Проблема низкой энергоэффективности всей российской экономики известна. Жилищно-коммунальное хозяйство относится к такой сфере экономической деятельности, где стоимость энергетических ресурсов занимает около 80% общей себестоимости. При этом энергоэффективность инфраструктуры российского ЖКХ не выдерживает критики:
потери в системе теплоснабжения достигают 60%;
коммунальная инфраструктура российского ЖКХ представляет собой «черную дыру», где бесследно исчезают огромные энергетические ресурсы;
кроме того велики потери и из-за устаревших электрических сетей и осветительных приборов.
В статье речь идет о приоритетных задачах в управлении энергоэффективностью, стоящих перед российскими предприятиями сферы жилищно-коммунального хозяйства, и о возможностях применения современных информационных технологий (ИТ) в их решении.
Закон РФ «Об энергосбережении...» подвел черту под многолетними дискуссиями и убеждениями самих себя в том, что энергосбережением и повышением энергоэффективности заниматься все-таки надо.
Задача увеличения энергоэффективности для национальной экономики стала приоритетной. По данным Российского Центра по эффективному использованию энергии Российский потенциал составляет 45% полного потребления первичной энергии. При этом более 70% от общего потенциала энергосбережения страны сосредоточено в сфере приложения усилий предприятий ЖКХ.
Текущая государственная политика в области энергоэффективности и энергосбережения направлена с одной стороны, на ужесточение мер борьбы с неэффективным использованием энергетических ресурсов, с другой — на стимулирование программ повышения энергетической эффективности и энергосбережения.
Можно говорить о том, что в настоящее время законодательно закреплены основные нормативные механизмы и методы контроля и управления энергоэффективностью. Введены требования, обязательные для выполнения всеми энергоемкими предприятиями и участниками жилищно-коммунального рынка. Закон обозначил первоочередные направления повышения энергоэффективности, сроки внедрения ключевых мероприятий, формы наказаний нерадивых и поощрений стремящихся.
Отрасль жилищно-коммунального хозяйства как точка приложения основных усилий напрямую не выделена в законе. Тем не менее, практически все сферы энергосбережения, выделенные Законом, относятся непосредственно к ЖКХ. По другому и быть не может, поскольку ЖКХ напрямую обеспечивает жизнедеятельность жилищной сферы, которая составляет треть национального имущества и обеспечивает деятельность значительной доли остального имущества (промышленных предприятий, сферы услуг, объектов бюджетной сферы).
Государственная политика и законодательная поддержка по ее реализации есть. Для реального решения стоящих задач нужны технологии, методы, инструменты и наработка практики их применения.
Основные направления приложения усилий в повышении энергоэффективности
Рассмотрение технологий по созданию материалов и оборудования, обеспечивающих максимальный режим энергосбережения, новых методов проектирования и эксплуатации фондов несомненно является важным для повышения энергоэффективности ЖКХ. Поговорим об ИТ технологиях, которые обеспечивают нас информацией для организации процесса Управления энергоэффективностью.
Множество научно-производственных компаний активизировало свою работу по созданию материалов, оборудования, обеспечивающих максимальный режим энергосбережения. В производство и строительство внедряются новые методы проектирования и эксплуатации фондов. Прошла экспериментальная проверка и планируется массовое строительство жилья по технологии энергоэффективного «пассивного дома».
Строительство нового это хорошо, но не надо забывать, что основная масса жилого фонда и инженерных коммуникаций в сфере ЖКХ очень давно введены в эксплуатацию и основная масса задач по повышению энергоэффективности касается именно этого сектора.
Для создания Комплексной Системы управления энергоэффективностью необходимо решение следующих задач:
Учет энергоресурсов в реальном масштабе времени. Определение параметров, характеризующих состояние энергоресурсов и факторов, влияющих на эффективность управления энергоресурсами в реальном масштабе времени.
Контроль состояния инфраструктуры, поддерживающей процессы производства, поставки и потребления энергоресурсов в реальном масштабе времени. Определение параметров, характеризующих состояние всей энергетической инфраструктуры в целом и факторов, влияющих на эффективность управления энергоресурсами в реальном масштабе времени.
-
Использование факторов, определяющих эффективность управления энергоресурсами. Принятие решений для выполнения следующих функций:
подготовка планов развития энергетической инфраструктуры,
подготовка и реализация программ улучшения энергоэффективности,
подготовка и реализации программ энергосбережения,
управление развитием энергетической инфраструктуры.
Контроль исполнения принятых решений.
Оценка результатов по факту реализации принятых решений.
Давайте посмотрим, какие типы информационных систем должны быть применены на практике для построения комплексной системы управления энергоэффективностью и реализации вышеперечисленных задач.
Основание пирамиды — SCADA (диспетчерское управление и сбор данных)
Системы контроля потребления (сбора данных о потреблении) — нижний уровень нашей пирамиды. Работают непосредственно с приборами учета. Разнообразные средства коммуникаций позволяют проектировать и строить компактные и надежные системы централизованного сбора данных показаний с приборов учета. Эти системы создают и хранят информацию о параметрах потребляемых ресурсов и их объемах. Количество параметров, поддающихся обработке, непосредственно зависит от характеристик самих приборов учета. Мониторинг текущего состояния энергопотребления необходим. Именно он обеспечивает данными все остальные уровни комплексной системы управления энергоэффективностью.
АСКУЭ — автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии
На рынке в настоящий момент времени представлено достаточно много систем данного класса; чаще всего их разрабатывают производители приборов учета. Поэтому их выбор диктуется тем, с какими приборами учета может работать данная система. К сожалению, следует констатировать, что пока лишь немногие системы данного класса умеют работать с разными типами счетчиков одновременно. Но развитие в этом направлении идет очень быстрыми темпами.
Переходим сразу к третьему и четвертому уровню нашей пирамиды. Рынок программных продуктов для построения учетных систем, в том числе класса ERP, и систем поддержки принятия решений достаточно широко представлен на рынке. Наиболее распространенные тиражные решения для сферы ЖКХ реализованы в программах фирмы «1С». К преимуществам этого программного обеспечения можно отнести: оптимальное сочетание цены и качества продукта, согласованность решений с российским законодательством, большое количество специалистов, знающих продукт. Всего в отраслевой линейке для ЖКХ существует более 60 тиражных решений фирмы «1С» и ее партнеров, на которых реализовано несколько тысяч проектов внедрения по всей стране.
Несколько по-другому обстоит дело со вторым уровнем пирамиды. Связано это, прежде всего, с тем, что для решения задач этого уровня необходима:
информация о состоянии объекта в реальном режиме времени (показании прибора, состоянии счетчика);
информация о состоянии расчетов, условий договоров и значениях плановых показателей из систем верхнего уровня (сроки ремонтов и поверок оборудования, нормы на выполнение работ, сроки выполнения работ в соответствии с договорами и т.п.).
В настоящий момент времени чаще всего используется технология ручного ввода сводных данных о потребленных ресурсах в системы 3-его уровня представленной пирамиды. Имеется небольшое количество внедрений уникальных (индивидуально разработанных под заказчика) систем данного уровня. Комплексная система энергоэффективности совмещает в себе функционал, имеющийся в системах уровня SCADA и ERP системах.
Программный продукт 1С:Управляющая компания ЖКХ. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2 — решение для автоматизации основных бизнес-процессов организаций, управляющих многоквартирными домами (МКД).
При разработке специализированной отраслевой функциональности решения был обобщен опыт создания и успешной эксплуатации автоматизированных систем на предприятиях ЖКХ:
осуществляющих профессиональное управление жилыми многоквартирными домами и прилегающей территорией;
занимающихся обслуживанием и эксплуатацией производственных зданий и сооружений, а так же других объектов нежилого фонда;
оказанием коммунально-эксплуатационных услуг всем категориям потребителей.
Решение предназначено для автоматизации управления и учета на предприятиях сферы ЖКХ, таких как:
многоотраслевые предприятия комплексного управления — Управляющие компании (УК), в том числе объединяющие несколько ТСЖ, ЖСК или ГСК;
жилищно-эксплуатационные управления (ЖЭУ);
жилищно-эксплуатационные управляющие компании (ЖЭУК);
жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК);
дирекции по эксплуатации зданий (ДЭЗ);
ремонтно-эксплутационные предприятия (РЭП);
ремонтно-строительные предприятия, работающие в секторе жилищных услуг для населения и организаций, находящихся в обслуживаемом фонде;
предприятия, оказывающие услуги по обслуживанию инфраструктуры жилищного фонда, зданий, сооружений и территорий, в т.ч. клининговые компании;
подразделения компании-девелопера, занимающиеся содержанием и эксплуатацией объектов недвижимости;
подразделения холдинговых структур, занимающиеся обслуживанием и эксплуатацией, принадлежащих холдингу жилищных фондов;
специализированные информационно-расчетные центры, оказывающие услуги по организации начисления и сбора платежей с потребителей и ведения расчетов с ними;
ресурсо-снабжающие организации, организации теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
buratino
Пост ни о чем. Начиная с того, что законодательно закреплено одно, а по факту совсем другое.