Опытный методист и дизайнер образовательного опыта развенчивает мифы об одной из нашумевших «профессий будущего»
Привет, Хабр! Навряд ли вы удивитесь тому, что рынок онлайн-образования обрёл небывалую популярность. Мы уже привыкли учиться дома, принимаем как данность онлайн-курсы по прокачке навыков, а инстаграм-блогеры, запускающие очередной марафон по свечам из ушной серы, вызывают лишь усталую улыбку.
Когда в онлайн-образование пришли большие бюджеты, оно перестало казаться уделом зубрил и гиков. Более того, вместе с новым рынком, гордо причисляющим себя к IT, возникли и новые профессии. Одной из них стала профессия методиста, вокруг которой быстро появился шлейф «нового рэпа».
Появление всевозможных курсов по переподготовке было лишь вопросом времени. Методист встал в одну линейку курсов раскрученных онлайн-университетов вместе с фуллстеком, тестированием и графическим дизайном.
Направления обучения на сайте одной известной edtech-компании:
Тезисы из плана обучения на курсе «Методист с нуля до PRO»:
Имеет ли такая программа право на существование? Законы рынка однозначно говорят «да», если кто-то готов платить за такой продукт. Однако соотносится ли эта программа с тем, чем методисту придётся заниматься на практике? Ответить на этот вопрос труднее.
Методист в edtech — это что-то типа продакта?
Совсем недавно методистами назывались тётушки, заседавшие в школьных методических объединениях. Иногда эти они приходили на уроки к молодым учителям и одаривали их своей мудростью. А иногда — ни к чему себя не обязывали.
Сегодня это понимание несколько изменилось:
Методист (в англоязычной литературе — instructional designer, ID) — это человек, который проектирует и разрабатывает учебные материалы и события. Он задаётся вопросом: «Как лучше организовать процесс обучения и материал, чтобы донести его до ученика?»
Учениками могут быть совершенно разные люди:
малыши на подготовке к школе;
подростки на кружках после уроков;
студенты колледжей и вузов;
специалисты, желающие прокачать карьеру;
представители «умирающих профессий»;
пенсионеры в рамках социальных проектов.
В зависимости от вводных специфика работы может сильно отличаться, поэтому сейчас в российском edtech нет единого понимания обязанностей методиста. Точнее, каждый интерпретирует их по-своему.
Взглянем на задачи, с которыми я сталкивалась в двух edtech-компаниях. Первая занималась дополнительным образованием школьников (назовём её ООО «Детство»), а вторая – профессиональной переподготовкой взрослых (ООО «Карьера»).
Методист в ООО «Детство» — мудрец:
Получает заказ на разработку курса «Программирование на Python».
Самостоятельно разрабатывает программу курса, начиная от глобальной цели, заканчивая детализацией образовательных результатов на уровне этапа урока.
Самостоятельно разрабатывает все уроки курса. Каждый урок включает в себя множество задач, которые будут решать дети, и материалы для учителя.
Самостоятельно загружает материалы на обучающую платформу. Для каждой задачи настраивает автопроверку с тест-кейсами. В каждом уроке порядка 25 задач.
Ведёт карточки уроков в Jira, где проводит задачи через этапы: разработка, ревью ведущего методиста, редактура, QA, публикация, выдача материалов на перевод.
Осуществляет поддержку разработанного образовательного продукта. Коммуницирует как с другими отделами, так и с непосредственными пользователями: учителями и учениками.
Получается, методист в ООО «Детство» — настоящий многостаночник. Он самостоятельно закрывает большинство задач без привлечения разнообразных экспертов. Это возможно, если у методиста есть хорошее понимание предмета (например, опыт преподавания информатики в школе) и знание возрастных особенностей.
Методист в ООО «Карьера» — хранитель:
Получает заказ на разработку курса «FS разработчик на Python».
Вместе с признанным экспертом из индустрии формулирует цель обучения и выделяет его компоненты. Каждый компонент уточняется в вихре из «глупых» вопросов методиста и «мудрых» советов эксперта.
Вместе с экспертами (их также называют «авторами») методист разрабатывает все модули курса. Модуль — это одна неделя обучения.
Каждый модуль рождается в танце автора и методиста. Почему выбрана именно такая метафора? Потому что никогда заранее не известно, какой танец вы будете танцевать — классический вальс, безумное танго или чувственное соло.
В танце методист выплёскивает методики обучения с доказанной эффективностью, а автор — фреймворки и практики из индустрии. При этом методист погружается в фуллстек, а автор познаёт образовательные технологии.
В результате танца рождается документ с изложением всего модуля. Он направляется техническому специалисту для загрузки на LMS.
После того, как контент изучается студентами, осуществляется оценка образовательного продукта. Метрики могут быть разными, например, NPC.
В таких компаниях методист не может вытянуть курс в одиночку, ведь он не обладает глубокими знаниями по какой-то профессии, кроме своей. В этом ему помогают эксперты, и тут важно выдержать баланс. Если эксперт перетянет одеяло на себя, то курс окажется неподъёмным для новичков. Если методист — то интересным и легким, но не помогающим обрести профессию.
Это далеко не единственные интерпретации профессии методиста. Помогает ли представленная выше программа переподготовки получить работу в этих компаниях — решать вам.
Подведём итоги
Современный edtech очень неоднороден. В нём есть всё: от онлайн-задачников по математике до модных лайфстайл-лекториев. В зависимости от сегмента меняется и роль методиста в разработке курсов. Вместе с этим есть несколько универсальных тезисов:
Любой методист должен хотеть и уметь погружаться в тему образовательного продукта. Вдохновение и знание методик обучения не являются залогом качественного обучения.
Восприятие методиста как образовательного менеджера не ведёт ни к чему хорошему. Если вы хотите управлять образовательными проектами, становитесь продактом, а не методистом.
Методист — это про ежедневную и монотонную работу по созданию контента, а не модные слова «методолог» и «педагогический дизайнер». Лучшие качества методиста: усидчивость, терпение, внимание и бесконечная рефлексия.
Если вы присоединяетесь к edtech-компании в качестве junior специалиста, то всё вышеперечисленное отходит на второй план. Первое время вы будете помогать делать контент другому методисту и творчества в вашей работе будет мало.
Совпало ли ваше восприятие профессии методиста с тем, что вы узнали? Учат ли вашей профессии в знаменитых онлайн-университетах? Как вы к этому относитесь?