UX-дизайн может улучшить повседневную жизнь людей. А если вы работаете UX-дизайнером в сфере здравоохранения, то ставки ещё выше. По данным Grand View Research, сектор медицинских технологий является одним из самых быстрорастущих в мире с ожидаемым доходом в размере 1305,1 млрд долларов США в 2030 году. Как у UX-дизайнера, у вас есть возможность помочь определить будущее здравоохранения. Давайте рассмотрим роль UX-дизайна в сфере здравоохранения, влияние пандемии COVID-19 на цифровые медицинские решения, феномен старения населения и ключевую роль проектирования для новых технологий, таких как виртуальная реальность (VR) и искусственный интеллект. (ИИ).

Большинство цифровых решений для здравоохранения разрабатывается на базе уникального программного обеспечения, которое имеет высокий спрос и у которого практически отсутствует конкуренция. Поэтому компании часто пренебрегают UX медицинских продуктов. Однако спрос на цифровые решения для здравоохранения, такие как телемедицина, резко возрос из-за пандемии COVID-19, и они стали гораздо более востребованными. Компании делают ставки на цифровые решения для здравоохранения и разрабатывают гораздо больше продуктов, чем до пандемии, что и вызвало необходимость в улучшении UX-дизайна.

Что такое UX в здравоохранении? 

UX в здравоохранении — это дизайн взаимодействия пользователя с медицинским продуктом или услугой, такими как электронные медицинские карты, приложения для контроля заболеваний или приложения для планирования визитов к врачу. В целом дизайн UX/UI в здравоохранении не слишком отличается от дизайна UX/UI в других отраслях. Он направлен на создание ценности для пользователей, вовлечении и удержании пользователей. Однако в UX в здравоохранении есть ещё один уровень. Плохой UX в сфере здравоохранения может иметь ужасные последствия. Например, глюкометр с плохим интерфейсом пришлось отозвать, потому что он приводил к тому, что пациенты неправильно считывали уровень глюкозы.

Десятичная точка глюкометра практически незаметна в этом приборе
© Usability User Experience Magazine and KORU, Fair-Use
Десятичная точка глюкометра практически незаметна в этом приборе © Usability User Experience Magazine and KORU, Fair-Use

Люди с инсулинозависимым диабетом должны проверять уровень глюкозы несколько раз в день, чтобы затем скорректировать дозы инсулина. Для измерения уровня глюкозы в крови они используют глюкометр. Это устройство анализирует капли крови и показывает уровень глюкозы на экране. В этом случае устройство функционировало правильно — проблемой был дизайн интерфейса. Десятичная точка была практически незаметна, и это приводило к тому, что пациенты с каким-либо нарушением зрения неправильно корректировали дозы инсулина. Для диабетика получение неточных показаний может иметь катастрофические последствия, от тяжелой гипогликемии до диабетической комы или смерти. 

И наоборот, интуитивно понятный пользовательский интерфейс может расширить возможности пациентов и значительно улучшить их жизнь. Например, «умные» колготки для пациентов, перенесших инсульт; Nxti — это пример того, как медицинские технологии — датчики движения и т. д. — в сочетании с простым в использовании приложением могут помочь пациентам пройти реабилитацию дома и снизить нагрузку на больницы и клиники.

Nxti, «Умные» колготки для пациентов, перенесших инсульт, от Tien Han Huang
© UX Design Awards and Tien Han Huang, Fair-Use
Nxti, «Умные» колготки для пациентов, перенесших инсульт, от Tien Han Huang © UX Design Awards and Tien Han Huang, Fair-Use

В 2022 году компания Nxti получила награду за UX-дизайн, способный изменить жизнь пациентов, перенёсших инсульт. Хороший UX в здравоохранении может помочь людям упростить заботу о своём здоровье и значительно улучшить свою жизнь. Более того, хороший UX в здравоохранении может изменить работу системы здравоохранения — больниц, клиник, некоммерческих организаций, предприятий и т. д. — и помочь им лучше обслуживать пациентов.

Влияние пандемии COVID-19 на UX в здравоохранении

Пандемия COVID-19 привела к повышению глобального спроса на цифровые медицинские услуги. Согласно данным отчета McKinsey, общий годовой доход телемедицины вырос на 83% в 2021 году по сравнению с 2019 годом.

Этот график показывает эволюцию использования услуг телемедицины во время пандемии COVID-19 по сравнению с периодом до пандемии.
© McKinsey & Company, Fair-Use.
Этот график показывает эволюцию использования услуг телемедицины во время пандемии COVID-19 по сравнению с периодом до пандемии. © McKinsey & Company, Fair-Use.

Так исторически сложилось, что отрасль здравоохранения медленно внедряла новые информационные технологии. В отчёте Nuffield Research Foundation говорится, что между здравоохранением и другими секторами экономики образовался разрыв не менее десяти лет в диджитализации процессов. Один из факторов, тормозящих внедрение новых технологий в здравоохранении, — это бюрократия. Кроме того, некоторые запросы отрасли здравоохранения значительно отличаются от других. Высокий риск, связанный со здоровьем людей, делают циклы разработки цифровых медицинских продуктов очень длинными, а итерация — неотъемлемая часть создания хорошего UX — становится очень сложной и дорогостоящей. Кроме того, UX-дизайн обычно игнорировался в сфере здравоохранения из-за высокого спроса и низкой конкуренции продуктов. В результате чего, в области здравоохранения очень мало продуктов разрабатывается с учётом подхода, ориентированного на людей (people-centered design approach) или дизайн-мышления.

Однако пандемия COVID-19 вынудила всю отрасль здравоохранения внедрять новые цифровые решения, и пациентам пришлось адаптироваться и быть более открытыми к новым технологиям, чтобы лучше заботиться о своём здоровье. Пандемия привела к сдвигу парадигмы в сторону цифровых медицинских услуг как у поставщиков, так и у пользователей. Кроме того, было внесено множество нормативных изменений, чтобы обеспечить более широкое использование телездравоохранения. Пандемия стала катализатором значительного увеличения инвестиций в цифровые медицинские решения. И это привело к эволюции и инновациям не только самих продуктов, но и бизнес-моделей, что открыло новые возможности для будущего медицины.

Будущее UX в здравоохранения 

UX-дизайн для стареющего населения

Ожидается, что к 2060 году в США люди старше 60 лет составят 23,5% населения. Существует множество возрастных факторов, влияющих на способность пожилых людей использовать веб-сайты, приложения и цифровые продукты. Чтобы разработать инклюзивный и успешный UX и создавать продукты, которые учитывают возможности, паттерны поведения и предпочтения пожилых людей, необходимо понять особенности этих пользователей. Это значит нужно учитывать размер текста, цветовые вариации, простую навигации и т. д. 

На своём мастер-классе по дизайну для стареющего населения Джефф Джонсон, доцент Университета Сан-Франциско, показывает, как плохо спроектированные продукты влияют на жизнь пожилых людей.

К тому же, доступность (accessibility) приносит пользу не только пожилому населению, но и миллионам других пользователей, живущих с теми или иными формами нарушения зрения или слуха, когнитивными проблемами и т. д.

UX-дизайн для Big Data

Большие данные изменили то, как мы анализируем, управляем и используем данные в каждой отрасли, и здравоохранение тоже не исключение. Большие данные оказали огромное влияние на область здравоохранения. Потенциально это может обеспечить более точную медицину, снизить затраты на лечение и улучшить управление больницами, повысить качество жизни, избежать заболеваний, которые можно предотвратить, и даже предсказать вспышки эпидемий.

Например, до коммерциализации датчиков глюкозы больные диабетом могли знать свой уровень глюкозы только при измерении, то есть перед каждым приёмом пищи. Допустим, 3 раза каждые 24 часа, т.е. всего было 3 точки данных. Сейчас больные диабетом могут постоянно носить датчики глюкозы, которые непрерывно контролируют их уровень глюкозы, что даёт огромное количество данных. Хороший UX в здравоохранении необходим для разработки ПО, которое позволит медицинским работникам и пациентам правильно визуализировать и понимать эти данные, чтобы лучше справляться с болезнью.

На этом изображении вы можете видеть датчик глюкозы и приложение с визуализацией данных об уровне глюкозы.
© MedEnvios Healthcare, Fair-Use.
На этом изображении вы можете видеть датчик глюкозы и приложение с визуализацией данных об уровне глюкозы. © MedEnvios Healthcare, Fair-Use.

Внедрение датчиков глюкозы снизило риск осложнений, таких как гипогликемия. Это позволило врачам лучше корректировать дозы инсулина в соответствии с индивидуальными потребностями каждого пациента. Как UX-дизайнер, вы можете помочь преобразовать большие данные в ценную визуальную информацию, которая поможет медицинским работникам и пациентам.

UX-дизайн для виртуальной реальности (VR)

Согласно исследованию GlobeNewsWire, к 2026 году рынок виртуальной реальности в здравоохранении достигнет 7 миллиардов долларов США. Технологии расширенной реальности (XR) открывают новую эру для отрасли здравоохранения. Расширенная реальность широко применяется в здравоохранении — от обучения хирургов до облегчения боли и психического здоровья. 

Например, хирурги могут использовать эти технологии для прохождения обучения и овладения новыми навыками, не рискуя жизнью реальных пациентов. Исследование, проведённое Медицинской школой Дэвида Геффена Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, показало, что хирурги, которые использовали платформы виртуальной реальности для симуляции обучения, улучшили свою эффективность на 230% по сравнению с врачами, которые использовали традиционные методы обучения. 

Ожидается также, что виртуальная реальность значительно повлияет на психологическое лечение. На своём мастер-классе пионер виртуальной реальности Мел Слейтер объясняет, как виртуальная реальность может повлиять на улучшение психического здоровья и как дизайнеры могут способствовать этому.

По мере развивития VR-технологии, UX-дизайнеры должны будут способствовать внедрению инноваций, формировать будущее этих продуктов и делать их ориентированными на человека. 

UX-дизайн для искусственного интеллекта (ИИ)

Искусственный интеллект (AI) потенциально может обеспечить значительные улучшения во всех областях здравоохранения, от диагностики до лечения. Кроме того, технология ИИ может позволить делать индивидуальные прогнозы здоровья и вовсе перевернуть всю систему здравоохранения. Предполагается, что искусственный интеллект сократит ежегодные расходы на здравоохранение в США на 150 миллиардов долларов в 2026 году. 

На своём мастер-классе профессор Дэн Розенберг объясняет, почему самая важная характеристика, которой должны достичь UX-дизайнеры при разработке ИИ в здравоохранении, — это доверие и надёжность. 

На заметку

Быстрый рост рынка медицинских технологий привёл к повышению спроса на UX-дизайнеров, специализирующихся на здравоохранении. Чтобы стать успешным UX-дизайнером в сфере здравоохранения, вам необходимо освоить доступность (accessibility) и инклюзивный дизайн, а также набраться специальных знаний в области медицины и ознакомиться с новыми технологиями, такими как XR и AI. Как UX-дизайнер в сфере здравоохранения, у вас есть возможность выступать за дизайн, ориентированный на человека, помогать значительно улучшать качество жизни людей во всем мире и формировать будущее здравоохранения.

Что ещё почитать 

  1. О размере рынка медицинских технологий в отчете, подготовленном Grand View Research, Healthcare IT Market Size & Share Report

  2. Об удобстве использования медицинских устройств в статье Shannon E. Clark и Ed Israelski в журнале User Experience Magazine «Total Recall: The Consequence of Ignoring Medical Device Usability». 

  3. О влиянии пандемии COVID-19 на телемедицину в статье Mckinsey and Company «Telehealth: A quarter-trillion-dollar post-COVID-19 reality?». 

  4. О влиянии виртуальной реальности на обучение хирургов в статье Gideon Blumstein «Research: How Virtual Reality Can Help Train Surgeons». 

  5. О влиянии ИИ на здравоохранение в статье Adam Bohr и Kaveh Memarzadeh о росте использования искусственного интеллекта в приложениях для здравоохранения в 2020 году. The rise of artificial intelligence in healthcare applications, 25–60. DOI: 10.1016/b978-0-12-818438-7.00002-2

Комментарии (4)


  1. Exchan-ge
    07.09.2022 13:45
    +2

    Десятичная точка глюкометра практически незаметна в этом приборе


    Я, как человек с диабетом второго типа, могу сказать, что мы отлично знаем свой средний уровень сахара в крови и такая точка никого из нас запутать не сможет.

    А вот то, то нам реально нужно — это датчик, постоянно мониторящий уровень сахара в крови неинвазивным методом.
    И UX тут будет глубоко вторичным делом.


    1. radioxoma
      07.09.2022 16:46

      Медсестра может догадаться на гликемию 24 mmol/L сделать болюс 12 ЕД и увеличить скорость на шприцевом насосе.


    1. lightmaker
      09.09.2022 11:33

      ну, кстати, не соглашусь, руки чешутся то же приложение фристайл либры переделать, говно редкостное


  1. Exchan-ge
    07.09.2022 13:49

    Ожидается, что к 2060 году в США люди старше 60 лет составят 23,5% населения. Существует множество возрастных факторов, влияющих на способность пожилых людей использовать веб-сайты, приложения и цифровые продукты.


    Эээ… 60 лет в 2060 — это поколение, выросшее со смартфоном в руке :)

    (вопрос, будут ли еще в 2060 году существовать веб-сайты и приложения — конечно интересный, но очень плохо прогнозируемый :)