На минутку мысленно вернись в те счастливые мгновения своего детства, когда игры приносили столько эмоций, впечатлений и неподдельного чистого восторга, что перед запуском каждой новой игрушки всё внутри замирало от предвкушения, остальные события окружающего мира отходили на второй план, а происходящее на экране завораживало с такой силой, будто смотришь вживую на принимающую душ Марго Робби, а не пялишь в светящиеся разноцветные пиксели монитора. 

Вспомни те времена, когда копил денежку на посещения компьютерного клуба, каждое из которых было мини-праздником, или выбирал новый диск на пиратском прилавке, отчаянно разрываясь между двумя потрясающими игрушками, или же спешил домой со школы, чтобы поскорее прыгнуть за компьютерный стол и утонуть, наконец, в игре, которая весь день занимала мысли. 

Diablo, Warcraft, StarCraft, третьи Герои, первые два Фаллаута, первый/второй Half-Life, Готика, Морровинд, Сталкёр и тд и тп - все эти названия были не просто словами. Они были пропусками в иные, безумно интересные и притягательные миры, исследовать которые, казалось, можно было вечно. 

А сейчас, в процессе игры, испытываешь ли ты те же непосредственные яркие эмоции?

Если твой ответ - нет, и ты, вместо американских горок незабываемых впечатлений, вяло катишься на поезде скуки, равнодушия, скептицизма, зевая и лениво почесывая выпадающую из трусов тестикулу - эта статья для тебя!

Ниже - три основные преграды, закрывающие вход в волшебное игровое пространство, где ты свободно путешествовал в золотые годы своего детства, но куда с возрастом, к сожалению, потерял доступ. Видим препятствия и обозначаем выходы, поехали:

1. Привычка

Для тебя, скорее всего, прошли те времена, когда в денди можно было рубиться лишь полчаса, "иначе кинескоп посадишь", игру с друзьями жёстко ограничивало количество монет в кармане для пропуска в компьютерный клуб, а от ПК или приставки родители отгоняли погaнoй метлой, чтобы делал домашку и исправлял трояки.

Сейчас же наверняка ты можешь вальяжно рассиживать перед монитором столько, сколько душе угодно, выделяя на игры такое количество времени, какое пожелаешь сам.

Игры стали для тебя привычным и обыденным способом приятно проводить свободное время.

А что происходит с любым занятием, которое превращается в привычку?

Оно перестаёт нас трогать и уже не цепляет внутренние эмоциональные струны. 

Если ты не привык к физической близости с женщиной - даже мимолётное прикосновение может вызвать у тебя такую же реакцию, как в знаменитом меме из South Park с Рэнди Маршем, испачкавшим всю комнату. Если же привык, невероятно волнующее занятие станет для тебя рутиной - и в запущенных случаях даже десяток воодушевленных девиц, обтянутых латексом, кружевами и цепями, не подарят тебе и десятой доли тех самых первоначальных впечатлений. 

Что делать?

В совершенстве осваивай древнюю, но очень эффективную практику - аскетизм.

Ограничивай свое время за приставкой или ПК! Безжалостно обрубай спазматичные позывы слить свое время на рефлексорное каждодневное многочасовое залипание перед экраном. Выдели несколько часов игры в неделю и не выходи за поставленные рамки.

Результат: гейминг перестанет быть для тебя привычкой, отнимающей время и практически не дающей ничего взамен. Вернётся предвкушение и чувство новизны - минута игры под этими эмоциями стоит в десятки раз больше, чем часы бездумного автоматического закликивания мыши или геймпада.

2. Эскапизм

Ещё одна причина, ухудшающая качество игрового опыта - убегание от ограниченной реальной жизни в волшебный свободный мир видеоигр.

Разумеется, истребление древнего зла и спасение мира гораздо интереснее ежедневных хождений на работу и лихорадочных думок, где взять деньги на очередную выплату жадным банкам. К тому же в играх всегда четко и ясно понятно - что делать и куда идти: обилие конкретных игровых механик, целей, квестов и заданий. В реале же никто не покажет тебе, какое задание "сюжетное", основное, какое дополнительное; каким можно пренебречь, а какое, в случае его невыполнения, превратит жизнь в локацию из последнего Doom, и ты в ней будешь далеко не Думгаем. 

Потому так велик соблазн слиться из реального мира в игровой, да там и осесть. 

Но, чем больше отрыв от реальности, тем меньше настоящих эмоций и впечатлений приносят игры. 

Мозг не обманешь: он отчётливо видит ту огромную пропасть, которая разделяет героя на экране, лихо шинкующего врагов, и своё же скрюченное тело по обратную сторону монитора, которое вместо того, чтобы использовать и развивать собственные мышцы, качает лишь указательный палец - для мыши или большие - для стиков. Отсюда потеря львиной доли удовольствия от игр: сложно в полной мере отыгрывать ведьмака, крутого ковбоя или брутального бога войны, когда сам ты - дрыщеватый Егорка из Бутово, насидевший мозоли на ягодицах.

Что делать?

Интегрируй игры с реальной жизнью!

Уменьшай разрыв между героями, за которых играешь и собой родимым - пусть те персонажи, в нутро которых ты погружаешься, мотивируют тебя прокачивать собственное тело, ум, креативность, способности! Ищи способы извлекать максимальную пользу из игр для прокачки своей жизни! О том, как это сделать, уже написаны несколько статей, ссылки найдешь в конце этой. 

А пока, не забывай про главные приоритеты: игры для жизни, а не жизнь для игр!

Игры созданы, чтобы обогащать и вдохновлять тебя на подвиги в реале, а не для того, чтобы ты эту самую реальную жизнь целиком и полностью профукал в виртуальных мирах. Ответь себе честно: стоял бы выбор поиграть в новую часть GTA или вживую потискать такую задорную девчонку, как на превью к статье, что бы выбрал? 

3. Разрушение магии

Хочешь узнать последнюю причину, которая нагло кастрирует твою способность наслаждаться видеоиграми? Это твой ум.

Будучи несмышленым ребенком или подростком, ты вряд ли обращал внимание на спрайты, полигоны, текстуры, технические ухищрения, с помощью которых создаются игровые миры. Ты видел параллельную реальность, наполненную жизнью, ощущениями и смыслом. За неказистыми спрайтами ты видел настоящее войско, ждущее твоих указаний, чтобы победить в кровопролитной войне с орками, а за треугольными фигурами, обтянутыми размытыми текстурами - учёного, оказавшегося в самом эпицентре инопланетного вторжения - реального человека, которому сопереживал и стремился помочь.

Со временем твой мозг получал все больше информации о том, как устроены видеоигры, и ты потихоньку начал замечать, как они сделаны: все их огрехи и косяки. Так для тебя рушилась магия гейминга - тяжело верить в реальность происходящего на экране, когда в голове то и дело всплывает информация, что это лишь программные скрипты, причем не всегда реалистично прописанные, что это лишь трехмерные болванки, собранные в редакторе, что это не параллельная вселенная, в которую для тебя с помощью ПК или консоли открылся портал, а коммерческий продукт, созданный десятками и даже сотнями человек. Какое уж тут удовольствие и чистое погружение...

Что делать?

Внеси в гейминг его главное измерение - свое воображение.

В детстве именно твое воображение наполняло магией игры - именно в нём разворачивалось все происходящее в игровых вселенных, оно дорисовывало и увлечённо создавало иную реальность, в которую ты с головой проваливался, и этому не могли помешать ни древняя графика, ни упрощённый сюжет, ни технические несовершенства. Ты можешь запустить прекрасную игру, требовательным взглядом прошерстить все её особенности и недостатки, пробубнить, что она скучна, неинтересна и затянута, а все потому, что твое воображение в этот момент дремало, и ты обращал внимание лишь на технические стороны проекта, задействуя ум и багаж накопленных знаний без влияния собственной творческой жилки.

 Но технологии - лишь инструмент, указывающий на мир, созданный совместными усилиями разработчиков и тебя самого!

Не обращай внимание на работу своего ума, разоблачающего иллюзорность игры, дай ей шанс, позволь своему воображению наполнить её смыслом, атмосферой, ощущением реальности происходящего, и тогда твоё удовольствие от погружения в игровые реальности перейдет на совершенно иной уровень! 

Комментарии (24)


  1. Javian
    27.01.2022 11:55
    +10

    По-моему акцент сделан на "теряем интерес к НОВЫМ играм", а не к играм вообще. Я думаю у каждого есть любимая игра для отдыха и она далеко не новая.


    1. Alexandroppolus
      27.01.2022 13:03
      +2

      Даже эти любимые игры всё равно не воспринимаются так, как раньше. Вот поставил недавно ремастер Age of Empires 2 (хоть и ремастер, а всё то же самое, и "атмосфера" в игре не поменялась), ну в целом прикольно, хотя нет тех эмоций.

      Про новые игры уж не говорю, трейлеры к ним и скриншоты вызывают невыразимую скуку, не более.


      1. Areso
        27.01.2022 13:46

        Я до сих пор играю во вторую эпоху. В переиздание переиздания, но всё равно. Да, школьные и университетские товарищи давно забили на это дело, но я нашёл на игровых форумах этой игры несколько человек, и с парой из них оказалось играть довольно комфортно. Да, это не друзья и не приятели, но это живые люди, нам комфортно в игре, программа минимум выполнена.


      1. Dgolubetd
        27.01.2022 14:21

        Мне новая 4я часть очень понравилась - советую если не пробовали еще.


        1. Alexandroppolus
          27.01.2022 14:41
          +1

          Да, видел. Смотрел видосы-реплеи, но пока почему-то не проникся, хотя она многоплановая, разнообразная... А вообще из всей линейки больше всего люблю Эпоху Мифологии, как раз из-за "атмосферности".


          1. Anarchist
            29.01.2022 19:46

            Мифология почему-то получилась захватывающей.


    1. Nikitamiha
      27.01.2022 13:28
      +1

      Согласен, абсолютно. Недавно решил закупиться играми и в свободное время начать играть в популярные игры: RDR 2, Cyberpunk 2077, Far Cry 6 и тд.

      В итоге ни одно не зацепила так, как выход перезапуск WoW Classic, хотя там супер все плохо с графикой механикой и тд, но поглатила меня в итоге. Мне нравилось бегать и делать квестики, которые я уже проходил миллион раз.


  1. EvilBeaver
    27.01.2022 11:55
    +2

    Даже Марго Робби может надоесть... Так устроены человеки


  1. ildarz
    27.01.2022 12:06
    +9

    Примитивный набор штампов, слабая связь с реальностью, тег "перевод", под которым ссылка на поисковую строку Яндекса, ник на Хабре и ник "оригинала" родственные. Кто-то развлекается прохождением модераторского фильтра в песочнице? :D


    1. JustDont
      27.01.2022 13:21

      Примитивный набор штампов, слабая связь с реальностью

      Эм. Вообще-то это не более, чем следствия из работы дофаминного цикла. И связаны с реальностью они как раз крайне тесно.


      А вот остальные ваши замечания — это да, всё выглядит как попытка проехать песочницу, и очень кондовая.


  1. yarric
    27.01.2022 12:16
    +5

    вживую потискать такую задорную девчонку

    Хотел потискать девочку, но в мозге всплыла информация, что это - всего-лишь набор клеток, выделяющий определенные химические вещества для привлечения другого набора клеток с целью своего размножения


  1. Areso
    27.01.2022 12:25
    +7

    Что это делает в Хабе .NET? @Exosphere


  1. inkvizitor68sl
    27.01.2022 13:05

    Не знаю, не знаю. Добрался впервые до первого сталкера в прошлом году - вполне атмосферно и интересно.

    Скорее проблема в том, что перечисленные игры давно пройдены и не по разу, а новые - скучны и плохо сделаны.


  1. yoz
    27.01.2022 13:30
    +8

    HOMM 3 вечны.


  1. Metotron0
    27.01.2022 13:39

    Лет ~15 назад потерял интерес к компьютерным играм, потому что они очень быстро приедаются, не мотивируют к прохождению, потому что не могут предложить новых механик, лишь добавляют количество того-сего в пределах уже известной механики. К тому же, тогда начал набирать популярность мультиплеер в ущерб одиночному прохождению, а это означает необходимость поиска других игроков, которые наверняка ещё и поголовно играют лучше.

    Зато чуть позже полюбил настольные игры. И если классические настолки тоже можно считать однообразными, то настольно-ролевые позволяют разыграться фантазии и ограничивают сюжет и возможности игроков по минимуму. А кроме того, даже в обычных настолках взаимодействие людей за одним столом пересиливает однообразие и изученность геймплея.

    К тому же, настолки не "протухают": у них не отключают сервера, они не устаревают вместе с железом/операционками (свой тип устаревания, правда, имеется, но не такой критичный). Тут, конечно, привет вам, Особняки безумия и прочие, кто требует использования мобильного приложения, которое почти наверняка пропадёт из сторов в ближайшие 5-10 лет или перестанет поддерживать новые версии операционок.

    Уменьшай разрыв между героями, за которых играешь

    Так-то, я любитель классических RTS, без примесей RPG. Нынешнее поколение, небось, даже не знает, как это, без RPG. Да, выше я писал про НРИ, ролеплей, но если речь о компьютерных играх, то мне нравится строить базы.

    стоял бы выбор поиграть в новую часть GTA или вживую потискать такую задорную девчонку, как на превью к статье, что бы выбрал? 

    Во-первых, у игры нет КДПВ, о ком речь?

    Во-вторых, я в GTA играл только в первые две части: по фану катался на машинках и даже не знал, что там есть сюжет. Но тискать незнакомых девчонок, без предварительного сближения и выяснения общих взглядов — это тоже не моё. Поэтому я в затруднении.


  1. Akuma
    27.01.2022 14:22

    Ну хз хз. Иногда ловлю себя на таких мыслях, но обычно все сводится к "не во что играть", а как выходит что-то новое и интересное - вполне себе залипаю и испытываю радость.


  1. amarao
    27.01.2022 15:34

    Это очень важно в контексте C#. Или пост был про F#?


  1. Lirix_vladimir
    27.01.2022 18:42

    Как семьёй обзавёлся, так пропал интерес.


  1. NeoCode
    27.01.2022 19:40

    Мне кажется, это более общая проблема - в детстве какое-то цветное стеклышко, найденное на улице, могло вызвать больше эмоций чем навороченная игра или суперсовременная техника сейчас. Это опредленно особенность работы мозга, какая-то биохимия. И было бы крайне интересно узнать про эту особенность побольше. Как этот эффект называется (хотя бы чтобы гуглить в правильном направлении), от чего зависит, какие исследования проводились в этой области. Надеюсь что здесь есть компетентные люди, которые могут дать наводку.


    1. JustDont
      27.01.2022 19:52

      Это опредленно особенность работы мозга, какая-то биохимия.

      Это толерантность (в медицинском смысле). Толерантность к нейромедиаторам, а конкретно к дофамину, в данном случае — практически всегда ведет к "пресыщению" тем или иным видом дофамин-стимулирующей деятельности, если его слишком много.
      Ну и с возрастом выработка дофамина уменьшается, что тоже мешает чувствовать эмоциональную эйфорию той же степени крутости, что и в детстве.


      1. NeoCode
        27.01.2022 22:01

        Интересно, и что с этим можно сделать? (в том числе с точки зрения биологии и медицины)


        1. JustDont
          27.01.2022 22:07

          A надо ли?
          Сопротивляемость повторяющимся стимулам скорее работает во благо, чем во вред. Не исключено, что именно оно составляет базис нашего любопытства.


  1. Andrus_Trash
    28.01.2022 22:27

    Я тож лет 10 назад за PS3 коротал вечера. Mass Effect, Dark Souls и вот это все. А потом начался яхтинг, путешествия, прочие приключения, и консолька у меня реально покрылась толстенным слоем пыли. Все-таки, реальность пока интереснее ;)


    1. Areso
      29.01.2022 18:00

      А потом начался яхтинг, путешествия, прочие приключения

      А потом вы начали зарабатывать и узнали, что разные активности IRL ощущаются даже круче, чем на экране 43" телека.

      Впрочем, я знаю людей, у которых есть деньги, но которые до сих пор всё свободное время проводят в виртуальных мирах, смотря в телек или монитор.