Чтобы выйти на уровень сениора, необходимо увеличивать масштабы деятельности, влияние на результат и уровень ответственности. Один из лучших способов этого добиться – стать человеком, к которому по той или иной проблеме обращаются в первую очередь, иными словами, экспертом.
Можно стать экспертом по базам данных, экспертом по Python, экспертом по кэшированию, экспертом по фронтенду, экспертом по Typescript и так далее. Кроме того, можно стать экспертом по определенному компоненту продукта, например экспертом по процессу онбординга, экспертом по платежным порталам или экспертом по ленте домашней страницы.
Если не верите, что это имеет настолько большое значение – посмотрите на критерии, согласно которым повышают в крупнейших технических компаниях. В критериях Google упоминается, что нужно «быть признанным специалистом по какой-либо теме». В требованиях к программистам-сениорам у Square говорится: «…техническая реализация: обладает продвинутыми навыками в одной или нескольких областях». В требованиях к программистам-сениоров у Etsy читаем следующее: «программисты этого уровня обычно выказывают высокую квалификацию в определенной теме, или продвинутые навыки по набору различных тематик».
Чтобы прояснить: когда я говорю «эксперт» или «человек, к которому обращаются в первую очередь», то не подразумеваю, что за вами остается последнее слово, когда принимается решение по какому-то техническому или продуктовому вопросу. Я говорю о том, что к вам идут за советами. Вас воспринимают как ведущего специалиста по этой теме.
Если критерии повышения вас не убедили, ознакомьтесь с историей от Ирины Станеску:
Она подчеркивает: даже программист-джуниор сумела добиться положения эксперта в определенной области, и люди приходили к ней за советом и дополнительными возможностями.
Мой карьерный путь от джуниора к сениору в компании Gusto тоже складывался подобным образом. Еще на низшем уровне я быстро стал движущей силой в нескольких важных проектах, стремясь расширять свою сферу влияния и круг знаний внутри команды. Люди подходили ко мне, чтобы посоветоваться, как внедрить изменения в определенные компоненты приложения, или с просьбой провести инспекцию кода. Менеджеры проектов тоже стали обращаться ко мне с предложением взять следующий проект в соответствующей области, раз уж с парой предыдущих всё прошло хорошо.
Каким бы ни был ваш текущий уровень, приступить к формированию себя как технического или продуктового эксперта можно уже сейчас, особенно если вы работаете на проекте, относящемся к нужной области.
Область специализации может соотноситься с определенной технической темой или продуктовым разделом. Вот несколько примеров для фронтенда и бэкенда:
Фронтенд: CSS – Доступность – Управление состояниями – Слой API – React
Бэкенд: Базы данных – Архитектура – API – Параллелизм
Не забывайте: начинать можно с узкой тематики. Например, если взять базы данных, можно сосредоточиться на чем-то очень конкретном – скажем, на базах данных с определенными подтипами таблиц или паттернов.
Или же можно стать экспертом по продуктовому разделу. Их список у вашей компании будет отличаться от того, который приведен ниже. Он частично отражает то, что было актуально для компании Gusto в период моей работы.
Процесс онбординга – Регистрация – Платежные порталы – Билдер – Домашняя страница
Отмечу, что приведенные изображения не представляют исчерпывающий набор возможностей. Можно придумать и множество других вариантов.
Теперь, чтобы оценить, в какой области действительно стоит становиться экспертом, используем вот такую диаграмму Венна:
Здесь представлены три измерения:
Если вам удалось подобрать что-то на пересечении трех измерений, удвойте усилия. Больше вкладывайтесь в эту область, поддерживайте свой уровень знаний и расширяйте сферу деятельности. Изучите эту область более тщательно и продолжайте выдавать результат.
Если вы разбираетесь в какой-то тематике и работаете над ней с увлечением, но влияние на команду или компанию слабовато, можно попробовать найти применимость для этой области. Возможно, стоит запустить новую инициативу, которая будет приносить результат. Или же вы можете поискать для себя другую тему.
Если есть увлеченность и влияние, но не хватает навыков, сосредоточьтесь на росте. Подыщите наставника, прочитайте книгу, пройдите курс или возьмитесь за проект соответствующей направленности.
Если есть область, которая вам хорошо дается и приносит пользу, но не вызывает интереса, попробуйте подобрать что-то другое, в чем сможете прослыть экспертом. Классический пример такого расклада – люди, которые отлично справляются с дежурством. Навык есть, ценность есть, но никто не захочет быть в команде за человека, на которого целиком сваливают эту обязанность. Начинайте осваивать другую область, которая создаст для вас иную репутацию, чтобы не стать «вечным дежурным».
Можете ориентироваться также и на эту таблицу:
Будьте на виду. Больше ничего. По крайней мере, ничего такого, что нужно целенаправленно держать в голове. Знаю, что звучит это неприятно – ведь было бы прекрасно, если бы наша работа могла говорить сама за себя. Но тут дело даже не в этом. Скорее, разговор о том, чтобы использовать свои знания на благо окружающим и чтобы вывести команду на новый уровень.
Один из лучших способов оставаться на виду – это, например, организация презентаций, чтобы передать знания из той области, на которой вы специализируетесь. Лично я в прошлом проводил презентации на следующие темы:
Все эти выступления имели определенную ценность. Они либо предоставляли людям инструменты, способствующие более эффективной работе, либо убеждали попробовать что-то, что будет полезно для команды в целом.
Вот перечень других способов сделать свой вклад заметнее, включая некоторые примеры из моего собственного опыта:
1.Добросовестно доводите проекты до успешного завершения, даже если занимаетесь ими в одиночку. Работая над своими первыми несколькими проектами в Gusto, я прилагал особые старания: постоянно держал связь с начальством, чтобы удостовериться, что моя работа соответствует его ожиданиям, а по возможности, и превосходит их.
2. Возьмите на себя обязательство – выполните обязательство – сообщите о выполнении. Следуйте этой схеме, чтобы держать людей в курсе, как обстоят дела с их запросом, продвигается ли работа.
Остановиться на этапе выполнения – значит позволить своей работе говорить за себя, а это, к сожалению, не самая продуктивная стратегия в мире бизнеса. Да и для команды это не слишком полезно, так как люди остаются в неведении.
3. Проявляйте инициативу в Slack. Отвечайте на вопросы, делайте объявления. Там часто бывают каналы с запросами о помощи типа eng-help, можно попробовать откликаться в них. Если вы часто будете отвечать на вопросы, связанные с определенным компонентом или технологической областью, со временем люди начнут воспринимать вас как эксперта.
4. Решайте проблемы из своего раздела или технологической области, за которые никто не берется. Я сформировал паттерны для обработки запросов N+1 в GraphQL, а потом провел презентацию с объяснением, как использовать эти паттерны для повышения производительности.
5. Пишите документацию и делитесь ей с другими. Я создал документацию, касающуюся устранения багов с производительностью в тестах. Это сняло с меня часть ответственности и, вместе с тем, представило меня в роли эксперта.
6. Создавайте крутые инструменты, которые будут избавлять команду от проблем. Я заметил, что моя команда выполняет массу работы по переносу переводов из специального сервиса вручную и создал интерфейс, который позволяет провести импорт одной командой.
7. Запускайте инициативы, объединяющие несколько отделов. Я собрал вместе людей из ряда команд, чтобы выработать единые паттерны работы над API, так как основной потребитель продуктов нашего труда, команда мобильной разработки, получал излишне сложные схемы GraphQL.
8. Создавайте гильдии или рабочие группы. Я некоторое время стоял во главе фронтенд- гильдии, хотя и не был ее создателем. Это обеспечило мне положение эксперта внутри организации, ну или по крайней мере знающего человека, который в случае чего подскажет, куда стоит обратиться.
9. Организуйте регулярные встречи между командами. Я устроил так, чтобы наша команда раз в две недели общалась с основным потребителем продуктов нашего труда – командой мобильной разработки, во избежание неожиданностей и для сохранения хороши отношений.
Почему стоит стать экспертом?
Положение эксперта приносит возможности. Возможности ведут к повышениям.
Вы приобретаете дополнительную ценность в глазах окружающих. Возможно, ваш начальник начнет мыслить в духе: «Я без него никак, он у меня по базам данных». Это также ускоряет карьерный рост.
Как найти свою область специализации?
Оценивайте области по трем измерениям: хорошо ли вы в этом разбираетесь, вызывает ли это у вас интерес и приносит ли это пользу команде. Идеальный вариант соответствует всем трем требованиям.
Как заработать репутацию эксперта?
Будьте на виду, но при этом делайте то, что приносит реальную пользу.
Проводите презентации, ответственно проводите к ведению проектов, выполняйте обещанное, пишите и распространяйте документацию, регулярно проводите встречи, возьмите на себя инициативу по объединению людей, если никто не берет, создавайте рабочие группы.
Можно стать экспертом по базам данных, экспертом по Python, экспертом по кэшированию, экспертом по фронтенду, экспертом по Typescript и так далее. Кроме того, можно стать экспертом по определенному компоненту продукта, например экспертом по процессу онбординга, экспертом по платежным порталам или экспертом по ленте домашней страницы.
Если не верите, что это имеет настолько большое значение – посмотрите на критерии, согласно которым повышают в крупнейших технических компаниях. В критериях Google упоминается, что нужно «быть признанным специалистом по какой-либо теме». В требованиях к программистам-сениорам у Square говорится: «…техническая реализация: обладает продвинутыми навыками в одной или нескольких областях». В требованиях к программистам-сениоров у Etsy читаем следующее: «программисты этого уровня обычно выказывают высокую квалификацию в определенной теме, или продвинутые навыки по набору различных тематик».
Чтобы прояснить: когда я говорю «эксперт» или «человек, к которому обращаются в первую очередь», то не подразумеваю, что за вами остается последнее слово, когда принимается решение по какому-то техническому или продуктовому вопросу. Я говорю о том, что к вам идут за советами. Вас воспринимают как ведущего специалиста по этой теме.
Почему стоит стать экспертом?
Если критерии повышения вас не убедили, ознакомьтесь с историей от Ирины Станеску:
Перевод
Я помогла своей подчиненной перейти с первого на второй уровень за девять месяцев, посоветовав ей выбрать тему, по которой она сможет прослыть основным специалистом. Она очень серьезно отнеслась к моему предложению и быстро стала местным экспертом по подсистеме, которой занималась другая команда, и это помогло ей получить повышение. Но почему я дала такой совет?
Она, программист низшей ступени, взялась за более масштабную задачу, чем можно было ожидать – дело касалось сложных процессов транскодирования видео. Тем не менее она воспользовалась моим советом по полной программе, вникла во все детали работы подсистемы. Она смекнула, что, принимая на себя роль местного эксперта по системе транскодирования, экономит своей команде время, избавляя от необходимости общаться с другими отделами. Вскоре люди, занимающие значительно более высокие должности, стали подходить к ней с вопросами и в считанные месяцы она обрела определенную известность в компании.
Если хотите ускорить свой карьерный рост и выделиться среди сотрудников того же уровня, станьте экспертом в чем-либо, человеком, к которому обращаются в первую очередь по тому или иному вопросу. Это дает такое серьезное конкурентное преимущество, что выглядит почти нечестным. Всегда есть что-то, в чем люди недостаточно хорошо разбираются. Возможно, это Docker, или Kubernetes, или принципы работы баз данных, или определенный фреймворк JavaScript, или нишевая схема транскодирования? Найдите такую тему и станьте человеком, который приходит всем в голову, когда нужен совет или инструкции по связанным вопросам.
Это сделает вас заметнее и укрепит ваш личный бренд специалиста, которому можно доверять.
Она, программист низшей ступени, взялась за более масштабную задачу, чем можно было ожидать – дело касалось сложных процессов транскодирования видео. Тем не менее она воспользовалась моим советом по полной программе, вникла во все детали работы подсистемы. Она смекнула, что, принимая на себя роль местного эксперта по системе транскодирования, экономит своей команде время, избавляя от необходимости общаться с другими отделами. Вскоре люди, занимающие значительно более высокие должности, стали подходить к ней с вопросами и в считанные месяцы она обрела определенную известность в компании.
Если хотите ускорить свой карьерный рост и выделиться среди сотрудников того же уровня, станьте экспертом в чем-либо, человеком, к которому обращаются в первую очередь по тому или иному вопросу. Это дает такое серьезное конкурентное преимущество, что выглядит почти нечестным. Всегда есть что-то, в чем люди недостаточно хорошо разбираются. Возможно, это Docker, или Kubernetes, или принципы работы баз данных, или определенный фреймворк JavaScript, или нишевая схема транскодирования? Найдите такую тему и станьте человеком, который приходит всем в голову, когда нужен совет или инструкции по связанным вопросам.
Это сделает вас заметнее и укрепит ваш личный бренд специалиста, которому можно доверять.
Она подчеркивает: даже программист-джуниор сумела добиться положения эксперта в определенной области, и люди приходили к ней за советом и дополнительными возможностями.
Мой карьерный путь от джуниора к сениору в компании Gusto тоже складывался подобным образом. Еще на низшем уровне я быстро стал движущей силой в нескольких важных проектах, стремясь расширять свою сферу влияния и круг знаний внутри команды. Люди подходили ко мне, чтобы посоветоваться, как внедрить изменения в определенные компоненты приложения, или с просьбой провести инспекцию кода. Менеджеры проектов тоже стали обращаться ко мне с предложением взять следующий проект в соответствующей области, раз уж с парой предыдущих всё прошло хорошо.
Каким бы ни был ваш текущий уровень, приступить к формированию себя как технического или продуктового эксперта можно уже сейчас, особенно если вы работаете на проекте, относящемся к нужной области.
Как подобрать область для специализации?
Область специализации может соотноситься с определенной технической темой или продуктовым разделом. Вот несколько примеров для фронтенда и бэкенда:
Фронтенд: CSS – Доступность – Управление состояниями – Слой API – React
Бэкенд: Базы данных – Архитектура – API – Параллелизм
Не забывайте: начинать можно с узкой тематики. Например, если взять базы данных, можно сосредоточиться на чем-то очень конкретном – скажем, на базах данных с определенными подтипами таблиц или паттернов.
Или же можно стать экспертом по продуктовому разделу. Их список у вашей компании будет отличаться от того, который приведен ниже. Он частично отражает то, что было актуально для компании Gusto в период моей работы.
Процесс онбординга – Регистрация – Платежные порталы – Билдер – Домашняя страница
Отмечу, что приведенные изображения не представляют исчерпывающий набор возможностей. Можно придумать и множество других вариантов.
Теперь, чтобы оценить, в какой области действительно стоит становиться экспертом, используем вот такую диаграмму Венна:
Здесь представлены три измерения:
- Влияние на команду или компанию
- Ваши успехи
- Ваша увлеченность
Если вам удалось подобрать что-то на пересечении трех измерений, удвойте усилия. Больше вкладывайтесь в эту область, поддерживайте свой уровень знаний и расширяйте сферу деятельности. Изучите эту область более тщательно и продолжайте выдавать результат.
Если вы разбираетесь в какой-то тематике и работаете над ней с увлечением, но влияние на команду или компанию слабовато, можно попробовать найти применимость для этой области. Возможно, стоит запустить новую инициативу, которая будет приносить результат. Или же вы можете поискать для себя другую тему.
Если есть увлеченность и влияние, но не хватает навыков, сосредоточьтесь на росте. Подыщите наставника, прочитайте книгу, пройдите курс или возьмитесь за проект соответствующей направленности.
Если есть область, которая вам хорошо дается и приносит пользу, но не вызывает интереса, попробуйте подобрать что-то другое, в чем сможете прослыть экспертом. Классический пример такого расклада – люди, которые отлично справляются с дежурством. Навык есть, ценность есть, но никто не захочет быть в команде за человека, на которого целиком сваливают эту обязанность. Начинайте осваивать другую область, которая создаст для вас иную репутацию, чтобы не стать «вечным дежурным».
Можете ориентироваться также и на эту таблицу:
Как заработать репутацию эксперта
Будьте на виду. Больше ничего. По крайней мере, ничего такого, что нужно целенаправленно держать в голове. Знаю, что звучит это неприятно – ведь было бы прекрасно, если бы наша работа могла говорить сама за себя. Но тут дело даже не в этом. Скорее, разговор о том, чтобы использовать свои знания на благо окружающим и чтобы вывести команду на новый уровень.
Оставаться на виду — это не хвастовство.
Один из лучших способов оставаться на виду – это, например, организация презентаций, чтобы передать знания из той области, на которой вы специализируетесь. Лично я в прошлом проводил презентации на следующие темы:
- Лучшие практики CSS
- Лучшие практики для создания доступной среды
- React Testing Library vs Enzyme
- Миграция на слой доступа к данным
- Почему нам нужно использовать Batching в GraphQL
Все эти выступления имели определенную ценность. Они либо предоставляли людям инструменты, способствующие более эффективной работе, либо убеждали попробовать что-то, что будет полезно для команды в целом.
Вот перечень других способов сделать свой вклад заметнее, включая некоторые примеры из моего собственного опыта:
1.Добросовестно доводите проекты до успешного завершения, даже если занимаетесь ими в одиночку. Работая над своими первыми несколькими проектами в Gusto, я прилагал особые старания: постоянно держал связь с начальством, чтобы удостовериться, что моя работа соответствует его ожиданиям, а по возможности, и превосходит их.
2. Возьмите на себя обязательство – выполните обязательство – сообщите о выполнении. Следуйте этой схеме, чтобы держать людей в курсе, как обстоят дела с их запросом, продвигается ли работа.
Остановиться на этапе выполнения – значит позволить своей работе говорить за себя, а это, к сожалению, не самая продуктивная стратегия в мире бизнеса. Да и для команды это не слишком полезно, так как люди остаются в неведении.
3. Проявляйте инициативу в Slack. Отвечайте на вопросы, делайте объявления. Там часто бывают каналы с запросами о помощи типа eng-help, можно попробовать откликаться в них. Если вы часто будете отвечать на вопросы, связанные с определенным компонентом или технологической областью, со временем люди начнут воспринимать вас как эксперта.
4. Решайте проблемы из своего раздела или технологической области, за которые никто не берется. Я сформировал паттерны для обработки запросов N+1 в GraphQL, а потом провел презентацию с объяснением, как использовать эти паттерны для повышения производительности.
5. Пишите документацию и делитесь ей с другими. Я создал документацию, касающуюся устранения багов с производительностью в тестах. Это сняло с меня часть ответственности и, вместе с тем, представило меня в роли эксперта.
6. Создавайте крутые инструменты, которые будут избавлять команду от проблем. Я заметил, что моя команда выполняет массу работы по переносу переводов из специального сервиса вручную и создал интерфейс, который позволяет провести импорт одной командой.
7. Запускайте инициативы, объединяющие несколько отделов. Я собрал вместе людей из ряда команд, чтобы выработать единые паттерны работы над API, так как основной потребитель продуктов нашего труда, команда мобильной разработки, получал излишне сложные схемы GraphQL.
8. Создавайте гильдии или рабочие группы. Я некоторое время стоял во главе фронтенд- гильдии, хотя и не был ее создателем. Это обеспечило мне положение эксперта внутри организации, ну или по крайней мере знающего человека, который в случае чего подскажет, куда стоит обратиться.
9. Организуйте регулярные встречи между командами. Я устроил так, чтобы наша команда раз в две недели общалась с основным потребителем продуктов нашего труда – командой мобильной разработки, во избежание неожиданностей и для сохранения хороши отношений.
Обобщая сказанное
Почему стоит стать экспертом?
Положение эксперта приносит возможности. Возможности ведут к повышениям.
Вы приобретаете дополнительную ценность в глазах окружающих. Возможно, ваш начальник начнет мыслить в духе: «Я без него никак, он у меня по базам данных». Это также ускоряет карьерный рост.
Как найти свою область специализации?
Оценивайте области по трем измерениям: хорошо ли вы в этом разбираетесь, вызывает ли это у вас интерес и приносит ли это пользу команде. Идеальный вариант соответствует всем трем требованиям.
Как заработать репутацию эксперта?
Будьте на виду, но при этом делайте то, что приносит реальную пользу.
Проводите презентации, ответственно проводите к ведению проектов, выполняйте обещанное, пишите и распространяйте документацию, регулярно проводите встречи, возьмите на себя инициативу по объединению людей, если никто не берет, создавайте рабочие группы.
LeetCode_Monkey
Нынче главное быть экспертом по литкоду!