В августе бизнес-аналитики из Санкт-Петербурга стартовали новый проект, который получил рабочее название «Проект Z». Они расширили возможности входа в бизнес-анализ для тех, у кого нет опыта работы, и придумали новую систему обучения. Уже сейчас можно говорить о том, что этот проект принес результаты – первые его участники уже приступили к работе в EPAM.

Как родилась идея, с какими трудностями столкнулись в процессе реализации, как происходит отбор кандидатов и строится работа с ними? Обо всем этом рассказали менеджеры и драйверы проекта Юрий Медынский и Леонид Юденков.

Преломить барьер

Сфера IT стремительно развивается и спрос на бизнес-аналитиков растет. Вне EPAM много людей, которые хотят сменить профессию и работать в IT. Соединить эти пазлы и взять всех желающих в EPAM было сложно из-за требований, которые предъявляют к кандидатам: опыт работы, знание английского, владение технологиями.

Юрий Медынский

Product Manager

Меня всегда беспокоил барьер, когда мотивированные люди хотят войти в бизнес-анализ, но не могут из-за отсутствия опыта и английского. Спрос гигантский, желающих много, но мы не можем работать с ними. Хотелось, чтобы такая возможность появилась и при этом, чтобы от обучения до старта работы не проходили годы. В EPAM появилась программа Ultra Office, позволяющая кандидатам подтягивать свои знания, пользуясь образовательными ресурсами EPAM и занимаясь с нашими менторами. К этой программе мы добавили еще одну часть. Уже видно, что такое обучение открывает новые возможности и для кандидатов, и для нас – заинтересованных в найме и внешнем бенче. Главная идея проекта в адаптации и переиспользовании жизненного опыта и жизненных умений людей, желающих стать аналитиками в IT.

Итак, специфика программы строится на временном цикле 2+2. Первые два месяца кандидат идет по программе Ultra Office. Он получает доступ ко всем нашим системам. Для участника проекта сразу формируется оффер, который с ним обсуждают. Оффер вступает в силу после завершения всех модулей обучения. Есть случаи, когда это происходит уже спустя первые два месяца программы. В течение обучения кандидат изучает теорию, работает с менторами, пробует решать задачи, максимально приближенные к реальным на проектах.

Как отбирали кандидатов

Программа стартовала в августе. Чтобы найти участников, драйверы проекта проделали огромную работу. Искали повсюду и ни один вариант, где еще найти кандидатов, не отбрасывали. Делали репосты в соцсети. Просмотрели списки тех, кого не приняли во внутреннюю лабораторию по бизнес-анализу. Сходили к рекрутерам, чтобы посмотреть базу. Всего на проект рассматривались 30 человек. Участниками стали 16.

Леонид Юденков

Business Analysis Manager

Первыми участниками программы стали люди с самым разным бэкграундом, разного возраста. Например, тренер по волейболу, преподаватель английского, физик-теоретик. Мы ориентировались на опытных кандидатов, но только с оговоркой: речь скорее о жизненном опыте. Об успехах на предыдущих местах работы, о восприятии себя здесь и сейчас и о мотивации двигаться дальше. Конечно, опыт в бизнес-анализе или IT был только плюсом.

Если опыт в IT и в бизнес-анализе — не главное, то как на собеседовании выявить кандидата, который сможет стать хорошим аналитиком в EPAM?

Юрий Медынский

Product Manager

Мы смотрели на качества, без которых не стать хорошим аналитиком. Это внимание к деталям, целостный подход к решению задачи, коммуникативные навыки, способность ставить себя на место оппонента, умение решать проблемы, отсутствие инстинктивного поведения, когда по человеку сразу видно его реакцию. Среди «красных флагов» мы отметили постоянное противопоставление себя собеседнику, невозможность сформулировать свою мысль и донести ее до оппонента, неумение разложить все по полочкам. Как все это можно проверить? Задать вопрос, который подразумевает усложненный синтез ответов. Например: "Назовите три самые важные активности, чтобы расположить к себе оппонента?". Если человек может быстро проанализировать свой опыт, ответить именно на поставленный вопрос, аргументировать, привести примеры, это хороший знак. Мы были настолько открыты кандидатам, что приходили даже те, кто не очень понимал, что такое бизнес-анализ. Мы рассказывали об этом, и они осознавали, что представляли себе эту профессию не так. Процент отобранных для проекта Z кандидатов составил примерно 50% от общего числа. Половина из них уже получили предложение о трудоустройстве. В итоге десятки человек станут нашими сотрудниками.

В целом во время отбора кандидатов обращали внимание на следующие качества:

  • Внимание к деталям

  • Способность видеть целостную картину

  • Умение видеть ситуацию глазами оппонента

  • Отсутствие рефлекторного / инстинктивного поведения

  • Способность расположить к себе собеседника

  • Навыки решения многоуровневых проблем 

Какие модули вошли в программу обучения

В процессе обучения особое внимание уделяют практике. Именно по качеству выполнения практических заданий определяется успешность прохождения модуля.

Всего участники проекта Z проходят 16 модулей:

Большое внимание во время обучения уделяют и английскому, ведь многие проекты EPAM иностранные. В компании действует English Speaking Club по бизнес-анализу. В него включили участников проекта Z. Еще не будучи сотрудниками EPAM, они знакомятся с коллегами и могут практиковать знания языка в ситуациях, максимально приближенных к реальным проектным. Также участники проекта Z могут посещать любые мероприятия EPAM – от митапов по бизнес-анализу до встреч, посвященных развитию софт-скиллов или фестивалей, например, Summer Fest.

Новый подход к работе менторов

Главные трудности, с которыми столкнулись участники проекта, были связаны не с освоением программы, а с тем, чтобы найти время на ее прохождение и вписать обучение в свою жизнь. Большинство участников параллельно работают, чтобы обеспечивать себя и семью. Переосмыслить новый график, где свободное время нужно посвящать обучению, довольно сложно, не все смогли справиться с этим. Но любые трудности отступают, когда сильна мотивация. Не потерять ее за время участия в проекте помогала команда драйверов проекта и менторов. В нее вошли больше 20 человек – аналитиков и ресурсных менеджеров из Санкт-Петербурга.

Леонид Юденков

Business Analysis Manager

В EPAM много людей, готовых делиться своим опытом. У нас большое комьюнити бизнес-аналитиков и ресурсных менеджеров по этому направлению. Мы пригласили их поучаствовать в программе и нам не отказали. Ребята с воодушевлением включились в проект. Чтобы немного облегчить задачу менторам, мы придумали, что каждый из них будет отвечать за один блок вместо того, чтобы вести кандидата весь цикл обучения. Получилось примерно так. Обучаемый в программе видит, что за блок по документации требований отвечает определенный ментор. Он должен сам связаться с ментором, поставить ему митинг в календарь, сделать входное задание, если оно предусмотрено. Так к одному ментору по очереди приходят все участники проекта Z. Он смотрит на успешность прохождения модуля в целом группой и дает фидбек по каждому студенту.

Фидбеки анализируют драйверы проекта, чтобы еще «на берегу» поправить что-то, что идет не так. С первыми домашними заданиями ребята справлялись легко, потому что алгоритмы решения были расписаны по пунктам. Затем задания становятся сложнее, алгоритм решения проблемы уже нужно придумать самостоятельно. Драйверы проекта смотрели здесь не только на способность успешно выполнять задания, но и на то, как участники выстраивали свои отношения с менторами. В процессе обучения порой обнаруживались проблемы в коммуникации, отсутствие нужных навыков. Там, где участникам можно было подтянуться, помогали менторы и драйверы проекта.

О планах по развитию проекта

В ноябре первые участники проекта Z, завершившие обучение, стали сотрудниками EPAM. Еще до старта работы они были знакомы со всеми внутренними системами EPAM, нашими процессами. Участники проекта Z обладают знаниями и навыками, нужными аналитику на старте работы. Не всем пока хватает владения английским, но подтянуть его можно будет на курсах EPAM.

Драйверы проекта Z проводят работу над ошибками и корректируют программу. Сориентироваться им помогает фидбек участников: как учеников, так и менторов. И сейчас мы планируем отойти от модели запусков обучения в определенные месяцы, перейдя на ongoing процесс: желающих начать обучение бизнес-анализу будут приглашать в проект при появлении свободных менторов в течение всего года.

По мнению драйверов, реализовать подобный проект можно в любом регионе и в любом направлении IT.

Юрий Медынский

Product Manager

Мы готовы поделиться своим опытом с теми, кто захочет реализовать подобный проект в других регионах. Считаю, что здесь нет ничего невозможного и запустить такое обучение можно по любому направлению IT – по разработке, тестированию, проектному менеджменту. В EPAM работает много увлеченных людей, готовых делиться опытом. И есть кандидаты, которые хотят работать в IT и готовы учиться много в короткие сроки, чтобы стать частью EPAM.

Слово первым участникам проекта Z

Валентина Шаповаленко

Я решила поучаствовать в этом проекте, так как хотела сменить профиль. Раньше я работала в инженерной геологии, сейчас в отпуске по уходу за ребенком. Пока реальных сложностей в обучении у меня не было, потому что есть литература, менторы, ресурсный менеджер – чрезвычайно отзывчивый, с которым всегда можно обсудить вопросы, касающиеся программы и модулей. Менторы прекрасно объясняют материал, как практический, так и теоретический, очень понятно доносят суть заданий.

Для меня бизнес-анализ — это новое направление, связанное с IT-сферой, и могу сказать, что меня привлекает работа с заказчиком и командой, выяснение того, что нужно для создания продукта на высоком уровне.

В данный момент я нахожусь в отпуске по уходу за ребенком и могу проходить обучение в свободное время, то есть пока ребенок спит или по вечерам. Вдохновляет возможность начать работу в новой сфере по окончании декретного отпуска.

Кирилл Шаповаленко

В бизнес-анализе мне интересно контактировать непосредственно с заказчиком, выявлять требования, обсуждать детали с командой. Когда я узнал про возможность обучиться этому, решил воспользоваться ей и получить новую перспективную профессию. Уже чувствую пользу от такого решения. Очень много полезной информации, с которой раньше я практически не сталкивался.

На данный момент я совмещаю учебу с моей основной работой инженера-проектировщика. С утра и практически до вечера я занимаюсь обучением, а с вечера до ночи своей основной рутинной работой. Изучение чего-то нового и интересного для себя и своего будущего всегда вдохновляет.

Сергей Валин

Я много лет занимался физикой, работал в научно-техническом институте. Затем ушел в разработку. Узнал о возможности обучения в рамках проекта Z, когда пришел на интервью в EPAM. Согласился поучаствовать. Уже осознал, что это хорошее инвестирование времени. Меня вдохновляли перспективы развития и возможность изучить новую, неизвестную для меня область. Я стараюсь проводить свободное время с пользой, так что обучение хорошо ложилось в канву моего досуга и было не в тягость, а в радость. Нравится, что все вопросы мы быстро решали с ресурсным менеджером. Он давал ценные подсказки и помогал думать в ключе бизнес-анализа. Его кейсы и разборы моих ответов помогали быстро расти и перестраивать мышление.

Бизнес-анализ позволяет шире смотреть на проблемы IT и заниматься в каком-то смысле мета-программированием. Мне нравится, что в бизнес-анализе ты сразу понимаешь конкретные цели бизнеса, видишь пути решения, и в итоге помогаешь реализовать это решение в виде системы. Кроме того, мне хотелось заниматься бизнес-анализом, так как там задействовано много софт-скиллов, и это коррелирует с моими целями в плане персонального развития. Бизнес-анализ помогает систематизировать методы определения проблем и задач, методы поиска решений этих задач, это именно то, что мне нужно.

Ирина Эфрос

Про EPAM я узнала от подруги. Она прошла здесь обучение в 2018 году и с восторгом мне об этом рассказывала. Тогда я и подумать не могла, что сама заинтересуюсь бизнес-анализом. Все, что связано с IT было для меня параллельной вселенной... И вот осенью прошлого года подруга прислала мне ссылку на регистрацию на тренинг. Собеседование я не прошла, но твердо решила пробовать до победного. Попала на проект Z. В бизнес-анализе я вижу для себя возможность реализовать свои софт-скиллы и прокачать новые навыки. Это направление активно развивается, есть возможность постоянно расти. Мне всегда была очень интересна работа с людьми и бизнес. И интересно общаться на английском языке.

Главная сложность во время обучения – плотный график. У меня есть основная работа - это маленький бизнес по проведению обучающе-развлекательных мероприятий для взрослых и детей. Это непростая работа, но я не сижу в офисе с 9 до 18 и поэтому могу сама планировать свои дела и выделять время на учебу. Еще я сотрудничаю в качестве внештатного журналиста с двумя изданиями. Конечно, иногда кажется, что силы уже на исходе, но тогда я вспоминаю, что уже проделала определенный путь и цель близко. Тем более что учиться мне интересно. И менторы, и ресурсный менеджер - огромные молодцы. Если честно, еще ни в одной компании я не видела столько поддержки: и информационной, и моральной. А еще поражает скорость реакции ребят. Я понимаю, что у каждого из них очень много работы и, тем не менее, на все мои вопросы в Teams они отвечают в течение нескольких минут.

Комментарии (6)


  1. tmplts
    19.01.2022 16:53

    Так, на кого/что подписаться, чтобы не пропустить следующую волну (или иной формат)?)


    1. vesyolkinaolga Автор
      21.01.2022 10:40

      Подписывайтесь на наш аккаунт, мы сделаем анонс, как только будет новый набор.


  1. KoteMilote
    19.01.2022 19:44

    Новое направление бизнеса


    1. Mephistophele
      19.01.2022 23:07
      +2

      Та не, попытка пиара на пустом месте.


  1. KEA
    20.01.2022 12:45

    Будете повторять обучение в таком формате? Хотелось бы поучаствовать.


    1. vesyolkinaolga Автор
      21.01.2022 10:44

      Повторять точно будут, пока точных дат нет. Подписывайтесь на наш аккаунт, мы обязательно опубликуем анонс нового набора.