У меня только что состоялась первая поездка на Tesla (отстаю, да). У центральной панели на удивление плохой UX-дизайн. Никак не мог найти антизапотеватель. В итоге пришлось перейти на голосовое управление, только тогда появилась иконка климат-контроля. Это очень опасно.
Я и не знал, что машины Tesla перешли на новый интерфейс буквально за несколько дней до этого происшествия. Обновление вызвало немало споров: UX-дизайнер зашел в бар Tesla и наступил прямиком в осиное гнездо.
Крепкие выражения и апелляции к личности, которые я получил в ответ на этот пост, конечно, радости мне не принесли, но это обычная для Твиттера ситуация. Тем не менее, меня удивили степень самонадеянности и проявления эффекта Даннинга – Крюгера в комментариях. Эти люди явно ничего не знали об особенностях человеческого восприятия и производительности, но в интернете кто-то был неправ. Я не питаю иллюзией, что смогу переубедить этой статьей кого-то из фанклуба Tesla, но для тех, кто любит разбирать дизайны, этот кейс может представлять интерес. Имеет смысл разобрать, в чем состоит проблема, более подробно.
Старый интерфейс из v10
Новый интерфейс из v11
Проблема весьма очевидна: раньше иконка для функции обогрева стекла отображалась внизу экрана. После обновления, которое вышло в декабре 2021 года, она спряталась за индикатором, показывающим температуру. То есть, получается, теперь нужно нажать не один раз, а два. Вроде бы ничего такого уж страшного, да?
Первый момент: 1 + 1 = 3
Эдвард Тафти сформулировал правило зрительного восприятия таким образом: 1 + 1 = 3. Если на экране нарисована линия, то там представлен один объект. Но если добавить вторую, произойдет нечто интересное: на экране появится еще и третий объект – негативное пространство между двумя линиями. Любого хорошего дизайнера отличает глубокое понимание этого принципа.
Соответствующий когнитивный эквивалент есть и в UX-дизайне. Вместе со второй кнопкой появляется третий объект – необходимость выбирать, на какую из кнопок нажать. Это невидимая когнитивная нагрузка, о которой редко говорят, но она может вызывать у пользователя растерянность.
Второй момент: стандарты иконок и hard-кнопки
Правило 1 + 1 = 3 – одна из причин, по которым для большинства кнопок в автомобилях существуют международные стандарты. Универсальные, всем понятные рисунки снижают когнитивную нагрузку и помогают быстрее осваивать новые устройства. Вот стандартная иконка для обогрева стекла. Ее используют даже в Tesla!
Это объясняет эффективность hard-кнопок в машинах старших поколений. В них во всех используются одни и те же стандартные изображения, так что новым пользователям проще быстро просмотреть их и найти то, что нужно – никакого специального обучения не требуется.
Третий момент: близость к старым дизайнам у Tesla v10
В версии Tesla v10 была представлена стандартная иконка для функции обогрева стекла в нижнем ряду кнопок. В будущем хотелось бы поговорить о том, чем цифровые кнопки отличаются от физических в лучшую и худшую стороны, но сейчас я хочу только подчеркнуть, что старый дизайн отвечал моим потребностям. Я бы без труда нашел нужную кнопку беглым взглядом. Я не против Tesla в принципе выступаю, а против версии v11.
Момент четвертый: иконка, иконка, кто забрал иконку?
Но при переходе на следующую версию набор иконок на экране поменялся. Функция обогрева стекла там теперь не представлена. Сколько ни ищи знакомую картинку, толку не будет. Теперь это не простенькая задача, с которой любой справится, а нечто, требующее обучения. Нужно знать, где искать. Нужно на полном серьёзе читать мануал. Признаю: это не бог весть какая сложная наука. Но когда мчишься по оживленному шоссе со скоростью за сотню километров в час, а у тебя начинает запотевать стекло, то «немного посложнее» — плохие новости. Именно это обстоятельство и порождает многие трудности в автомобильном UX-дизайне. Из-за контекста и возможных серьезных последствий дизайн-решения имеют гораздо больший вес, чем какие-нибудь недоработки в другом приложении.
Ключевой момент: с 99% машин, которые сейчас можно встретить на улицах, мне не нужно читать никаких мануалов, чтобы выровнять ход, набрать скорость, затормозить, включить сигнал поворота или чертов обогрев стекла. Именно с этой целью стандарты и вводятся. Существует много других функций, для выполнения которых действительно придется воспользоваться инструкцией, но к базовым действиям это не относится. Дизайн v11 сломал этот принцип.
Момент пятый: ловушка плоского дизайна
В новом редизайне реализован обычный для плоского дизайна подход: простые надписи используются в качестве кнопок. Пробегая взглядом экран в поисках иконки обогрева стекла, я заметил цифры, показывающие температуру, но решил, что за ними точно не может скрываться кнопка. В более спокойной ситуации я бы, наверное, нажал, чтобы проверить, но тогда, в легкой панике, вместо этого метнулся к кнопке CAR, которая завела меня в тупик.
Хороший способ исправить положение – сделать индикатор температуры более похожим на кнопку. Нажатия по-прежнему потребуется два, что, на мой взгляд, создает больше риска, но, по крайней мере, усиленный визуальный сигнал скорее выведет на верный путь к решению.
И что же делать?
Дизайн автомобилей – штука непростая. Подход Move fast and break things («двигайся быстро, ломай-круши») годится для обычных приложений в духе «проведите направо», но с дорожным движением, где на кону жизни людей, такая решительность неуместна. Убрать половину иконок – это, конечно, красиво, но за красоту приходится платить. Графический дизайн – не единственное, что требует оптимизации. Я бы предложил выделить самые основные возможности, которые нужно держать под рукой, и составить нижний ряд кнопок соответствии с этим списком. Если так не получится, тогда ввел бы опцию «еще», которая быстро выводила бы на дополнительные, скрытые функции. Ну и наконец, если уж непременно нужно спрятать обогрев стекла за индикатором температуры, лучше пожертвовать эстетикой плоского дизайна и придать ему вид чего-то, на что можно нажать.
Чтобы внести полную ясность: я говорю здесь о предварительных соображениях, которые, как и всё в нормальном UX-дизайне, требуют прототипирования и тестирования, чтобы привести их в должный вид. Итоговое решение, скорее всего, будет представлять какую-то вариацию. Я не претендую на идеальное решение здесь и сейчас, скорее ставлю цель исходя из удобства пользователя. Далее следует основная работа – бесконечные тесты, чтобы убедиться, что всё правильно. На этом нельзя экономить время.
Комментарии (54)
nin-jin
04.02.2022 10:17-10Странно, что UX дизайнер знает про 1+1=3, но не знает, про 1>0. Зачем вообще в машине, напичканной электроникой, кнопка ручного включения подогрева стекла, когда она легко автоматизируется одним ифчиком в коде?
mayorovp
04.02.2022 12:29+3И какое условие будет этот "ифчик" проверять?
Tenebrius
04.02.2022 12:38+3Возможно, что инофрмацию с кучи датчиков - соответсвуют ли физические условия тем, при которых стекло запотевает.
Nikeware
04.02.2022 12:51+12Оставьте мне возможность решать, запотело окно или нет, пожалуйста (крик души) !
p.s. Во многих подобных ситуациях, лучше датчика, чем человек, не придумать.radtie
04.02.2022 18:08+1Вот вот, у меня например, климат в машине в 95% случаев работает отлично, но есть magic hour: на закате после жаркого дня.
Т.е. по всем датчикам снаружи уже не жарко, низ салона тоже остыл, но вверху (где голова) все еще духота и пекло, и эта зараза ни в какую не хочет включать даже вентилятор, приходиться переходить на ручной режим (уменьшать температуру, увеличивать скорость вентилятора и направление заслонок).
mayorovp
04.02.2022 14:24+1Именно что информацию с кучи датчиков. Не влезает подобная система в один "ифчик".
Tenebrius
04.02.2022 14:30-2Почему?
if (bMistedGlass == true) {
turnOnGlassHeating()
}
Другой вопрос, что нужно создать ситему определения этих самых условий запотевания.
Таким образом, пеключатель обогрева стекла с 3 позициями:
Выкоючено
Автоматика
Включено
mayorovp
04.02.2022 14:37+3Другой вопрос, что нужно создать ситему определения этих самых условий запотевания.
Вот-вот, её надо создать. Нет у вас переменной bMistedGlass до начала внесения изменений в код.
vvzvlad
04.02.2022 15:03+8А можно я сам буду его все-таки включать? А то знаете, он требуется иногда и в то время, когда ничего не запотевает, но на стекло намерз лед, к примеру.
nin-jin
04.02.2022 15:54-12В таком случае предлагаю вам отказаться так же и от электростартёра и раскручивать двигатель всегда вручную. А то знаете, бывает аккумулятор замерзает и разряжается в 0.
vvzvlad
04.02.2022 16:59+14Я даже не знаю, что вам возразить, на такую-то чушь. Вот серьезно, в ступоре.
nin-jin
04.02.2022 17:32-7Ну, значит вы понимаете в каком ступоре я с ваших слов.
vvzvlad
04.02.2022 19:38+4Т.е. вы в ступоре от предложения растапливать лед обогревом стекла, но совершенно нормально воспринимаете отказ от стартера?
Diamon33
04.02.2022 19:49+3Почему тогда сразу не предложили автомобиль собрать в гараже?
А там и до добычи металла и изобретения колеса через пару комментов дойдем.
Предложу альтернативный вопрос - регулятор стеклоочистителей - убираем или оставляем? А если оставляем, то почему?
Есть же датчик, можно на него воду полить, и они заработают. Подумаешь, если проезжающая фура залила сторону водителя грязью и не попала на датчик - больше датчиков!
Если хочется поупражняться - следущий вопрос будет про сигналы поворота (БМВ не предлагать)
nin-jin
04.02.2022 15:47-4Разность температр внутри и вне салона. Дополнительно можно замерять так же и уровень влажности воздуха.
levkib
04.02.2022 16:51+3Нужна не наружная температура, а температура стекла. Так как запотевает оно, а не уличный воздух. А это уже отдельный датчик - дополнительные затраты.
nin-jin
04.02.2022 17:40-4А температуру воздуха-то зачем замерять? Впрочем, вы переоцениваете стоимость термопары.
levkib
04.02.2022 17:47+2"Разность температр внутри и вне салона." что тогда вы подразумеваете под этими словами? Если не температуру воздуха?
Стоимость термопары - копейки. Стоимость всего обвеса для получения данных в мозги автомобиля - уже дорого.И еще сразу вопрос - это вы сразу минусы раздаете на каждое сообщение не совпадающее с вашим мнением?
nin-jin
04.02.2022 18:39-4Возьмите арбуз, для примера: внутри он красный, а снаружи - зелёный.
Какого ещё обвеса? Метр медного провода до контроллера?
У меня к вам тот же вопрос.
levkib
04.02.2022 18:56+1Минусить - не имею привычки, да и в данный момент не могу это делать в виду величины кармы.
А арбуз штука более сложная чем вы представили. Там еще между зеленым и красным есть белое.
vvzvlad
04.02.2022 19:39А арбуз штука более сложная чем вы представили. Там еще между зеленым и красным есть белое.
Еще черненькое иногда внутри!transcengopher
04.02.2022 21:18Не только чёрненькое — но и коричневое разных оттенков, жёлтое и бежевое. Вдобавок, красного-то как раз может и не быть.
second284
04.02.2022 17:50Как по вашему машина узнает что у меня запотело стекло?)
nin-jin
04.02.2022 18:33-5Сверится с учебником по физике. Агрегатные состояния воды изучены лучше всех остальных веществ.
vvzvlad
04.02.2022 19:42+3На запотевание стекла влияет: температура наружного воздуха, температура внутреннего воздуха, влажность внутреннего воздуха, скорость движения наружного воздуха, т.е. теплопоток через стекло, от которого зависит температура стекла. Это не один IF, это пачка. Плюс, внимание: стекло и вода прозрачные, а датчики нет — соответственно, при сильном освещении (в том числе и ИК) датчик будет врать за счет нагрева его излучением. Толку-то от ваших агрегатных состояний.
nin-jin
04.02.2022 19:56-8Ух, если тут всё настолько сложно, то я удивляюсь как автомобили вообще ездят без педального привода.
vvzvlad
04.02.2022 21:53+2А, т.е. об всей этой сложности вы узнали из моего комментария только что, но это вам совсем не мешало предлагать до этого «ну просто датчик запотевания, что тут сложного»?
Exclipt
04.02.2022 22:37температура наружного воздуха
Температура стекла в каждой конкретной точке, именно это самая большая проблема в определении запотевания
zaqqq13
06.02.2022 08:45Я пользуюсь вейпом, в том числе за рулем, если не врубать при этом обдув стекла - оно "запотеет" из-за глицеринового осадка, хотя по всем условиям с датчиков мозги машины не поймут что стекло запотело
Useroff
04.02.2022 10:20+21С моей точки зрения, кнопка в автомобиле должна выполнять некое дискретное действие: включить/выключить.
Кнопка для регулировки аналоговой величины (температура, громкость, whatever) - компромис. Следует отдать предпочтение аналоговой (либо имитирующей аналоговую) "крутилке".
Сенсорная кнопка - дважды компромис. Их следует применять для тех функций, которые настраиваются один раз при покупке автомобиля и больше не трогают.
Допускаю использование сенсорных кнопок для функций, уровень автоматизации которых достиг такого уровня, что настраивать их приходится как можно реже.
tl;dr: либо аналоговые кнопки, либо полная автоматизация. Можете считать меня ретроградом.
CTDEVIce
04.02.2022 10:27+11Кстати да. На ходу аналоговые кнопки элементрано нащупываются и после этого включаются, а в сенсорную надо сразу точно попасть, а значит надо отвлекаться от дороги чтобы посмотреть куда жмешь.
Nikeware
04.02.2022 11:35+2Именно так. Я в машине часто фиксирую телефон на передней панели (на магнитном держателе). Так вот есть одно "ощущение", которое я испытываю только при движении. Если надо нажать на иконку/кнопку на экране телефона, то даже малейшая тряска при движении "конвертирует" моё нажатие в еле заметное "swipe". И это очень сильно раздражает. Поэтому очень скептически отношусь к тенденции уменьшения количества физических кнопок и выключателей и переноса их на тач-интерфейс в автопроме. Очень сложно не отвлекаясь от движения, что-то там тыкать на экране не ощущая обратной реакции. Причем, если что-то, как в данном случае, спрятано на несколько уровней вглубь - это прямой путь к увеличению риска аварии.
Ещё пример из собственного опыта - всроенный mp3 player в моей машине. Как правило музыкальный контент организован в виде папок по разным исполнителям и чтобы переключиться на другого, нужно начать перемещаться по иерархии каталогов. Понятно, что я одномоментно, не отвлекаясь, не могу перейти на несколько уровней вверх/вниз во время движения. Периодически останавливаюсь, возвращая внимание к дороге. И тут меня ждет засада от разработчиков UI/UX: через достаточно короткое время, если нет активности, всроенный mp3 player сбрасывает своё состояние на текущий воспроизводимый трек! Фенита! Извольте начать сначала!event1
04.02.2022 18:32Такая же проблема. С другой стороны, вероятно это связано с тем, что интерфейс касаний телефона не рассчитан на использование за рулём. Если сделать иконки побольше и детекцию жестов менее чувствительной, может быть удобно. Иначе все эти тесловоды очень плевались бы.
AlexMih
04.02.2022 13:28+2Мне кажется странным и противоестественным сенсорный интерфейс в автомобиле, да еще меняющийся от модели к модели, от версии к версии. Ведь физические рычажки и кнопки для повседневных действий несравненно удобнее для пользователя - программисты с их физическими клавиатурами не дадут соврать. А сенсорный интерфейс удобнее лишь для многостраничных и многоуровневых наборов опций и настроек. Ну и тем, что его легко обновить программно.
И как для компьютеров исторически сложился стандарт 101-кнопочной клавиатуры с QWERTY-раскладкой, F1-F12 сверху и нумпадом справа, логично было бы и для автомобилей ожидать появления такого стандарта - единый для всех блок "клавиатуры" - стандартно расположенных физических кнопок, ручек и и переключателей, управляющий основными функциями современного авто. Может, с каким-то дизайнерскими изысками, или дополнениями на вкус производителя. Может, съемный, с возможностью докупить "клавиатуру" помоднее. Расположить ее крепления где-то на стойке справа, на месте аудиосистемы, и со временем все привыкнут до автоматизма, и будут удивляться, как можно было иначе.
А редкие модельно-специфические настройки - уже в сенсорном меню.
K0styan
04.02.2022 14:53Господь с ними, с климатом и мультимедией. Автопроизводители даже по контролю света и дворников не стандартизовались. Более-менее поворотники и переключение ближний-дальний предсказуемы, но не далее.
sva89
04.02.2022 18:19У всех вкусы разные. Кто-то терпеть не может нефиксируемые рычажки, а мне теперь было бы грустно пересесть в авто с "классической" реализацией.
Bobovor
04.02.2022 20:16+1Да это старая проблема. Скорее всего все предет к тому, что подобное добавят, но за доп цену. Я вот как активно ездящий тоже не понимаю, как можно пялится и тянуться рукой в сенсор. Это же хуже чем мобильник.
Хз. Еще бы руль сенсорным сделали.
dom1n1k
05.02.2022 02:52+4Это глобальный тренд сейчас — называется «удешевление под видом инноваций».
То есть мало того, что делаем дешевле и хуже, так ещё и преподносим как преимущество.
Xazzzi
04.02.2022 16:58Из других неприятностей - давление в шинах теперь спрятано в меню "Service", к разблокированию порта зарядки тоже через общее меню добираться надо.
sva89
04.02.2022 18:01Интересно почему стекло все же начало запотевать. Обычно достаточно включенного кондиционера и авто-режима чтобы не сталкиваться с подобным.
astenix
04.02.2022 21:38Я когда-то матерился по поводу переключателей на дашборде ГАЗ-21. Вроде бы работает, но при этом разнобой, нет единого решения.
Разработчики машины на это никак не отреагировали.
MTyrz
04.02.2022 22:05+1Я боюсь, что разработчики могут вам ответить уже только на спиритическом сеансе.
Exclipt
04.02.2022 22:42Следующим этапом введут кастомные темы интерфейса, следите за новостями!
zv347
05.02.2022 10:11+2Только это будет кастомизация не в классическом понимании, а в современном:
— можно всё сделать черным
— можно всё сделать белым
— можно поставить на фоне одну из сотни бессмысленных картинок
А изменить вид отдельных элементов — ну конечно же, нельзя.
Pavel1114
05.02.2022 05:05+1сенсорное управление всем и вся это не только неудобно, тактильно не так приятно как качественные переключатели и кнопки, но и очень опасно. Единственный плюс, который и перевешивает, это удешевление производства. Возможно регулирующим органам стоит заставить производителей делать нормальные интерфейсы для основных функций типа климат контроля. А то ведь в попытках максимально удешевить производство, они могут и поворотники перенести в меню -> авто -> свет -> поворотник -> включить
tarekd
05.02.2022 05:45Я понимаю что крик дизайнера рвётся наружу и хочет научить теслу как "правильно" делать UX. Но ведь достаточно просто сказать машине что запотело стекло голосом, она сама всё сделает. Не помню когда последний раз заходил в меню климата на своей, тыкаю кнопку на руле и говорю "It's too warm", "it's too cold", машина сама подстраивает климат.
Мне кажется это и есть философия Тесла, что машина должна всё делать автоматически. В недавнем обновлении добавили автоматическое включение подогрева сидений, теперь даже говорить машине не нужно, включает сама, выключает сама. Подъезжаешь к гаражу, она его открывает. Начинаешь заезжаешь в гараж, складывает зеркала боковые.
Я думаю многие привыкли к автоматическому включению света когда темно, так это то же самое, только более продвинутый уровень. Понятно что иногда не хочется чтобы что-то произошло автоматически, ну тогда придется ковыряться в меню и выключать функцию.
А автору я бы посоветовал зарепортить баг, нужно просто зажать правую кнопку на руле и голосом высказать своё мнение\пожелание\улучшение, позже с ним свяжутся и сообщат о статусе тикета.
P.S. уже пофиксили отсутсвие иконок, посмотрел на свой, выглядит как на этом видео https://www.youtube.com/watch?v=WN1FxU7IRcE , сразу видно где обогрев стекла
MentalBlood
О, так это ж типичный в последнее время курс "совершенствования" дизайна
Nnnnoooo
и это просто боль...