Известное эмпирическое наблюдение гласит, что 20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий — лишь 20 %. Это Закон Парето. Примерно два года назад мы с Саней собрали бейджик «Если моя машина мешает», подробности можно найти в статье. Получили от хабровцев справедливую и не очень критику, поразмышляли над перспективами устройства, испытали его в действии. А значит, 20% усилий мы затратили. Но недостатки были очевидны, я с интересом послушал и записал несколько продолженных идей. Среди них применение ЖК или e-ink дисплея, применение датчика на эффекте Доплера или датчика удара, экономия на регистрах за счет микроконтроллера с большим числом ножек, солнечная батарея, батарея большей ёмкости. Некоторые советы нашли место в жизни, некоторые нет.
Для тех, кто не читал предыдущую статью, напомню, что речь идет об устройстве, которое выводит номер телефона и размещается на панели автомобиля. Благодаря активному питанию, номер телефона хорошо виден. Возможно, такой вариант будет интересен таксистам, либо в каком-нибудь круглосуточном магазине.
Изначально мы хотели что-то более стильное и интересное, чем бумажка с напечатанным текстом. За вторую версию взялись из-за честолюбия, не бросать же начатое дело на половине пути. Так выглядит вторая версия.
«Бог в мелочах, а дьявол в крайностях» - выражение, которое приписывают Гёте. О каких мелочах идет речь и не дошли ли мы до крайностей. Давайте посмотрим на устройство более внимательно.
Индикаторы
Возможно индикаторы не самое лучшее решение, но, тем не менее, они хороши. Мы искали более экономичные по потреблению варианты, но каждый раз поиск закачивался результатом: не то. Наш аргумент в том, что ЖК, e-ink, LCD, TFT, обладая большими преимуществами (энергоэффективность, цвет, технологичность, позволяют вывод любой графической информации), но они вместе с тем «не до конца реальны», они не дают тактильного ощущения. По сути, речь о вкусовых предпочтениях. Мне кажется, что другие виды индикаторов будут «перегружать» устройство информацией.
Корпус
«В большинстве компаний техническая сторона производства определяет дизайн. Инженеры предоставляют список технических параметров продукта, а дизайнеры, исходя из этого, создают для него наиболее подходящий корпус. Но Джобс предпочитал действовать иначе. На заре существования Apple Джобс сначала утвердил дизайн корпуса первого Macintosh, а затем инженеры должны были уместить в этот корпус печатные платы и прочие компоненты». Это из книги Уолтера Айзексона. Уверен, что так оно и было и я разделяю эту идею.
Когда речь идет о простом выполнении функции, это одно. Если вы хотите получить красивое изделие, то потребуется поиск формы. Несколько вариантов нами были отброшены. Для простого изделия нужен простой корпус. Выбранный вариант имеет понятные преимущества: лаконичность, устойчивость, простота.
Кнопки
Тактильное ощущение при нажатии на кнопку, еще один пункт, на который мы обратили внимание. Когда нажатие плавное и мягкое, то оно и воспринимается соответствующим образом. Хорошая кнопка с колпачком дает приятное тактильное ощущение. В этой версии устройства установлены хорошие кнопки. С колпачками.
Датчик освещенности
В качестве датчика освещенности используется светодиод, включенный в обратном направлении. Освещенность определяется за счет малого обратного фототока. Более подробно принцип работы описан в статье. Добавлю лишь то, что это действительно работает, но результат на конструктивно разных светодиодах существенно отличается. Десять светодиодов внутри одной партии показали достаточно стабильные характеристики.
Датчик освещенности помогает экономить заряд АКБ. В этой версии используется литий-ионный аккумулятор 18650. При наилучшем раскладе бейджик может прожить без заряда неделю, при худшем – сутки.
В качестве варианта регулировки потребления хорошо себя показал датчик на эффекте Доплера. Правда модуль HW-MS03 появился у меня, когда все было готово. Однако, даже имея его заранее, я не стал бы закладывать подобные схемотехнические решения. Много неопределенности: форма (направленность) антенны, диапазон рабочих напряжений, стабильность при колебаниях температуры, место в корпусе для его размещения. В целом вариант рабочий, но требуются детальные исследования и опыты.
Звук
Любое действие пользователя должно сопровождаться реакцией устройства. Нажатие кнопки, заряд и разряд аккумулятора, перегрев, переохлаждение – события, которые сопровождаются либо звуком, либо выводом информации на индикаторы. Поэтому в устройство добавлен пьезоизлучатель.
Прочие детали
Не затягивая повествование, отмечу еще некоторые детали, на которые было обращено внимание.
1) Каким бы высоким не было качество 3D печати, такой корпус будет иметь шероховатости и неровности. Грунтовка по пластику и матовая краска помогают повысить качество.
2) Посадочные места индикаторов имеют «некоторый ход», и допускают их смещение друг относительно друга. Листы плотной бумаги, в этот раз не синяя изолента, спасают положение.
3) Корпус гремит при движении автомобиля, если устройство находится на панели. Поэтому используются силиконовые ножки.
Ошибки
Холмс: – Преступников было несколько?
Лестрейд: – Двое. У нас много вещественных доказательств и улик. Кровь на стекле, теннисная туфля, отпечатки их следов, носовой платок...
Холмс: – Да, улик действительно многовато.
Да, ошибок действительно многовато. Вот некоторые из них.
Короткое замыкание батареи. Из-за того, что под держателем батареи был залит полигон земли.
Бесполезная схема ШИМ генератора, которая существенно проиграла в гибкости и почти не победила в потреблении в сравнении со стандартным ШИМ микроконтроллера.
Деформация корпуса. Общая длина устройства порядка 12 см. На такой длине нужны дополнительные ребра жесткости.
Питание индикаторов через LDO стабилизатор. Не стоит этого делать, даже при желании сохранить яркость при различных уровнях заряда батареи. Из-за просадок напряжения пьезоизлучатель начинает пищать сам по себе, призывая одуматься.
Что дальше?
Думаю, пора взглянуть правде в глаза. Устройство получилось интересное, но не конкурентоспособное. Уж очень много очевидных недостатков, а именно:
нужно постоянно заряжать, как не крути, трата времени впустую;
не приспособлено к повышенным и пониженным температурам (это относится как к батарее, так и к пластику);
слишком высокая себестоимость и относительно сложная технология сборки.
Перечисление можно продолжить, хотя на первые два замечания есть решения. Например, использовать литий-железо-фосфатный аккумулятор, корпус сделать из полиуретана, на индикаторы установить фильтры (для более равномерного свечения), включать устройство только при приближении человека. С последним пунктом сложнее, стоит ли оно того?
Комментарии (23)
usa_habro_user
24.02.2022 06:22+2Пипец... Стараешься, пишешь типа "умные" статьи, а тут такое, в стиле "как я помигал LED через ардуину" :( Чё, Евгений, "типа серьезно"? Лучше уж бумажка, с красиво распечатанным номером! Но, боюсь, не осилите "красиво распечатать" - судя по тому, что опубликовали...
Evgeny_E Автор
24.02.2022 07:10Серьезное лицо – это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! (О.И. Янковский)
usa_habro_user
24.02.2022 07:13-6Дык, от вашего "проекта" можно лишь улыбнуться с иронией; впрочем, возможно, вы - ребенок, и это ваш первый "наардуиненый" проект? В таком случае, поздравляю, но только если вам меньше 14 лет.
usa_habro_user
24.02.2022 07:50-5"Кино и ненцы", обиженное "кисо" слазило в карму и заминусовало :) Ну, а сказать в оправдание, есть что? "Проект вывода номера телефона на дисплей" - эй, вы серьезно? Ну, а самому не стыдно показывать такую
порнографиюнепотребность на широкой публике? "Программируете микроконтроллеры", говорите? "Производите и разрабатываете микроэлектронику"?!Смех и грех, ей Богу!
Khan54rus
24.02.2022 06:57Интересное устройство. Все недостатки решаются:
1) Напрашивается зарядка от бортовой сети авто (в прикуриватель). Можно использовать в режиме подключил и забыл. Да, в таком режиме аккумулятор быстрее "умрёт", зато можно реализовать алгоритм - чтобы устройство включало индикаторы автоматически при прекращении внешнего питания. На мой взгляд это удобнее, чем каждый раз включать устройство и исключает возможность забыть включить. В статье описано про важность тактильного ощущения от кнопок, только где кнопки? на фото я не увидел. Или сами индикаторы это кнопки? Тогда круто!
2) У многих (в т.ч. у меня) видеорегистраторы с собственными аккумуляторами живут в авто 24/7. Живу в сибири (зимой бывает и -40, а летом в салоне - страшно представить). И ничего, аккумулятор в регистраторе живой спустя 2 года такого использования (наверняка уже имеет неполную ёмкость, но раз в 2-3 года можно и заменять аккумулятор). Форма корпуса не очень сложная, при должной сноровке такой корпус можно изготовить и из другого листового пластика - да хоть из оргстекла. Хотя, конечно, в таком случае усугубится недостаток "себестоимость".
3) Себестоимость - пожалуй, самый сложный в устранении недостаток. Его решение видится только массовым производством. Штучные изделия всегда дороги. Да и вопрос конечной цены не так однозначен. Конечно за 500 рублей (про эту сумму речь была в прошлой статье) найдётся немало желающих купить, но, как мне кажется, такое устройство легко может стоить и 1000-1500 рублей (учитывая уникальность, ручную сборку и т.д.)
P.S.: На счёт датчика приближения (если будете реализовывать) предвижу проблемы в виде ложного срабатывания от неправильной установки (например в поле зрения датчика будет попадать рамка стекла) и от чистоты самого стекла (например от снега).
Evgeny_E Автор
24.02.2022 07:02Две кнопки находятся на боковой стороне устройства (с одной стороны USB разъем, а с другой кнопки). На приведенной фотографии их не видно.
Kudesnick33
24.02.2022 07:35+6Самодельные часы, которые мы заслужили. Они теперь даже время показывать не умеют.
swame
24.02.2022 08:42+4Числовые кнопки надо добавить - и догонит советский калькулятор приметно 45 летнего возраста.
lab412
24.02.2022 09:44+3еще в прошлый раз хотел спросить - а почему не кнопка на машине, чтобы нажать и хозяин узнал и пришел? пусть СМС отправит сама коробочка а не человек которому вы мешаете. не говоря уже о том, что раздавать свой номер телефона всем вокруг плохая тема.
Если машина мешает, нажмите кнопку и я приду и уберу.
Если машина мешает, прикоснитесь к сенсору что под стеклом и я приду и уберу
Если машина мешает, прите по колесу, сработает сигнализация и вообще все узнают а не только я что машину лучше бы убрать
но в целом надо парковаться правильно, я чаще всего жалобу кидаю в приложении парковки и дальше вопрос решается не моими силами и кошельком того кто припарковался неподобающим образом. разок даже эвакуатор был рядом и он мне освободил выезд с парковки, а хозяина машины так и не дождались
Yak52
24.02.2022 09:59+1Ну и в случае ДТП эта коробка может нехило поранить тех, кто внутри автомобиля. Т. е. нужно что-то посильнее силиконовых ножек.
DJP
24.02.2022 12:01+1Возможно хорошим вариантом был бы номер телефона на бумаге, написанный флуоресцентными чернилами, который был бы вставлен в стёклышко-световод, подсвечивающийся мигающим светодиодом сигнализации. Тогда и днём видно, и ночью, и энергию лишнюю не тратим, и дешево, и просто для пользователя, и не интересно ворам. Естественно, если не надо - бумажку снимаем/прикрываем.
ionicman
24.02.2022 12:04+12А зачем? Так сложно? Да еще и гробина такая… Что, номера часто меняются?
Зачем там вообще электроника? Любят же все переусложнить, а.
На али полно вот такого:
Меньше, компактнее и вполне читаемо, а главное проще и без проводов.
Но если очень хочется — есть такие с флюоресцентной подсветкой, и даже с простой диодной подсветкой, но на автономном акуме.
Цена 5-7$, разные формы, размеры и варианты крепежа (можно даже просто на стекло на присосках).
Достал из бардачка, когда нужно и бросил на переднюю панель, потом убрал.
А можно и всегда с ней кататься — сзади специальная анти-скользящая наклейка.
P.S. особенно звук порадовал — это-ж прямо необходимо в этом устройстве ))))
ClearAirTurbulence
24.02.2022 12:10+2Бумажка лучше. Распечатать крупным шрифтом на А4, свернуть пополам вдоль, заламинировать. На ней крупные цифры - легко разглядеть, даже если стекло не очень чистое, и сразу понятно, что это такое. Не требует энергоснабжения. Дешево и просто в реализации. Не несет рисков при ДТП.
VolodjaT
24.02.2022 16:46+3Для лучшей читаемости такие индикаторы надо закрывать красными светофильтрами - тогда не будут видимы очертания выключенных сегментов.
Сейчас даже на фото трудно различать цифры
hellamps
да можно просто нормально парковаться...
Ilusha
Иногда это невозможно, например, ночью в спальном районе заблокировав кого-нибудь на час для того, чтобы вынести из квартиры вещи для переезда.
kurvimetr
чтобы вынести чужие вещи)))
habrabkin
У меня бумажка вверху за козырьком. Надо — положил.
Ilusha
А тут предлагается бесполезный, по факту, но стильный девайс.
Wesha
"И чего только эти русские не придумают, чтобы нормальные дороги не строить!"
ClearAirTurbulence
Не всегда применимо. Например, у нас во дворе парковка устроена так, что в рабочие дни приезжающие вечером могут припарковаться, только закрыв кого-то.
Типичная ситуация:
Таким образом, все авто, отображенные знаком =, оставляют номер, и все довольны.