряжение, изолятор должен быть соответствующим. Мало того, нужно добиться минимальной электрической ёмкости между жилами. Это нужно для избежания потерь сигнала в кабеле. Даже емкость в 40 пФ уже слишком велика. Нужно хотя бы 20 пФ, а лучше в несколько раз меньше. Этого можно добиться, поместив провод в дополнительную воздушную изоляцию, например, кордельную, или шайбовую.

Копаем глубже

Электретные капсюли WM-61A, которые можно найти даже в калиброванных измерительных микрофонах
Электретные капсюли WM-61A, которые можно найти даже в калиброванных измерительных микрофонах

Важно упомянуть про особый подвид электростатических драйверов — электретные драйвера. Это подвид электростатических преобразователей, где поляризация происходит не подачей высокого напряжения по проводам, а за счет накопления большого статического заряда на материале мембраны, т.н. электрете. Если создаваемое этим зарядом электрическое поле достаточно, то система может работать с электрическим сигналом с относительно небольшой амплитудой напряжения. Эта технология активно используется в повсеместно распространённых электретных микрофонах.

Проблема в том, что до сих пор не удалось создать широкополосный электретный драйвер, который можно применять в наушниках. Модели с данной технологией выпускались лишь в виде гибридов с другими низкочастотными звеньями, в основном, динамическими. Появляются все новые подобные гибридные наушники, например, весьма доступные китайские KZ ZEX. По субъективным ощущениям электретное звено в них не оставляет шансов арматурам по АЧХ и искажениям. Я сравнивал с Ikko OH-1, которые теперь пылятся на полке. Если удастся получить электретный драйвер достаточно большого размера для воспроизведения частот от 20 герц, то это будет большой прорыв.

Проблема электретов в основном в сложности работы с электретной пленкой — материал должен быть гибким, при этом иметь равномерную поляризацию, чего добиться очень сложно. К тому же сам материал капризный и может потерять заряд при нарушении технологии. Ещё электрет со временем теряет поляризацию. Хотя это время сопоставимо со временем службы.

Остаётся надеяться на появление таких технологий, которые позволят сделать широкополосный электретный драйвер для наушников. Это будет ещё один виток развития электроакустической аппаратуры.

Заключение

Хочется отметить, что в статье не приведено и половины тех нюансов, с которыми столкнётся желающий собрать что-то своё. Перечисление их всех заняло бы совсем уж пугающий объём. Вместо этого я призываю чуть подробнее изучить матчасть по тем терминам, которые использованы в статье. Это хорошая отправная точка в изучении электроакустики.

При грамотном подходе к постройке наушников можно за относительно гуманные деньги получить звук, за который на рынке просят не одну тысячу долларов, к тому же это очень полезное хобби, развивающее кругозор и мелкую моторику рук.

В статье не затронута тема эргономики, это вопрос слишком субъективный из-за анатомических различий. Учитывайте свои особенности и потребности при разработке.

Также приглашаю прочитать предыдущие статьи про ленточные наушники, изготовление мембраны магнитопланарного драйвера и сборку наушников с этим драйвером

Выражаю благодарность всему сообществу, занимающемуся столь интересным занятием, по чьим материалам и была составлена эта статья. Приглашаю в комментарии коротко и ёмко поделиться опытом.

По вопросам касательно проектов автора прошу писать в соответствующие статьи или в ЛС.

Список источников

Комментарии (38)


  1. dimitrii_z
    02.01.2022 18:23

    Спасибо за статью, познавательно. Оказывается, серийных планарных ушей не так и много, хотя по сути технология не выглядит сильно космической.

    Автору: поправьте, пожалуйста, падеж в ФИО в предложении: "Вот цитата из интервью доктора технических наук, профессора Ирину Аркадьевну Алдошину." )


    1. Tontu Автор
      02.01.2022 18:26

      Спасибо, поправил.

      Не сказал бы что мало, просто относительно динамических моделей дороговато, да и занимаются этим в основном мелкие производители.


  1. katzen
    02.01.2022 20:59

    А какого года интервью с Алдошиной? Я как-то мельком, лет десять назад или больше, читал про результаты слепого тестирования, где проверяли MP3 против AAC против несжатого звука, и там как-то в результаты попало и тестирование живого исполнения — поскольку тестировали на какой-то достаточно качественной и дорогой акустике. Некоторым побочным сюрпризом оказалось как раз то, что живое исполнение от воспроизведения отличали как-то в пределах погрешности, раз на раз.


    1. Tontu Автор
      02.01.2022 21:07

      Интервью опубликовано на prosound ixbt, ветка форума с обсуждением появилась в октябре 2013 года. Вроде с тех пор революций в теории не происходило. Неплохо было бы посмотреть на то исследование. Слепое тестированию слепому тестированию рознь, при желании с его помощью можно доказать существование бога, ада, и каждого чёрта поимённо.


      1. katzen
        03.01.2022 00:10

        Слепое тестированию слепому тестированию рознь, при желании

        Слепое тестирование для того и предназначено, чтобы чьи-либо желания и домыслы как раз никак не влияли на результат исследования.


        1. Tontu Автор
          03.01.2022 00:32

          Всё зависит от методологии, там можно накосячить при составлении программы испытаний, при том очень сильно, полностью исказив результат. Посмотреть бы на те тесты.


          1. katzen
            03.01.2022 04:12

            Всё зависит от методологии, там можно накосячить при составлении программы испытаний, при том очень сильно, полностью исказив результат.

            У вас непонятная негативная предустановка. Могли же в опыте ничего не накосячить, так же?

            Посмотреть бы на те тесты.

            Да я как бы принял те тесты за доказанную данность, не требующую перепроверки, так что даже не задокументировал нигде, к сожалению. Меня тогда больше интересовала анекдотическая ценность тех тестов, потому как они лежали где-то рядом с легендарными тестами вешалкой (тм) — раз, были про сравнение психоакустических моделей MPEG-1 Layer 3, более известным под именем mp3, и части MPEG-4 под именем AAC — два. Ну как бы прочитал, махнул головой утвердительно, сказал себе: наконец-то кто-то не поленился очередной раз протестировать «золотые уши», да и забыл.

            Теперь про личные эксперименты, и почему тот эксперимент я принял сразу как данность, не ребующую подтверждения: искажения у качественных средне- и высокочастотных динамиков даже в позднесоветское время были настолько малыми, что студийную запись голоса с закрытыми глазами нельзя было отличить от записи — если микрофон и плёнка были толковыми, конечно же. Низкий голос ещё как-то по низам можно было отловить, а высокий (женский, детский) — без шансов. Про прямой тракт микрофон-усилитель-акустика и речи быть не могло: после 5-минутной настройки эквалайзером отличить реальный голос от акустики было нереально. Я в конце восьмидесятых — начале девяностых работал в институтской дискотеке, потому опытов со звукоапппаратурой (в том числе) было поставлено о-о-очень много.


            1. Tontu Автор
              04.01.2022 14:11

              Да, но дело то не только в искажениях. Там и импульсный отклик и прочее. Можно источник замаскировать так, что при всём желании не отличить живой звук от записи. Но это уже стараться надо целенаправленно так портить звук. Характеристик что-то около 40 штук у АС можно выделить. Они, конечно, частично одна из другой выделяются, но это не столь важно. Суть в том, что нельзя точно сказать, почему в том эксперименте люди путали запись и живой звук. Можно понастроить кучу догадок, но с доказательствами пока очень тяжело. Я в первую очередь про это писал. Повторяемости нет. Если бы она была, не было б армии производителей электроакустической аппаратуры. У кого-то удачнее, у кого-то не очень.


              1. katzen
                04.01.2022 17:59

                Я не о том говорю с самого начала. Сама пара вопрос-ответ в вашей статье просто кричит «проверьте меня!». Сначала «истина», что любой отличит (нет, не отличит, и опыт такой наличествует), потом ответ от человека, которому как бы принято доверять — и всё, «ложная истина» готова, можно кушать.

                В том эксперименте, о котором я говорю, за шторкой был либо исполнитель с инструментом, либо акустическая система. И путали именно потому, что качество воспроизведения было высоким. Психоакустика, она ведь не про исключительность человеческого слуха, а наоборот, про его несовершенство. Именно поэтому вот эта пара вопрос-ответ мне так резанула глаза.


                1. Tontu Автор
                  04.01.2022 18:18

                  Претензия немного не по адресу. Меня в цитате интересует только то, что нет объективной модели почему так случается в одних случаях, а почему в других не случается. Если бы в 100% случаев было нельзя отличить живой источник от АС, то, вероятно, не задавали бы такой вопрос. Я более чем уверен, что есть такой инструмент и такие условия для слепого сравнения, когда различить можно с абсолютной точностью. Не смотря ни на какие самые крутые и дорогие АС. Тут скорее вопрос в том, как долго АС способна обманывать слушателя. Сколько инструментов может сымитировать. Это ж не булева функция, подходит или нет, это вопрос относительной.


                  1. katzen
                    04.01.2022 18:22

                    Я более чем уверен, что есть такой инструмент и такие условия для слепого сравнения, когда различить можно с абсолютной точностью.

                    Вы же понимаете, что уверенность не равна знанию.

                    Тут скорее вопрос в том, как долго АС способна обманывать слушателя. Сколько инструментов может сымитировать.

                    Как раз тут всё более-менее просто: чем больше маскирующих звуков, тем меньше избирательность слуха.


                    1. Tontu Автор
                      04.01.2022 18:35

                      Во-первых, моя уверенность основана на имеющихся источниках, которые я могу предоставить. Во-вторых, грош цена этому тесту без пострения психоакустической модели восприятия звука, пока не кто-то объяснил, как и почему восприятие работает так, а не иначе.


                      1. katzen
                        05.01.2022 00:26

                        Во-первых, моя уверенность основана на имеющихся источниках, которые я могу предоставить

                        Ну наконец-то. Давайте, подтверждайте вопрос-ответ Алдошиной, приведённое в вашей статье.


                      1. Tontu Автор
                        05.01.2022 01:02

                        Взаимодействие акустическихсистем и помещения - стереофоническоепрошлое и многоканальное будущее И.А. Алдошина. В этой статье подробно рассказывается про варианты неверного проведения тестов и разъясняются причины.

                        Во-первых, моя уверенность основана на имеющихся источниках, которые я могу предоставить

                        Это я вообще-то намекал на то, что пора бы предоставить хотя бы направление для поиска того тестирования. Потому что претензии совсем необоснованные.

                        Некоторым побочным сюрпризом оказалось как раз то, что живое исполнение от воспроизведения отличали как-то в пределах погрешности, раз на раз.

                        Вот именно вот это. Нужно его проанализировать. Иначе вся эта ветка - бестолковая трата сил.


  1. ZaitsXL
    02.01.2022 23:21
    +1

    Читал как то здесь же статью про использование ленточных драйверов в наушниках, их изготовление тоже не выглядело сложным, а звук по заверению автора выходил очень достойный. Что думаете по этому поводу?


    1. Tontu Автор
      02.01.2022 23:30
      +2

      Вероятно это была моя статья.


  1. pbw
    03.01.2022 03:09

    Периодически читаю статьи автора, и испытываю глубокое уважение. Вот сколько, в реальности, имеется людей, занимающихся своим хобби столь же тщательно, и годами? Респект.

    Но одновременно имеется мысль, которая наверняка уже приходила 100 раз в голову самому автору: - а почему бы иногда не делать штучные наушники под заказ? Это компенсировало бы хоть малую толику расходов на хобби. Хорошего дизайнера (для внешнего вида наушников) можно найти на том же Хабре. Или кинуть клич на профильных дизайнерских форумах. Типа: конкурс! Победителю приз :)


  1. Refridgerator
    03.01.2022 06:46

    Можно очень долго выбирать себе наушники по вкусу — особенно если задаться целью получить те же ощущения, что возникают при прослушивании живой музыки
    Уверен, что для этого вообще никакие наушники не подойдут — а нужна полноценная акустика. Её и сделать самостоятельно проще, и разницу в звучании по сравнению с бюджетной покупной можно получить ощутимо сильнее.


    1. Tontu Автор
      03.01.2022 09:33
      +1

      Сейчас, имея на руках свои наушники, могу не согласиться :) начиная с того,что нужна акустическая подготовка помещения, что во многих случаях невозможно, заканчивая усилителем. Последний вообще проблема. Это я ещё ощутил, когда делал ленточный драйвер с прямым подключением. Там как раз сила тока нужна как на колонку. Хорошие усилители если и есть, то их мало и стоят дорого. Свой сделать - ещё пару лет поисков. К тому же мощные усилители всегда будут хуже по характеристикам, чем наушниковые. А так я для своих, например, использую Fiio Q3. Всего 300 мВт - и их хватает.

      Если сравнивать особенности звучания, то для ленты, которая вообще-то ставится в некоторые колонки, вообще проблем не составляет переиграть любые АС за счёт отсутствия помещения.


      1. Refridgerator
        03.01.2022 10:07

        В наушниках музыка звучит внутри головы — и от этого не уйти никак. В живой музыке звук всегда снаружи и чётко локализуется. Ощущение объёма и пространства в наушникак тоже проблематично воссоздать — по крайней мере, мои эксперименты с HRTF никаких значительных результатов не принесли.

        Последний вообще проблема. Хорошие усилители если и есть, то их мало и стоят дорого.
        Странно, но у меня сложилось прямо противоположное впечатление. Современная китайская поделка легко может звучать лучше советской hi-fi техники. Технология же давно отработана, операционных усилителей на любой вкус и цвет. Нужно очень сильно постараться, чтобы КНИ усилителя обогнал КНИ динамиков, а любовь некоторых к тёплому ламповому звуку так и вообще говорит об обратном — для кого-то большие искажения могут оказаться предпочтительнее.


        1. Tontu Автор
          03.01.2022 10:49

          Мои эксперименты с HRTF весьма результативны, я использовал плагин RealPhones. Правда немного не для тех задач он. Но в целом эффект значительный, ничто другое такого же эффекта не даёт. Сколько я плагинов перепробовал. В любом случае можно найти бинауральные записи, на них прекрасно можно оценить всё.

          Насчёт ChiFi восторга разделить не могу, но он действительно лучше сорокалетних советских железок. Имею два усилка от китайцев. Во-первых они очень экономят на блоках питания, там пульсации под пол вольта могут быть и ВЧ шумы на вход идут. Во-вторых, они землю разводят не по даташиту. В лоб сравнивал tpa3116d2 от китайцев и от ЧипИДип, где-то китайцы напортачили, на полную мощность их схема выйти не может, клипирует. Даже на моем блоке питания. Который кстати 24 вольт, в отличии от китайских 12. Сама тпашка то на 24 рассчитана и китайцы даже конденсаторы все в правильный номинал поставили, но бп не доложили. В итоге усилители на чид и беру. К tpa3255 последней ревизии плата у них неплохая. Вот её уровень это имхо самый минимум, на котором уже можно постоянно сидеть. Китайские 3255 брать даже не собираюсь, там уже по фото видно, что они силовую землю развели не правильно, а для такой мощной схемы это ахтунг.

          Искажения это интересно, но если брать какой-нибудь блек метал, то с искажениями его слушать физически невозможно. Вообще от материала зависит. Голос можно и с патефона слушать. А условный Deathspell Omega слушать нельзя уже на 3255 от чид. Молчу про китайцев, они уже просто шум какой-то выдают. Вообще меня забавляет, когда искажения пытаются услышать на чистой синусоиде. Каждый же день сидим и 1000 герц слушаем, какая там музыка. Меж тем конкретно интермодуляции на реальной музыке гораздо более отчётливо слышны - если подобрать материал, можно слышать разницу между 0.2% и 0.1%. А то и меньше. Просто запись должна быть такая, чтобы все интермодуляции накладывались многократно. Это не сложно при желании. Надо будет попробовать.


          1. Refridgerator
            03.01.2022 12:13
            +1

            В любом случае можно найти бинауральные записи
            Можно, но есть нюансы:
            1) они пригодны только для наушников-затычек (чтобы минимизировать влияние ушной раковины),
            2) их можно записать только в живую только из конкретной точки — что далеко не всегда возможно. А также не получится сделать микс с разных микрофонов, компрессировать, выправить АЧХ для отдельно взятых инструментов, добавить/убавить эха/реверберации и всё такое.

            меня забавляет, когда искажения пытаются услышать на чистой синусоиде
            На чистой синусоиде искажения не слушают, а измеряют. Это так же логично, как измерять расстояния метрами, а не предметами бытового обихода. Если на синусоиде искажения меньше — то и на реальной музыке они тоже будут меньше, тут никак не может быть по другому. Конечно, есть люди, уверенные в сверх-способностях своего слуха — те да, выслушивают что угодно на чём угодно (правда только до тех пор, пока дело не доходит до слепых тестов).


            1. Tontu Автор
              04.01.2022 14:05

              Если делать запись на стереомикрофон с плоскими ушами, то такая запись подойдёт и для затычек и для накладных. Ну вот как на моем стенде. Только тут есть раковина. Но она вынимается и ставится улиткой внутрь, так что можно в обоих вариантах использовать. Да даже с улиткой наружу я б не сказал, что что-то плохое случается со звуком.

              Насчет применимости - ну тут вопрос вообще подхода. Так то весь мастеринг и сведение существует не от хорошей жизни, нельзя некоторую музыку играть только вживую. Электрогитара так и вообще только через педали работает и даже на концертах сделать звук - целая работа. Я говорю о том, что можно играть полностью в живую без обработок в концертном зале. В первую очередь, конечно, я говорю про академическую музыку.

              Насчет синусоиды я имел ввиду то, как на чистой синусоиде пытаются слушать ухом искажения. Не замеры, а именно на слух, забавные бывают порой на просторах сети опыты такого рода. Особенно доставляет как эти самые искажения накладывают. Просто берут на все частоты 2-ю гармонику кладут и всё. Да если б на реальных АС такие искажения существовали, это был бы прорыв. Плюс не учитывается то, что искажения часто бывают лишь на некоторых частотах, именно те, что обусловлены собственной частотой отдельных элементов конструкции драйвера.

              В этом и есть суть всего предприятия - тут важен контроль надо всей конструкцией, чтобы не было локальных стоячих волн где-либо, а если они возникают, то быстро их устранять. В больших АС с этим все гораздо сложнее просто за счет размера и количества драйверов. Я не спорю, что хорошая АС в подготовленном помещении будет лучше хороших наушников. Но сложность большой акустики на порядки выше, так что в реальности достигнуть относительно высокого качества востроизведения на наушниках проще и гораздо доступнее в плане отсутствия необходимости подготавливать помещение.

              Ну и хотелось бы сказать, что аргумент насчет того, что вся музыка звучит в наушниках внутри головы не совсем верен. Часто даже в студийных попсовых записях бывают интересные приколы со стерео-панорамой. Это вообще чистая случайность, как что и где будет расположено, но порой весело слышать вокалиста либо за затылком, либо далеко впереди, если голос тихий по сравнению с остальной дорожкой. Но я часто RealPhones использую, чтобы просто музыку слушать, уж очень комфортно так звук воспринимать. Эрзац-колонки получаются. Не буду спорить, что лучшие наушники это колонки, в самом общем случае это верно. А мы про него и говорим.


              1. Refridgerator
                04.01.2022 14:38

                искажения часто бывают лишь на некоторых частотах, именно те, что обусловлены собственной частотой отдельных элементов конструкции драйвера.
                Да, есть такая проблема — производители что усилителей, что динамиков до сих пор делают вид, что кроме 1кГц других частот не существует, и полноценные измерения если и делают, то никому не показывают. Подозреваю, что причина чисто коммерческая, особенно в сфере хай-энд.

                Не буду спорить, что лучшие наушники это колонки
                Не, я такого не говорил) Как минимум в плане «чистоты» звука наушники вне конкуренции, поскольку паразитные отражения в них минимальны и не идут ни в какое сравнение с реверберацией в помещении. Просто своя специфика в плане восприятия музыки. Стерео-системы с фантомным центром тоже не всем нравятся (вхожу в их число).


                1. Tontu Автор
                  04.01.2022 14:57

                  Не, я такого не говорил

                  А я и не отсюда взял, расхожее выражение такое. Думаю, что помещение это не главное в натуральности восприятия. Можно слушать и в не очень подготовленном помещении, хотя, конечно, часть деталей пропадёт.

                  Колонки могут значительные перепады давления воздуха создавать. "Удар", который с наушниками не сравнится. А он, по личному опыту, также оказывает большое влияние. Может быть такое, что ухо и мнгновенный перепад давления может чувствовать хорошо. Как при ударе по барабану если рядом стоять. Не зря же при езде на лифте уши закладывает, а там перепад давления не очень большой. При этом его очень легко почувствовать. При ударе по бочке перепад, вероятно, может быть даже больше, чем при поездке с 1 на 9 этаж.


                  1. katzen
                    04.01.2022 18:18

                    Не зря же при езде на лифте уши закладывает, а там перепад давления не очень большой.

                    Перепад абсолютного атмосферного давлнения, равный среднеквадратичному звуковому давлению (20 Па) при звуке громкостью 120 дБ, достигается при разнице уровней высот примерно 3,2 метра. То есть на один этаж подняться.


                  1. AndriyMelnykov
                    05.01.2022 09:25

                    Что интересно, отражения важны для восприятия музыки, и похоже должны быть. Я читал по этому поводу Floyd Toole Sound Reproduction: The Acoustics and Psychoacoustics of Loudspeakers and Rooms

                    Очень рекомендую эту книгу. Плюс в ней много про тестирование и про то, какими свойствами должны обладать колонки - там все немного лучше, чем "40 параметров - а что делать, непонятно". По крайней мере по мнению Toole.

                    Если книгу не найти, можно собрать все его открытые статьи в интернете - будет краткий конспект книги.

                    Я сам делал аудиосистему по этим принципам после прочтения книги. Результат интересный - мы тестировали колонку с реальной скрипкой, записанной рядом с колонкой. Отличить невозможно.


                    1. Tontu Автор
                      05.01.2022 10:04

                      Имхо скрипка не особо хороший вариант для этого. Там почти весь спектр уходит на ВЧ, в зависимости от конфигурации АС тут могло вообще не использоваться НЧ звено. Тут надо даже не виолончель, а вообще контрабас. У скрипки нет такой атаки и сустейна как у них. Особенно если слэпом лупить, на скрипке так играть нельзя, как на контрабасе и виолончели. Заставить в общем все звенья одинаково работать.


              1. AndriyMelnykov
                05.01.2022 09:01

                По поводу звука внутри головы - если интересно, попробуйте CLA Nx от Waves, особенно с пресетом дальних мониторов. Для моих ушей звучит лучше, чем RealPhones и Reveal от Audeze. Есть trial.


  1. ivymike
    04.01.2022 02:21

    Почему бы просто не купить какую-нибудь AKG или AT за вполне доступные 30 тыщ и наслаждаться хорошим звуком...


    1. Tontu Автор
      04.01.2022 02:33

      На мой вкус Audeze LCD 2 хорошим звуком назвать сложно. Про динамические модели вообще молчу. Так что нет, не проще.


      1. ivymike
        04.01.2022 02:57

        Я сейчас не про фетиш DIY и пр. Да, это круто и прикольно самому сварганить уши.

        Но, я больше про практическое применение. Есть же вероятность того, что ваши уши через пару лет не будут точно так же воспринимать звук как в данный момент. Либо вам захочется добавить чего-то еще новенького. Я про экономический эффект всех этих приседаний.


        1. Tontu Автор
          04.01.2022 13:35

          А, хороший вопрос. На самом деле все принтеры и инструменты мне обошлись меньше, чем стоят новые Audeze LCD-3. При том что с помощью этих инструментов ещё много чего можно делать. Например, освоил печать нейлоном на своем ulti steel, что весьма полезно. Даже в автомобилях нейлоновые шестеренки используются часто, их печать - значительная экономия.


          1. ivymike
            04.01.2022 14:21

            а вот как освоение смежных техник и навыков - это полезно)


  1. tormozedison
    04.01.2022 10:46

    Вот тот электретный микрофон, который показан на фото, в наушниках в неизменном виде работать не будет, сначала надо удалить оттуда МОП-транзистор и подключить кабель непосредственно к преобразователю. И ещё неизвестно, какая амплитуда сигнала понадобится, чтобы наушники из таких микрофонов внятно зазвучали.


    1. Tontu Автор
      04.01.2022 13:32

      Так речь вообще не о том, это просто как пример использования, для общего представления о том, что такое электреты и где используются.


  1. AndriyMelnykov
    05.01.2022 09:31

    Скажите, а в ваших наушниках вы как-то корректируете АЧХ? Она, очевидно, не должна быть ровной, как примерно у колонок, т.к. АЧХ удаленного звука вблизи головы искажается.

    Разная АЧХ, разные подходы к эквализации наушников у производителей, и ее совместимость с конкретной головой слушателя являются одной из причин, почему разным людям нравятся разные наушники.


    1. Tontu Автор
      05.01.2022 09:47

      Использую панели акустического сопротивления, но они не для коррекции АЧХ, а для создания нагрузки на драйвер в снятом состоянии. Чтобы они пока работают на столе, ленты не выходили в крайнее положение, ограничиваю ход, чтобы не растягивались. АЧХ стараюсь держать немного V-образной, регулируется амбушюрами. Чем больше амбушюры, тем ниже опускается 1 кГц. В соответствующих статьях про свои наушники я об этом писал и даже графики с замерами АЧХ там есть, разницу между амбушюрами видно отлично.

      Эти замеры, важно отметить, на стенде с ушной раковиной сделаны, там его собственная АЧХ наложилась ещё. На сайте RAA есть примерный АЧХ стенда с ушными раковинами. Единственное - у меня нет ушного канала, а на части их стендов есть.