Ошибочные действия на ювелирном производстве – человеческий фактор или безответственность? Как снизить присутствие человека на производстве и не потерять в качестве? Как улучшить жизнь ювелирного производства? Как современный мир вышел на новый уровень технологий лазерной гравировки и почему об этом молчат? В этой статье мы поделимся личным опытом работы с ювелирной отраслью.
Человеческий фактор как проблема на ювелирном производстве
В жизни человека происходят различные обстоятельства, которые могут снизить продуктивность, концентрацию внимания и даже самооценку, что сказывается на рабочем процессе, взаимодействии с техническим оборудованием и другими людьми. Именно ошибки людей, в большинстве случаев, становятся причиной неприятных происшествий на производстве. Каким бы ни был человек рассудительным и рациональным, в отличие от машины, он всё равно реагирует на события через эмоции - это неизбежный человеческий фактор.
Чаще всего термин «человеческий фактор» на производстве используется, как отрицательное явление, подразумевающее халатность и безответственность работников. Не вышел на работу? Испортил оборудование? Не успел сдать заказ к нужному сроку? Человеческий фактор! Удобное оправдание, позволяющее снять с себя ответственность и подорвать работу производства.
Общаясь с представителями ювелирной промышленности, наши специалисты выделили две основные проблемы «человеческого фактора» на ювелирном производстве:
-
Не хватает профессиональных гравировщиков. Представим ситуацию, когда в планах у производства масштабирование бизнеса, параллельно объемное количество заказов, но штат пока небольшой, а один из лучших гравировщиков неожиданно увольняется, заболевает или уходит в отпуск. Найти и обучить «новичка» за короткое время всем тонкостям ювелирной работы невозможно, сроки сдачи начинают гореть, а вместе с ними и нервы начальства.
2. Трудно добиться «повторяемости» изделий. Гравировщики затрачивают огромные усилия, чтобы вручную добиться точной зеркальной симметричности на изделиях, а при большой загруженности у мастеров появляется усталость, ухудшается концентрация внимания, из-за чего расходуется больше материалов, а симметричность становится примерной, и в итоге результат работы не соответствует техническому заданию.
Современные покупатели чаще обращают внимание на качество продукции, бренд, привлекательность товара и эксклюзивность драгоценных изделий, что создает большую конкуренцию на рынке ювелирной промышленности.
Как улучшить «жизнь» ювелирного производства
Полный технологический цикл производства ювелирных изделий подразумевает сложную, творческую и кропотливую работу художника, дизайнера и гравировщика, а также машинную обработку, которая всё равно дополняется ручным трудом. Практически после каждого этапа: фрезерования, закалки, полировки и пр., мастер берет изделие в руки и доделывает его под микроскопом. Именно так можно получить хороший результат, который называют ювелирным изделием.
Сегодня сложные приборы окружают нас повсюду, а высокие технологии приходят в каждый дом. Но, почему на ювелирном производстве невозможно поставить станок с единственной кнопкой «сделать хорошо»?
К ювелирному изделию предъявляют очень высокие требования, а фрезерные станки, штампы, электроэрозионное оборудование не смогут полностью создать продукт из заготовки, про который мы скажем «ювелирное качество», потому что этих процессов мало, и требуется труд человека, который избавит от огрехов механической обработки и обеспечит точное совмещение разных технологических операций. Так мы приходим к тому, что без ручного труда невозможно, но он, в свою очередь, ограничивает бизнес, ведь человеческие возможности во многом уступают технологическому процессу.
Ювелирная отрасль консервативна, медленно внедряет инновации, но если у производства в планах масштабировать свой бизнес, то без использования новых технологий не обойтись.
На какие технологии стоит обратить внимание
Все современные производства и предприятия знают о новинках механической обработки: режущие инструменты, литье и электроэрозия. Существует множество высших профессиональных учебных заведений, где можно найти грамотного специалиста в свой бизнес, но мы предлагаем обратить внимание на мало освещенную область – лазерные технологии. Именно лазерные решения потенциально содержат в себе то, что так нужно ювелирной сфере: высокая точность, огромная скорость, полная автоматизация и отсутствие человеческого фактора.
Многие знают, что лазеры могут резать, кто-то догадывается, что лазеры отлично гравируют, но мало кто знает, на что способны лазеры в 3D обработке:
Для решения объемных задач важно сделать акцент на качестве оборудования, а не на количестве рабочей силы. Оборудование с программным управлением помогает ускорить и улучшить работу производства, исключить ручной, механический, долгий и кропотливый труд художника, переместив всё в компьютерное моделирование.
Новые решения в мире лазерной гравировки
При выборе оборудования стоит учесть, что на рынке лазерных технологий существует много предложений, но не все способны сделать точную и высококачественную лазерную 3D гравировку. Вернее так: многие заявляют, что умеют делать 3D гравировку, но их результат невозможно продать, потому что фраза «ювелирное качество» явно не про это:
Так как ювелирная промышленность отличается сильной придиркой к качеству, в лазерном мире был разработан последовательный алгоритм работы с многослойным снятием слоев металла таким образом, что обработанный лазером рельеф не имеет следов, как от слабого (дешевого) маркера или ручного труда, а также не деформирует материал.
Простыми словами: Лазер умеет удалять материал слой за слоем, таким образом, поверхность остается полированной и при этом возможно воспроизводить мельчайшие детали.
Технология создания текстур:
Изготовление шагрени:
Шагреневый эффект создается для визуальной эстетики, мелкое зерно меньше бликует, а матовая поверхность защищает от царапин.
Обычно данную работу ювелир делает вручную травлением или специальным штампом, который тоже должен изготовить мастер. При этом, создание поверхности с текстурой шагрени идёт первым этапом, а затем идёт гравировка. Т.о. добавить шагрень на дно или сделать какой-то элемент с текстурой шагрени – это очень сложная задача. Лазер же позволяет сделать обработку в самых труднодоступных местах, автоматически, без участия ювелира, со 100% повторяемостью.
Технология создания гильоша:
Гильош — орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой. Данное текстурирование поверхности создает мелкий рельеф для оптической иллюзии.
До появления технологии лазерно-эрозионной обработки, изготовление таких элементов происходило методом чеканки штампами, которые изготавливаются специальными инструментами и станками. Рисунок таких штампов был уникален и зависел от конструкции станка. К тому же штампы нуждались в обязательной термической обработке. Данным методом некоторые компании пользуется и до сих пор, но большой минус такой обработке в том, что она химическая, соответственно, требует необходимые условия производства.
Сегодня современные лазерные решения позволяют исключить потребность в изготовлении отдельных штемпелей с гильошом и многократно расширить вариативность узоров за счет их компьютерного моделирования.
Создание штампов
Штамп – это инструмент для получения идентичных изделий (деталей, заготовок, поковок) методом пластической деформации.
В этом процессе важна точность, чтобы изготовить большое количество абсолютно одинаковых изделий. Тут и появляется сложность.
Обычно процесс происходит так: ЧПУ фрезер делает рельеф, штамп отдают в закалку, где он термоупрочняется, и в дальнейшем рассчитывается на большой тираж. Но во время закалки у штампа меняется структура: уходит размер, а геометрия начинает «плавать». Соответственно, рисунок нужно просчитать таким образом, чтобы после усадки штамп был нужного размера, иначе рисунок не будет совпадать.
В этом плане ЧПУ уступают лазерным технологиям, которые позволяют делать рельефы на любом металле, даже на каленом штампе:
Создание форм для литья:
При создании форм для литья важно учесть детализацию, ведь просто убрать слой материала недостаточно. Быстро «Съесть мясо» у материала может любой ЧПУ станок, но здесь он берет объемом, а не качеством.
Благодаря лазерным технологиям готовые формы не требуют какой-либо дополнительной обработки, а качество поверхности PROOF обеспечивает легкое извлечение отлитых изделий из форм:
Технологии лазерной обработки позволяют достичь качества, которое устраивает монетные дворы Москвы и Санкт-Петербурга, а также крупнейшие ювелирные компании.
Если вам интересно узнать больше про то, как устроен лазер, а также как он помогает в других отраслях, — пишите в комментариях. Ваши комментарии помогут нам в будущем делать более информативные и полезные статьи.
Комментарии (10)
human_prg
08.02.2022 03:47+2Ювелирные изделя изготоаленные руками мастера выгодно отличаются от поделий лазером в сторону своей уникальности. Лазером можно штамповать идентичную пимпочку - сотую, пятисотую, тысяную... И все эти пимпочки - близнецы братья! Безусловно, что мастера отличает собственный стиль, техника и прочее. И тем не менее, изделия штучные и примеров тому масса.
Jozeph
08.02.2022 17:11+1Верно. Ручная гравировка это искусство, а лазер - для поточного серийного производства. Несравнимые области применения. А уж настоящий гильош невозможно сделать ни лазером, ни фрезером.
И да, утверждение, что фрезером невозможно сделать то, что на фото, как минимум странное. Конечно можно, и даже поинтереснее, на пятиосевых особенно.
IvanLaser Автор
09.02.2022 17:311)Конечно, целью данной статьи не является уничижение талантов и умений мастеров ювелиров. Но обращаю Ваше внимание, когда у Вас размер инструмента 30 мкм, а точность обработки от 3 мкм, то руками сложно соответствовать.
2)И хочу обратить внимание, что цели любого производства – это делать быстро и хорошо. Поэтому «штампование» - это как раз хорошо, а не плохо. Уважаемые коллеги подменяют понятие, уникальное качество и эксклюзив, можно получить с помощью автоматизированных систем производства тоже, если системы позволяют этого достигать. Наш подход предлагает сосредоточиться не на том «как это сделать руками», а на настоящей творческой составляющей: «как это выглядит», «что сегодня актуально» и пр. И в отличие от реальной штамповки, лазерная эрозия позволяет произвести 1000 изделий и каждое уникальное.
3) По сравнению с фрезой. Вы видели фрезы диаметром 30 мкм? Или может вы знаете хорошие фрезы по закаленной штамповочной стали, хотя бы 100 мкм диаметром? Я согласен, что ЧПУ с фрезой – это тоже решение, но лазер с технологией лазерной эрозии – лучше!
kvazimoda24
08.02.2022 07:46+1Одна вода.
Краткое содержание статьи: люди частенько косячат, давайте попробуем выполнять некоторые операции лазерными ЧПУ.
Автор не удосужился ни привести в цифрах, сколько реально брака из-за человеческого фактора, ни каков процент брака на ЧПУ. Не показал экономической составляющей. Да даже текст не вычитывал. Некоторые абзацы по два раза повторяются.
IvanLaser Автор
08.02.2022 14:54Просим извинения. Исправили косяки с повтором. Публикация вышла раньше, чем планировали.
zhabr
08.02.2022 20:06В ручной работе бывают "пасхалки", которые позволяют выявить оттиск с оригинала
IvanLaser Автор
09.02.2022 17:36В случае лазерной обработки, возможности по созданию пасхалии еще больше. Так как точности выше. То, что другой примет за точку или царапину, или просто символ «не дорисовался», эксперт считает, как «пасхалку». Только не случайную, а сознательную.
Gozdi
10.02.2022 00:30Ювелирка хорошо, но не драйвер экономики.
Интересует, когда же появятся конкурентоспособные сварочные и зачистные аппараты или 2 в 1.
Американские слишком дорогие, китайские - кот в мешке.
GREK74
Я думаю, что ювелирные изделия сделанные с помощью лазера или созданные вручную имеют разную ценность.
Loxmatiymamont
Главное понять какой вариант хочет услышать конкретный клиент =)